ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Долгий путь к Северному морю

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

ЧАСТЬ 5: долина Косцелиско

День седьмой. Утром не было ничего особо примечательного: подъем, душ, завтрак, быстрые сборы… Ну, не совсем быстрые, если честно. Потому что с великами все получается дольше, как минимум, на полчаса. А мы ведь старались собраться побыстрее. Впереди — 700 км до Берлина. А по пути я очень хотела на пару часов свернуть с дороги за Вроцлавом, чтобы посмотреть деревянную церковь Мира в Свиднице и замок Ксенж. Эти места для нас стали почти мистическими. Уже дважды мы туда собиралась, и дважды не получилось. Первый раз, во время нашего автопутешествия по Польше, мы попали на трассе в такой плотный туман, что просто побоялись сворачивать на второстепенные дороги. Да и не увидели бы ничего все равно… Второй раз я планировала побывать в этих местах, когда задумывала прошлогоднее осеннее путешествие по Чехии. Но с той поездкой вообще не сложилось… И вот теперь мы решили предпринять третью попытку…

..Но почти с самого начала пути стало понятно, что и в этот раз повидать столь вожделенные места нам не удастся. Сначала мы больше часа (!) выезжали из Закопане. Потом крайне медленно плелись по забитым до предела польским дорогам: слишком много машин и сплошной ремонт… Чтобы не строить напрасных иллюзий, решили отложить посещение Свидницы и на этот раз. Потому что по всему выходило: если мы приедем в Берлин засветло, это будет большой удачей…

В эту поездку мы довольно часто попадали в заторы, и потратили на них, наверное, не один час времени. Но, глядя на польских и немецких водителей, которые всегда очень спокойно (я бы даже сказала - безмятежно) относятся ко всем эти дорожным неурядицам, мы тоже стали реагировать на происходящее гораздо спокойнее. И вспоминая сейчас поездку, я понимаю, что в душе нет ни капли раздражения или какого-то иного негатива из-за пробок и тянучек в дороге. Задержка — это тоже часть пути! Может, и не самая приятная, но уж точно не стоящая нервов и разочарований…

Хотя, нужно отдать должное, польские автобаны прекрасны…


А глядя по сторонам, можно с уверенностью сказать, что эра Теслы приближается семимильными шагами…


…Чем ближе к немецкой границе, тем больше встречается «плантаций» ветряков. Вот сколько смотрю на них — не могу налюбоваться. Такая сила и мощь, просто дух захватывает!


И вот, наконец, граница с Германией! По немецким дорогам мы еще не катались…


Снова ветряки. На этот раз уже немецкие.


…По пути остановились перекусить на специально оборудованном месте для отдыха. В Германии такие местечки встречаются довольно часто, и они самые удобные и ухоженные: зеленые полянки, столики, вода, туалеты… И вот вроде бы не первый год мы по Европе на машине путешествуем, но я до сих пор не могу перестать удивляться тому, что в общественных туалетах, которые расположены даже в самых глухих захолустьях, ВСЕГДА есть туалетная бумага. И даже вот на этой площадке для отдыха. Ведь кто-то же за этим постоянно следит и выполняет свою работу на отлично… Да и сам туалет немного похож на отсек космического корабля: весь из металла, над умывальником три датчика — мыло, вода и сушка. Еще попробуй разберись, как этим всем пользоваться. Уже на обратном пути пересеклись в одном таком месте для отдыха с целым автобусом девчонок-спортсменок. Так пришлось им показывать технологию мытья рук, потому что у них самих никак не выходило. А мы к тому времени уже были ассами! ))))


…В Берлин мы заехали с восточной стороны. А кемпинг наш был со стороны Западного Берлина. Так что пришлось пробираться через весь город. Это оказалось не так-то просто. Немецкие дороги ремонтируются еще похлеще польских. А уж Берлин своими ремонтами превзошел все ожидания… В одном месте, двигаясь по стрелкам объезда, свернули куда-то не туда. Потом долго из этого «не туда» выбирались. Навигатор совершенно ошалел от наших финтов, но, в конце концов, вывел на правильную дорогу. Но вот довести правильно до ворот кемпинга все-таки не смог. И нам пришлось порядком покрутиться, прежде чем мы, с помощью местных жителей, нашли правильный заезд.

…В Берлине есть два городских кемпинга. Мы выбрали Сity camping Berlin 1, потому что он удобно для нас расположен. А Сity camping Berlin 2, хоть и побольше, но располагается ближе к Потсдаму и нас не очень устраивал. Были опасения, что в августе кемпинг будет переполнен. Так что ехали, в общем-то, на удачу.



