ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Львов в мелочах и деталях
Сентябрь 2016

…Я приехала во Львов далеко не в первый раз. Но всякий раз, встречаясь с этим городом, я испытываю совершенно восторженное чувство, как будто попадаю сюда впервые. И сколько не ходи по этим улочкам и бульварам, сколько не заглядывай в соборы и кафе, всякий раз отыщешь, заметишь что-то новое, чего не видел раньше. А, может, его и в самом деле раньше не было. Ведь город не стоит на месте, город меняется…

…В этот раз я приехала во Львов одна. В командировку. И это тоже вносило определенную несхожесть на все предыдущие поездки. Часть времени было занято хоть и приятными, но все же рабочими делами («Форум видавців», ага). Но между всеми этими хлопотами, удалось и немного побродить по городу с фотоаппаратом, наслаждаясь не по-осеннему теплой и солнечной погодой. Просто бесцельно побродить, никуда не спеша и не ставя перед собой задач увидеть что-то конкретное. Ведь в этом городе почти все нами давно рассмотрено и изучено. И это настоящее блаженство — просто возвращаться в те места Львова, которые больше всего нравятся… И не делать открыточных фотографий соборов и площадей. А выискивать какие-то дивные мелочи и интересные детали, подчеркивающие особую львовскую атмосферу, которую я ощущаю всякий раз через призму книг Юрия Винничука. Очень уж дивно рассказывает он про далекий, счастливый и недосягаемый старый Львов, которого в нашей жизни уже больше не случится. Но этот исчезнувший Львов можно если не увидеть, то хотя бы почувствовать. В бликах солнца на пожелтевшей листве каштанов на площади Рынок, в звонком цоканье каблуков по мощеной улочке, в запахе штруделей и кофе, просачивающихся сквозь двери кафе, в смехе мальчишек, несущихся на велосипедах…

…В этот раз Львов начался у меня с вокзала. Немного непривычно, если учесть, что обычно мы путешествуем на машине. И еще с утра мне можно было не спешить. Заселение в отель у меня было с 13, поезд пришел в 8 утра, значит, впереди несколько часов безделья и расслабленно-неспешной прогулки. Вышла из здания вокзала и пошла пешком воль трамвайных путей к собору святой Ольги и Елизаветы.

Порадовали новые современные трамваи во Львове. Хотя и стареньких полно бегает…

Костел святой Эльжбеты довольно новый. Построен он был в начале прошлого века. Но благодаря подражанию французской готике, острые башенки смотрятся симпатично.

У меня было большое желание подняться на колокольню собора, так как там я еще не была. Но подъем возможен только с 12 до 18. Решила, что, может, успею заскочить сюда завтра перед поездом домой. Вместо колокольни просто посидела в соборе, слушая, как кто-то из служителей во время идущей службы, пел трогательную песню о любви к Иисусу. И голос его был настолько пронзительным и прекрасным, что я, не вслушиваясь особо в слова, просто сидела, как зачарованная, и чувствовала, как мелодия и тембр вибрируют внутри меня, а по телу бегут мурашки…

…Рядом с собором — памятник Степану Бандере.

Недалеко от памятника я заметила крошечное уличное кафе «Львівські круасани». И сразу же ужасно захотелось есть. Но еще больше — выпить кофе. А то что же это за безобразие: я уже целый час во Львове, а еще ни выпила ни чашки кофе! Сэндвичи в этом кафе весьма занятные: в свежеиспеченный круассан (прямо там пекут, я видела) вкладывают начинку на выбор: курица, свинина, шинка, грибы, соленые огурцы, салат и т.п. Получается такая себе шаурма, только в круассане. Довольно оригинально. И вкусно. Вышла со всем этим добром на улицу и стала неспешно наслаждаться едой и кофе, предвкушая впереди такой интересный и насыщенный день…

Дальше мой путь лежал к кафедральному собору святого Юра по почти пустым утренним улочкам…

Я уже видела этот собор, но дело было давно и впопыхах — мы спешили на поезд, на бегу осматривая достопримечательности недалеко от вокзала. В этот раз хотелось поглядеть более спокойно и прицельно. Очень красивый собор в стиле барокко, построенный в 1744—1770 годах с изящной лестницей и скульптурами.

