ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

ЧАСТЬ 2: долина Дунайца, замок Недзица

День четвертый. Утро, в целом, было вполне добрым и солнечным.

Такая погода в Татрах — это настоящая удача! И нужно было бы использовать ее для горного похода. Но у Димы болела голова, да и Маша чувствовала себя немного разбитой. Сказывалась долгая дорога и вчерашний велорывок… Пришлось согласиться на прогулку по Закопане. Ведь это, в общем-то, тоже интересно. Ну и «совсем легкая прогулка», вы же понимаете…

…Наш кемпинг расположился в Харенде. Это окраина Закопане. Здесь же находится и одноименный горнолыжный курорт. Массив Харенда находится на высоте 750 – 770 м над уровнем моря у подножия горы Рафачувка (Rafaczówkа), которая на северо-западе граничит с горным хребтом Губалувка, а вторая сторона склона снисходит в сторону реки Сухой Поток. Курорт небольшой — всего один подъемник и несколько трасс разной степени сложности.

План на день был таким: пешком из кемпинга не спеша и, разглядывая все по пути, идем в центр Закопане (по карте выходило около 5 км), гуляем там, обедаем, поднимаемся на Губалувку (предполагалось пешком), затем по верху возвращаемся в Харенду и спускаемся вниз возле подъемника, попадая практически сразу в кемпинг.

Позавтракали, собрались и потопали в сторону Закопане.

Местные домики очень похожи на наши закарпатские, которые строят в курортной местности. Но здесь все, в целом, богаче и ярче. Множество мини-гостиниц, принимающих гостей зимой и летом, все ухоженное и утопающее в цветах…

Вот эта картинка невероятно понравилась — все под цвет мотороллера…

А мимо такой шикарной паутины я вообще не могу спокойно проходить…

…Идем не спеша, смотрим по сторонам. Красиво… И довольно жарко.

…По пути заглянули в небольшую церквушку. Называется костел Милосердия Божьего. Она была закрыта, но можно было посидеть в прохладе в небольшом коридорчике у входа и заглянуть внутрь через решетку. Пока сидели, отдыхали и читали брошюры о миссионерах в Африке, в коридорчик собора зашли одна за другой две семьи с детками, преклонили колено прямо у входа, прочитали молитву и ушли. Наблюдать за этими семьями отчего-то было очень приятно…

…Проходя мимо вокзала, не смогли отказать себе в удовольствии туда заглянуть. В общем, вокзал, как вокзал, ничего примечательного. Но все же есть в таких местах что-то щемящее-романтическое…

Вокруг все такое яркое от солнца и красок, что не спасают даже темные стекла очков…

В самом центре Закопане раскинулся парк Равнина Крупова. Вообще, назвать это место парком в привычном смысле достаточно сложно — там почти нет деревьев, а есть огромный открытый луг, газоны, лавочки и шикарный вид на горы.

…Пока Дима искал обменник, чтобы поменять евро на злотые, мы с Машей пытались где-нибудь спрятаться от солнца в этом парке. Но все лавочки там — на открытом пространстве. Пришлось идти на траву под деревья. Ну и заодно возле надписи «Закопане» сфотографироваться.

…Когда вернулся Дима, стало понятно, что все изрядно проголодались. Я предложила идти в центр и пообедать в какой-нибудь корчме — польский журек мне уже ночами снился. Но народ захотел обедать на траве сыром, салями и копченой галонкой, а в центре попить кофе с пирожными. Пришлось согласиться…

…Идем дальше, через парк, в сторону главной пешеходной улицы Закопане — Крупувки. Но сначала — еще пара фото на память...

…И вот тут мы заметили перевернутый домик. И мне, конечно, захотелось туда заглянуть.

Вход в домик, конечно же, не через дверь, а через чердак. Внутри — все вверх ногами…

…Ощущения очень странные. Мало того, что все перевернуто, так еще и пол под наклоном. Мозг очень быстро начинает сбоить, не в состоянии понять что происходит. О вестибулярном аппарате я вообще молчу.

