Прошлым летом я с детьми перебирала на даче старые журналы и книги в поисках интересных картинок для аппликаций. Открыла одну из книг, потрепанную школьную хрестоматию, и сердце в груди вдруг сжалось и забилось чаще. Между пожелтевших страниц застыло маленькое чудо – засушенный цветок сон-травы. Яркие краски поблекли, местами поломались и осыпались крошечные листочки. Но одно прикосновение к опушенному стебельку всколыхнуло в душе целую бурю воспоминаний двадцатилетней давности… Киев, Пуща-водица, любимая бабушка… Именно она тогда сорвала и засушила для меня этот цветок. И сразу вспомнилось, как вместе с бабушкой делали мы гербарии, укладывая растения между страниц толстых книг, сколько приятных минут доставляли мне эти занятия… Маленький, милый мохнатик, как звоночек из детства…
… Занимаясь и играя с детьми, мы порой даже не можем представить, насколько важным и значимым может стать для малыша то или иное занятие. Ну, подумаешь гербарий! Казалось бы, что тут интересного? Еще и как интересно! Да и польза сомнений не вызывает. Посудите сами. Собирая растения, ребенок попутно их изучает: как называются, выглядят, где растут. Обрабатывая собранный материал, учится быть аккуратным, последовательным, доводить начатое дело до конца. Оформляя гербарий, малыш развивает творческие способности, работает со справочной литературой, узнает, что многие растения используются в медицине. Гербарий, сделанный своими руками – это предмет особой гордости для ребенка, собственный мини-музей. И, конечно, не стоит забывать о воспитательной цели такого занятия. Это прекрасный повод поговорить об экологии, Красной книге, бережном отношении к природе, о том, что все живое связано между собой и одинаково ценно…
Если вы с малышом решили заняться изучением растений, то нелишним будет сделать гербарную папку. Для этого вам понадобятся два плотных картонных листа формата А4 и старые газеты. Складываете листы картона вместе и проделываете на двух противоположных сторонах по два отверстия. В отверстия вдеваете шнурки. Между картонками закладываете сложенные вдвое листы газет, такого же размера, что и обложка папки. Теперь, во время прогулки, вы сможете разложить каждое собранное растение в отдельную “комнату” из газет, благодаря чему оно лучше сохранится. Завязываем шнурки на папке – получаем временный пресс. Для сбора растений совсем не обязательно выделять специальное время. Можно заняться этим во время обычной прогулки в парк, поездки в лес, семейного пикника на берегу реки, отдыха в деревне или на море… Кроме гербарной папки вам может понадобиться небольшая лопатка для выкапывания растения. Ее с успехом может заменить, например, ложка. Собирать гербарий нужно в местах большого скопления растений, лучше в период их цветения. Не стоит выкапывать одиночное растение, что бы не навредить данному виду.
Начните с тех представителей растительного мира, которые хорошо известны ребенку. Например, с подорожника, клевера, одуванчика. Вместе с малышом найдите неповрежденные растения среднего размера, аккуратно выкопайте их с корнем, тщательно отряхните землю. Рассмотрите с малышом свои трофеи, поговорите об их строении. Помните, что ваш образец должен поместиться на альбомный лист, но обламывать слишком длинный стебель нежелательно, что бы не исказить представление о растении. У вьющихся растений стебель можно свернуть, у высоких трав – согнуть несколько раз так, что бы образовались острые углы. Сложите свои находки в папку и продолжайте “охоту”.
