ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Долгий путь к Северному морю

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

— Цель Вашего визита в Голландию?
— Да чет приуныл я...
(Народное творчество)

Никто не возвращается из путешествия прежним… Нет, я имею в виду не послеотпускную депрессию, когда ты по приезду домой полностью дезориентирован и не понимаешь, где же так нагрешил, что после яркого калейдоскопа приключений вынужден вернуться к рядовым будням. Когда, просыпаясь ночью в кровати, первые секунды не понимаешь, где находишься и морально готовишься выползти из палатки на свет божий… Но, «неделя, другая и мы успокоимся»... Акклиматизируемся… И будни уже не будут казаться такими серыми, и мир опять засверкает яркими красками событий и предвкушением новых путешествий. Нет, я говорю не об этом. Это не изменения, а всего лишь адаптация. После путешествия меняется что-то внутри тебя, в голове и сердце и, кажется, что эти изменения происходят на уровне биологии, как будто химические процессы в твоем теле начинают протекать иначе… Конечно, ты не можешь оставаться прежним, если только ты — настоящий путешественник, исследователь и первооткрыватель новых земель, пусть даже они уже были тысячи раз до тебя открыты. Ведь ты почувствовал новые запахи, попробовал новые вкусы, познакомился с новыми людьми, узнал новые слова, искупался в новом море и поднялся на новую вершину… И, конечно, в твоей голове все это время роились самые разные размышления о жизни и ее смысле… Ты просто физически не можешь оставаться прежним… И все эти изменения… Разве не ради них мы вновь и вновь отправляемся в странствия, мечтая только об одном: чтобы на неведомых дорогах, за виражами, поворотами и перевалами нас поджидали новые ощущения и невероятные приключения? Ведь все это точно стоит того, чтобы жить…

… В этом путешествии было все: и новые вкусы, и новые вершины, и новые рекорды, и новое море. И дело не в расстоянии, а просто поездка планировалась на прошлое лето, но осуществить ее удалось только сейчас. Путешествие получилось очень разным, каждое место разительно отличалось от остальных. Это было в большей степени плюсом, так как не давало заскучать и дробило поездку на осколки, отличающиеся друг от друга и цветом, и фактурой. Нам удалось почти все из того, что мы запланировали. И даже капризы погоды не стали помехой, а только расширили гамму ощущений. Дополнительных впечатлений добавил новый формат путешествия — в этот раз мы брали с собою велосипеды и исколесили на них достаточно много европейских дорожек. Так что и эта мечта наконец осуществилась! А еще мы поставили два рекорда: велосипедный и пешеходный. А еще, еще… Но не пора ли перейти непосредственно к рассказу? Думаю, самое время…

Но сначала — крошечный финансовый отчет.

За 22 два дня путешествия мы проехали 6600 км. На бензин было потрачено 590 евро, кемпинги обошлись в 480 евро, дорожные сборы (словацкая виньетка и платные дороги Польши) — 20 евро. На питание, музеи, паромы, фуникулеры, вход в национальные парки, шопинг и т.п. — около 1000 евро.

Ну, вот, теперь можно отправляться… Итак…

День первый. Стартовали в субботу, 29 июля, около пяти утра. Прошедшие два месяца лета теплом не баловали, но сейчас нам это было только на руку. Кондиционер кондиционерам, а совершать долгие переезды все же лучше в нежаркий облачный день… Тем более, что переезд предстоял долгий. Обычно мы пересекаем границу с Польшей в Краковце. И изначально маршрут выглядел несколько иначе. Мы планировали, как всегда, вечером пересечь границу, заночевать в Польше, заехать в соляные шахты в Величку, куда давно хотели попасть, и к вечеру добраться до кемпинга в Закопане. Но ситуация на польской границе, увы, никак не меняется в лучшую сторону. Чтобы наверняка попасть в соляные шахты на русскоязычную экскурсию (а август — это о-о-очень высокий сезон во всей Европе), нужно было оплатит ее заранее и на определенное время. Но мы могли застрять на границе на неопределенное время и, в результате, не попасть на оплаченную экскурсию. А рисковать 50 евро, которые стоит семейный билет, как-то не хотелось…

…Изучая карту и просчитывая разные варианты, решили пожертвовать Величкой и объехать польскую границу через Словакию. По расстоянию это не было на много дальше, но вынуждало переваливать через наши Карпаты и ночевать в Украине, так как доехать за день от Харькова до Ужгорода, учитывая горные дороги не лучшего качества, довольно тяжело. Но мы резонно рассудили, что, чем стоять восемь часов на польской границе, лучше уж объехать через Словакию. Ну и новую страну хоть одним глазком было интересно посмотреть. К тому же, на пути у нас был Кошице — один из самых красивых словацких городков. В планах было заехать в него, погулять полдня, пообедать чем-нибудь аутентичным, заглянуть в Декатлон, и уже потом катить в Закопане.

