ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Почти идеальное путешествие
Австрия, Италия, Хорватия, Словения
Июль 2015

 

Да-да, так оно и было на самом деле… Почти идеальное путешествие. Почему «почти»? Ну, потому что идеала-то не бывает. А так все к тому стремилось. Все три недели меня не покидало ощущение, что нас ведет какая-то невидимая сила, помогая осуществить все задуманное, подсказывая, направляя. Нам сказочно повезло с погодой. Если не считать нескольких невероятно жарких дней и один дождь чуть-чуть не к месту. У нас не было проблем с машиной. Дорога была легкой и приятной. Мы смогли побывать почти везде, где запланировали. Наверное, процентов на 95. Что, как согласится со мной любой самостоятельный путешественник, цифра весьма внушительная. Всегда планируешь больше, чем можешь осилить, гораздо больше. Остальные 5% не удались из-за небольшого форс-мажора в конце (но обо всем по порядку). Как к этому относиться? Считать, что повезло или похвалить себя, сказав: «Ай, молодцы! Как планировать путешествия научились!» И то, и другое, пожалуй. Опыт — штука наживная. И с каждым путешествием его все больше… А везет тому, кто везет… И не боится немножко рискнуть ради острых ощущений…

Вообще, изначально это путешествие должно было быть совершенно другим. К океану. Во Францию. Сколько раз, читая Акунинскую «Сокол и ласточка» я представляла себе суровые бастионы пиратской крепости Сен-Мало. Как же часто видела я во сне беснующиеся волны Ла-Манша, разбивающиеся о скалы Этреты… И искрящийся на солнце Берег розового гранита… И отлив у монастыря Мон-Сен-Мишель… И себя, на берегу ветреного Канкаля, запивающую устрицы вином совершенно по-пиратски, прямо из горлышка бутылки… Маршрут по Франции был уже почти составлен, уже подобраны кемпинги для ночевок. Прекрасный месяц заслуженного отдыха… Но экономическая ситуация диктует свои правила. Прикинув примерный бюджет, мы поняли, что финансово потянуть такое путешествие сейчас будет довольно сложно. Нужно было уменьшать километраж, сокращать количество дней. А в случае с Францией это было нерезонно: слишком большие расстояния. Поэтому решили пока поездку-мечту отложить. До лучших времен. А взамен очень быстро придумался не слишком дальний и относительно бюджетный маршрут в Хорватию через Австрию и итальянские Альпы. В прошлую поездку мы слишком мало были в прекрасной Австрии, хотелось посмотреть ее прицельно, побывав в Вене и Зальцбурге, оттянувшись на озерах, попутешествовав по ущельям и замкам и закрыть гештальт, проехавшись по Гросглокнер штрассе, чего не удалось нам в прошлый раз. А потом махнуть куда-нибудь на хорошее море, очень уж мы по нему соскучились. Хотелось снова в Черногорию, но выходило далековато. Какое-то время думали о Словении. Но побережье там совсем маленькое, поизучала, почитала, посмотрела и поняла — не то… Остановили выбор на хорватской Истрии: и место хорошее, и ехать близко. А потом на форуме Винского мне попались на глаза несколько отчетов о трекинге в Доломитовых Альпах, и — все, я заболела… Вот так в маршрут добавились еще и Доломиты, тем более, что вписывались они идеально. Обратная дорога тоже обещала множество приятностей: пещеры и замки Словении и уютная Любляна на закуску… На все про все — 3 недели и немногим более 5000 км (в реале вышло 5500). В этот раз в путешествии городов получилось совсем немного, основная часть достопримечательностей была природная… Маршрут получился очень насыщенным и невероятно красивым. Каждое место само по себе тянуло на шедевр, а в поездке они сменялись друг за другом в каком-то немыслимом калейдоскопе. Это создавало ощущение не прекращающегося волшебного сна. Иногда эмоции от увиденного так зашкаливали, что выплескивались наружу слезами. Как защитная реакция, как предохранитель от «короткого замыкания»… Однако, вступление, похоже, затянулось. Не перейти ли к самому путешествию? :)


День 1. Старт был назначен на субботу 27 июня. Вещи упаковали с вечера, утром только захватили кое-какие продукты в автомобильный холодильник. Мы его купили еще зимой, и опробовать приобретение предстояло в поездке. Выехали в 5 часов утра. Первое фото — уже традиционное: Митя и Дармедонт в предвкушении путешествия.


