ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Австрия, Италия, Хорватия, Словения
Июль 2015

ЧАСТЬ 2: Вена

День 6. С утра были планы выехать пораньше. Но мы притормозили и не учли, что ресепшен открывается с 9. Нужно было с вечера рассчитаться и утром уже ни от чего не зависеть. Но раз такое дело, со сборами особо не торопились. Собрали вещи, сложили спальники и палатку, забрали продукты из холодильника и переложили их в автохолодильник. Немного расстроились, обнаружив пропажу двух упаковок плавленых бутербродных сырков (те, что треугольничками). Ну, в кемпинге много молодежи. Будем считать, что спасли каких-то студентов от голодной смерти )))

Пошли рассчитываться. Как и думали, заплатили за кемпинг больше, чем рассчитывали. Из-за того, что стали не на «палаточное» место, а на более просторный и удобный участок для автодомов. С одной стороны, обидно. С другой — жили комфортно, недалеко от душа, а не ютились на крошечной площадочке вплотную к другим палаткам… Еще у нас был скидочный 10% купон из римского кемпинга «Тибр», оставшийся с прошлой поездки. Оба кемпинга входят в некую сеть по всей Европе, и при наличии штампа из предыдущего кемпинга, в следующем можно останавливаться со скидкой. Так что горевали мы совсем недолго…

Нам действительно нужно было выехать пораньше. На сегодня был запланирован поход к водопадам Мюра (Myrafälle) и по ущелью Штайнванд (Steinwandklamm). Мы не знали точно, сколько времени может занять такой поход. А потом еще нужно успеть добраться засветло до альпийского городка Гёсль на озере Грундльзее, а это от водопадов почти 300км…

…Почти сразу за Веной начинаются горы. Они пока еще не слишком высокие, но ехать по живописной дороге среди скал и высоченных деревьев очень приятно. Вот и закончилась венская часть нашего путешествия. Началась альпийская…

К водопадам ехали по навигатору. А дальше уже и указатели появились. Оставили машину на бесплатной парковке и пошли искать вход.

Это место я нашла в одном из рассказов об автопутешествии по Австрии. Но ребятам, судя по рассказу, так и не удалось там побывать из-за сильного дождя. Погуглив, я пришла к выводу, что водопады Мюра и ущелье Штайнванд практически не известны нашим туристам — в русскоязычном Инете информации почти не было, кроме парочки скудных описаний. Было понятно, что пройдя водопады Мюра, можно потом еще прогуляться по ущелью и снова вернуться к водопадам, преодолев круговой маршрут. А ущелье, судя по фотографиям, было презанятное! Местами по маршруту проложены металлические лестницы, по которым нужно взбираться высоко вверх, а потом пролезать сквозь узкие проходы в скалах. Этот момент меня весьма заинтриговал, побывать в Штайнвандкламм очень и очень хотелось. Но вот точного времени прохождения маршрута мы не знали, а по карте выходило как-то совсем не близко. Решили, что разберемся на месте. Все же мы в цивилизованной Австрии…

Возле кассы мы были около 11 часов утра. Взяли билет сразу и к водопадам, и в ущелье. Так выходило дешевле. Хотя, стоимость природных достопримечательностей в Австрии не высока. Комплексный билет обошелся в 5 евро, а на Машу — всего 1,60. Попробовали узнать продолжительность маршрута. Кассирша сказала, что все займет около 4-5 часов. Прикинули, что вернуться к машине нам желательно не позднее 4 вечера. Времени, вроде, хватало, но было впритык. Ну, это мы тогда еще не знали, что нас ждет… Ладно, обо всем по порядку…

Вся территория у начала маршрута очень и очень красивая. Везде цветочки, какие-то миниатюрные игрушечные мельнички…

А вот так выглядит общая схема маршрута…

Водопады Мюра — это, скорее, не водопады, а целая система каскадов. Вверх по ущелью вдоль русла реки проложены дорожки, лестницы, мостики и переходы.

Пешеходный маршрут по ущелью был проложен еще в 1885 году. Если верить путеводителю, он состоит из 19 мостиков и восьми деревянных лестниц. Длина ущелья с водопадами около 600 м, перепад высоты небольшой, всего 70 м. Но по пути ты все время слегка поднимаешься вверх.

В ущелье приятно шумит вода, пахнет сыростью и прохладой. А там, на открытом пространстве, сегодня очень жарко. По ощущениям каждый день жара все усиливается… Проводить такие дни в тенистых местах возле воды — самое лучшее решение… И мы идем по мостикам и переходам, смотрим на водопадики, слушаем шум воды, радуемся почти полному отсутствию туристов. Наслаждаемся…

Ущелье с каскадами заканчивается, тропинка выводит нас к большому искусственному озеру…

