ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Долгий путь к Северному морю

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

ЧАСТЬ 11: Сырная ярмарка в Алкмаре, мельницы, музей Зейдерзее.

День пятнадцатый.День пятнадцатый. Амстердаму мы планировали уделить два дня. В первый — покататься по нему на велосипедах для первого знакомства. Во второй — прогуляться пешком и заглянуть в Рейксмузей а, может, и еще в какой-нибудь из многочисленных амстердамских музеев. Но с утра было пасмурно, моросил мелкий противный дождь. Ехать в такую погоду в Амстердам на веле не очень хотелось. Решили ехать на транспорте и гулять ногами…

Наш кемпинг находился на окраине города, и нужно было от него еще добраться до трамвайной остановки. Да и транспорт в Нидерландах довольно дорог: одноразовый проезд, точнее, билет на час стоит 2,9 е. Ехать на машине в центр города — решение не здравое, т.к. парковки в городе стоят бешеных денег. Решили немного сэкономить на транспорте и облегчить себе жизнь, воспользовавшись перехватывающей парковкой P+R (Park + Ride). Для тех, кто никогда с такой системой не сталкивался, вкратце расскажу. Это очень удобная штука. Вокруг Амстердама, в стороне от центра, построена целая сеть специальных парковок. При заезде до 10 часов утра парковка обойдется в 8е, при заезде после 10-00 или в выходные парковка будет стоит 1е за сутки. Кроме этого, вы получаете билеты на городской транспорт с большой скидкой (мы заплатили 5,90е на троих за возможность доехать от парковки до центра и вернуться обратно). Но чтобы парковка действительно стоила 1 е, нужно выполнить определенные условия: каждый билет необходимо зачекинить при входе в транспорт и при выходе из него как по дороге туда, так и по дороге обратно. Причем, по этим билетам нельзя выезжать дальше зоны центра города. Иначе парковка будет стоить уже не 1е в сутки, а 3,5е за час…

Когда сталкиваешься с такой системой впервые, все кажется довольно сложно и непонятно. Я заранее отыскала две перехватывающие парковки недалеко от нашего кемпинга. Именно туда мы и поехали, после того, как позавтракали…

Дорогу нам постоянно преграждали цапли. В Нидерландах эти птицы — почти как у нас голуби. Они здесь везде: у каналов, на лугах, на дорогах, и даже на машинах… Я так и не смогла перестать этому удивляться…

…Итак, мы приехали на ближайшую P+R парковку Zeeburg 1 и… на ней не оказалось свободных мест. Но через дорогу от нее есть еще одна парковка — Zeeburg 2. Едем туда. Свободных мест полно, заезжаем, берем парковочный талон. Поставили машину и тут началось самое интересное. Ищем-ищем, а найти автомат, куда нужно засунуть парковочный талон и получить билеты на транспорт, нет! Вот нет его нигде, и все тут! И спросить не у кого — парковка полностью автоматическая. Смотрим — и другие, такие же как мы, растерянные путешественники подтянулись. Наматываем круги уже все вместе, а толку? Стала я внимательно читать табличку о правилах парковки и обнаружила, что, оказывается, автомата с талонами здесь нет, и нужно воспользоваться им на парковке Zeeburg 1. Понятно теперь, почему там все было забито. В общем, потопали мы на Zeeburg 1. А все остальные — за нами… Нашли там синий автомат, засунули в него парковочный талончик, ввели количество билетов — 3 и получили сумму, которую нужно было оплатить — 5,90. Но тут нас ждала еще одна загвоздка: наличку такие автоматы не принимают, только карты. А с каратами в Нидерландах есть одна проблемка: в большинстве мест здесь можно расплачиваться только картами, достоинством не выше Маэстро и Виза Электрон. Только они считаются дебетными, а все остальные — кредитными (даже если на самом деле таковыми не являются). Мы знали про эту особенность, но заводить специально карту Маэстро для того, чтобы провести 6 дней в Нидерландах, как-то не очень хотелось. Теперь нужно было как-то выкручиваться. Решилось все очень просто: мы обратились к девушке-голландке и попросили рассчитаться за нас ее картой. Что она и сделала. Мы получили билеты, а девушке отдали 6 е наличными. Я уже говорила, что голландцы — на редкость милы и дружелюбны?