     


Рассказывать тут особо нечего. Дорога летела легко, если не считать дождя, который буквально заливал нас всю Полтавскую область. И, хотя говорят, что уезжать в дождь — хорошая примета, он все же не радовал. Лето в этом году было какое-то неустойчивое. Ужасно не хотелось дождей в путешествии. Для отдыха с палаткой это настоящее бедствие. Но ближе к Киеву небо стало потихоньку проясняться…

     


Останавливаться для перекуса за Киевом уже стало почти традицией. Не без труда отыскали то же место, где останавливались два года назад, когда ехали в Италию. Пообедали, покормили заглянувших на огонек рыжих псов, а потом нашли совсем рядом со столиками землянику, которая стала отличным десертом…



Где-то ближе ко Львову остановились на придорожном рынке, купили немного молодой картошки впрок, малину и чернику. Обожаю покупать в дороге что-нибудь вкусненькое. А потом ехать в машине, смотреть на бегущую дорогу, ощущать, как ветер на скорости врывается в открытое окно и это самое «вкусненькое» есть. Незамысловатое счастье…

…За день мы планировали доехать до границы, попасть в Польшу, добраться до Жешува и там заночевать. В общей сложности 1170 км. В Жешуве забронировали очень дешевое жилье. Две предыдущие поездки мы жилье заранее не бронировали. На трассе всегда можно что-то найти. Но по цене выходило дороговато. А в этот раз бюджет у нас был сильно ограничен, приходилось экономить. Поэтому я отыскала в Жешуве пристанище за 25 евро на троих с завтраком, что выходило едва ли не дешевле кемпинга.

Мы очень надеялись, что приедем в Жешув не слишком поздно и, если будут силы, сможем еще прогуляться к ратуше. Но быстро пройти границу в этот раз не получилось. Трасса в районе Краковца была практически пустая, но на подъезде к границе выстроилась довольно большая очередь. Правда, мы как-то не сильно расстроились. Вообще в этой поездке старались ничего не принимать близко к сердцу. Ну очередь — так очередь… До 20 июля мы совершенно свободны… А виза так и вовсе у нас до конца года... Пока стояли, достали остатки домашней еды, налили кофе из термоса, поужинали в машине. Простояли около двух часов. В общем, не так уж и много…

…Саму границу в этот раз прошли легко. Обычно поляки любят спрашивать о цели поездки, требовать показать бронь жилья или письмо-приглашение. Но тут наши скромные персоны их мало интересовали. И вот мы свободны! Потому что как только пересекаешь границу, это чувство абсолютной свободы тебя буквально накрывает с первых же секунд. И больше уже не отпускает…

…И снова нам не удалось въехать в Польшу по светлому. В сторону Жешува ехали уже в плотных сумерках. Очень надеялись, что трассу на Краков полностью закончили. Но таки нет, остался еще совсем маленький участочек узкой дороги в 40 км перед Жешувом. А так — не дорога, сказка! Очень смутно помню, как мы крутились по улочкам Жешува в поисках нашего ночлега. Сильно сказывалась усталость и недосып накануне поездки. Помню только, что, на удивление, на улицах было очень людно. Хотя обычно к десяти вечера улицы подобных европейских городков вымирают…

…Так называемый отель был похож скорее на общагу: крошечная комнатка с тремя старыми кроватями, душ и туалет на этаже. Но мы и не строили никаких иллюзий на его счет. Еле-еле доползли до душа — и спать! Устали все…

День 2. …Утром нам пожарили яичницу со свежими овощами, сварили отличный кофе, добавив к нему корзинку свежих булочек, масло и джем. О, эти польские джемы! Только в отпуске могу себе позволить так отрываться…

…После завтрака быстро собрались, закинули вещи в машину и отправились чуть-чуть прогуляться по еще сонному пустому городу.





Жешув — милый городок. Как, впрочем, все польские городки. Это административный центр Подкарпатского воеводства. Областной центр по-нашему. Вышли на рыночную площадь к ратуше. Все очень симпатично и уютно.