…Но время потихоньку двигалось к полудню. Нужно было топать на поиски отеля. Так получилось с командировкой, что отель я бронировала не слишком заранее. Найти в центре что-то приличное и бюджетное было уже нереально. В первую очередь потому, что на «Форум Видавців» приехала не только я… Поэтому мой отель, точнее, гостевой дом, был от центра немного в стороне. По карте от собора святого Юра выходило чуть больше 3 км. Ходить пешком я люблю, а потому использовать транспорт даже не собиралась. Думаю: лучше пешочком пройдусь по старым львовским улочкам. Но дорога к отелю оказалась не слишком интересной. Обычная улица, с магазинами, кафе, трамваями и троллейбусами — никакой романтики. А дальше и вовсе пошли какие-то стройки, заборы, полуразрушенный, заросший травой стадион… Да уж, 3 километра от центра в масштабах Львова оказалось многовато…

В конце концов, я вышла на свою улицу, застроенную коттеджами и небольшими многоквартирными домами. В целом, не так уж все и плохо.

А вот и мой гостевой дом.

Хотя я пришла на час раньше, меня заселили без разговоров. Правда, взяли за это дополнительные 20 гривен. Но меня это вполне устраивало — я спешила на вставку. Кроме того, угостили прямо на стойке администрации чашкой эспрессо (подарок от Букинга). Мой номер оказался на первом этаже, рядом с ванной и кухней. Небольшой, но чистый и удобный. Одним словом, за цену в 170 гривен за двухместный номер — очень даже прилично! На кухне есть холодильник и микроволновка. Можно заказать завтрак за 60 гривен, чем я и воспользовалась.

На стенах отеля — небольшой ликбез по части украинско-львовского языка…

… Когда я зашла в номер, у меня было просто непреодолимое желание упасть на кровать и заснуть. Я совсем не могу спать в поезде. Да еще и хождение по городу с рюкзаком и довольно жаркая, как для сентября, погода давали о себе знать… Но выбора у меня не было. Привела себя в порядок, переоделась и налегке потопала ко Дворцу искусств, где проходила ежегодная львовская книжная выставка. Налегке — если можно так сказать о фотоаппарате и двух объективах к нему…

…Сначала хотела подъехать на транспорте. Вышла из отеля с твердой уверенностью так и сделать. Но как-то сразу остановка на глаза не попалась. А потом, вроде, уже и ни к чему было. Так и пошла опять пешком — по знакомой дороге до Бандеры, потом к собору святого Юра, затем через парк Франка… Вот уже и Дворец искусств! Всего каких-то 4 км…

…Побродила по выставке, пообщалась с читателями на стенде, провели вместе с коллегами презентацию нашей новой серии книг для малышей. Потом снова побродила по выставке…

Очень радует тот факт, что люди по-прежнему читают. Приятно, когда на подобные мероприятия приходят, как на праздник, всей семьей, и вместе выбирают и покупают книги. Еще приятнее, когда книги сами себе покупают подростки. И не рассказывайте мне, что нынешние дети и молодежь не читают. Читают. И с удовольствием. Просто места нужно знать, где такие водятся )))

…Как прекрасно, когда есть совершенно свободный вечер и Львов. Когда все рабочие дела на сегодня были закончены, можно было, никуда не спеша, просто побродить по вечернему городу, заглядывая в витрины магазинчиков и кафе, наслаждаясь бликами закатного солнца на памятниках и соборах, и исподтишка наблюдать за жизнью древнего и красивого города…

Возле «Рошена» — дивные жирафы-велосипедисты. А от анимированной витрины просто невозможно оторваться…

…На проспекте Свободы, как всегда многолюдно.

И здесь же мои любимые фонари, фотографируя которые просто невозможно остановиться…

…Но вечер неминуемо клонился к сумеркам. Нужно было двигать в отель. Решила делать это с помощью такси. Во-первых, ноги гудели уже не по-детски. А, во-вторых, мне не очень нравилась перспектива одной возвращаться в отель в темноте.