…Кемпинг расположен в очень приятном месте — под деревьями на берегу канала. Палатки стоят в ряд вдоль канала, а машины и кемперы располагаются на дороге. Было несколько хороших мест под палатку недалеко от мест общего пользования, но там негде было поставить машину. Пришлось ехать почти в самый конец кемпинга. Место нашли хорошее, но до душа и туалета нужно было топать метров 150. Впрочем, это был единственный серьезный недостаток.



…Пока перетаскали вещи из машины и разбили лагерь, уже почти стемнело. Так что ужин готовили в темноте. И вот режу я там какие-то помидоры и вдруг слышу странное покрякивание под ногами. Смотрим — дикая утка, кряква. Ходит прямо рядом со столиком и еду выпрашивает. Стали кормить ее хлебом — она прямо из рук берет. Так смешно: ручная дикая утка. Машка в восторге, фотографирует ее. Утка наелась, перелетела через сетку и отправилась к себе домой, в канал. Она потом еще не раз к нам прилетала. Определенно, этот кемпинг мне очень нравится…



День восьмой. Все-таки приятно просыпаться на свежем воздухе, в тени деревьев под утиное кряканье. И завтракать с видом на реку и проплывающие лодочки…







…Правда, был и еще один звук, который не давал спать слишком долго — звук взлетающих самолетов. Аэропорт здесь совсем близко, самолеты взлетают каждые 7-10 минут и проплывают прямо перед тобой. Сначала меня этот факт немного подрасстроил. Но оказалось, что эти самолеты не особо мешают. Мы быстро привыкли и перестали обращать на них внимание. Да и по ночам они не летают…


…Сегодня мы собирались ехать исследовать Берлин на велосипедах. Погода c утра этому способствовала.

Вообще, какое-то время назад, Берлин не стоял в списке городов, которые мне хотелось бы посетить. Тяготея к старой, уютной Европе, я не ощущала интереса к Берлину именно потому, что старины здесь практически не осталось. Это заново отстроенный, большой и современный город. Но пару лет назад я прочитала рассказ нашего непревзойденного харьковского литературного хулигана Сергея Жадана «Берлин, который мы потеряли». Рассказ был тоже хулиганским, о молодых ребятах, которые поехали из Вены на машине в Берлин. Мастерски показанная в рассказе «изнанка» Берлина разбудила во мне жгучее желание побывать в столице Германии. Конечно, я понимала, что получить такие же эмоции, которые возникали от прочтения, можно только если тебе 20, ты молод, свободен и бесшабашен. Но желание побывать в этом городе, попытаться его почувствовать стало настолько сильным, что я включила его в маршрут нашего путешествия. А тут еще посмотрели мы всей семьей великолепный фильм «Шпионский мост» с Томом Хенксом. История так цепляет за живое, что и Берлинская стена, и Глиникский мост в Потсдаме стали для меня значимыми местами, к которым захотелось прикоснуться…

…Целью нашего сегодняшнего дня была обзорная экскурсия по городу. Хотелось максимально объехать все культовые берлинские места, его улицы и площади, посмотреть, потрогать, насытиться впечатлениями. Идти в музеи мы не планировали, хотя, безусловно, в Берлине есть немало достойных музеев. Решили, что раз уж у нас в этот раз больше велосипедное путешествие, то и эмоции будем получать от знакомства не столько с историей, сколько с современностью. Вот только в Бундестаг очень хотелось попасть. И я заранее зарезервировала посещение, хотя очень сомневалась, что нам удастся совпасть с ним по времени.

…Мы собираем рюкзаки, проверяем велы и выезжаем из кемпинга. На рецепшен уточнили, как лучше добраться до центра Берлина. И хорошо, что это сделали: мы собирались ехать совсем другой дорогой. Девушка любезно нарисовала дорогу на карте, и мы покатили.


…Мы переехали мост и покатили по велодорожке вдоль до слез милых и ухоженных дачек берлинцев: лужайки, газоны, цветочки, беседочки, барбекю, фонтанчики, смеющиеся, обливающиеся водой из шланга, дети, улыбающиеся, расслабленные взрослые… Суббота, семьи отдыхают…




