ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Солнышко


 


Машуткины прогулки

 

Видели ежа,
Видели ужа,
Слышали, как
пчелы жужжат,
Слышали, как
Кры-лыш-ки
У стрекозы
Дрожат…
С.Козлов

 

Два с половиной года назад у нас родилась вторая дочь. Мария, Машенька, Маша… Она ворвалась в нашу жизнь красочным, бушующим карнавалом, снежной лавиной, восхитительными потоками горной реки, внесла неописуемый сумбур в наши души и полностью перевернула прежние представления о детях. С рождения она просто завораживала глубиной своих смышленых карих глаз. Этот взгляд, как рентгеновские лучи, пронизывал насквозь, добираясь в самые отдаленные уголочки сердца. И мы уже больше не принадлежали себе, только ей, маленькой нарушительнице нашей спокойной, размеренной жизни… От ее улыбки, выставляющей на показ четкие ямочки на круглых щечках, появлялся предательский блеск в строгих папиных глазах, а мама, как существо более эмоциональное, даже не пыталась сдерживать слезы…

Мне было интересно с ней всегда. Я не торопила события: быстрее расти! Каждый возраст приносил пронзительную, ни с чем не сравнимую радость. Мы учились понимать друг друга, мы ежедневно открывали друг для друга целый мир…

С самого начала так повелось, что во время прогулок я никогда не сидела на скамеечке с коляской. Мне было гораздо приятнее часами прохаживаться по аллейке или просто “накручивать круги” вокруг микрорайона. Я получала удовольствие от ходьбы, наслаждалась возможностью никуда не спешить, а Маше было интересно рассматривать всё новые и новые пейзажи за бортиками коляски. И чем старше становилась Машуня, тем необходимей были для нас эти совместные прогулки, превратившиеся почти в ритуал…


Мы – путешественники

- Куда идем мы с Пятачком… А куда идем мы с Пятачком?
- Большой-большой секрет!
- Ну, ма-ма! Ку-да-а-а?
- Гулять.
- А-а-а! – многозначительно, с глубоким пониманием…

Если нет необходимости идти в магазин или ехать на рынок за продуктами, мы отправляемся в маленькое путешествие. Конечной его целью может быть родник, болотце с утками и лягушками, яр, дубовая посадка или отдаленная детская площадка. Мы никуда не торопимся. Времени достаточно, да и ходить маленькие ножки могут много. Иногда мы путешествуем по привычной для нас дороге, в другой раз открываем новые тропки…

- Мама, давай играть “баба сеяла горох”! – голосок звенит нетерпением. Вы думаете, что в эту игру не играют на ходу? Начинаем делать отчетливые широкие шаги, проговаривая стишок:
- Баба сеяла горох. Прыг-скок! – На последних словах подпрыгиваем.
- Обвалился потолок. Прыг-скок!
Баба шла, шла, шла… - Продолжаем демонстративное движение
- Пирожок нашла.
Села, поела… - Наклоняемся за “пирожком”, приседаем и изображаем “поедание”.
- И опять пошла!
Баба стала на носок,
А потом на пятку. – Маша сосредоточенно выполняет.
- Стала “русского” плясать. – Зажигательные танцы на всю ширину дороги.
- А потом в присядку. – Приседает, встает, отставляет ногу в сторону. Затем то же самое, но уже с другой ногой. Прохожие смотрят озадаченно на Машу, а Маша - мне в глаза:
- А теперь мама!
Если еще и мама тут “русского” затанцует, прохожие, пожалуй, озадачатся всерьез и надолго. Твердо обещаю, что обязательно станцую дома…

- Мы едем, едем, едем… - Это Маша от танцев перешла к песням. Теперь уже прохожие улыбаются, а Маша кокетливо выставляет напоказ свои ямочки на щечках.
- …Обезьяну, попугая.
Вот какая компания! – Да что ж за песня такая заколдованная? Буквально все дети в этой строчке переставляют слова местами. Эх, правы они. С точки зрения языка – так лучше…

