ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Рисование мелками - тоже развитие


 


Развиваемся? Отдыхаем!

 

Лето в разгаре. Умные развивающие игрушки сиротливо лежат на полках детской и ждут своих хозяев. И правильно, пусть ждут! Их время опять придет, но только дождливой осенью. А пока маленькие умники и умницы с азартом копают лопатой песок, катаются на велосипеде, играют в мяч, а может, отправились к бабушке на дачу или к теплому ласковому морю. Лето – то замечательное время, которое жаль тратить на перекладывание с места на место кубиков в жаркой квартире. Лето – время прогулок и игр на свежем воздухе, и чем дольше, тем лучше. А как же развитие, умные игры? Совсем, что ли, их забросить? Ну не тащить же, в самом деле, на море или дачу, помимо множества необходимых вещей еще и кубики Зайцева или карточки Домана? Не будем забывать простую истину: самое лучшее развивающее занятие для малыша - общение с близкими любимыми людьми. Лето как раз самое подходящее время, что бы пополнить знания об окружающем живом и неживом мире, потренировать наблюдательность и внимание. А развивающие пособия? Да вот же они, лежат буквально под ногами…

Пляжные сокровища

Морская галька - очень полезный развивающий тренажер. С ее помощью можно учиться считать, классифицировать, изучать признаки предметов, тренировать внимание. Ну, со счетом все понятно: положим в ведерко несколько камешков, а затем, вынимая по одному, считаем. Чем старше ребенок – тем больше камешков. Немного тренировки, и порядковый счет будет освоен. Теперь положите в ведерко три камешка и попросите малыша определить их количество на глаз, не считая, а потом проверить себя. Увеличивайте количество камешков и играйте в эту игру по очереди. С теплой, гладкой морской галькой легко освоить и понятия больше, меньше, поровну, можно решать примеры на сложение и вычитание: “Мама положила папе на спинку три камешка, а Маша добавила еще 2. Кто положил больше? Сколько всего камешков лежит у папы на спине?” От сложения и вычитания переходим к умножению и делению. Делим кучку камешков на две, три и т.д. частей и смотрим, что из этого получилось. Затем берем несколько формочек для песка (скажем, три) и кладем в каждую одинаковое количество камешков (допустим, два). Вот и получается, что трижды два – шесть. Саму таблицу умножения малыш выучит позже. А в подобных играх приходит понимание самой сути процесса умножения, а это куда важнее механического зазубривания.

Теперь переходим к изучению признаков предметов. Попросите малыша найти камешек, обладающий теми или иными свойствами: большой, маленький, круглый, овальный, плоский, выпуклый, шершавый гладкий, теплый, холодный, сухой, мокрый, белый, серый, в крапинку, в полосочку, с бороздкой, с вмятиной и т.п. Затем усложняйте задание, определяя сразу два, а то и три признака одновременно: “Найди большой белый гладкий камень”. Набрав возле себя кучку разнообразных галек, попробуем рассортировать их по определенным признакам. Например, на большие и маленькие, круглые и не круглые, гладкие и шершавые. А теперь отберите несколько камешков со сходными признаками (например, все белые) и добавьте в их общество один зеленоватый. Ну-ка, малыш, что здесь лишнее и почему? Интересно проводить с камешками различные эксперименты. Спросите у малыша, куда поместится больше камешков: в ведерко или в песочную формочку? В ведерко! А теперь предложите юному исследователю доказать свой ответ опытным путем. Или поинтересуйтесь, какой камень холоднее и почему: тот, что лежит в тени или на солнце. Подобные нехитрые опыты не только расширят знания об окружающем мире, но и научат малыша думать и анализировать./P>

Ну вот, опять мы все о математике, да о логике. Нужно же и о творческих способностях подумать! О, у моря простор для фантазии практически безграничен! Если вам удастся насобирать ракушек, можно прямо на пляже нанизать эксклюзивные бусы и браслеты. Для пущего эффекта запаситесь флакончиком самого дешевого яркого лака для ногтей, что бы окрасить ваши сокровища. Если вы прихватите на пляж коробочку с акварельными красками и кисточку, можно устроить конкурс рисунков на камнях. Для этого подойдет крупная, округлая белая галька. Гуляя по территории детского лагеря “Артек”, мы как-то наткнулись на целую горку подобных камешков, расписанных изображениями Аю-Дага. Но если малыш еще слишком мал, что бы создавать подобные пейзажи, пусть рисует рыбок, море или просто абстрактную абракадабру – все это будет смотреться красиво и оригинально. Самые удачные работы можно забрать с собой, покрыв в последствии лаком для большей сохранности. А если камешки слишком маленькое поле для деятельности, а хочется чего-нибудь позначительнее да помасштабнее, используйте в качестве полотна спину загорающего на солнышке папы.


