ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Запоминаем


 


Узелки на память

 

Память играет огромную роль в развитии малыша. Благодаря памяти он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает определенные навыки. Хорошая или плохая память не передается по наследству. Это важнейшая психическая функция, которая развивается и формируется в первые годы жизни малыша. Но иметь хорошую память – это еще пол дела. Гораздо важнее грамотно ею распоряжаться. И то, насколько умело будет пользоваться наш ребенок этим важным инструментом, во многом зависит от нас.


Больше памяти хорошей и разной

Прежде всего, давайте разберемся, что же такое вообще память, какой она бывает и чем память малыша отличается от памяти взрослого. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего жизненного опыта. Информация запоминается в головном мозге в виде энграммы – своеобразного памятного следа. Такая сохраненная информация может храниться очень долго, даже всю жизнь. А вот извлечь ее, вспомнить, часто бывает трудно. К счастью, благодаря специальным тренировкам и упражнениям, число связей между нервными клетками увеличивается, они становятся более устойчивыми, и это облегчает вспоминание. Именно по этому, память малышей развивается и совершенствуется по мере их взросления. Чем больший жизненный опыт накоплен маленьким непоседой, чем активнее развивается его интеллект, тем лучше будет и его память.

По цели деятельности память разделяют на произвольную и непроизвольную. Крошечные карапузы и младшие дошкольники обладают непроизвольной памятью, т.е. запоминают они все как бы случайно, не прикладывая к этому никаких усилий. И лучше запомнится именно то, что произвело на малыша впечатление, что было ярким, интересным. Потому-то занимаясь с крохой, очень важно обучение мотивировать, т.е. подавать его в интересном, эмоциональном виде, через веселую игру. Чем больше приятных впечатлений получает ребенок от процесса обучения, тем лучше будет усвоен материал. По мере взросления у малыша начинает развиваться и произвольная память. Теперь уже он ставит перед собой цель запомнить какую-либо информацию, использует специальные приемы для лучшего запоминания. И если произвольная память не будет достаточно хорошо развита к началу школьного обучения, малышу будет сложно справляться с непростой информационной нагрузкой. Вот почему тренировке памяти дошкольника нужно уделить достойное внимание. Тем более что именно в возрасте 5-7 лет подобные тренировки считаются наиболее эффективными.

В зависимости от того, что именно мы запоминаем, память бывает образной, словесно-логической, эмоциональной, двигательной (моторной). Образная память помогает запоминать образы, цвет, вкус, запах, тактильные ощущения. Благодаря ей мы помним лица родных и друзей, знаем, как пахнет роза и дым костра, храним в памяти красоту рассветов и закатов, различаем на вкус лимон и апельсин. Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой – в каждом случае при восприятии информации задействуются разные органы чувств. Эмоциональная память – это способность помнить свои эмоции, ощущения, переживания, а словесно-логическая – это память на отдельные слова, понятия, формулы. У малышей словесно-логическая и эмоциональная память развиты слабо, зато образная с лихвой компенсирует эти недостатки. Кстати сказать, образная память – самый “экономный” и надежный способ хранения информации. Если за сохранение словесной информации отвечает только левое полушарие головного мозга (логическое), то образы сохраняются в обоих полушариях одновременно. В правом остается модель-образ со всеми его запахами, цветами и ощущениями, а в левом – словесное описание картинки. Воспринятая таким образом информация очень долго не стирается и ее гораздо легче извлечь. Чем больше таких образов хранится в памяти, тем большим творческим потенциалом обладает ее хозяин. Поэтому, имеет смысл подавать информацию для крохи таким образом, что бы в работу включались одновременно оба полушария мозга, задействовать сразу несколько видов памяти: слуховую, зрительную, двигательную, тактильную. Так вы не только улучшите детскую память, поможете малышу вырасти творческой личностью, а и сделаете обучение по настоящему веселым и увлекательным.

Как же помочь нашим маленьким умникам и умницам научиться пользоваться своей памятью рационально, развить ее потенциал? В этом нам помогут веселые игры и упражнения.


Слушаем!