Ратуша была построена в XVI веке, но позже неоднократно перестраивалась. Поэтому выглядит весьма занятно благодаря смешению разных стилей.


     


Всевозможные театральные и музыкальные фестивали — не редкость для Жушува. Вот и сейчас на площади установлена сцена и скамейки.


Здесь же проходит какая-то фотовыставка. Походили, поглядели…



     



Поставили штатив и сфотографировались все вместе на память. Площадь совершенно пустая, некого даже попросить сфотографировать…


Еще чуть-чуть побродили по улочкам вокруг площади, заглянули в собор. В соборе служба, народу — полный зал. Так вот где весь город! И правда, сегодня же воскресенье!


     



Вернулись к машине, сели и покатили в сторону Кракова. Ох, и трассу же отгрохали поляки! Любо-дорого посмотреть. А как классно ехать — и не передать. Два года назад она была готова только кусками, ехать было тяжело из-за постоянных ошибок навигатора. В этот же раз долетели до Кракова часа за два. Покрытие — сказка. Любое попадание колеса на обочину или разделительную полосу сопровождается довольно ощутимым скрежетом: не заснешь и не зазеваешься. Разметка и указатели интуитивно понятные. Мосты и развязки — фантастические! Вдоль трассы, на некотором расстоянии от нее, через леса и поля — асфальтированные велодорожки. Причем, с двух сторон. Сетки от диких животных — само собой разумеющееся! Одним словом, мы были под впечатлением…






В Краков мы заезжали ради Декатлона. Решили покупать себе новую палатку. Наш «Пингвин» в прекрасном состоянии и прослужит еще не один год, но захотелось жить в кемпингах с большим комфортом. Устали от низкого тамбура. Представили, что если погода будет дождливой, с приготовлением еды и самой едой возникнут большие проблемы. А высокий, в полный рост, тамбур — это решение многих проблем. Там можно и стол со стульями поставить, и еду приготовить при необходимости. Да и возможность переодеваться, стоя в полный рост, дорогого стоит… Плюс в присмотренной нами модели был еще и пол в тамбуре, что позволяло не ставить коробки с вещами на землю, и помогало меньше тащить песок в спальню.

Кроме палатки, набрали еще кучу всего: кроссовки Диме, спортивные сандалии и куртку Машке, трекинговые палки, всякие «примочки» для велосипеда, велофутболки, фонарик… Еще чуть было Машке скейт не купили, но тут, главное, вовремя остановиться… С финансами в этот раз было крайне не густо. Но, как не крути, а спортивные товары лучше покупать все же в Декатлоне, чем в нашем Спортмастере…

…Кроме Декатлона нас интересовал продуктовый супермаркет. В Польше очень удобно покупать продукты на весь срок путешествия (рыбные консервы, тушенку, паштеты, джемы, колбаску, рис и т.п.). Цены в пересчете примерно, как у нас, а то и ниже, а качество несравнимо лучше… Хотели заехать в Бедронку, но рядом с Декатлоном обнаружился Carrefour. Эта сеть французских супермаркетов мне нравится. Один минус в нашем случае: супермаркеты ну очень большие, выбор огромный, а это значит, что придется потратить на магазин уйму времени. А лишнего времени у нас нет: к вечеру должны быть в Вене. Но делать нечего, идем в Карфур. Прогуляли там часа два, наверное. Набрали всякой еды и впрок, и на ближайшие 3-4 дня. Теперь же у нас есть автохолодильник! Так что взяли разных колбасок для гриля. И пива конечно! Холодильник, как выяснилось в дороге, сильно не морозит, но охлаждает хорошо. Очень он нас выручал в путешествии. С ним качество бродячей жизни существенно улучшилось...