…Добралась домой без приключений, попала в душ без очереди — определенно, сегодняшний день можно считать вполне удачным. Потом завалилась в чистую удобную постель в компании электронной книжки, читая «Спектр» Лукьяненко и ощущая себя почти счастливой. «Жизнь не имеет смысла. Смысл — это всегда несвобода. Смысл — это жёсткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим — смысл в деньгах. Говорим — смысл в любви. Говорим — смысл в вере. Но всё это — лишь рамки. В жизни нет смысла — и это её высший смысл и высшая ценность. В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти, — и это важнее тысячи придуманных смыслов». Вот на этих рассуждениях Лукьяненко о смысле жизни я и уснула…

…Когда я собиралась во Львов, у меня было огромное желание встать рано утром и, до завтрака, прогуляться по пустому сонному городу с фотоаппаратом. Но поселилась я довольно далеко от центра, и фотографировать в районе отеля было определенно нечего. Потом у меня была идея вызвать такси и съездить рано утром к Высокому Замку, чтобы встретить рассвет там. Но и от нее я отказалась: выходило как-то сложно. День впереди и так предстоял насыщенный, не стоило его начинать в 6 утра. Так что утро мое началось вполне обыденно — с душа и завтрака. Но выехать из отеля я постаралась пораньше, чтобы хоть чуть-чуть насладиться городом с минимумом туристов.

…В центр решила ехать на транспорте — очень уж не хотелось слишком долго идти с вещами. Оказалось, что транспорт во Львове в часы пик — штука не слишком приятная. Все автобусы были забиты под завязку, ехали медленно, пробираясь по узким мощеным улочкам, где умудрялись двигаться в две стороны не только троллейбусы, автобусы и машины, а еще и трамваи… Мы разгонялись, тормозили, чуть было не въехали во впередиидущую машину. В конце концов, я пожалела, что не пошла пешком, и тут же решила исправить эту досадную ошибку. Больше в тот день я со львовским транспортом не связывалась.

…Ноги сами собой вынесли меня к Высокому Замку. Мол, хотела его с утра — получай! И я уже совсем было собралась туда подниматься, да передумала. Времени у меня было не так много. И менять прогулку по Львову на подъем к Высокому Замку мне не захотелось. Поэтому, я просто пошла дальше, придерживаясь направления к старому центру. А по пути заглядывала в колоритные львовские дворики…

…Львов, какой же ты классный!

«Майстерня карамелі» необычайно порадовала своей витриной. Вот где рай для детворы!

Одни из моих самых любимых стихов Василия Симоненко на стене у Армянского собора. Мне попадались на глаза фотографии и другой львовской «настенной» поэзии. Но больше таки места на глаза не попались…

Из всех соборов Львова больше всего люблю Армянский. Здесь всегда как-то по-особенному тихо, спокойно и уютно. А вот дворик опять закрыт. Последнее время мне никак не удается туда попасть…

Выхожу из собора и иду дальше, любуясь вывесками и кафешками. Эта часть Львова смотрится ну совершенно по-европейски. Что, собственно, совсем не удивительно…

Заглянула в «Гасову лямпу» за шоколадно-вишневой настойкой. Было 10 утра, ресторация только-только открылась, и я даже было подумала выпить здесь кофе на веранде третьего этажа с видом на львовские крыши. Но потом решила все-таки сделать это в более расслабленных и демократичных «пляцках». Отзывы о «Гасовой лямпе» очень разнятся. Кушать я здесь никогда не кушала, но настойка хороша. И обстановка атмосферная…

Ходьба по городу, да еще когда обвешан рюкзаком и фотоаппаратом, отнимает немало энергии. Поэтому у меня появляется более определенная цель — площадь Рынок. А там — пекарня «Львівські пляцки». Очень уж я люблю штрудели. Во Львове они везде прекрасные, а в «пляцках» так и вовсе непревзойденные! По пути продолжаю радоваться всяческим милым мелочам вокруг…

На пути Доминиканский собор. Как в него не заглянуть? Он просто великолепен!

У собора — памятник художнику-самоучке Николаю Дровняку. Судя по отполированному до блеска пальцу, к художнику приходят за исполнением желания…

Вот, наконец, и площадь Рынок. Первым делом — за кофе и штруделем. Все остальное подождет…

Большие окна пекарни — своеобразный аттракцион. Сквозь них можно понаблюдать за процессом приготовления выпечки. Один раз увидев, как местные пекари сворачивают штрудели, ты бесповоротно убеждаешься — здесь работают настоящие волшебники…

Теперь круг по площади Рынок с неизменной покупкой кофе на подарки в «Копальнє кави»… Этот кофе — коварная штука. Я потом ходила и удивлялась: до чего же во Львове пахнет кофе! Даже в соборах. Зашла в один собор — пахнет. В другой — пахнет. На улицу вышла — тоже пахнет. Потом только дошло, что это у меня из рюкзака…