Дальше все было уже совсем просто. Мы сели на трамвай рядышком с парковкой, зачекинили свои билеты, доехали до вокзала и там сошли, не забыв, конечно, еще раз провести билетами вдоль сканера.

…Погода была ну ужас, какая пасмурная. Периодически начинал идти дождь. Но нас это совершенно не смущало, вот ни капельки. Почему-то в Амстердаме такую погоду воспринимаешь, как само собой разумеющееся…

Наверное, ни для кого не секрет, что свое имя Амстердам получил от названия реки, на которой стоит — Амстел и слова «дам», что означает «дамба». Иными словами, Амстердам — дамба на реке Амстел. Но Амстердам стоит не только на Амстеле, а еще и на реке со смешным названием Эй. Вот у железнодорожного вокзала — это как раз не Амстел, это Эй. Река плавненько переходит в судоходный Нордзе-канал, который соединяет Амстердам с Северным морем. Забавно: обычно в туристических городах бегают красные автобусы hop on hop off. А в Амстердаме — еще и кораблик. Оно и понятно: чего же не использовать столь разветвленную сеть каналов? А на автобусе здесь не везде и проедешь…

…Полюбовавшись рекой и лодками, топаем в сторону здания вокзала. Там, правда, все в лесах, но архитектура все равно впечатляет…

…Заглянули в центр туристической информации. Обычно в таких местах можно разжиться приличными бесплатными картами города. Но в Амстердаме, почем-то, бесплатных не было. Карту можно было только купить. Ну, раз уж зашли, решили сразу взять билеты в Рейксмузей, чтобы потом не стоять в очереди. Дали нам два билета по 17,5е. А для Маши музей бесплатный, поэтому билета не дали. Кстати, в Нидерландах многие музеи бесплатны для детей до 18 лет. Мы еще хотели взять билеты в музей Ван Гога, но там все немного сложнее — попасть можно только в определенное время. Нам предложили билеты на 20-30. Отказались: поздновато, если учесть, что нам еще добираться на нашу окраину. И пошли знакомиться с таким волнующим и будоражащим городом…

…До поездки я немало перечитала отчетов о Нидерландах. И едва ли не половина авторов отмечала, что им Амстердам не понравился, что они его не поняли, «не их город», «хотелось поскорее уехать» и т.п. Мне было ужасно интересно составить о городе свое мнение, и попытаться понять, почему именно о столице Нидерландов мнения так разнятся. И вот, едва мы только свернули на ближайшую от вокзала улочку, я поняла, что это мой город, мой до последней плитки на тротуаре. Наверное, еще ни одна европейская столица не понравилась мне так, как Амстердам. И даже горячо любимый Рим чуть померк и отошел на второй план. И мне кажется, что сюда я бы возвращалась снова, снова и снова… И тут в очередной раз отмечаешь, какие же мы все разные, как по разному воспринимаем окружающий мир, как различаются наши вкусы и предпочтения. Мне нравилось здесь абсолютно все: архитектура, погода, каналы, чайки, цапли, велосипеды, витрины магазинов, улыбающиеся люди, свобода и толерантность, и даже висящий в воздухе сладковатый запах тоже нравился… Мы просто шли по улочкам и немели от восторга…

Заглянули в какой-то китайский сувенирный магазинчик — нужны были аккумуляторы для колонки — и зависли там, рассматривая сувениры. Н-да, у нас такого не купишь )))