Притащили сумки к машине. А там дождь! Распихали кое-как все припасы по багажнику. Глядим — время обеда подошло. Мне, конечно, ужасно хотелось завернуть в какое-нибудь маленькое придорожное кафе и там пообедать. И обязательно заказать журек. Потому что при всей моей нелюбви к супам, ради польского журека я готова на все. Но искать придорожное кафе на трассе — это утопия. Вздумай мы сейчас колесить по Кракову в поисках обеда, потратили бы на это уйму времени. А время поджимает. Слишком много его ушло на магазины. Пришлось топать обратно в торговый центр. Там, внутри, целая толпа самых разных фастфудов, примерно, как у нас в «Караване». Только выглядит еда куда аппетитнее. Одна беда: не сильно понятно, как тут за все расплачиваться. Дело в том, что в фастфудах и столовых за границей часто действуют необычные для нас системы оплаты. С некоторыми из них мы сталкивались. Есть, например, система, когда ты платишь только за мясное блюдо, а гарниры и салаты берешь любые и сколько хочешь. Есть система фиксированной оплаты «за большую тарелку» и «за маленькую тарелку». Сколько на тарелку положишь — все твое. Есть оплата за вход, а там уже ешь, что твоя душа пожелает. А в этот раз мы узнали об еще одной системе оплаты. 100 граммов любой еды стоит 3 злотых. Все. А что уж ты там себе на тарелку положишь — мясо или овощи, или вообще каждого блюда понемножку — дело твое. Выбор огромный, такой себе шведский стол. И по цене выходит достаточно бюджетно. И очень-очень вкусно!

…И поехали дальше, в сторону границы с Чехией. Перед самой границей стали на заправке попить кофе и купить чешскую виньетку. Даже не знаю почему, но мы обожаем пить кофе на заправках в пути. Есть в этом какая-то щемящая романтика дороги…


Дальше наш путь лежал через Чехию. Этой же дорогой мы ехали и во время нашего путешествия 2013 года. Но почему-то с той поездки я совершенно не запомнила, какие же красивые пейзажи здесь открываются глазу. Не зря Южная Моравия — излюбленное место фотографов-пейзажистов. Сюда даже специально организовывают фототуры. Сельские пейзажи потрясающие: холмы, поля, цветы, деревушки и маленькие городки… Особенно, когда вечернее солнце просвечивает сквозь облака, создавая совершенно волшебное освещение. Но устраивать фотосессии нам было некогда. А жаль…





…Около 6 часов мы были почти у границы Австрии. И тут навигатор повел нас какими-то странными узкими и совершенно пустынными дорогами через леса и поля. И мы даже не заметили, в какой момент пересекли австрийскую границу. Не знаю, есть ли здесь альтернативная дорога, но та, по которой мы ехали, сказочно красива. Пшеничные поля, огромные ветряки, выкрашенные в цвета австрийского флага, и закатное солнце… Ветряки просто поражают воображение, настолько они колоссальные. Словно стоят в поле великаны и машут руками-лопостями. И нет вокруг ни людей, ни машин… Не удержались от соблазна остановиться на 10 минут и полюбоваться этой красотой…










Потом дорога на Вену и около 8 часов вечера мы были у ворот кемпинга…



Ворота открыты нараспашку, но на ресепшене пусто, он работает до 6. Мы в легком замешательстве думаем, как нам быть. Но тамошние туристы подсказывают нам, что можно поставить палатку на любое приглянувшееся место, а с администрацией пообщаться уже завтра. Этот кемпинг (как и все кемпинги в этом путешествии) я подбирала заранее. Называется он Neue Donau. Вообще, в Вене несколько кемпингов, расположенных с разных сторон города. Все они достаточно удобны для прогулок по городу. Но я остановила свой выбор именно на Neue Donau потому, что он, как казалось, стоит на Дунае и был нам по пути. Как оказалось позже, кемпинг находится не на Дунае, а возле одного из каналов, которых в Вене достаточно много. И называется по имени канала — Neue Donau. А вокруг — скоростные автострады, мосты, промышленная зона. И хотя в целом к кемпингу у нас особых претензий не возникло, это был, пожалуй, худший кемпинг из тех, где мы были в эту поездку. Причем, я даже не могу сформулировать, что именно не понравилось. Вроде бы все санузлы и души прекрасные, и даже холодильник есть и кухня с электроплитами, чего раньше нам в кемпингах встречать не доводилось, и территория неплохая. Но как-то все не слишком ухоженное, что ли… Контингент, в основном, молодежь. А это всегда накладывает свой отпечаток…

…Но все это мелочи. Мы добрались — вот оно счастье! Пошли выбирать место. В уголке кемпинга стоят палатки почти вплотную друг к другу, рядом, на стоянке, машины. На схеме написано, что именно это место и предназначено под палатки. А остальные просторные полянки — для автодомов. Но свободных мест на этих полянках полно. И там стоят не только автодома, а и обычные автотуристы с палатками. Подумали-подумали, да и решили тоже там расположиться. Все же 4 ночи стоять… Но прежде, чем ставить палатку, по пиву…



…Сегодня на ужин у нас были запланированы польские колбаски. И хотя время уже позднее, решаем их все же жарить. А куда нам спешить?