Для успешного школьного обучения ведущую роль имеет слуховая память. Вот с ее тренировки мы и начнем. Самый лучший способ для этого вам хорошо известен. И вы наверняка активно его используете. Это разучивание стихов на слух. Большинство ребятишек делают это с удовольствием. И если вам кажется, что ваш малыш плохо запоминает рифмованные строчки, не спешите жаловаться на его плохую память. Причина может быть вовсе не в этом. Как было сказано выше, малыши активно запоминают только то, что вызывает у них эмоциональный отклик. Потому подбирать стихи для разучивания лучше исходя из вкусов и предпочтений малыша. Не стремитесь, что бы кроха заучивал длинные стихотворения, а потом декламировал их перед бабушкой или гостями. Для развития памяти как раз больше подходят коротенькие, но яркие произведения. Для того, что бы стихотворение быстрее и крепче запомнилось, постарайтесь задействовать несколько видов памяти одновременно. Сначала просто прочитайте стихотворение малышу (только непременно выразительно и эмоционально), спросите, понравилось ли оно ему. Обязательно поясните значение непонятных слов, если такие встретились. Попросите малыша представить то, о чем говорится в стихотворении, как если бы он смотрел мультфильм. Можно даже вместе нарисовать иллюстрацию. Одним словом, чем больше образности – тем лучше. После этого приступаем к разучиванию. В этом нам помогут особые правила, которые используют в своей деятельности… шпионы. Оказывается, для того, что бы информация быстрее и крепче запоминалась, ее нужно повторять через определенные промежутки времени. Итак, прочитываем малышу стишок один-два раза. Затем вспоминаем его через 5 мину, через 20, через 2 часа, на следующее утро и через сутки. Здорово, если, разучивая стихотворение, малыш будет иллюстрировать его жестами: показывать ручками крышу домика, складывать пальчики руки, изображая зайчика, притопывать ножками, как лошадка. Так он пускает в ход еще один вид памяти – моторную. Если вы научите кроху правильно заучивать необходимую информацию, это существенно облегчит ему будущую школьную жизнь.

Для развития слуховой памяти очень полезно… как можно больше слушать. Почаще ставьте малышу детские песенки, аудиосказки, обучающие программы на кассетах или дисках. Особенно полезно слушать такие программы, параллельно занимаясь чем-нибудь еще: рисованием, лепкой, вырезанием, собиранием паззлов, играми с конструктором и т.п. Это актуально для детворы любого возраста. Разучивайте и пойте вместе с малышом детские песенки. И как можно больше читайте художественной литературы. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: “Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?” Или: “Подскажи, кто помог Элли и ее друзьям спасти Льва на маковом поле?”

По пути в детский сад или во время прогулки поиграйте с малышом в игру “Караван”. Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюда. Малыш повторяет “верблюд” и добавляет свое животное, например “лошадь”. Мама говорит “верблюд, лошадь” и цепляет к “каравану” еще животное. Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Особенно весело играть в эту игру с несколькими малышами. Эта простая, на первый взгляд, забава на самом деле очень полезное упражнение для тренировки слуховой памяти.


Видим и ощущаем!

Для тренировки зрительной памяти предложите малышу сыграть в игру “Что изменилось?”. Для этого посадите перед ним 5-6 игрушек и попросите хорошенько их запомнить. Подскажите сыну или дочурке, что для лучшего запоминания нужно 2-3 раза проговорить названия игрушек, параллельно ощупывая их руками. Теперь малыш отворачивается, а вы производите среди игрушек какие-нибудь изменения: что-то убираете, добавляете, меняете мягких друзей местами. Малыш вновь смотрит на игрушки и определяет, что изменилось. Ему будет легко это сделать, если он закроет глаза и постарается представить игрушки именно в той последовательности, в которой он пытался их запомнить. В похожую игру можно играть и с картинками. Положите перед малышом 8-10 картинок не связанных между собой предметов, пусть он внимательно посмотрит на них 30-40 секунд, а затем отвернется и назовет те картинки, которые он смог запомнить. В этой игре тоже очень важно проговаривать названия предметов при запоминании, а также рисовать в воображении их образы. Кроме этого, можно, глядя на картинку, представлять себе, какой этот предмет на ощупь: колючий, мягкий, горячий, холодный, шершавый. Подобные ассоциации в дальнейшем облегчат процесс вспоминание и помогут запомнить гораздо больше слов. В зависимости от возраста крохи, карточек с картинками может быть от 5 до 20 и больше, а время для запоминания нужно постепенно уменьшать