На другой стороне канала — кемпинг и наша палатка…


…Около получаса мы ехали через дачные участки и парковую зону, невероятно наслаждаясь ездой по спокойной, ровной дороге. Наконец добрались до более оживленных мест, где требовалось уже повышенное внимание. Ездить по Берлину на велосипеде не сложно. Сказать по-правде, после экстрима езды по Харькову безо всяких велодорожек, Берлин показался нам райским городом. Велодорожки есть везде! Чаще всего под них выделена часть тротуара или обочина. Но бывают они и посреди проезжей части, между двух потоков машин. Это немного страшно. Но, тем не менее, совершенно безопасно! Автомобилисты относятся к тебе, как к дорогой иномарке — объезжают десятой дорогой… И пешеходы по велодорожкам не ходят! На перекрестках, конечно же, есть отдельные светофоры для велосипедистов. И опасность для тебя могут представлять лишь другие велосипедисты, потому что их очень-очень много! Но они, в большинстве своем, аккуратны, воспитаны и быстро по городу не ездят…





Описать наше первое впечатление от Берлина будет классно словами Жадана — очень уж метко, емко и созвучно это нашим собственным мыслям. «Мне нравятся города в первые несколько часов моего в них пребывания. Тогда они еще скрывают множество неожиданностей и представление о них чистое, как гостиничное белье или ксероксная бумага, — за каждым углом может начаться что угодно, и именно это что угодно гораздо важнее и привлекательнее, чем все твои топографические знания». Ну, разве это не чудесно? Ведь действительно, мы отправляемся в новый город не столько за достопримечательностями, сколько за приключениями и новизной ощущений. И дальше: «Вот и Берлин влюбляет в себя с первого взгляда, здоровенный и заполненный новостройками; так, наверное, выглядел Вавилон до того, как там начали строить всякие сомнительные башни… В целом Берлин производит совсем неплохое впечатление. Интересно, есть ли здесь немцы?» Точно могу сказать: немцы в Берлине есть, мы их видели, и даже с ними разговаривали! Но и не немцев здесь много, очень, очень много. Берлин, хоть и является столицей Германии, пожалуй, самый нетипичный ее город…



Первой достопримечательностью, которую мы увидели в Берлине, была Триумфальная колонна. Эту колонну иногда еще называют колонной Победы, она посвящена военным победам Пруссии в конце XIX века. Она хорошо видна из многих точек Берлина.

     


Просто удивительно, как эта колонна почти не поврежденной пережила не только бомбардировки и штурм Берлина, а и послевоенную директиву о ликвидации всех памятников германского милитаризма. Наверное, сегодня уже мало кто вкладывает в нее какие-то особые смыслы, и колонна превратилась просто в одну из самых известных смотровых площадок города.



…Мы привязали велики на одной из велопарковок, и через подземный переход пошли к колонне. В переходе играли музыканты, а волшебная стена реагировала на наши движения…




На постаменте колонны — четыре бронзовых рельефа со сценами трех объединительных войн Германии. Интересно, что три из четырех рельефов были сняты с колонны Победы в 1945 году по требованию французских оккупационных властей и поначалу считались утраченными. В результате расследования, проведённого министерством иностранных дел ФРГ, они обнаружились во дворе Музея армии в Париже. Четвертый рельеф хранился в цитадели Шпандау. В конечном итоге президент Франции Франсуа Миттеран передал рельефы Берлину, и после реставрации они вновь вернулись на своё исконное место в 1987 году к 750-летию Берлина.


Внутри сейчас находится небольшая выставка макетов беолинских и мировых архитектурных чудес…








С нижнего уровня колонны интересно наблюдать за кипящей вокруг жизнью…



     




Вот там, под информационным табло, грустят наши велосипедики…


Внутри колонны — винтовая лестница в 285 ступеней, которая ведет на смотровую площадку на высоте 50,6 м. Подниматься невыносимо тяжело, ноги словно свинцовые. Сейчас я даже не могу представить, как это мы два дня назад ходили по горам…



     



Ну и вот, можно полюбоваться Берлином с высоты, чтобы оценить всю его мощь и немножко сориентироваться на местности. Отсюда хорошо видно огромную парковую зону Большой Тиргартен, площадь которой составляет 210 га, реку Шпрее, Потсдамскую площадь с футуристическим куполом Сони-центра, Телебашню и Красную ратушу на Александерплац, Берлинский собор и, конечно, Бранденбургские ворота…



     




     




…Спустились с башни, забрали велосипеды. Правда, перед этим немного заблудились в подземном переходе и вышли не на ту сторону. Пришлось возвращаться.

Сели в седла и покатили по аллейкам Тиргартена в сторону центра. Погода испортилась, начал моросить дождик. Решили не обращать на него внимания…



В одном из уголков парка передохнули, съели по бутерброду, повалялись на траве.