…Пока готовили ужин, подошли к нам два соседа-немца. Спрашивают, мол, Украина? Да, говорим, Украина. Вай-вай, молодцы, и все в таком духе. Перекинулись парой тройкой фраз, и тут немец спрашивает, нужны ли нам лук, паприка, лимоны… Мы в легком недоумении: в каком смысле? Ушли. Вернулись с большой картонной коробкой полной овощей и фруктов: картошка, салатный лук, лимоны, огромный красный перец, яблоки, персики, чипсы… Оказывается, они завтра утром уезжают, а это осталось, хотят нам отдать. Мы немного засмущались, но приятно, черт возьми! В свою очередь подарили им бутылку украинской горилки с перцем. Обычно возим с собою пару бутылок для презентов. Все остались довольны. Правда, последнюю ночь наша соседская компания провела довольно бурно, с музыкой до середины ночи. Но отчего-то это совершенно не вызывало раздражения. Да и музыка была отличная…

День 3. Спали плохо. Первая ночь в палатке часто так у нас и проходит. Плюс ночью было шумно. Плюс замерзли. Ночь была ощутимо прохладной, а более-менее теплый спальник только у меня. Два других — летние. В пору задуматься: а как же мы собираемся выживать в кемпингах в горах?


На улице довольно прохладно и пасмурно. Сварили кофе, позавтракали польской молочкой, помахали на прощание уезжающим соседям, нарезали ветчины, колбаски, сыра, хлеба и паприки для дневного перекуса в городе и выдвинулись из кемпинга…

На ресепшене купили венские карты на 78 часов. Стоят они 21.90 и дают возможность ездить на всем городском транспорте плюс предоставляют скидки на большинство музеев. Проезд ребенка тоже автоматически туда входит. Сначала мы думали просто купить проездные на транспорт. В Австрии действует интересное правило: в дни школьных каникул школьники ездят в транспорте бесплатно. Но каникулы в Австрии на тот момент еще не начались, нужно было брать проездной и Маше. Выходило, что венские карты выгоднее. С недавних пор в Вене появился еще один вид венского билета. Купив его, можно бесплатно посетить почти все музеи, кататься по городу на экскурсионных автобусах и пользоваться транспортом (есть билеты с транспортом и без). Стоит такое удовольствие более 100 евро на человека. И довольно выгодно при условии, что ты собираешься пользоваться услугами экскурсионных автобусов и планируешь посетить за 3 дня, как минимум, 4-5 музеев. У нас не было столь грандиозных планов, так что нам вполне хватило обычной венской карты…

Пешком от кемпинга до метро — минут 15-20. Это очень удобно, потому что позволяет при желании гулять по городу допоздна, а потом без проблем добраться «домой».


Система общественного транспорта в Вене — потрясающая! Включает в себя метро, трамваи, автобусы и городские электрички. Часто рельсовый транспорт так переплетается между собой, что и не поймешь сразу, на чем ты едешь… Линий метро много, они довольно запутанные, но разобраться в схеме очень и очень легко. Каждая линия имеет свой цвет, который обозначен на схемах и на всех указателях внутри подземки. По цвету можно сразу определить, на какой линии ты находишься, и сориентироваться. Внутри нет колонн из мрамора, но зато все очень удобно и комфортно организовано. «Вам шашечки или ехать?»… Разные линии подземки находятся на разных уровнях, попасть с одного уровня на другой можно при помощи эскалаторов, лестниц и лифтов (для инвалидов, мам с колясками, да и простым смертным пользоваться не возбраняется). В переходах с линии на линию полно кафешек, кондитерских и всяческих фастфудов. В метро можно заходить как угодно: можно с собаками, с самокатами, с велосипедами. На перронах очень просторно, места хватит всем. Давки там не бывает даже в часы пик, даже учитывая сотни тысяч туристов… Вход в метро совершенно свободный, никаких проверяющих турникетов нет. Но контроль есть. Мы встретили контролеров всего однажды, на выходе из метро. А в другой раз ошибочно приняли за контролеров служащих подземки, которые в часы пик стоят на перроне и очень вежливо просят пассажиров распределиться по всей длине поезда, а не скапливаться у одного вагона… Вена считается одним из самых комфортных городов для жизни. И транспортная система подтверждает это на все 100!