…Одним словом, на сегодня у нас был план минимум доехать до перевала между Львовской и Закарпатской областями и где-то там заночевать, может даже в той же гостишке, в которой останавливались в 2014 во время путешествия по Карпатам.

...Эх, хорошо, что машина большая ))) Правда, три вела на хвосте — дополнительный вес, изменение аэродинамики и определенные сложности. Но мы уже ездили с ними на 600 км, проблем не было. Надеемся, не будет и сейчас.

…Лев Дармедонт, конечно, тоже едет. Митя еще в Италии, вернется к нам только в конце лета. Зато с нами путешествуют Машины крокодил Пипин и Дедпул.

…Погода за бортом достаточно пасмурная и прохладная. Дорога бежит легко…

…Есть немало людей, которые не любят дорогу и считают ее препятствием на пути к отдыху. Которые всегда предпочтут самолет, и не за какие коврижки не согласят путешествовать автомобилем. Я же дорогу просто обожаю! Особенно, когда ты вырываешься на свободу из трудовых будней, и тебе на время можно расслабить мозг и перестать решать многочисленные рабочие задачи. Можно просто жить… Жить здесь и сейчас, в этом самом моменте — счастливое умение расслабляться, отпускать, наслаждаться тем, что происходит с тобою вот в эту самую конкретную минуту. Радоваться простым мелочам: любимой музыке из динамиков, мельканию дорожных столбиков за окном, грозовым тучам на горизонте, даже полуостывшему кофе в картонном стаканчике с недавней заправки. Умение жить здесь и сейчас превращает даже долгую дорогу в радостное переживание. Особенно, когда на протяжении времени образовались какие-то якорьки и сложились определенные семейные ритуалы. Например, обед домашними припасами в одном и том же месте. Предлагала Диме с Машей не морочиться с готовкой в дорогу и пообедать где-то по пути. Не захотели. Говорят: «А как же наше место? Не, мы так не согласны…» Да я особо и не настаивала, потому что этот маленький ритуал мне тоже чертовски приятен…

…Где-то на подъездах ко Львову купили ведерко яблок на придорожном рынке. И закатное солнце ласково освещало все вокруг, делая прикарпатские пейзажи еще более волшебными…

…Этот вечер в горах был сказочно красив! А я-то и забыла за три года, как хороши наши летние Карпаты. Мы ехали вверх, поэтому солнце никак не могло спрятаться от нас за вершины гор. Вот только-только ему это удавалось, а мы поднимались выше, и после очередного витка серпантина снова его видели. Так что закат в тот вечер мы наблюдал несчетное количество раз…

…Но до перевала мы так и не дотянули. Уже почти совсем стемнело, Дима устал, так что остановились в первом приглянувшемся отельчике. Загнали машину в ворота, накрыли велы на багажнике чехлом, перекусили, в душ и спать…

День второй. Встали с рассветом, чтобы приехать на границу пораньше. Вид из окна — невероятный. Горы, туман, первые лучи солнца… Внутри все поет и радостно вибрирует...

Заказали на завтрак блинчики, и пока они готовились, взяли с Машей фотоаппарат и пошли фотографироваться. Место, освещение, настроение — все под стать друг другу…

Позавтракали, загрузили вещи в машину и поехали к границе. Уже совсем рассвело…

... Граница со Словакией находится сразу за Ужгородом, называется Ужгород — Вышне Немецкое. И здесь нас ждала неприятность в виде очереди. С виду очередь была совсем не большая, видали мы и побольше. Но двигалась она крайне медленно. Мы долго не могли понять, что ж это мы все стоим и стоим на месте. Пока не приблизились к словацкой границе. Вот на что поляки славятся своей любовью досматривать багаж, но тут словаки их переплюнули. Они не просто досматривали все машины. Они требовали достать из багажника ВСЕ сумки, и открывали каждую. А самым невезучим доставалась еще процедура разбортирования запаски… Глядя на все это, мы немного приуныли. Особенно представляя, как мы будем снимать велосипеды (хорошо хоть велобагажник можно опустить вместе с ними), вытаскивать все наши многочисленные коробки, а потом упаковывать все это обратно. Ну и потерянного времени было ужасно жаль. По всему выходило, что от основательной прогулки по Кошице придется отказаться…

…Очень хотелось протестировать безвизовый режим, но в нашем случае это было невозможно. В наших биометрических паспортах стоит трехлетний немецкий мультишенген. Но вопросов задавали много: цель визита (показали приглашение от сестры из Германии годичной давности, рассказали, что едем в гости, потом будем путешествовать с остановкой в кемпингах), наличие денег (ничего не показывал, просто сказали, что деньги есть). И, почему то, снова сдавали отпечатки пальцев. Хотя, паспорт биометрический — это раз, при получении визы год назад пальцы сдавали — это два. Ну да ладно, нам не жалко…

