ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Очарованные Италией...
Июнь 2013

 

ЧАСТЬ 8: Сорано, Рим

 

День 19. Сегодня у нас по плану Ватикан. После нашей пригородной электрички спускаемся по тому же билету в метро. От метро до площади св. Петра идти близко, минут 5, наверное. По пути приходится постоянно отбиваться от всевозможных гидов, предлагающих экскурсии без очереди. Большинство из них делает это на русском языке.


     



Всегда думала, что для того, чтобы попасть в Ватикан нужно выстоять очередь. Оказалось, что нет. Просто проходишь через колоннаду — и ты в Ватикане. Ощущение странное: не верится…


     






А вот в собор святого Петра стоит длиннющая очередь. Но движется она очень быстро. Еще дома я накачала бесплатных аудигидов с сайта «Едем сами». Хорошие аудиогиды нужно сказать! Скинули их на телефоны, надели наушники и, пока стояли в очереди, начали слушать рассказ о площади святого Петра.


     




     


… Внутри собор очень большой! И вокруг сполошные произведения искусства! Ходим с подробнейшим аудиогидом от точки к точке, слушаем, смотрим.


     




     


Пьета Микеланджело очень впечатлила. Пьета — общее название картин, икон, скульптур, изображающих оплакивание Христа девой Марией. Микеланджело создал скульптуру, когда ему было всего 24 года. Дева Мария изображена совсем юной и прекрасной. Создается ощущение, что мрамор буквально светится – такое все тонкое, изящное, невесомое…






     







Собор красивый, путеводитель интересный. Пока все обошли и все послушали, устали неимоверно. Подумали-подумали, да и решили в музеи Ватикана в этот раз не идти. Возможно, кому-то это покажется неразумным и даже кощунственным: быть в Ватикане и не посмотреть Сикстинскую капеллу. Но нет абсолютно никакого желания смотреть богатейшую коллекцию искусства, не получая от этого удовольствия. Какие впечатления останутся от такого просмотра, кроме раздражения? Уж лучше провести вторую половину дня на свежем воздухе, блуждая в лабиринтах римских улочек… Ведь мы уже решили, что обязательно еще вернемся в Рим. Вот и оставим всю эту красоту на потом, когда вновь изголодаемся по впечатлениям…




А вот в удовольствии отправить несколько открыток со штампом почты Ватикана мы себе отказать не смогли… Одну из них отправили домой, старшей дочке. Но пришла открытка, правда, уже после нашего приезда…






… Подыскивая место для дневного перекуса, заметили, что масса туристов жуют свои бутерброды, сидя прямо под колоннами Ватикана. Но это показалось нам каким-то уж слишком неуважительным, что ли... И мы, попрощавшись с Ватиканом, потопали искать какое-нибудь более подходящее место для обеда. Оно нашлось с «тыла» замка святого Ангела. Там приятный такой зеленый скверик со скамейками. Мамочки с детками устраивают пикнички прямо на траве. Идиллия… Вот и мы там спокойно и вкусно покушали… А то Машка, когда проголодается, становится ужасно противной…




     


Чуть-чуть передохнули в тени и пошли к замку святого Ангела. Внутрь идти мы не планировали, а просто хотелось полюбоваться на замок, мост и Тибр. Очень красивый замок, капитальный, впечатляющий! А скульптуры на мосту кажутся летящими, буквально невесомыми. Как будто налетел порыв ветра, и развивает одежду, волосы, крылья…




     








Дальше решили идти в Трастевере. Мне очень хотелось попасть в это старый и самый аутентичный район Рима, но я не была уверена, что у нас хватит на него времени. А раз уж у нас неожиданно высвободилось полдня — пойдем. Тем более что находимся почти рядом с ним. Сориентировались по карте, да и потопали. По пути позабавились, разглядывая мотороллер. Вот так в Риме развозят почту…


     



Трастевере – это множество узких средневековых улочек. И хотя здесь тоже бродят туристы (не слишком много), этот район не выглядит туристическим. Он выглядит настоящим! Здесь почему-то очень уютно себя чувствуешь, умиротворенно. И раздражение после толчеи Ватикана потихоньку спадает. Столики в увитых плющом кафешках притягивают, как магнит. И мы, конечно, не отказываем себе в удовольствии выпить по чашке кофе и слопать пирожных. В Трастевере – самые лучшие кафе. Уютные, спокойные и с адекватными ценами. Даже стало жаль, что мы не голодные. А иначе обязательно съели бы здесь что-нибудь посерьезнее кофе.