Начать знакомство с Веной решили с Шенбрунна, потому что в понедельник он точно работал. Находится дворец в стороне от центра, ехать до него с нашей окраины оказалось не близко…

Вышли из метро, пошли ко дворцу, озираясь по сторонам…





Шенбрунн — летняя резиденция австрийских императоров Гбсбургов, одна из главных имперских достопримечательностей Вены. Считается одним из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Европы. Есть несколько разных вариантов входных билетов: только дворец, или дворец и дополнительно что-то еще в разных комплектациях. Мы остановили выбор на классическом билете, который включает в себя экскурсию по дворцу, посещение террасы Глориетт и паркового лабиринта. Подумывали еще сходить на штрудель-шоу. Но потом решили, что лучше мы за гораздо меньшие деньги поедим штрудель в каком-нибудь венском кафе. Не любители мы шоу…






…Взяли себе по аудиогиду (входят в стоимость) и пошли смотреть дворец. Для осмотра доступно 40 комнат и залов, аудиогид довольно подробно рассказывает о каждой комнате и об истории династии Габсбургов. Дворец роскошный, экскурсия познавательная но… какого-то сверхъестественного впечатления не произвело. Не потому, что не красиво или не интересно. Просто нам как-то милее не дворцы, а замки и крепости, простые городские улочки и природные достопримечательности. «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свобо-о-ды…» Как-то так… Фотографировать во дворце нельзя. Но для общего представления — пара картинок из Инета…



А вот парк очень приятный! Вышли из дворца и пошли бродить по парку.


     



     


На одной из боковых аллей нашли укромную скамейку и сели там перекусить…


Аллейки, газончики, ухоженные кустики, клумбы, фонтанчики, лотосы… Все очень мило…





Центральная аллея отделена от боковых аллей высокой живой стеной. Очень необычно смотрится…



     



На боковых аллеях длинные живые тоннели из сплетенных веток деревьев. Этих боковых аллей очень много, и можно ходить там практически в полном одиночестве, хотя на центральной аллее достаточно людно.


     



     




     




На одной из аллей мы были буквально атакованы белками. Эти совершенно непуганые австрийские животные и птицы не переставали нас удивлять. Увы, нам нечего было рыжим предложить. Орехов не нашлось, а есть печенье и хлеб они отказались…


     




Топаем дальше… Парк очень большой. Его общая протяжённость с севера на юг составляет 1 км, а с востока на запад – 1,2 км.


     




Очень красив фонтан Нептуна, завершающий главную аллею. Виды на дворец с «тыла» фонтана, сквозь струи воды — шенбруннская классика…







     



…Дальше — подъем к террасе Глориетт. Она стоит на холме над парком. Глориетт считается одной из лучших смотровых площадок Вены. С нее открывается завораживающий вид на Шенбрунн и город.






     









…На территории Шенбрунна находится зоопарк, самый старый в Европе и, по описанию, очень интересный. Люблю зоопарки, но в этот раз решили не идти. Не так уж много времени мы будем в Вене, а зоопарк — это минимум полдня. К тому же находились уже, ноги гудят. Спускаемся вниз и двигаемся к выходу, по пути заглянув еще в лабиринт. Вроде, детское развлечение, но мы с Машей порядком поплутали, пока нашли выход на небольшую площадку над лабиринтом, откуда можно понаблюдать за людьми внизу.








Еще одним мероприятием на сегодня мы запланировали музей естествознания. Потому что он тоже работает по понедельникам. Подумали, что Маше он должен понравиться. Снова садимся на метро и доезжаем до станции Volkstheater. «Народный театр», значит. А вот и он сам.


Музей естествознания был основан императором Францем I в 1889 году. Специально для императорской коллекции было спроектировано и построено здание. А напротив — стоит здание-близнец, в котором находится еще один, основанный императором, музей — художественно-исторический.