Дождь то прекращался, то начинал моросить снова. Но он как-то нам совершенно не мешал. Когда я попадаю в новый незнакомый город, я стараюсь не столько смотреть, сколько чувствовать. Я исследую города посредством восприятия. Для меня крайне важны не только и не столько зрительные впечатления (ах, красиво!), сколько звуки, запахи, тактильные ощущения. Поэтому, меня никогда не смущает плохая погода. Она расширяет впечатления, дарит совершенно другую гамму чувств. Ведь в Берлине же не всегда солнечно и тепло. И если не увидеть Берлина в дождь, можно многое упустить, не поняв, быть может, самого главного… Точно так же, как нельзя хорошо узнать человека, если видишь его только в минуты радости…

…Совсем чуть-чуть покрутили педали — и мы на Потсдамской площади. До Второй мировой войны это место считалась одной из самых оживлённых площадей континентальной Европы. После 1990 года преображённая Потсдамская площадь превратилась в новую достопримечательность столицы объединенной Германии. И, как мне кажется, это самое-самое берлинской место. Понравилось нам здесь невероятно…





Возле огромного лего-ленда познакомились с милым жирафом. Вот где рай для детворы!

     





     




Трудно поверить, что еще относительно недавно Потсдамскую площадь разделяла Берлинская стена. Сейчас же это настоящий архитектурный шедевр в стиле хай-тек благодаря ансамблю зданий Сони-центра. Кроме главного представительства Sony в Европе, здесь располагаются квартиры, офисы, рестораны, кинотеатр и Музей кино. Это действительно очень классное место! Особенно хорош купол! Оказывается, он призван символизировать святую для японцев гору Фудзияма. По японским поверьям, ками (сверхъестественные сущности в японской мифологии) живут в горах. А так как в Берлине гор нет, для ками было создано искусственное пристанище, чтобы компания Sony находилась под их защитой. Не знаю, живут ли там ками, но архитектура купола просто поражает воображение!


     



…Но для нашей Маши самым ценным на Потсдамской площади оказался Старбакс. Для моих детей эти кофейни являются просто культовыми. И в них нужно обязательно покупать термокружки. У Кати уже есть парочка из Сиэтла и Барселоны, а у Машки до того дня не было. Как по мне, что кружки, что кофе там неоправданно дороги. Но Маша так мечтала об этой кружке, что мы не могли ее не купить.



Ну и вот, сидит счастливая…


И нам хорошо: мы в Берлине, с велосипедами, на Потсдамской площади, с кофе и пироженками из Старбакса… Нереально круто…



Выпили кофе — и дальше колесить по Берлину. Вот все та же Потсдамская площадь, только с другой стороны…


     



А вот и оставшийся кусок Берлинской стены. Мне даже страшно представить, что чувствовали близкие люди, разделенные этой страшной, уродской грудой арматуры и бетона… В фильме «Шпионский мост» Спилберг очень ярко показал весь этот ужас… Нет, никогда больше… Даже этот маленький кусок, оставленный, как музей, как память потомкам, смотрится неприятно и устрашающе…







…Ориентируясь по карте, доехали до чекпоинта Чарли. Когда-то это был пограничный контрольно-пропускной пункт между Восточным и Западным Берлином. Сейчас — чисто туристический аттракцион. За фото ряженые американские пограничники просят 3 евро. Да еще и подначивают публику: «No money no honey»…



Я искренне убеждена, что исследовать Берлин лучше всего на велосипеде. И дело даже не в том, что за день ты успеешь увидеть гораздо больше, чем если бы ходил пешком. На велосипеде ты как бы просачиваешься во внутренний мир города, хоть на чуть-чуть становишься своим среди чужих. Так легче прикоснуться, вдохнуть, почувствовать… Это очень странный город… Нетипичный город… Очень разный, расслабленный, свободный, неторопливый… Угловатый и несуразный… Уютный и обескураживающий... И мы так до конца и не поняли, понравился нам Берлин или нет… Скорее все же да…



Теперь едем на Жандармскую площадь — Жандарменмаркт. Здесь находится берлинский драматический театр и два внешне очень похожих друг на друга собора — Французский и Немецкий. Я так до конца и не поняла, где какой. Кажется, Немецкий — это тот, что в лесах… Пристегнули велосипеды в сторонке и пошли пройтись по площади…




     


На Жандарменмаркт туристическая жизнь бьет ключом.






В центре площади — памятник Шиллеру.



     


Ох, и какой же этот Берлин угловатый… Словно его топором рубили. Особенно, это присуще восточной части (Жандарменмаркет — это как раз восточная).