     



     




… Центральная площадь Трастевере — Санта-Мария-ин-Трастевере, названная по имени находящейся здесь церкви. Церковь — лучшая из всех, где мы были за это путешествие. Не по красоте (хотя и это присутствует в полной мере), а по ощущениям. Отсюда просто не хотелось уходить. Мы с Машей сели на скамейку и… уснули, склонясь головами друг на друга. Такого со мной не было никогда! Можно, конечно, списать все на жару и усталость. Но было и что-то еще: окутавшее чувство покоя и умиротворения. Когда я пришла в себя, я не могла поверить, что спала. И на душе стало как-то по-особенному тепло. Я осторожно переложила Машку на колени Димы, а сама пошла поглядеть мозаики.






Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых старых церквей Рима. Мозаики датируются 1140 годом. Они очень красивые! Свет из окон так приятно освещает картинки, что они становятся ярко-золотого цвета. Да и весь собор наполнен эти теплым светом…




     




     



     


После собора посидели еще немного в центре площади у фонтана, понаблюдали за местной жизнью. Потом потихоньку пошли обратно.




     



     




По пути наткнулись на книжную распродажу. Зацепились минут на 30, не меньше. В результате купили потрясающую толстенную фотокнигу с животными за какие-то совсем небольшие деньги…



Переходим через мост, чтобы снова вернуться в туристическую часть Рима (Трастевере находится за Тибром, на западном берегу). Достаем карту, чтобы определиться, куда идти дальше. Выбираем площадь Торре-Арджентина.



     




Это место известно не столько развалинами древних храмов, сколько кошками. Здесь, среди античных развалин, живут кошки. Много кошек. На полуразрушенной древней стене висит вполне современно объявление. В нем просят не звать кошек с собой, и тут же фотографии животных, погибших под колесами машин по вине людей. Еще написано, что все кошки стерилизованы и о них заботятся. После кормушки, виденной нами в Чинква Терра, в это легко верится.



Если есть желание, можно сыграть в игру "Найди кота" )))



Кошкам здесь действительно классно: просторно и сыто. Это заметно по их лоснящимся шкуркам. Древние развалины — и кошки… Сразу вспомнилась книга Джанни Родари «Коты города Рима».

Вы никогда не поверите в это,
Но у котов есть своя газета.
Первополосные новости,
Правительственные телеграммы, А последние полосы,
Как водится, — для рекламы.
«Срочно нужен дом со старым креслом,
В котором можно вытянуться во весь рост.
Варианты с детьми не рассматриваются —
Дергают за хвост!»

«К одинокой синьоре
Готов встать на постой.
Справки и рекомендации —
В сапожной мастерской».

«Дипломированный мышелов
Ищет работу на полную ставку».
«Убежденный вегетарианец
Хочет вписаться в молочную лавку».

«Уникальное предложение!
В центре столицы
Мансардное помещение
С выходом на черепицу!»

«Неслыханная распродажа!
На Центральном рынке
Почти даром — головы
Селедки и сардинки!»

Развалясь после воскресного обеда
Коты почитывают свою газету.
А потом дождавшись вечерней прохлады,
Снова разучивают ночные рулады.



     






Обошли все развалины по периметру, поглядели на кошек. Машка довольна до невозможности! Дальше идем в сторону Пантеона. По пути заглядываем в церковь святого Андрея (Sant'Andrea della Valle). Специально ее не планировали. В Риме столько соборов, что и за месяц не обойти! Просто шли мимо, увидели, зашли. И обмерли от красоты! На наш взгляд, это один из самых интересных соборов Рима. Особенно поразили огромные картины о жизни и смерти святого Андрея, представляющие собой последовательность событий. И купол очень красивый. Оказалось, что он второй по величине после купола собора св. Петра. А еще здесь очень необычный свет...


     



     


     



     


     



     


Ну, а дальше был Пантеон. Вернее, сначала был капучино. К тому моменту мы поняли, что уже давно не пили кофе. И заглянули в какую-то авторскую кофейню с необычным оформлением. Кстати, вот вспомнила. Мы для себя сделали один вывод, может, еще кому пригодится. Чем искать в Риме туалеты (а найти их сложно, многие оказываются закрытыми, плюс стоят порядка 1,5-2 евро), лучше зайти в кафе, выпить за те же деньги кофе, ну и в туалет сходить. Как-то приятнее выходит… И еще. Я, кажется, об этом не говорила. В Италии попить кофе стоя у барной стойки и сидя за столиком стоит разных денег. Стоя дешевле. А если присел за столик, цена сразу возрастает раза в полтора. Мы как-то пили кофе в какой-то кафешке, а там, за столиком сидели две русские туристки. Увидев у нас фотоаппарат с большим объективом они, видно, решили, что мы просто профи в фототехнике и попросили помочь найти на их фотоаппарате видео, которое они куда-то потеряли. «Садитесь к нам» — говорят. Да нет, спасибо, мы пешком постоим. Была охота на трех чашках кофе терять 3 евро… Оказывается, они такой итальянской «мульки» не знали. И удивились очень…




Ну, а потом уже был Пантеон. Когда думаешь о его возрасте, просто в дрожь бросает. Очень необычное место, которое не оставляет равнодушным. Время, правда, шло к вечеру, поэтому светового столба, проходящего сквозь отверстие в крыше, мы не увидели. Вместо него было всего лишь круглое пятнышко. А что по-настоящему поражает, так это безупречно правильная форма как самого храма, так и отверстия. Ну как они могли такое строить более 2000 лет назад?