Наверх (вниз?) на второй этаж (на первый этаж?) ведет лесенка. Ходить внутри тяжело — шатает и кружится голова. Нужно все время за что-нибудь придерживаться. В некоторых местах для этого есть канаты…

Даже сейчас, когда я смотрю на эти фотографии, у меня возникает легкое головокружение…

…В конце концов, меня начало даже слегка подташнивать, и я поняла, что долго здесь находиться нельзя. Вышла на улицу и потопала искать Диму с Машей, которые в домик идти не захотели. Еще некоторое время я чувствовала себя не очень. Так что место, конечно, занятное, но если у вас проблемы с вестибулярным аппаратом, будьте очень осторожны…

…Ну что ж, продолжаем нашу прогулку. Цветочные рыночки великолепны…

…Я обычно равнодушна к сувенирным футболкам, но перед фейсбучным котиком с книжкой не устояла и купила себе футболку на память.

…Но нам же уже просто необходимо выпить по чашке кофе! Не то, чтобы мы были страшными кофеманами, но кофе в европейских городках — это одно из любимейших наших развлечений. Такое удовольствие: сесть за уютный столик, заказать капучино или латте да обязательно с пироженкой, и пить его не спеша, наслаждаясь мгновением... А у меня было еще одно непреодолимое желание — съесть кремовку. Первый и последний раз я ела это пирожное в Кракове, во время нашего польского вояжа. И с тех пор его нежный вкус не шел у меня из головы. Вот нет у нас таких пирожных! Всякие есть, и очень вкусные есть, а кремовок нет!

Мы дотопали до Крупувки и зашли в приглянувшееся кафе. Оно оказалось не дешевым. Но зато там была и кремовка, и холодный лимонад, и, конечно, кофе…

…После кофе и кремовки, я окончательно убедилась в том, что жизнь удалась, и мы пошли дальше.

По пути Маша попереобнималась со всеми встречными лошадьми…

…Симпатичный городок, приятный центр. Речушка журчит, фонтанчики, народ расслабленный сидит у воды. Один минус — очень много людей. Просто очень-очень много…

…На небольшой площади у фонтанчиков стоят шезлонги. Детвора вместе с родителями бултыхается в воде. Судя по всему, здесь регулярно проводятся творческие мероприятия для детей. Очень приятная атмосфера…

Крупувка — главная пешеходная улица Закопане, его исторический центр. И, как и на любой главной улице, здесь сосредоточены отели, магазины, лавки, ресторанчики и прочие туристические заведения. И, конечно, сюда стекается основная масса туристов. И как бы ни хороша была улица, а ходить по жаре, да еще и в толпе — сомнительное удовольствие. Не любим мы этих тусовок…

…Со всех сторон доносятся соблазнительные запахи еды, везде что-то жарят и парят. Но кремовка оказалась такой сытной, что, вероятно, есть нам не захочется теперь до самого вечера. Поэтому, проходим мимо всех этих заманчивых заведений.

В Польше мы много раз встречали белорусов. И Крупувка не стала исключением. Повстречались на ней случайно с семьей из Беларуси, которая искала, где бы пообедать. У меня были припасены адреса нескольких интересных заведений, найденных в отчетах, и мы с радостью ими поделились. Раз уж мы не пообедали в Закопане, пусть повезет другим…

В начале улицы находится большой сувенирный рынок. Продаются здесь, в основном, гуральские изделия из кожи, меха и дерева. Гурали — горный народ юга Польши, северо-запада Словакии и северо-востока Чехии. По образу жизни похожи на наших гуцулов. И даже народные костюмы, как мне показалось, очень перекликаются. Побродили по рынку, полюбовались народными изделиями, подобрали себе магнит, а потом зашли в небольшой магазинчик и купили Машке белые кеды за какие-то совсем небольшие деньги. Она, оказывается, всю жизнь о таких мечтала…

…Конечно, мы не могли не попробовать знаменитый гуральский сыр. Называют его осцыпка и делают, как правило, из смеси овечьего и коровьего молока. У осцыпки своеобразный вкус: немного похоже на копченый сулугуни, но гораздо нежнее.

Заглянули в костел Святого Семейства, построенный в 1896 году. Интересно, что 7 июня 1997 года костел посетил Папа Иоанн Павел II, чем до сих пор гордятся служители и прихожане. После шума улицы, внутри было поразительно тихо. Так тихо, что щелчки затвора фотоаппарата казались каким-то немыслимым кощунством. Ну и я практически не фотографировала, хотелось просто посидеть спокойно в тишине и прохладе.