- Смотри, мама, так верблюд ходит. – Ноги при ходьбе выбрасывает резко вперед, голова гордо поднята, грудь выпячена.
Вообще сейчас у нас хит – изображать разных животных. Когда это только началось, я была почти шокирована дочкиной способностью показать любое животное, птицу, насекомое, подчеркнув характерные черты и ни разу не повторившись. Не каждый взрослый так сможет. Толчком послужила простенькая загадка про улитку, у которой “глаза на рогах, а на спине - домик”. Маша тут же сползла с дивана на пол, приставила к голове пальчики-рога, и начала ползать на коленках. Звук мурррчащего кота - самый мой любимый звукСледующим был морж с клыками-пальцами у рта, затем тюлень, акула, медуза, осьминог, морская корова и множество других водяных и сухопутных тварей, да и вообще неодушевленных предметов. Гвоздем программы стала песчаная буря и цунами. Через несколько дней Маша начала изображать то, о чем слушала в аудио-сказках. Причем, совершенно неважно, знакомая это сказка или совершенно новая. Вот вскакивает со стула и носится по комнате, показывая, как Мишка проснулся-потянулся, как пошел малину собирать, как рыбу ловил, как спать лег…
- Мама, сейчас я тебе лошадку покажу! – Маша начинает двигаться на четырех конечностях. Некоторое время иду чуть впереди, всем своим видом показывая, что это не мой ребенок весело ржет сзади, а потом предлагаю альтернативу:
- Побудь пока зайчиком, а лошадку ты мне дома покажешь…

Совсем еще недавно я считала, что подбор рифмы – дело не для двухлетних малышей. Почему? Свое-то первое, довольно длинное и связное стихотворение я сочинила в три года, а вот в дочке сомневалась. Оказалось, что зря. Теперь сочинительство – одно из наших любимых занятий. Им-то мы и занимаемся в дороге. Использую я для этих целей так называемые “чистоговорки”. Их много можно разыскать в детских развивающих книжках, но я предпочитаю сочинять сама прямо на ходу. Благо, особого умения здесь не нужно.
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Врача! – Маша радостно подхватывает.
- Жа-жа-жа, в лесу нашли…
- Ежа!
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Кот!
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
- Миб! – Вот те на! Ситуация оказалась не совсем известной и понятной для Маши. Все-таки мы чаще говорим не “гриб”, а “грибок”. Вот и выдумала слово в рифму, но абсолютно ничего не значащее. А что бы не получалось всяких “мибов”, подбирайте хорошо понятные малышу ситуации, что бы слово само просилось на язычок. А потом можно и усложнять. И хвалите, обязательно хвалите в любом случае! Ведь нестандартное мышление – это здорово! Почему бы и какому-нибудь “мибу” не вырасти под елочкой? Кто знает… А вот вам еще примеры чистоговорок.
Цо-цо-цо, умоем мы (лицо)
Ом-ом-ом, построим новый (дом).
Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, в норке серенькая (мышь).
Едь-едь-едь, рычит в лесу (медведь).
Ла-ла-ла, жужжит в саду (пчела).
Ок-ок-ок, сорву в лесу (цветок).
Ит-ит-ит, фонтан пускае (кит).
Ук-ук-ук, ползет усатый (жук).
Ей-ей-ей, чирикнул (воробей)
Онь-онь-онь, по полю скачет (конь). И так до бесконечности…

Иногда мы отправляемся не просто путешествовать, а “открывать новые земли”. ГоркаМы переходим через дорогу в соседний микрорайон, и блуждаем по незнакомым детским площадкам. А они-то все разные! Сосредоточенно лазим по лесенкам, съезжаем с горок, катаемся на качелях и идем дальше, на поиски новых впечатлений. В одном из дворов замечаем ракету, сваренную из железных прутьев - звоночек из детства… Ее красный нос гордо взмывает в небо. Маша с восторгом залазит на самый верх и категорически не хочет слазить:
- Я не могу слезть! Я улетела в космос!
Я начинаю потихоньку замерзать. А каково же там Машке, на железных прутьях в холодном открытом космосе? Замечаю поблизости спасительный детский садик:
- Маша, слезай скорей! Мы прилетели на Луну! Ура! Пойдем посмотрим на лунных деток в лунном детском саду!
О! Против такого невозможно устоять. Маша пулей скатывается с лестницы и несется к забору. Дети бегают и визжат. Маша за забором воодушевленно копирует их действия и рассказывает мне, как вырастет и пойдет в детский сад играть с детками. За наше будущее я спокойна…