И площадь Пьяцца-делла-Ротонда, на которой стоит Пантеон, тоже симпатичная. Перед Пантеоном — один из множества римских фонтанов…


     



     



Следующим известным римским местом, куда мы попали, стала Пьяцца Навона — большая вытянутая площадь до невозможности забитая людьми.



Кроме туристов, здесь много уличных музыкантов, художников продающих картины, торговцев разными сувенирами. И особенно здесь много эмигрантов, предлагающих купить разную ерунду: зонтики, сумки, кошельки, очки... Причем, весь товар у них лежит на земле, на тряпочках. И едва проносится весть, о приближающемся полицейском, тряпочки в одну секунду сворачиваются и уже: «А я шо? А я не шо…» Вообще, мне показалось, что торгующие эмигранты (да и вообще эмигранты) — самая неприятная штука в Италии. Они настолько навязчивы, наглы и хитры, что держаться от них лучше подальше. Самый популярный «развод» в Риме — «развод» с розами. Торговец с охапкой роз высматривает жертву — парочку «парень и девушка». Подходит к девушке и протягивает розу. Девушка обычно отказывается. Но продавец настаивает: «Free! Present!» Девушка берет розу, благодарит. А продавец тут же к парню: «Five euro!» И что тому остается делать? Распрощаться с пятью еврами или показаться в глазах девушки жадиной? Мы подобные поползновения в нашу сторону пресекали сразу: «No farlo!» («Не надо! Не делай этого!») А на пляже в Лигурии, когда продавец на пляже попытался таким же образом подкатить к Машке с каким-то копеечным браслетиком, Димка орал Машке на весь пляж: «Не брать!» Перепугались все: и ребенок, и окружающие, и больше всех бедняга-продавец, который просто таки шарахнулся в сторону… А то ведь возьмет в руки — потом не отвяжешься…





В центре площади расположен фонтан Четырех рек работы Бернини. В центре — египетский обелиск, коих в Риме много. А вокруг — фигуры, символизирующие главные реки четырех континентов: Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата.



     



Вообще, на площади Навона не один, а целых три фонтана. Есть еще фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Площадь настолько большая, вытянутая и заполненная людьми, что заметить что-то в стороне практически невозможно. Ну, мы фонтаны не заметили и благополучно о них забыли. Еще на площадь выходят несколько известных дворцов, музеев и соборов… По хорошему, на детальный осмотр только этого римского места ушло бы не меньше, чем пол дня… Рим — он такой…


Дальше начинаем потихоньку двигаться в сторону Пьяцца-дель-Пополо. Скоро начнется концерт, а мы обещали Маше немного там «потусить». Просто идем, просто смотрим по сторонам, просто наслаждаемся Римом…



     



     



     


По пути натыкаемся на занятный музей под открытым небом. Просто вдоль улицы выставлены нехитрые инсталляции. А на другой стороне улицы стоит и сам автор — подзывает подойти. Подошли. Получили визитку с автографом и автопортретом. На визитке: «Il museo chiude». И еще понравилась надпись среди экспонатов: «Музей закрывается, когда автор устал»…



     



     



… Пьяцца-дель-Пополо в концертной подсветке великолепна! Начинает темнеть, и все вокруг просто фантастически преображается…




     



Сегодня открытие фестиваля. Начало в 21-00. Людей собралось много. Атмосфера непередаваемая! Звук, свет — это что-то!






…Полтора часа пролетели совершенно незаметно. Мелодичная итальянская музыка вживую, потрясающая энергетика, исходящая от исполнителей и зрителей — очень, очень хотелось остаться до конца… Но в проживании за городом есть свои отрицательные моменты. Если не уедем сейчас последней электричкой, добраться потом будет уже невозможно. Придется прикидываться римскими бомжами… Нехотя уходим с площади. И еще долго нам вслед несутся приветственные аплодисменты и музыка...


На свою станцию приехали почти в 12 ночи. Как раз должен быть последний автобус в кемпинг. Если не будет — придется топать пешком по ночному жутковатому пригороду. Но кроме нас есть еще ребята, которые надеются на автобус. Это успокаивает. Ура! Есть автобус! Добираемся без приключений — и баиньки. А в ушах еще долго-долго звучат всяческие «amore», «felicita» и прочая «dolce vita»…



 


 


© Юлия Каспарова. 2014