ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Играем с


 


Полезные сюрпризы

 

Что бы ни говорили, а шоколадные яйца с игрушками – гениальное изобретение. Дети просто обожают сюрпризы. И самое главное для них не столько полакомиться шоколадом, а поскорее узнать, что же находится внутри на этот раз. Но, как нередко бывает, немного повозив машинку или чуть-чуть поиграв фигуркой, ребенок о ней забывает. В лучшем случае машинки-бегемотики беспорядочно пылятся на полке и называются гордым словом “коллекция”. В худшем – валяются по всей квартире целые и не очень… Но вся эта мелочь из “киндер-сюрпризов” может превратится в замечательные и полезные игрушки, если мама и малыш проявят чуть-чуть творчества и фантазии. Итак, что же можно придумать?


Собираем коллекцию

Коллекционирование игрушек из “киндер-сюрпризов” и других шоколадных яиц часто увлекает не только малышей, а и их вполне взрослых мам и пап, становясь семейным хобби. Но, если вы с малышом решили собирать маленькие фигурки, следует помнить о некоторых особенностях собирательства в дошкольном возрасте.Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически. И задача взрослых не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Кстати, для коллекционирования “яичных” игрушек даже придумано свое название – киндерфилия.

Для Этажеркаколлекции игрушек выделите полку в комнате малыша, что бы он мог легко доставать до нее без посторонней помощи. Пусть кроха сам решает, что и как там расставить. Но, и вытирать пыль он тоже должен будет сам (первое время – с вашей помощью). Если на полке мало места, смастерите вместе с малышом этажерку для его коллекции. Для этого возьмите внутреннюю часть спичечного коробка, вклейте в его уголки зубочистки, а на зубочистки насадите следующий коробочный ярус. Таким образом сделайте несколько этажей. Затем приступайте к созданию новой этажерки. Для того, что бы конструкция не была слишком хлипкой, склейте боковые стороны коробочек соседних “этажерок” между собой. Так у вас получится настоящий стеллаж, где у каждого игрушечного малыша будет свое место.


Конструируем

А еще конструкция из спичечных коробков может стать многоэтажной кроваткой все для тех же “киндеровых” зверюшек или многоярусным гаражом для машинок. Но строить дома и гаражи можно не только из коробков спичечных. Для этих целей подойдут коробки от детского питания, маленькие и большие пакеты из-под сока или молока и т.п. Имея в арсенале несколько таких коробок, можно соорудить целый город для крошечных игрушечек или Автоград для машинок. Поверьте, что однажды, соорудив вместе с вами такой городок, малыш будет играть в него очень долго, придумывая и добавляя что-нибудь новенькое. Для такой игры удачно подойдут именно игрушки из “киндеров”, потому что они без труда войдут даже в самый маленький домик-коробочку и с комфортом будут там “жить”. А потом можно и мебель из спичечных коробков сконструировать. Такие нехитрые занятия развивают детское творчество и воображение куда лучше, чем самые замечательные покупные игрушки. Кстати, маленькие коробочки из-под соков – замечательные основы для самодельных корабликов. Благодаря особому водонепроницаемому материалу, они не буду промокать и тонуть, как обычные бумажные. Если вы планируете сделать из коробочки кораблик, не прокалывайте соломинкой фольгу. Прорежьте дырочку в широкой боковой стороне и слейте сок в стакан, а саму боковую сторону вырежьте, что бы получилось “корытце”. Устанавливаем на кораблик мачту из зубочистки или соломинки для коктейлей, крепим парус из кусочка бумаги. Кораблики пускаем в тазу или даже в наполненной водой ванной. А кто будет капитаном и пассажирами? Конечно, наши друзья из “киндер-сюрпризов”.

Можно строить дома и из кубиков и конструкторов. Особенно хороши для этих целей конструкторы с мелкими деталями, типа “Лего”. Если дома строить надоело, сконструируйте для игрушек-малышей парк аттракционов. Они наверняка будут довольны.


Тренируем мелкую моторику

Для самых маленьких ребятишек маленькие игрушки могут стать одновременно и полезным тренажером для пальчиков, и отличным развлечением во время купания. Набросайте их в ванную, и пусть кроха тренируется вылавливать игрушки пальчиками и складывать в мисочку. Можно брать их и кулачком, и загребать всеми пальчиками. Но полезнее всего отрабатывать так называемый “пинцетный захват”, когда в работе участвуют всего два пальца: большой и указательный. Малышу понравится “спасать” игрушки, вылавливая их маленьким ситечком. А заодно поговорим о том, что тонет, а что нет. Если примотать к игрушкам петельки из проволоки, их можно вылавливать из воды импровизированной удочкой (палка, толстая нитка, проволочный крючок).

Полезно, играя на улице в теплое время года, зарывать мелкие игрушки в песок, а малыш пусть их там ищет, раскапывая песок руками. Это здорово и для развития наблюдательности, и для тренировки пальчиков. Кстати, из песка можно строить замечательные домики для зверюшек, а также гаражи и трассы для машинок.

Из коллекции маленьких фигурок можно сделать интересную развивающую игрушку. Достаточно просверлить в них маленькие дырочки, нанизать на крепкую ленту и завязать. Теперь вам нечего опасаться, что малыш случайно проглотит мелочь. Кроха сможет перебирать гирлянду пальчиками, ощупывать и рассматривать фигурки, а вы будете их называть.