Для развития зрительной памяти отлично подходит настольная игра “мемори”. А шахматы замечательно развивают не только память, а и весь интеллект в целом. Если ваш карапуз еще не дорос до сознательного возраста шахматистов, не беда. Сыграйте с ним в такую игру. Возьмите 2-3 шахматные фигуры (например, пешку, коня и ферзя) и поставьте в произвольных клетках на шахматной доске. Попросите малыша запомнить, где находятся их домики. Затем уберите фигуры с доски, рассказывая малышу примерно следующее: “Жили-были конь, ферзь и пешка. Они очень дружили и любили вместе гулять. Вот как-то они забрели так далеко, что заблудились и забыли дорогу обратно. Помоги им, верни каждого в свой домик”. Теперь малыш должен расставить фигуры на прежние места. Самым маленьким шахматистам достаточно будет запомнить место всего 1-2 фигур. Для ребятишек постарше задачу усложняйте. И если ваш малыш без ошибок находит “домики” 5 шахматных фигур, можете по праву гордиться его незаурядным интеллектом.


Хотим играть еще!

Если у вас подрастает двое ребятишек, предложите им сыграть в такую игру. Один ребенок придумывает список поручений для другого, а вы записываете его. Например: посмотри в окно, почеши правой рукой затылок, подпрыгни на левой ноге, нарисуй в альбоме круг, переложи куклу с дивана на стул, потянись. Малыш запоминает последовательность дел, выполняет их, а вы сверяете со списком, все ли правильно он сделал. Затем детвора меняется ролями. Чем младше ребятишки – тем короче и проще должны быть поручения.

А вот вам еще одна интересная и полезная игра. Она развивает образную память. Приготовьте 10 фотографий (можно вырезки из журналов), на которых изображены люди или домашние животные. Чем смешнее и необычнее будут картинки, тем лучше. Теперь показываем малышу фотографии и называем вымышленные имена изображенных на них людей или клички животных. Задача ребенка, рассматривая фотографии во второй раз, вспомнить, как кого зовут. Получилось? А сможет ли он сделать это через час? А на следующий день?

Предложите малышу поиграть во “вспоминалки”. Пусть он постарается вспомнить, какая мебель стоит у вас в спальне, какая посуда есть на кухне, какие игрушки обитают детском саду. Попросите кроху по памяти описать какой-нибудь предмет, имеющийся у вас дома, а вы попробуйте угадать, что это такое. Вспомните вместе, каких животных вы видели в зоопарке, какие артисты выступали в цирке. Расскажите ребенку какой-нибудь забавный случай из своего детства, а малыш пусть тоже вспомнит и расскажет что-нибудь смешное. Интересно играть в эту игру с несколькими ребятишками разного возраста. Предложите им вспомнить и рассказать, например, о самом лучшем подарке, о первом путешествии на поезде, первой поездке на море, о чем-то очень обидном, о праздновании своего пятилетия, о той одежде, которая была самой любимой в 4 года…