В результате, прохождение границы заняло у нас пять часов! Объехали, называется… Хотя, конечно, еще не известно, сколько бы мы простояли на Краковце… Прикинув время и оставшееся расстояние, решили ехать в Декатлон, потом погулять часа два по Кошице и двигать в кемпинг. Кроме самого города, мне очень хотелось попасть на смотровую башню в горах над Кошице. Но, было понятно, что об этом придется забыть — времени уже совсем не оставалось…

… Въехали в Словакию, купили за 10 евро виньетку на ближайшей заправке. Таможня немного подпортила отношение к стране, стараемся от этого абстрагироваться и смотреть вокруг не предвзято… Дороги не очень, городки выглядят несколько обшарпанно, улицы странно пусты. Но обилие солнечных батарей вдоль дороги все же указывает на то, что мы заграницей…

Вокруг поля, впереди горы… На одном из полей замечаем большую стаю птиц, топающих за трактором. Пригляделись — аисты! Несколько десятков, не меньше! Поразительно! Но сфотографировать, увы, не успели…

…А вот в Декатлон нам нужно было обязательно! У нас начал спускать наш замечательный двуспальный матрас Quechua. Сколько мы не пытались отыскать дырку, так и не смогли. И нам порядком надоело засыпать на матрасе, а просыпаться на земле. Решили купить новые матрасы, на этот раз — два односпальных. Но еще дома обнаружилась проблемка: в магазине в Кракове они были в наличии, а вот в Кошице — нет. Пришлось вести долгую переписку с магазином в Кошице, в результате которой нам пообещали привезти два матраса из другого магазина, которые будут нас ждать. Пришлось поверить на слово…

…Конечно, в торговом зале наших матрасов не было. Пошли искать администратора, объяснять ситуацию и после долгих поисков матрасы таки обнаружились! Их действительно прислали специально к нашему приезду! Ура! Будем нормально спать! Походили еще чуть-чуть по магазину, покупая необходимые аксессуары: велоочки, треккинговые палки, обувь и еще что-то по мелочам… Но время не стояло на месте, нужно было торопиться…

Кошице — второй по величине город Словакии. Но, несмотря на это, он весьма небольшой. У меня были записаны координаты паркинга торгового центра Aupark Shopping Centre Kosice, который в выходные дни бесплатный, а в будни, если не ошибаюсь, бесплатно можно стоять два часа. Вот координаты, возможно кому-то пригодится 48.717673, 21.262981. Паркинг подъземный, въезд через шлагбаум с талончиком. Расположение козырное — совсем рядом со старым городом…

…Потопали гулять, озираясь по сторонам. Старый город где-то рядом, но вокруг все выглядит несколько обветшало…

…В прежние времена Кошице был королевской резиденцией и первым в Европе получил собственный герб. Старый центр здесь очень компактный, хорошо отреставрированный и местами очень напоминает Львов…

Несмотря на воскресный день, туристов в центре не много, что не может не радовать.

Мы порядком проголодались, но на капитальный обед у нас уже не оставалось времени, поэтому решили перебиться легкими перекусами. И начали с мороженого. Вкусное!

…Центральная часть города пешеходная и уютная. Вообще, городок нам очень понравился. Хорошая энергетика у него, легкая, это сразу ощущаешь. Центральная улица называется незамысловато — Главная. Вдоль нее и расположены основные достопримечательности…

Заглянули в кафедральный собор святой Елизаветы: впечатляющая готика, датируемая XV веком, самый большой и красивый храм Словакии. Рядом — часовня святого Михаила.

…Сквозь витражные окна пробивается луч солнца, прицельно освещая кусочек храма. И это место кажется совершенно волшебным. Такой особый свет в соборах всегда цепляет…

…Вышли на улицу. День сегодня выдался довольно жарким. Особенно, чувствуешь это после прохлады собора. Что-то за это лето отвыкли мы от жары…

Колокольня собора, построенная на стыке XIV и XV веков, называется башней Святого Урбана. А рядом с ней стоит пятитонный колокол Урбана. О нем говорят: «из пламени родился, в пламя канул». Во время пожара 1556 года все колокола собора расплавились. Через год из их останков был вылит и помещен на башню Урбана новый огромный колокол. Но спустя 400 лет этот колокол рухнул на землю из-за очередного пожара. Расколотый на куски, колокол Урбана так и остался у подножия своей башни.

Два шага от собора — и мы у здания городского Оперного театра. Перед театром разбит милый сквер с фонтаном. Вообще, этот фонтан музыкальный. Но когда мы были возле него, выглядел он как самый обыкновенный. Но симпатичный.