Дачные радости

Деревня – настоящий рай для юного естествоиспытателя. Сколько тут всего интересного и заслуживающего внимания: деревья и цветы, фрукты и овощи, птицы и насекомые, домашние животные, лягушки, пауки и прочая живность. В такой непосредственной близости к природе уместно заняться именно наблюдениями за окружающим миром. Так малыш не только приобретет новые знания, а и будет учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать. И именно на даче, когда грохочет гром, стучит по крыше летний ливень, и молнии озаряют все вокруг своими вспышками, понятен и интересен рассказ о явлениях природы, о том, откуда берется дождь и град, как “путешествует” вода, что такое гром и молния. Наблюдая восход и закат, хорошо ответить на вопрос крохи о том, где ночует солнышко, почему бывает день и ночь, а после весны всегда наступает лето. А звездное вечернее небо с яркой луной – просто кладезь тем для обсуждения: от азов астрономии до легенд о созвездиях.

Умение определять время по часам – непростой навык для малыша. Но обучение пойдет гораздо быстрее, если применить маленькую хитрость. И хорошо работает она именно летом. Наверняка малыш уже знает, что часы бывают разными: механические со стрелками, электронные со светящимися цифрами и даже песочные, вообще без цифр и стрелок. А вот встречались ли вам настоящие солнечные часы? Нет? Это дело поправимое. На даче такие часы легко смастерить вместе с малышом. Уж по ним-то определять время куда веселее! Для этого вам понадобится большой цветочный горшок с землей. Найдите на даче подходящее, открытое место и установите там горшок вверх дном. В дырочку на дне вставьте длинную ровную деревянную палочку и облепите отверстие пластилином, что бы конструкция надежно держалась. Такая палочка называется столбиком солнечных часов или гномоном. Теперь каждый час отмечайте карандашом положение солнечной тени на дне горшка и ставьте рядом соответствующие цифры. Часы готовы. В солнечные дни подходите к ним почаще вместе с ребенком, и вскоре определение времени станет для малыша пустяковой задачей. А заодно и понаблюдаете, как движется тень от солнышка в течение дня.

Чем еще можно заниматься на даче безбоязненно, так это играми и экспериментами с водой. Тут тебе и закаливание, и изучение свойств предметов, и тренировка мелкой моторики, и, конечно, радостная и веселая игра. Нужен всего лишь теплый денек, большая емкость с подогретой на солнышке водой (от надувного бассейна до обычного пластмассового таза) и раздетый до трусиков малыш. Что же можно делать с водой? Самое простое – переливать из емкости в емкость и обсуждать результат. Сначала считаем, сколько стаканчиков воды поместится в ведерко или сколько пол-литровых банок в трехлитровую, а там, глядишь, и до понятия объема доберемся. Если вы дадите крохе несколько емкостей разных по форме, малыш сможет сделать маленькое открытие. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Очень нравится малышам игра “Тонет – не тонет”. Для нее подберите всевозможные предметы из разных материалов: пластмассовые игрушки, металлические ложки, деревянные пробки, резиновый мячик, камешки, тряпочки, бумажки. Теперь бросаем все это добро в воду и наблюдаем, как оно себя поведет. А еще лучше сначала предположить, утонет или нет пластмассовый стаканчик, а уж потом опускать его в бассейн. А если набрать в стаканчик воды? Не менее интересны малышам и развивающие игры в стиле Монтессори. Набросайте в большую миску с водой много мелких плавающих предметов (игрушек от киндер-сюрпризов, пробок и т.п.) и предложите малышу выловить “рыбок” ситечком или просто ладошкой. А если в миску положить небольшие камешки или фасолины, можно потренировать мелкую моторику, доставая их двумя или тремя пальчиками со дна. Еще одна полезная забава – поролоновая губка. Не так то просто с ее помощью перенести воду из одной тарелочки в другую.


Во саду ли, в огороде...

А что еще поизучать на даче? Конечно, растения! Если вы думаете, что для малышей это слишком сложно и неинтересно, вы глубоко ошибаетесь. Главное, заинтересовать кроху. Побольше радости, положительных эмоций, искреннего восхищения в вашем голосе. Поменьше скуки и однообразия. Ведь изучать строение дерева или цветка куда интересней на живых объектах, чем по картинкам энциклопедий. Покажите малышу, что у деревьев есть корень, ствол, ветки и листья. Расскажите, для чего все это нужно. Пусть малыш потрогает ручкой и сравнит кору разных деревьев. Если вы хотите, что бы ребенок различал листики деревьев, покажите ему отличительные особенности каждого из них, обратите внимание на характерные детали и немного потренируйтесь. Вообще умение отличать одно растение от другого здорово развивает не только память, но и наблюдательность. Ведь некоторые растения очень похожи одно на другое, и найти отличия порой не так-то просто.