Придя домой, постарайтесь сразу рассортировать собранные растения. Иначе они подсохнут, и потом будет тяжело придать им нужное положение. Сушить растения можно несколькими способами. Самый правильный из них одновременно и самый длительный. Растения аккуратно расправляем, стараясь придать им естественный вид. Отдельные листики можно специально отогнуть, что бы была видна нижняя сторона, которая у многих растений имеет другой цвет и опушение. Между растениями прокладываем газеты и бумажные салфетки, сверху помещаем несколько тяжелых книг и оставляем на две недели. Каждые два-три дня салфетки нужно менять, иначе наши образцы могут загнить. Если же вы хотите высушить растения быстро, поступайте следующим образом. Постелите на гладильную доску газету, сверху салфетку, затем подготовленное растение, снова салфетку и газету. Прогладьте сооружение не слишком горячим утюгом и отложите в сторону на несколько часов. Повторите эту операцию 3-4 раза до полного высыхания растения. Следует быть очень внимательным, так как слишком высокая температура может сжечь растение, и оно потеряет цвет.
Теперь займемся оформлением нашего гербария. Подготовим плотные альбомные листы и пришьем к ним высушенные растения по одному на лист. Еще можно приклеить растения при помощи тонких полосок белой бумаги или кусочков скотча. Но скотч имеет несколько серьезных недостатков. Во-первых, он отсвечивает, а во-вторых, через некоторое время начинает отклеиваться. Если растение слишком велико и не помещается на лист, прикрепим несколько характерных частей (лист, цветок, кора), а само растение сфотографируем или зарисуем рядом. Можно найти изображение растения в Интернете и распечатать. В правый нижний угол листа помещаем этикетку, на которой указываем название растения, семейство, к которому оно принадлежит, место (луг, лес, берег реки, ботанический сад и т.д.) и время сбора. Найдите вместе с ребенком информацию об этом растении в энциклопедии или справочнике: где растет, когда цветет и плодоносит, как размножается, применяется ли в медицине или сельском хозяйстве. Про многие растения можно отыскать интересные факты или даже легенды…
Для хранения гербариев тоже можно придумать несколько способов. Самый простой – сложить их в папку-скоросшиватель. Можно заламинировать каждую страничку. Это сделает гербарий не таким хрупким и более ярким, но лишит малыша важной возможности пощупать растение, определить фактуру листьев, почувствовать пальчиками опушение стебля. Примерно такого же эффекта можно добиться, если вставить гербарий в магнитный фотоальбом. Мне больше всего нравится вариант, когда листы с засушенными растениями вкладываются в папку с файлами. Так их и хранить удобно, и есть возможность достать из файла при необходимости.
Конечно, далеко не все родители могут с легкостью определить то или иное растение, и, тем более, плохо знакомы с систематикой живой природы. А детское любопытство порой не знает границ. Поэтому, что бы каверзные вопросы маленького почемучки не застали вас врасплох, будет нелишним обзавестись хорошим справочником по растениям. Могу порекомендовать “Популярный атлас-определитель дикорастущих растений”. Авторы: Новиков В.С., Губанов И.А. Еще маленьким ботаникам наверняка понравятся “Растения леса”, “Растения луга”, “Городские растения”, “Цветы садов и полей” и др. из серии “Атлас родной природы” издательства “Эгмонт Россия”. Это небольшие “карманные” книжки с хорошими иллюстрациями и интересным текстом, которые удобно взять с собой на прогулку. Если вы совершите небольшой набег на книжный магазин, то обязательно подберете полезную книгу для себя и малыша. Главное, что бы растения в ней были хорошо прорисованы, а текст написан доступным языком.
Малыш будет подрастать, а вместе с ним будет расти и его коллекция. Помимо пользы, о которой говорилось выше, гербарию можно найти и другое применение. Например, он может стать прекрасным пособием по чтению для малыша, осваивающего этот непростой навык. Сделайте под растениями крупные подписи, выделяя ударный слог боле темным цветом. И ребенок не только с гордостью продемонстрирует папе или бабушке свою коллекцию, но и прочитает названия растений. А как приятно перелистывать “живые странички” долгими зимними вечерами, вспоминая о радостном лете и чувствуя в каждом цветке бурлящую энергию летнего солнца… И рисовать свои любимые цветы, и мечтать о дальних странах, тропических лесах, необитаемых островах и удивительных растениях, которые там можно встретить…
Юлия Каспарова
"Игра и дети"
№3 2004