Применяем стратегии

Каждый из нас на собственном опыте не раз убеждался, что механически “зазубренная” информация, как правило, надолго в нашей голове не удерживается. Совсем другое дело, если мы учим что-то вдумчиво, создавая для себя всевозможные ассоциации и логические цепочки, рисуя в воображении яркие образы. Так, запоминая номер телефона, мы связываем его с днями рождения близких и другими важными датами, пытаемся отыскать в наборе цифр какую-нибудь логику и закономерность. Запомненный таким образом номер телефона мы уже ни за что не забудем. А всевозможные фразы-запоминалки школьной грамматики помнятся до сих пор: “Уж замуж невтерпеж”, “Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку цыц”. Помните? Все подобные стратегии запоминания называются мнемоникой (от имени греческой богини памяти Мнемозины). И было бы неплохо использовать такие приемы в обучении малышей. Существует множество уже готовых мнемонических фраз, облегчающих запоминание. Так, выучив фразу “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” малыш уже никогда не спутает последовательность цветов спектра. А запомнив, что “Маша Вышла За Морковкой, Юра Слона Увел На Поля”, он не за будет и порядок планет Солнечной системы. Хотя, к слову сказать, Плутон с недавнего времени уже не является планетой. Учить русский, украинский, английский алфавит гораздо эффективнее в виде песенки. Помните у Заходера: “А, Б, В, Г, Д, Е, Ж прикатили на еже”? Этим часто пользуются хорошие учителя. И если малышу тяжело запомнить какую-то информацию, проявите чуть-чуть творчества, придумайте яркие ассоциации, и сложный материал будет освоен. Так, благодаря этому нехитрому стишку, мои девчонки с удовольствием и легкостью запомнили таблицу умножения на 5:

Пятью пять – двадцать пять.
Вышли в сад погулять.
Пятью шесть – тридцатью.
Братик и сестрица.
Пятью семь – тридцать пять.
Стали веточки ломать.
Пятью восемь – сорок.
Подошел к ним сторож.
Пятью девять – сорок пять.
Если будете ломать.
Пятью десять – пятьдесят.
Не пущу вас больше в сад.


Игра между делом

Можно придумать множество полезных упражнений, тренирующих детскую память, для которых не нужно специально готовить никаких пособий и выделять время. Развивайте малышей в процессе обычных, повседневных дел. Так, например, отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: “Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь”. Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь “забудьте” и спросите ребенка, все ли вы купили. Дома можно устраивать игру в магазин: пусть старшие ребята поиграют с младшими. Малыш будет выступать в роли продавца, а старший брат или сестренка – в роли покупателя. Задача продавца как можно точнее запомнить список того, что покупатель хочет приобрести и выдать ему соответствующий товар (используйте для игры кухонную посуду, одежду, игрушки, бытовые предметы или карточки с их изображениями).

Очень нравится малышне и игра в “связного”. Ребенку нужно как можно точнее запомнить мамины поручения и “донести” их папе, брату или сестре в комнату, повторив, по возможности, слово в слово. Например, мама говорит: “Пойди в комнату и скажи папе: ужин готов. Сегодня у нас будут куриные отбивные, жареные овощи и салат. Пусть моет руки и идет к столу”. Малыш старается все это хорошенько запомнить, а затем бежит в комнату и говорит необходимую фразу папе. Папа откликается: “Передай маме, что я сейчас закончу работу на компьютере, уберу свои бумаги, вымою руки и приду”. Малыш бежит обратно и передает папины слова маме. Постепенно удлиняйте фразы, увеличивайте списки дел.

Гуляя с малышом или направляясь куда-то по делам, полезно почаще ходить по незнакомой дороге. Попросите малыша запомнить дорогу, обращая внимание на всевозможные ориентиры: “Здесь, возле большой березы с птичьей кормушкой мы поворачиваем. Проходим мимо дома с раскрашенными подъездами. Теперь на нашем пути детский сад, посмотри, там нарисован Винни-Пух и ослик Иа-Иа…” Через некоторое время пройдитесь той же дорогой еще раз. Пожалуйтесь малышу на забывчивость и попросите проводить вас. Или предложите поиграть в следопыта. Сможет ли он отыскать дорогу по запомнившимся ориентирам. При необходимости помогайте ему небольшими подсказками. Если вы часто ходите одной и той же дорогой (например, в детский сад), попробуйте вместе с малышом отслеживать, какие изменения происходят вокруг. Вот, скамейку перекрасили. А какого цвета она была раньше? Сейчас здесь стоит легковая машина. А какая машина здесь стояла вчера вечером? Так, используя нехитрые игры, вы ненавязчиво поможете крохе сделать память и внимание более совершенными, научите его пользоваться простыми приемами, облегчающими запоминание. Веселых вам занятий!


Юлия Каспарова
Журнал "Мир семьи"
ноябрь 2006