     



     


Отстегиваем велосипеды и едем дальше, на музейный остров. Дороги все в сплошном ремонте, здания — в лесах. Бедный Берлин до сих пор еще до конца не пришел в себя. И здесь хочется еще раз процитировать Жадана, очень уж мне понравилось сравнение: «По Берлину, очевидно, можно ездить несколько дней подряд и пейзаж не будет казаться знакомым. Город так щедро заполнен строительными лесами, что можно представить, как местное население каждое утро выходит из своих домов и изумленно не узнает пейзажа, который успел измениться буквально за одну ночь. Берлин напоминает юное лицо мужского пола, некоего пэтэушника, который недавно начал курить, от чего его голос испытывает ежедневные трансформации, да и вообще он каждый день вытягивается на дополнительный миллиметр, вырастая из заношенной школьной формы. Я люблю города, в которых много строят. В них есть работа для всех. Даже для турок».

…На музейном острове просто тьма народа. А тут еще и дождь припустил сильнее, стало как-то слегка неуютно. Побродили, пофотографировались…






…Пергамский музей очень внушительно смотрится. Зайти бы… Сегодня уже точно нет, может, завтра…



…Дальше, ориентируясь на телебашню, держим путь к культовому берлинскому месту — Александерплац. Но тут припустил такой дождь, что пришлось срочно пристегивать велики и прятаться в ближайшем соборе.



Александерплац — самая центральная площадь Берлина. И на ней обычно бывает очень много туристов. Но сейчас, из-за непогоды, площадь была почти совсем пуста. Если честно, мы так и не поняли, в чем ее прелесть… Хотели зайти в Красную ратушу (читала, что вход туда свободный), да так и не смогли…


     



Прикинув, мы понимаем, что вполне можем успеть к назначенному времени на экскурсию в Бундестаг. Мы не особо надеялись, что попадем. Но тут оказалось, что главные берлинские достопримечательности мы уже посетили, а до экскурсии остается еще полтора часа — как раз не спеша доехать до Бундестага. Решаем ехать. А по пути заглянуть еще в квартал Николайфиртель. Это кусочек старого Берлина, несколько узких живописных улочек, бегущих вдоль речки Шпрее.


     


Очень уютное место, здесь совсем другой Берлин… Во время войны район сильно пострадал от бомбардировки, но был восстановлен в 1987 г. Современная планировка очень точно воспроизводит историческую схему улиц. В центре на крошечной площади — церковь Св. Николая.

     



     


По самому знаменитому берлинскому бульвару Унтер-ден-Линден докатили до Бранденбургских ворот.






Еще немного по берлинским улицам — и мы у здания Бундестага.



Приехали как раз вовремя. Здесь все серьезно, как в аэропорту: рамка металлоискателя, паспортный контроль, поиск в списках зарегистрированных. Перочинный ножик пришлось оставить в камере хранения. После этого можно проходить в лифт и подниматься под купол…




Сначала мы еще раз полюбовались на берлинские панорамы с открытой крыши-террасы… Нынешнее здание Рейхстага — это гениальное совмещение исторического здания с современными архитектурными технологиями.













Потом пошли внутрь купола, который символизирует воссоединение Германии. Две круговые рампы спирального вида постепенно выводят на смотровую площадку под вершиной купола. Оттуда, с высоты более 40 м, открывается круговая панорама Берлина. При входе нам выдали бесплатные аудиогиды на русском языке. Когда ты поднимаешься по спирали, аудиогид сам включается в нужном месте и рассказывает об устройстве немецкого парламента, технологических особенностях здания и проводит интереснейшую экскурсию, объясняя, какие именно здания мы можем увидеть из этой точки.









Технологическое оснащение купола просто поражает воображение. Особое зеркальное покрытие не только отражает, но и пропускает свет. Зеркальные панели оснащены специальными фильтрами, управляемыми компьютерными программами. С их помощью, в зависимости от времени года и погодных условий, регулируется количество дневного света, пропускаемого в пленарный зал. Внутри воронки заключена вентиляционная шахта пленарного зала. Выходящий из неё воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить расходы энергии. Таким образом, купол и конус представляют собой не только восхитительный архитектурный элемент, но и также являются частью экологичной автономной энергосистемы.













Одним словом, купол Рейхстага произвел на нас неизгладимое впечатление. Очень там понравилось, очень! А ведь могли все пропустить…





В парке встретили совершенно непуганых зайцев. Вот же ж…



…Погода потихоньку налаживалась, давая надежду увидеть Берлин не только пасмурным и дождливым, а и солнечным.





По пути заехали в супермаркет, купили продуктов. До кемпинга добрались без приключений, приготовили ужин, и остаток вечера наслаждались закатом и зябким речным воздухом. За день накрутили 40 км.