Когда нам надоедает просто ходить, мы отправляемся “кататься на троллейбусе”. Для ребенка, который чаще всего передвигается в автомобиле, поездка в общественном транспорте - огромная радость. Устраиваемся возле окошка, наблюдаем, болтаем, иногда поем песни или рассказываем стихи. Вернее, поет Маша, а я не мешаю. Объехав вокруг двух микрорайонов, мы возвращаемся назад на трамвае и маршрутном такси. А бывает, что и на метро катаемся. В зоопарк, парк с аттракционами, музей или просто побродить по городу в поисках новых впечатлений…


Березка моя любимая!

Приходило ли вам в голову, что двухлетний малыш может легко различать…деревья, кустарники, а также множество растений и цветов? Лично я не очень на это надеялась, но все равно, с раннего детства,Сяду на пенек... обращала внимание дочки на различных представителей растительного мира. Из деревьев в полтора года Маша четко знала березу, ель и рябину. В два с небольшим к этому списку добавились клен, дуб, каштан, ива, сосна, тополь, шиповник и облепиха. С ранней весны мы наблюдали за их жизнью и происходящими в природе изменениями. А осенью сделали гербарий из листочков, что бы за зиму не забыть о наших друзьях. Если вы хотите научить малыша различать деревья и кустарники, обращайте внимание на характерные черты каждого растения. Клен, дуб и каштан имеют своеобразные листовые пластинки, у тополя запоминающаяся форма кроны (“высо-о-окое, тонкое дерево”), березу легко отличить по стволу, а рябину – и по листочкам, и, конечно, по плодам. С раннего детства учите малыша быть внимательным, вдумчивым наблюдателем, и, очень скоро, перед вашим юным ботаником откроются все тайны природы...

…Недалеко от дома растет наша любимая береза. Частенько мы заглядываем к ней в гости: ранней весной, что бы поглядеть на хрупкие сережки и набухшие почки, летом – порадоваться зеленому платьицу, осенью – полюбоваться желтым нарядом… Непременный атрибут – объятия:
- Березка моя любимая!
Объятия с березами, да и с другими деревьями – одна из тех вещей, которые поражают меня в Маше и трогают до глубины души. Тоненькие ручонки обхватывают ствол, щечка прижимается к коре… Крошечная девочка, восторженно любящая весь мир, и мир, отвечающий ей взаимностью…

Возможно, привычка обнимать деревья пошла от другого нашего занятия – изучения понятий “толстый-тонкий”. Однажды я предложила Маше определить тонкое дерево или толстое таким нехитрым способом:
- Обними руками ствол. Если получится, значит, дерево тонкое, если нет толстое.
Долго мы таким образом с восторгом обследовали деревья на толщину, а потом Маша вдруг и говорит:
- Смотри! Вот толстая березка. Это мама. А эта тоненькая – дочка.
Железная логика! И везде мы эти березы замечаем:
- Мама!!! Маша березку увидела!!! – кричит так, что стекла в окнах звенят. И бежит к ней по грязи, не разбирая дороги. Что остается маме? Плестись следом, уже в который раз думая, что нужно бы сменить каблуки на более удобную обувь для прогулок. А Маша тем временем трогает кору и, замечая надорванный кусочек, начинает отрывать его дальше. Говорю:
- Маш, не обдирай. Березке больно, она плакать будет.
- Плакать? У березки же нет глазок и ротика! – глаза широко раскрыты, руки театрально разведены, удивлению нет предела…