…А вот и фуникулер на Губалувку. К тому моменту, как мы подошли к нему, от желания подниматься ногами не осталось и следа. Мы уже протопали около 10 км и подустали от жары и людей. Собственно, дальше у нас было два варинта. Первый — возвращаться назад тем же путем. Это было скучно. Второй — подниматься на фуникулере и возвращаться поверху. Понятно, выбрали второй…

Поднялись наверх, а там, о, боги, людей еще больше, чем внизу! Просто потоки людские текут, как реки. Да еще и горный пляж на склоне…

Бедные фото-собачки изнывают от жары…

Но виды на Закопане и окрестные вершины, конечно, красивые…

…Полюбовавшись пейзажами и сориентировавшись на местности, начинаем обратный путь к кемпингу. Быстрей, быстрей туда, где нет этих ужасных толп…

…По верху хребта идет хорошая асфальтированная дорога. Вместе с нами по ней спускаются и другие туристы. Но их не так много. Постепенно люди куда-то исчезают, и мы остаемся практически одни. Ура!

Если верить указателям, здесь проложено довольно много маршрутов. Так что при желании можно найти себе пешеходных развлечений на несколько дней. Мы же двигаемся в сторону Харенды, любуясь по пути яркими татринскими пейзажами.

Идти невероятно приятно. Даже не смотря на уже сказывающуюся усталость. Слева — ели. Справа внизу — долина. Вокруг — луговое разнотравье, сказочные домики, лошадки, коровки и прочая милота. Как же я порой завидую людям, которые имеют возможность жить в таких волшебных местах…

…Встретилась по пути деревянная церквушка. Оказалась закрыта, к сожалению.

Садимся передохнуть на краю склона. Сидеть и смотреть вдаль здесь можно бесконечно…

Судя по карте, идти до спуска осталось уже недалеко…

Вот, наконец, мы и дотопали до подъемника в Харенде. Осталось спуститься — и мы в кемпинге.

И нет бы сесть на подъемник и спуститься, как поступило бы большинство благоразумных людей. Но мы к их числу явно не относимся. Тропинка, спускающаяся вниз, по карте уходила в сторону и делала приличный крюк еще в лишнюю пару километров. Сначала пошли было по ней…

С обеих сторон тропинка заросла дикой малиной. Август — уже не сезон для нее. Но на кустах еще довольно много ягод. Идем и обрываем их по пути. В ветвях птички щебечут, красота…

Все было хорошо до тех пор, пока Дима не заметил тропинку, уходящую с основной дороги круто в лес. О, здесь мы сможем сократить дорогу и спуститься быстрее! Наши с Машей скептические замечания слушать никто не стал…

…Сначала тропинка была вполне приличной, потом стала резко спускаться вниз и вскоре вообще исчезла. Мы безуспешно ее поискали, но так и не нашли. Подниматься обратно было уже довольно высоко. Пришлось спускаться вниз просто по крутому склону, без дороги, путаясь в траве и спотыкаясь через кочки. А тут еще Маша у нас не в спортивной обуви, а в обычных босоножках. Ну, понятно, она же на легкую прогулку шла. А тут экстремальный спуск. И чего бы нам не спуститься на подъемнике? Или хотя бы под подъемником? Ну, мы были бы не мы, если бы не нашли на свою голову приключений даже там, где их просто не могло быть…

В общем, медленно, короткими перебежками, выбирая более пологие участки, мы кое-как спустились вниз, нашли какую-то тропинку и уже по ней выбрались на чьи-то огороды.

…Протопали в тот день 17 км. Вот тебе и легкая прогулка!

…Вечером приготовили ужин, поели, а потом поднялись на небольшую горку над кемпингом и долго сидели там, на лавочке, наблюдая, как быстро над горами сгущаются сумерки. Завтра идем к Морскому оку и в Долину Пяти Ставов, больше отлынивать от похода не получится… Правда, ноги до сих пор дрожат от напряжения. Но ночь впереди длинная, отдохнем…