Наверное, Амстердам завораживает своей непохожестью ни на один другой город. Город, в котором можно если и не все, то очень многое. Город, в котором почти нет машин, но зато тысячи велосипедистов. Город, который в дождь гораздо красивее, чем в солнечный день, потому что мокрая брусчатка блестит и ловит отражения витрин, а мрачные стены дополняют и усиливают этот эффект. Город, который проникает в тебя и подзадоривает: «Ну что ты такой скучный? Расслабься и повесились вместе со мной!» Быть может, Амстердам не нравится тем, кто не может до конца расслабиться и принять его непохожесть, кого раздражают велосипедисты, кто не признает (может и подсознательно) людей, отличающихся чем-то от него самого, слишком правильных, одним словом — несвободных. Но это всего лишь моя теория. Каждый имеет право на собственное мнение… Мы же бродили по улицам между каналами и не обращали внимания на периодически начинающийся дождь. Мы наслаждались мгновением и старались запомнить эти упоительные ощущения…

Велосипедные магазины — на каждом шагу. Заглядываем если и не купить себе какую-нибудь велосипедную шняжку, то хоть полюбоваться.

И вот такое вот тоже есть, да…

Фасады домов похожи на плитки шоколада. Здесь есть и черный, и молочный, и белый — на любой вкус…

А здесь кто-то рассыпал или специально оставил пакетик картошки-фри. Морские птицы в городе — это всегда добавляет определенный шарм… Пусть даже они такие шумные и склочные…

…Дотопали до улицы Красных фонарей. На самом деле, это не улица, а целый квартал. Но так как было утро, практически нигде фонари не горели. Фонарям ведь тоже нужно когда-то отдыхать…

…Думаю, рассказы о количестве велосипедов в Нидерландах уже набили оскомину. Но я тоже вкратце коснусь этой темы. Их много, их очень много, они везде, они самые разные, но, в большинстве своем, старенькие городские. Наверное, так легче защититься от воров, хотя, говорят, воруют любые велосипеды, и старые тоже. Видели и велосипеды без колес, и перекушенные велозамки — похоже, совсем недавно велосипед еще был, и вот его уже нет… Но, тем не менее, все велопарковки забиты. Некоторые владельцы заботливо оборачивают сидения велосипедов чехлами или даже просто пакетами. Но это не столько о велосипеде забота, сколько о себе любимом. Очень уж неприятно потом садиться на мокрое от постоянного дождя сидение…

Заглянули в кафе, выпили по чашке кофе — разве без этого познакомишься с новым городом по-настоящему?

Маше Амстердам понравился особенно. И это при том, она у нас совершенно не «тусовочный» ребенок. Но зато у нее достаточно внутренней свободы и толерантности, так же, как и у этого города. Особенно поразила ее целая улица баров для сексуальных меньшинств. Она просто в восторг пришла и говорила: «Как это мило». Я безумно рада, что она — «человек мира», с нормальным европейским мышлением…

…Сначала было пасмурно и лил дождь, потом ненадолго выглянуло солнышко. Все вокруг сразу преобразилось. Но я даже затрудняюсь сказать, солнечный или пасмурный город мне понравился больше…

Заглянули в магазинчик фарфора…

…И дошли до плавучего цветочного рынка на набережной канала Сингел — одной из «попсовых» амстердамских достопримечательностей.

Цветочный рынок — очень яркое и шумное место, но атмосферное и симпатичное. Здесь продают семена, луковицы и саженцы всевозможных растений, живые цветы и всяческие сувениры.

Побродили немного от палатки к палатке, купили сувениры и подарки. А потом, потом пошли по сырным магазинчикам. А там — в каждом магазинчике сыры разных видов нарезаны кубиками для дегустации. Тут же еще и всякие вкуснючие соусы-горчицы к сыру стоят. Тоже для дегустации. В одном месте продегустировал, во втором, в третьем… А время-то обеденное — глядишь, так надегустировался, что и обедать уже не хочется. В общем, наелись мы сыра от души. Нереально вкусный сыр! Особенно с соусами. В тот раз ничего не покупали, решили, что еще успеется…

Ну и не только сырами и селедкой славен Амстердам. Вафли здесь тоже знатные…

Еще немного погуляли…

…Но у нас же на сегодня, кроме просто прогулки, был еще запланирован Рейксмузей. Идем к нему…

…Рейксмузей (Государственный музей) считается одним из лучших художественных музеев мира. И одним из самых посещаемых. Кроме большой картинной галереи, здесь можно увидеть собрание всевозможных исторических вещей: оружие, посуда, предметы мебели, одежда, скульптура и даже детские игрушки. Музей большой и очень интересный! Советую начинать осмотр сверху вниз, с картинной галереи. Иначе рискуете добраться к картинам уже порядком уставшие. Именно это с нами и произошло. Мы пошли снизу, да еще и с аудиогидами. Все было очень красиво и интересно (а коллекции оружия меня вообще завораживают) и как-то не хотелось проскакивать всю эту красоту мимо.