Хит Машиного лета – вопрос: “Что это называется?” Она задает его раз по сорок за прогулку, Задумалась тыкая пальчиком во все встречные растения. И только благодаря недавно сданному экзамену по фармакогнозии (предмету о лекарственных растениях) я не ударяю перед ней лицом в грязь. Особенно мы любим подорожник. Почему-то он приводит Машу в неописуемый восторг. Она обязательно должна поздороваться со всеми встречными подорожниками. А так как это растение попадается чаще всего на пустырях и во дворах нашего района, то расстояние в два десятка метров мы можем преодолевать о-о-очень долго. Хорошо хоть не обнимается с подорожниками, как с березами…

- Папа, что это называется? – глазенки хитро прищурены, пальчик показывает на высокий сорняк с голубыми, похожими на ромашку, цветочками. Папа пристыжено молчит. В конце концов, он инженер, а не ботаник. Дочь укоризненно качает головой:
- Папа, это же цикорий! Понимаешь?
Но Маше известен не только цикорий. Помимо традиционных ромашки и одуванчика, она хорошо различает мать-и-мачеху, колокольчик, пижму, тимьян, календулу, бархатцы, флоксы и множество других полевых и садовых растений. Иногда Маша забывает сложное название знакомого цветка и сконфуженно смотрит на меня. Но стоит ей подсказать одну-две буквы, и она радостно выкрикивает:
- Тысячелистник!

… После дождя прогуливаемся по аллейке. Весь асфальт усыпан дождевыми червями.
- Мама, смотри! Маленькая змея!
- Это не змея. Это – червяк. Он выполз из земли, потому что дождь его норку затопил.
Маша присаживается возле червя, трогает его пальцем, и он начинает отчаянно извиваться.
- Ура! Ура! Ползет!
А вот следующий червь раздавлен чьей-то неосторожной ногой. Маша долго разглядывает его, трогает, что-то бормочет себе под нос. Затем сокрушенно вздыхает:
- Не ползет… Спит!

Год назад, во время прогулки, мы частенько срывали гроздочки рябины. Маша любила отщипывать от них по ягодке, бросать на землю и наступать ногой. Этой осенью много рассказываю ей о птицах, их повадках, чем кормятся те из них, которые остаются с нами зимовать. Упоминаю и рябину, как один из источников зимней пищи… Маша просит сорвать рябину, долго рассматривает ягоды, затем бережно кладет их на дорожку.
- Будешь наступать? – спрашиваю обреченно.
- Нет, птичкам! Птички прилетят, покушают.
В другой раз несет в руке несколько ягод шиповника:
- Шиповник будут птички кушать?
- Будут. – И его раскладывает на дорожке…

В нашей местности встретишь не так много птиц. Маша давно их всех уверенно знает. Причем, отличает даже по голосу:
- Слышишь? Ворона “кау-кау”. – “Р” -то не выговаривает.
Или:
- Мама, слышишь, сорока-белобока! – и давай обсматривать деревья в поисках птицы. А однажды наблюдали, как сорока дралась с сойкой. Вот впечатлений-то было!


Загадки большого города

Мы ходим по одним и тем же улицам каждый день. Мы ежедневно видим эти дома и гаражи, эти троллейбусы и автобусы, эти мусорные баки и почтовые ящики… Для нас, взрослых, это обыденные, ничем не примечательные вещи. Но если попробовать разок спуститься с небес своего опыта и житейской мудрости до совсем еще крохотного росточка малыша, то удивительный мир вдруг откроется нам. Настоящая энциклопедия, наглядная и доступная - энциклопедия жизни города, энциклопедия нашей с вами жизни…

…Любопытный и живой Машуткин взгляд легко отыскивает все неопознанные объекты вокруг себя. На этот раз в поле зрения попал почтовый ящик.
- Это что?
- Почтовый ящик.
Прекрасно знаю, что такого ответа ей недостаточно и потому предвосхищаю всевозможные “что” простым, понятным рассказом о том, как мы напишем бабушке письмо. В письме расскажем про Машу: как она кушает и спит, какая она хорошая девочка… Потом положим письмо в конверт и бросим в этот почтовый ящик. Придет дядя-почтальон, достанет из ящика письмо и отнесет его бабушке. А бабушка прочтет его и узнает, как Маша кушает и спит, какая она хорошая девочка… Маша сосредоточенно кивает, а я думаю о том, что надо бы почитать дома стихотворение Маршака “Почта”. Возможно, мы уже сможем в нем разобраться…