…И вот здесь мы совершили первую ошибку. Если до этого тропинка была одна и все было совершенно однозначно, то теперь она раздваивалась: можно было пройти вперед вдоль озера, а можно было свернуть в лес и начать подъем на гору. Основная масса указателей направляла именно в лес. И вроде как Steinwandklamm там тоже значилось. Да, у нас была схема маршрута, выданная вместе с билетами. И, вроде бы, здесь все должно было быть интуитивно понятно. Но, оказалось, что это не так. У нас не было четкого понимания, куда идти дальше… В описании, найденном мною в Инете, было сказано: «Рядом с гестхаусом Jagasitz размещена карта, которая указывает дорогу в ущелье». Тропинка к гостевому дому вела вдоль озера. Но ведь указатель-то показывал вверх! И мы решили идти по указателю…

Бодренькая тропинка через густой лес вывела нас на большую поляну…

И здесь мы снова растерялись. Ну никак не получалось сопоставить карту и схему на плакате. Такие плакаты стоят во всех ключевых точках маршрута, они показывают общую схему и место, в котором вы сейчас находитесь. Судя по карте, мы находились в точке «8». Выходило, что из этой точки должно быть две тропинки: одна, тупиковая, на смотровую площадку на горе Хаусштайн, другая — к гостевому дому у озера, откуда и начинается дорога в ущелье. Но тропинка была одна! И вела она, по-видимому, на вершину. Если бы у нас было больше времени, мы бы просто пошли по ней на разведку, и, вероятно, отыскали бы ту самую дорогу, которая вывела бы нас в нужное место. Но времени было катастрофически мало, и мы решили вернуться опять к озеру и уже там спрашивать дорогу. В результате потеряли целый час драгоценного времени…

Вышли к гостевому дому на озере. Оказывается, что это совсем не Jagasitz, в чем мы были уверены, а Karnerwirt. Спросили дорогу у официанта в кафе. Он указал нам направление через луг. Там будут стоять очередные щиты с картами и указатели. Посоветовал идти не по желтой маркировке, а по синей — эта дорога интереснее.

Идем по тропинке, ориентируясь по синей маркировке на деревьях. Тропинка взбирается на горку и бежит среди деревьев по склону. Примерно через 10-15 минут она выходит на асфальтированную дорогу. Как мы потом поняли, желтый маршрут идет с самого начала по этой дороге и здесь маршруты сливаются. По дороге идти невыносимо жарко, солнце палит нещадно. Стараемся идти в тени деревьев вдоль леса.

По пути натыкаемся на загон с лошадками. Пони смешные, мохнатые, доверчиво тянут морды. Достали из рюкзака хлеб, пошли кормить. Оказывается, ограждение под напряжением. Ток, конечно, небольшой, но от неожиданности, когда первый раз случайно касаешься рукой проволоки, пугаешься. Потом мы много раз видели в Австрии такие заборы, позволяющие выпасать скот без присмотра — никуда не разбежится…

Вокруг — просторы, простые, сельские, умиротворяющие пейзажи… И все было бы прекрасно, если бы не такая жара. А как долго еще идти до входа в ущелье — не ясно…

В конце концов, дошли до гостевого дома Jagasitz. Вот аж где он, оказывается, а вовсе не на озере!

И тут мы совершили вторую ошибку… До сих пор не могу понять, как мы умудрились не правильно сориентироваться. Ведь не первый раз в горах. Просто затмение на всех какое-то нашло. Такого с нами не случалось никогда ни до, ни после… Думаю, что здесь сыграло с нами злую шутку еще и не знание немецкого языка. Читать географические названия по-немецки довольно сложно, понимать их и того сложнее. Если внимательно посмотреть на карту, видно, что красная точка под цифрой 6 (Вы здесь!) находится вверху. Т.е. карта, по сути, перевернута. Мы же были абсолютно уверены, что стоим «внизу» (стереотип восприятия) и перед нами развилка из двух маршрутов: синего и желтого. Т.к. идти нужно по синему, мы свернули вправо от развилки, уверенные, что идем в ущелье, а на самом деле — совершенно в другую сторону…

Довольно долго мы шли через лес. Но червячок сомнения не переставал шевелиться внутри. Почему-то по пути мы не встречали ни одного указателя с названием ущелья… И ни одного человека! Даже дорогу уточнить не у кого. Потом остановили какую-то залетную машину, и паренек уверенно сообщил нам, что идем мы правильно и где-то там, впереди, будет поворот налево и дорога приведет нас к гостевому дому с детской площадкой (видимо к Jagasitz?) В общем, еще один супер-топограф… И нам бы прямо с того места развернуться и пойти обратно… Но нет, мы поверили, и упрямо пошли дальше…

Лес закончился, мы вышли на открытое пространство. Тропинка по-прежнему бежала вперед, никаких поворотов налево не было… Было понятно, что нужно возвращаться. Но возвращаться — это значит признать свое поражение, ведь так? Времени-то на ущелье уже совсем не оставалось… Решили пройти еще немного…

Шли-шли, и уткнулись в забор частной территории. Дальше дороги не было…

На часах — почти два часа дня. Силы на исходе — хождение по жаре сильно выматывает. Но делать нечего — возвращаемся! Иду впереди бодрым шагом, чтобы поддержать еле плетущуюся Машу и рассказываю, что это же просто обидно не увидеть ущелья хотя бы одним глазком. Ведь мы же так мечтали полазить по тем невероятным лестницам, что такого приключения у нас еще не было! И что мы сейчас вернемся на развилку и подумаем о том, возвращаться ли к машине или все же рискнуть и дойти хотя бы до начала ущелья, поглядеть на него, а потом уже назад… Ну ведь действительно было обидно до слез!