Какие же растения сможет запомнить малыш? Во-первых, одуванчик. На примере этого нехитрого цветка удобно объяснить малышу назначение семян и то, как семена путешествуют. Во-вторых – подорожник. У него запоминающиеся листья, и малыши легко его узнают. Расскажите, что подорожник – растение лекарственное. И если малыш разобьет коленку, он охотнее согласится приложить на ранку кашицу из подорожника, чем намазать ее ненавистной зеленкой. Еще одно растение “скорой помощи” – чистотел. Малыши запоминают его по ярко-желтому соку на оторванном листике. Соком чистотела можно смазывать мелкие ссадины и царапины, и ребятишки с удовольствием проделывают это сами. Так интересно: трава, а красит, будто краска. Укроп, петрушку, фенхель, мелису и другие пахучие травы можно различать не только по виду, а и по запаху. Тренировка обоняния – штука полезная. Жгучую крапиву полезно знать в целях безопасности. Ничего страшного от ее ожогов не произойдет, но все равно неприятно. Расскажите малышу, что жжется у крапивы не весь лист, а только его нижняя часть. Пусть малыш потрогает лист сверху и сам в этом убедится. А нижнюю часть листа можно рассмотреть в лупу и заметить на ней волоски. Вот они-то и виноваты в волдырях на ребячьих ручках и ножках.

Малышу будет интересно узнать, что есть растения предсказывающие погоду. Хорошо известный огородный сорняк вьюнок (вьющееся растение с крупными бело-розовыми цветками) расскажет о приближающемся дожде. В ясную погоду его цветки открыты, но если они вдруг закрылись днем – жди дождя. А есть и растения-часы. Цикорий (высокий сорняк с голубыми цветками) открывается в 5-6 часов утра, а закрывается около полудня. Понаблюдайте с малышом за разными цветками. Вы узнаете много интересного. Оказывается, большинство цветов на ночь закрываются, “ложатся спать”. А есть цветы, которые спят днем, а ночью раскрывают свои бутоны. Их опыляют ночные бабочки.

Интересное развивающее и творческое занятие – сбор гербария. Засушите вместе с малышом по одному изученному вами растению, прикрепите его ниткой к альбомному листу, подпишите название растения, время и место сбора. Листы с гербарием можно поместить в файлы, а затем в папку. Зимой гербарий станет основой для множества интересных занятий. Засушенные растения можно сравнивать с нарисованными в энциклопедии или самому попробовать их нарисовать. Хорошо бы узнать побольше интересной информации об этих растениях. А для малыша, который учится читать, подпишите листы крупными буквами. Вот вам и первая книжка!


Во дворе

Для того, что бы развиваться “между делом” не обязательно отправляться за тридевять земель. Это можно делать даже в привычном дворе во время самой обычной прогулки. Например, если малыш еще не знаком с мерами длины, расскажите ему о том, что любое расстояние можно измерить. Пока крохе сложно понять, что такое метр, можно мерить расстояние в шагах. “Ну-ка, давай посчитаем, сколько шагов вон до той скамейки. Один, два… десять. А до того дерева? Двадцать. Что дальше – дерево или скамейка?” Когда кроха сможет уверенно считать шаги, попробуйте потренировать его глазомер, предложив определить на глаз расстояние до того или иного предмета. А потом вместе проверьте точность определения. Можно захватить во двор рулетку и измерять расстояние с ее помощью. А сантиметром интересно померить обхват стволов деревьев, параллельно закрепляя понятие “толстый-тонкий”: “Какое из этих двух деревьев толще? Это? Давай измерим стволы и проверим твой ответ”.

Разглядывая с малышом все, что вас окружает на прогулке, можно изучать цвета. Предложите ему находить и называть все встречающиеся предметы или их части определенного цвета (например, желтого). А если основные цвета уже изучены досконально, потренируйтесь различать оттенки. Ведь не так-то просто отличить голубой от светло-синего или фиолетовый от лилового. А летняя природа так разнообразна своими цветами и оттенками, что отыскать нужные не составит особого труда.

Ну, а если захватить во двор цветные мелки, то можно с ходу придумать множество развивающих занятий от интеллектуальной игры в “крестики-нолики” до уроков математики, черчения и письма. Но, еще лучше, нарисовать вместе веселую цветную картинку о похождениях мамы, папы и малыша. И что бы там было много солнца и лета. Что бы все прохожие восхищались творением художника, такого маленького, но все равно большого-большого умницы…

Юлия Каспарова
"Мир семьи"
июль-август 2005