Развиваем интеллект

С миниатюрными игрушками можно придумать множество игр на развитие памяти и внимания. Например, поставьте в ряд четыре-пять фигурок и попросите малыша внимательно на них посмотреть. Теперь пусть ребенок закроет глаза или отвернется, а вы спрячьте одну из игрушек за спину. Кто спрятался? Пусть малыш попробует вспомнить. Задание постепенно усложняйте, прячьте несколько игрушек, добавляйте новые, меняйте игрушки местами, заменяйте одни фигурки другими и каждый раз просите малыша сказать, что изменилось.

Если у вас есть несколько разных серий из шоколадных яиц, с ними в два счета можно осилить основы синтеза и анализа. Когда малыш раскладывает свои сокровища по сериям, он осваивает важный навык – учится сортировать предметы по определенным признакам. Можно предложить ему выбрать из всех игрушек только животных, только героев мультфильмов, только фигурки людей и т.п. А затем положите перед ребенком четыре игрушки, три из которых, скажем, машинки, а четвертая – самолет. Что здесь лишнее и почему? Разгадывая каждый раз новые мамины задачки, малыш будет учиться выделять отличительные черты у схожих предметов (самолет ведь тоже транспорт, но транспорт воздушный).

Можно учиться описывать предметы. И сравнивать. Возьмите две машинки или две игрушки из одной серии и предложите малышу сказать, чем они похожи и чем отличаются. Обратите внимание и на цвет, и на форму, и на всевозможные мелкие детали. А можно попробовать различать игрушки на ощупь. Для этого вам понадобится тряпичный мешочек или непрозрачный пакет. Отберите вместе с малышом 6-7 игрушек, рассмотрите их внимательно, а затем сложите в пакет. Теперь малыш засовывает руку в пакет, берет одну игрушку и, не вытаскивая, пытается определить на ощупь, что это за фигурка. С “волшебным мешочком” есть и еще одна занятная и полезная игра. Сложите в мешочек штук 20 разных фигурок. Затем начинайте вытаскивать игрушки по очереди с малышом и придумывать предложения с их участием таким образом, что бы получался связный рассказ. Например, мама достает из мешочка бегемотика и придумывает первое предложение: “Жил-был в Африке маленький бегемотик”. Следующую игрушку тянет малыш. Допустим, это машинка. Кроха продолжает сказку: “Решил он поехать покататься на машине” и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь, творческое мышление и очень нравится малышам. Главное, что бы ваша история была веселой и захватывающей.

А вот вам еще одна умная игра. Она называется “Теремок” и хороша для развития речи, фантазии, наблюдательности, учит сравнивать и рассуждать. Строим домик из кубиков, сажаем туда какого-нибудь “киндера” (например, лягушку). Малыш берет другую игрушку (например, львенка), подводит ее к теремку, стучится: “Тук-тук, кто в теремочке живет?” Вы отвечаете: “Я зеленая лягушка. А ты кто?” “А я – львенок. Пусти меня к себе жить!” “Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож”. Выслушиваете детские ответы (тоже живой, расту, пью водичку, кушаю, размножаюсь, у меня два глаза, четыре лапки и т.п.). Условия проживания в теремке могут все время меняться: “Чем ты от меня отличаешься?”, “Для чего ты нужен?”, “Что ты можешь делать?”, “Какой ты?” Такие нехитрые упражнения позволяют крохе раздвинуть границы понимания окружающего мира.


Занимаемся математикой

Игрушки из шоколадных яиц – замечательный счетный материал. Лучше не придумаешь! Прежде всего, их можно просто пересчитывать, осваивая количественный счет: “Сколько у нас машинок? Давай сосчитаем. А сколько динозавриков?” Потом можно поучить и счет порядковый: “Кто стоит первым в очереди за мороженым? А кто вторым? Пятым? Последним? А какой по счету у нас Винни-Пух?” Потом поучимся определять соседей справа и слева. В дальнейшем малышу будет легче перенести этот навык и на числа. А теперь разберемся, кто стоит впереди, а кто сзади, кто справа, а кто слева, кто ближе, а кто дальше, иначе говоря, потренируемся ориентироваться в пространстве: “Кто в ряду находится левее: гномик или зайка? А кто правее: зайка или волк? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь – слева направо…”

Маленькие фигурки удобно сравнивать: “Кого больше, лягушек или гномиков? А на сколько? А что нужно сделать, что бы их стало поровну?” С веселыми фигурками можно придумывать и решать задачи: “В гараже стояло три машинки, к ним приехало еще две. Сколько стало?” Если вы построите из кубиков маленькие домики и поселите в них разное количество игрушечных жильцов, это тоже может превратиться в увлекательное освоение счета. Ведь фигурки могут ходить друг к другу в гости. А, значит, количество жильцов в домиках будет то уменьшаться, то увеличиваться.

А еще с использованием миниатюрных игрушек можно придумывать настольные игры. Например, рисуем на большом листе бумаги закрученные трассы и ездим по ним машинками. Добавляем на рисунке пешеходные переходы, дорожные знаки – получаем увлекательную и полезную игру. Можно придумать и нарисовать игру-ходилку с фишками и кубиком о приключениях любимых мультяшных героев, фигурки которых есть в вашей коллекции. Тогда сами фигурки будут играть роль фишек. А можно поиграть в театр прямо на столе, разыгрывая спектакль по сюжету мультфильмов или, перемешав героев разных сказок, придумать новый, совершенно потрясающий веселый сюжет.

Веселых и полезных вам игр!



Юлия Каспарова
"Мой ребенок"
июнь 2007