В общем, вернулись мы обратно к Jagasitz. Конечно, теперь мы без проблем разобрались в схеме и нашли нужную дорогу. Разум подсказывал, что нужно возвращаться к машине. До нее ведь тоже еще путь не близкий. Но врожденный дух авантюризма подталкивал вперед. И мы пошли! Дорога резко уходила вниз. Мы шли все дальше и дальше, спускались все глубже и глубже, понимая, что вернуться назад этой дорогой, если мы передумаем идти по ущелью, теперь уже будет крайне тяжело…

В общем, дотопали мы, наконец, до входа в ущелье.

Здесь у нас два варианта: возвращаться назад, долго и нудно взбираясь на гору, затем еще топать час по жаре и ехать в Гёсль с внутренним ощущением неудовлетворенности, либо идти таки в ущелье, рискуя умереть от усталости, выбиться из графика и искать ночевку где-то по пути. Решили пообедать, а заодно и подумать. Понятно, что выбрали второе…

Ну и вот оно, вожделенное ущелье Штайнванд! Времени у нас совсем мало, идем в быстром темпе, не тратя время на отдых по пути…

…Ущелье потрясающе красивое и, не смотря на цивилизованные мостики, выглядит достаточно диким. Здесь нет людей, совсем. За все время прогулки по ущелью мы встретили всего одного туриста…

Тропа постепенно поднимается вверх, идти не сложно, но сильно ощущается усталость. Плюс утомляет темп, который мы взяли…

А вот и те самые лесенки показались впереди. Карабкаться по ним местами непросто и достаточно страшно. Но мы же этого хотели, ведь так? Этот кусок маршрута на схеме выделен красным цветом…

Самую страшную лестницу, которая уж и не знаю сколько метров высотой, можно обойти, поднявшись по другой, не такой длинной. Мы обошли, а Маша, конечно же, полезла…

В скалах есть небольшие пещерки и проходы, помогающие преодолеть маршрут. Они называются Türkenloch — «турецкие дыры». Путеводитель гласит, что название этих сквозных пещер происходит от событий 1683 года, когда Османская империя воевала с австрийцами. Когда турки осадили Вену и окрестности, мирные жители скрывались и в этих пещерах также. Но турки заметили дым от костров, который выходил из пещер, обнаружили скрывающихся австрийцев и убили их. В 1981 году эти природные достопримечательности Австрии были исследованы. Здесь провели археологические раскопки, в результате которых обнаружили глиняную посуду, монеты, черепки и кости.

Ну, вот мы и поднялись из ущелья, взобравшись на самый верх… Очень красиво здесь! Устроили небольшой привал, чтобы чуть-чуть отдышаться. Футболки настолько мокрые, что буквально прилипли к спине…

…Теперь почти бегом вниз, а потом по уже знакомой дороге с тракторами и лошадками…

Чтобы сократить путь, назад идем не через водопады, а по более короткой и очень крутой тропинке. Ноги от усталости уже совершенно отказываются подчиняться: подворачиваются на спуске, скользят. Сначала упала Маша, потом и я… Последние метры до машины кажутся просто не преодолимыми…

Пришли… Ура, мы это сделали! Нет, это нужно так уметь, чтобы превратить относительно несложный, в общем-то, маршрут в экстремальное приключение… Ну да, могём )))) Падаем на траву возле машины совершенно без сил. Смотрю на свою черную футболку, а она вся совершенно белая от проступившей соли… А впереди еще почти 300 км дороги… С наслаждением пьем кофе из термоса, немного приходим в себя, смеемся, вспоминая наши сегодняшние приключения и удивляемся, что могли так и не побывать в таком потрясающе интересном ущелье… Все, пора ехать дальше!

…Потом была очень красивая дорога среди гор, альпийских долин и деревушек. Закатное солнце так причудливо освещало все вокруг, что горы казались прозрачными и живыми…

…Подъехали к озеру Грундльзее, где-то здесь, на берегу, должен быть наш кемпинг. Смотрим по сторонам, затаив дыхание: до чего же красиво! Навигатор приводит нас точно к табличке с указателем на кемпинг.

Кемпинг «Гёсль» совсем небольшой, людей много, палатки и машины стоят вплотную друг к другу. Это и понятно: июль — уже сезон для отдыха на альпийских озерах. Нам находят место рядом с маленькой палаточкой чеха, путешествующего на мотоцикле…

Не смотря на большое количество людей, мне здесь ужасно нравится. Красота вокруг просто завораживает. Под ногами ярко-зеленая густая трава, уже покрытая вечерней росой. Я разуваюсь, и весь вечер, пока мы разбиваем лагерь и готовим ужин, хожу босиком, ощущая ногами какую-то совершенно блаженную прохладу, идущую от земли…

Появляется стойкое ощущение, что это — рай… И мы сходу решаем пробыть здесь два дня вместо планируемого одного. Потому что один день в раю — это слишком, слишком мало…