Аккуратные, цветные, хорошо отреставрированные домики не могут не радовать. Как же я люблю такие вот уютные незнакомые городки с минимумом туристов, где можно побродить в свое удовольствие. Вообще, Кошице — хороший вариант для уик-энда, если вы живете недалеко от границы. Ехать до него от Ужгорода чуть больше 90 км. Жаль, что у нас совсем не остается на него времени…

Конечно, мы не могли не выпить по чашке кофе в этом чудесном городе.

Гуляем дальше…

Вокруг фонтана расположились все знаки Зодиака. Можно отыскать свой и сфотографироваться…

Как и во многих других европейских городках, в Кошице есть своя Чумная колонна. В средние века такого рода сооружения было принято возводить в знак благодарности небесным покровителям за избавление горожан от эпидемий чумы, которые не хуже разрушительных войн опустошали города и целые страны.

… Через всю центральную улицу проходит небольшой канал с водой. Отличная идея для жарких летних дней!

Кофе и мороженое — слабенькая альтернатива обеду. Так что перекусываем еще и пиццей. Один большой треугольник — 1 евро…

…Но время поджимает. Ехать нам еще 200 км, по горам, и хорошо бы доехать до кемпинга засветло. Напоследок заглядываем в костел Иезуитов. Внутри — с ума сойти, как красиво! Но идет служба. Так что, к огромному сожалению, не смогли все как следует рассмотреть. И фотографировать, конечно, тоже не стали. Чуть-чуть постояли у входа и пошли потихоньку в сторону парковки…

Не знаю, как в Кошице обстоят дела с велодорожками в других частях города, но в центре проложена отличная велодорожка. И мы с непривычки все время на нее заходили и потом уворачивались от велосипедистов. А велосипедистов здесь много. Особенно умиляют велосемьи с малышами. Едут на больших велах мама и папа, а следом крутит педали кроха на детском велосипедике. И обязательно в шлеме! Такие светлые картинки...

…Назад пошли чуть другой дорогой, и наткнулись еще на одну достопримечательность —Якабов дворец. Правда, дворец не так уж и стар. Он был построен в конце XIX века архитектором Петром Якабом, который сам же там и проживал. Местные жители называют этот дом «Идиллическая мельница», хотя внешне дворец на мельницу совершенно не похож. Просто он стоит на месте, где ранее располагался мельничный пруд. Сейчас дворец используется как место для проведения официальных мероприятий. Строение очень напомнило нам ратушу в Мукачево, которая тоже напоминает готический домик какой-нибудь диснеевской принцессы…

И, конечно, невозможно не обратить внимание на знаки и вывески на словацком языке...

По пути к парковке остановились сфотографировать муар. Тут же рядом оказался старичок, который стал возмущенно рассказывать нам, какой ужас все эти рисунки и как страшно нужно за них наказать художника. Говорил он на словацком, но смысл слов был очень хорошо понятен… Да уж, старички — такие старички. И наши, и словацкие…

…Мы выехали с парковки, немного покрутились по окрестным улицам, пытаясь выбраться из центра, и покатили в сторону польской границы. И хотя Словакия выглядит небогатой страной, пейзажи здесь очень красивые.

Проскочили мимо Спишского Града — самого большого замка Словакии и памятника ЮНЕСКО. В этот раз мы здесь не задерживаемся. Но Словакия точно стоит того, чтобы недельку по ней попутешествовать…

…Чем ближе к Польше, тем просторнее становятся долины и выше горы. Картинки за окном мелькают просто восхитительные…

А потом горы перед нами вдруг становятся такими высокими, что мы даже сомневаемся — а горы ли это? Или облака так причудливо вырисовываются в лучах закатного солнца, Но это горы, Татры. И они очень впечатляюще смотрятся! Конечно, не Альпы. Но и не наши Карпаты, гораздо выше…

…В Польшу въехали, когда солнце уже село за верхушки гор. Горы здесь везде, а между ними — маленькие курортные городки. Дорога потрясающе красивая — Татры невероятно живописны. И уже сладко щемит внутри от предвкушения возможности пожить несколько дней в этом раю, от восторга познания новых мест, от желания сесть в седло велосипеда и прокатиться по окрестностям, как это делают все те люди, которых ты видишь из окна машины…

…На подъезде к Закопане мы попали в пробку. Только ее нам еще не хватало! А потом оказалось, что навигатор ведет нас по дороге, которая полностью перекрыта из-за ремонта. А искать объезды там весьма проблематично — дороги узкие, вокруг горы. В общем, помучались немного, но, в конце концов, кемпинг нашли. Приехали туда уже в десятом часу вечера. Но место понравилось сразу и безоговорочно: зеленая лужайка под палатки, горы, людей немного…

…Поставили палатку, сходили в супермаркет рядом с кемпингом за продуктами, приготовили быстрый ужин, поели и улеглись спать. А вечера здесь совсем-совсем не жаркие…