     


Но перед музеем очень хочется попить кофе. Заглянули в парочку кафе, посмотрели цены в меню и ужаснулись. Ну, это и понятно — самый центр Вены. Но кофе-то хочется! Хорошо, что у нас проезд бесплатный. Садимся на первый попавшийся трамвай и едем в сторону от центра. Через 5 или 6 остановок выходим и заворачиваем в приглянувшееся кафе. Конечно, стоимость кофе в 3,5 евро несколько обескураживает. Но по сравнению с центром это очень даже неплохая цена. Что ж, остаемся. Заказываем кофе, штрудели и еще кучу разных сладких вкусняшек. В Вене, как и положено, приносят вместе с кофе стакан холодной воды. Кофе, конечно, отменный. Выпечка тоже очень вкусная.



Ну вот, подкрепились, теперь можно и в музей. Пока шли к остановке, позаглядывали чуть-чуть в витрины. Очень известный австрийский сувенир — футболки вот с такими вот надписями. Говорят, что многие туристы, приезжая в Австрию, просят показать им кенгуру…



Возвращаемся на трамвае обратно и идем в кассу. Маше вход бесплатный. В Вене для детей и молодежи бесплатный вход во многие музеи. В некоторые — до 28 лет! Вот как нужно поддерживать образование на государственном уровне!



Музей естествознания Вены входит в десятку лучших музеев мира, а в ряду прочих музеев природы он считается чуть ли не лучшим! В коллекции музея более 20 миллионов экспонатов. Многие из них имеют не только научную, а и историческую ценность, так как входили в коллекцию Габсбургов. Начинаем осмотр с камней и минералов…


     




     




     


…Дальше большое количество экспонатов и стендов рассказывает о периоде зарождения жизни на Земле. Масса всевозможных окаменелостей. Скелеты динозавров и других вымерших животных поражают воображение…



     





А этот ящер здорово нас напугал. Стоял себе, стоял, а потом вдруг как зарычит, как задвигается и пасть к нам тянет! Сразу вспомнился фильм «Ночь в музее». Жутковато…


Что и говорить, музей потрясающий! И экспонаты, и само здание. Когда коллекция находится в такой великолепной обстановке, она и смотрится совсем иначе. Сказать по правде, здание музея природы (а потом и похожее здание художественно-исторического музея) мне понравилось куда больше, чем хваленый дворец Шенбрунн. Наверное потому, что здесь гораздо больше жизни…


     



Все разнообразие жизни на Земле — оно здесь! Даже нам, не специалистам, невероятно интересно рассматривать. Могу себе представить, что бы чувствовал здесь человек, по-настоящему увлеченный зоологией…



     




     








     




     











…Обошли все, местами довольно бегло. Потому что иначе здесь можно спокойно провести и целый день. Но время близится к закрытию. А нас уже буквально не держат ноги — так устали. Идем к выходу, не переставая восхищаться.

     


     



     


Нет, определенно нужно немного отдохнуть… Усаживаемся, а потом и укладываемся на газон возле музея и расслабляемся. Отдых на газонах — такое мы наблюдали и раньше. Но в Вене это как-то особенно развито! И именно здесь особенно классно! Потому что только в Вене трава настолько чистая, что не переживаешь даже за белую одежду. Здесь вообще нет пыли. Потому что любой ее источник присыпают сверху специальными опилками. Получается и чисто, и экологично одновременно. Такие газонные посиделки и «полежалки» мы устраивали потом постоянно. И это то, что доставляло в Вене огромное удовольствие!


     


     


А вообще, здесь это сплошь и рядом. Совершенно в порядке вещей. Свободный город, свободная страна, свободные люди…




…До кемпинга добрались чуть живые. Глядим — а рядом с нами почти такая же палатка стоит декатлоновская. На номера машины поглядели — москвичи… Тоже приехали поздно, как и мы, и вот теперь в замешательстве: можно ли ставить палатку на места для автодомов. Ну, говорим, мы поставили, пока никто не выгнал. Ну ладно, говорят, и мы поставим… Пока соседи лагерь разбивали, мы приготовили ужин, поели, помылись и улеглись спать часов в 10. Так устали, что сил больше ни на что не оставалось…