Повеселило социальное граффити…

Следующий пункт моей прогулки — подъем на башню Ратуши. Несколько лет назад я любовалась с нее на пасмурный и заснеженный Львов. Теперь у меня был шанс полюбоваться на Львов солнечный и зеленый. Хорошо, что у меня хватило смелости попросить оставить рюкзак внизу на кассе. Подъем налегке вышел куда приятнее. Я не очень хорошо переношу узкие винтовые лестницы из-за легкой клаустрофобии. Но в этот раз паническое чувство практически меня не побеспокоило. Все-таки на любой город нужно обязательно поглядеть сверху. Это совершенно другие ощущения!

Можно бесконечно смотреть на воду, огонь… и фотографировать город с высоты птичьего полета…

…Любоваться можно бесконечно. Идти вниз совершенно не хочется. Но мне еще нужно побывать сегодня на выставке и успеть на поезд в 6 вечера. Спускаюсь...

…День сегодня выдался совершенно летний. Не в том смысле, что ему уже исполнилось 18, а в том, что жарко было совсем не по-сентябрьски. После подъема на Ратушу ужасно хотелось пить, а у меня, как назло, закончилась вода. Бежать на поиски воды не хотелось, поэтому я решила обойтись мороженым. Взяла себе вафельный рожок с двумя шариками и уселась на лавочку наблюдать за миром вокруг… В этот момент я была совершенно счастлива.

…После мороженого пить захотелось еще сильнее. Пришлось отправляться на поиски какого-нибудь магазинчика. Возникшее было желание выпить пива я тут же отогнала прочь...

…На пути попался Гарнизонный храм Петра и Павла. Удивительное дело, но здесь я никогда не была. Хотя собор расположен в самом центре.

Наконец, я нашла магазинчик, купила там себе колы и уселась пить ее в тени рядышком с Иваном Подковой.

…Почему-то меня в этот раз совсем не раздражали туристы. Обычно, ты всякий раз мечтаешь в глубине души, чтобы все они разом испарились, оставив городскую архитектуру в первозданной красоте. Но в этот раз люди мне не мешали. Напротив, мне нравилось наблюдать за уличными сценками, которые наполняют львовские улочки жизнью.

…Мне давно пора было идти на выставку. Но прежде я хотела заглянуть еще в два места — в Латинский собор и часовню Боимов. Очень уж они мне нравятся. Сначала в часовню…

Часовню начал строить богатый львовский купец Георгий Боим, а завершил его сын. Она поражает воображение и снаружи, и внутри. В былые времена часовню называли «Библией для бедных», потому что в ее резьбе и скульптурах зашифрованы едва ли не все библейские события…

Вместе со мною капеллу осматривали два немца. Вообще, во Львове очень, очень много иностранцев.

…Теперь в Латинский собор. Его голубой свод напоминает мне чем-то собор в Кракове.

Все, теперь на выставку… Пробыла на стенде часа три, встретила коллегу, которая только сегодня приехала во Львов. И она предложила проводить меня на вокзал. Я была рада компании. Пошли, конечно же, пешком. Хотя на сегодня свой план по пешим прогулкам я явно уже выполнила…

Идем знакомой дорогой: через парк Франка, мимо собора святого Юра и дальше, к костелу Эльжбет…

До поезда еще полтора часа. Авантюрная жилка не дает мне спокойно пройти мимо костела, и мы поднимаемся на колокольню. Вещи оставили внизу, у дедушки, который собирает деньги за вход. Собственно, он сам предложил…

Вид с костела не так хорош, как с Ратуши. Но тоже довольно интересно…

…Уходить не хочется. До поезда осталось меньше часа. А нужно еще спуститься, дойти до вокзала и успеть хоть что-нибудь съесть. А вокзал — вон аж где…

…Спустились и в быстром темпе потопали к вокзалу. На сегодня это будет последний рывок. По пути заглянули в маленькое кафе, съели очень вкусные блинчики с сыром и ветчиной и — вот тут я уже не стала себя сдерживать — выпили по бокалу пива за встречу и за хорошую дорогу одновременно.

На поезд я, конечно, успела. Правда, совсем впритык. И в эту ночь в поезде я даже немного спала, потому что два предыдущих дня выдались слишком активными и насыщенными. До свидания, Львов! Ты был в этот раз чудо, как хорош. Впрочем, как и всегда…