Фарфоровая посуда и фигурки очаровательны…

Очень понравились старинные бумажные театры — фигурки нарисованы на тонкой бумаге, а когда на заднем плане зажигается или гаснет свет, кажется, будто на картинке горит огонь или день сменяется ночью.

…А старинные кукольные домики — это вообще чудо расчудесное!

…Но вот, наконец, мы добрались до картин, оставив часть коллекции чудесных вещей не осмотренной. Обойти этот музей за один раз и внимательно все рассмотреть, наверное, крайне сложно. Лучше, по возможности, вернуться сюда еще…

Основа коллекции — старые голландцы…

И, конечно, знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта и еще одна его картина — «Синдики».

Я сначала думала, что это — тоже Рембрандт, очень уж стиль похож. Но нет, это Франс Халс.

Старинная библиотека завораживает… Как же хочется взять с полки хотя бы одну из этих книжек, раскрыть, полистать, почувствовать запах старой бумаги и времени…

Здесь тоже есть немножко Ван Гога.

И еще несколько картин, которые очень понравились…

…Мы вышли на улицу. Ноги просто отваливались. Хотелось хоть чуть-чуть передохнуть. Что мы и сделали, улегшись прямо на траву в скверике у музея…

Сквер очень приятный. Но инсталляции немного непонятные…

Машка мечтала сфотографироваться с известной амстердамской надписью, но куда там… Возле букв столько народу, что о красивой фотографии не может быть и речи. Это из серии картинок «ожидание и реальность». Даже не знаю, когда нужно прийти к музею, чтобы здесь было безлюдно. Разве только рано утром… Но зато здесь весело!

Погуляв еще немного по центру города, мы стали искать, где бы поесть.

Дело шло к вечеру, и нужно было или ехать в кемпинг и готовить ужин, или же поужинать где-нибудь здесь. Готовить ужин никому не хотелось, поэтому пошли искать что-то вкусное и недорогое. В конце концов, остановились на одной из китайских забегаловок: людей там было много, ели они с удовольствием, пахло вкусно, цены устраивали. Остались. Заказали лапши с уткой и пиво. Порции были огромными, доесть не удалось. Довольные пошли дальше…

По каналам плавает множество самых разных лодок. И просто прогулочных, и своего рода Party. Ну, у нас по городу Party Bus ездит, а здесь — Party Boat. Проплывают такие кораблики, заполненные веселыми людьми. И сразу видно — у людей праздник! Видели даже одну очень веселую компанию, где на носу катера стоял абсолютно голый парень, но раскрашенный с ног до головы красками Холи… Фотографировать было как-то не удобно…

…На обратном пути к вокзалу заметили, что людей на улицах стало заметно больше. Оно и понятно: дело к вечеру. Как же здорово прогулялись мы утром по почти пустому городу! Встречали несколько раз компании девчонок во главе с невестой, отмечающих девичник — веселые и смешные. Наверное, мальчишники здесь тоже отмечают, но женихи так, как невесты, в глаза не бросаются…

…Уже сидя в трамвае, заметили радугу на темном грозовом небе. Да-да, Амстердам, спасибо за комплимент, ты тоже нам понравился!

…У стоянки — все те же цапли на дороге. Немного всклокоченные после дождя.

…Засунули один из билетов в автомат — и он сразу выдал нам цену за парковку: 1е. Все в порядке. Только вот расплатиться мы опять не можем. Приходится прибегать к «помощи зала». Забираем парковочный талон, идем на свою парковку, вставляем его в автомат на выезде, шлагбаум поднимается… Все, и с этой головоломкой мы благополучно справились…