Не могу сказать про другие города, но в нашем постоянно что-то роют и копают. Клад, что ли, ищут? Копают всегда с использованием техники, а для нашей Маши ничего нет краше… Вот и в этот раз, прогуливаясь в сторону универсама, обнаруживаем очередную “стройку века”. Любимый трактор, он же бульдозер, он же экскаватор усердно черпает ковшом землю. Маша завороженно наблюдает за процессом, а я напоминаю то, что ей и так уже давно известно:
- Сзади у этого трактора прикреплен ковш. Видишь, трактор им копает, как ты лопаткой. Мы можем сказать, что это – экскаватор. А спереди у него отвал, как у бульдозера. Это для того, что бы убирать разный мусор, камни, землю.
Рядом с выкопанной ямой растет гора грунта. Маша, показывая на нее, сообщает компетентно:
- Это муравейник.
Восхищаюсь в душе ее способностью одушевлять совершенно обыденные предметы. А ведь действительно, похоже. Столько раз видели в лесу настоящие, огромные, с Машу ростом муравьиные дома. Почему бы и здесь не жить трудолюбивым насекомым?..

- Мама, смотри, машина песок повезла!
Действительно, в кузове проезжающего грузовика горкой насыпан песок. Прогулка вдоль дороги – штука не очень полезная для здоровья, но иногда мы делаем это ради общего развития. Здесь можно встретить массу объектов для изучения: легковушки и микроавтобусы, грузовики и самосвалы, бетономешалки и катки, машины скорой помощи и пожарные машины… И любая из них – это целая история о строителях, пожарниках, врачах… Думаете, двух-трехлетке слишком рано рассказывать об этом? Нисколечко! Нужно лишь говорить на понятном малышу языке. Вот, например, повезло вам наблюдать за ремонтом дороги. Основная машина здесь – дорожный каток. Напомните малышу мультфильм “Ну, погоди”, где волк управляет этим самым катком, и всё встанет на свои места. А дома еще раз пересмотрите и прокомментируйте эту серию мультфильма, что бы закрепить новые знания.

Ну, а стройка – это вообще потрясающе интересное место! Каких только механических помощников тут не встретишь. И возвышается над всем этим Его Величество Кран. Маша в восторге прыгает и хлопает в ладоши:
- Ура! Кран, кран!
А я вспоминаю коротенький стишок нашей любимой поэтессы Мошковской:
- Если краны огромные
Сажают плиты бетонные…
Маша радостно подхватывает:
- То даже когда зима
Растут большие дома.
Наблюдаю с Машей за краном и рассказываю о строителях, о том, как строят дома из плит или кирпича, о строительной технике… А во время вечерней игры строим новый дом для любимых зайцев из конструктора, промазывая понарошку все детали цементом для прочности и соорудив подъемный кран из картонной коробки, деревянной палочки, прочной нитки и кусочка пластилина на конце для поднятия “груза”. Не забываем и о машинах, которые подвозят для нас строительный материал. Надо бы сходить через недельку на то же место, поглядеть, как “подрос” строящийся дом...


...Нет, не расскажешь обо всем. Хоть даже роман напиши. Давно хочется вести дневник, описывая по дням наши игры, прогулки, занятия. Да времени нет… Так жаль… Жаль этих мгновений, уходящих безвозвратно. И память предательски многое забывает… Но если вам было интересно это читать, если что-то полезное вы нашли в моем рассказе, я буду рада безмерно. Потому что писалось это, как ода вам, родителям любящим, самоотверженным, наслаждающимся каждым мгновением жизни своей вместе с крошечными или подросшими, но от этого не ставшими менее любимыми, детьми.


© Юлия Каспарова. 2003