ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Полтавские галушки и велопокатушки.
Апрель 2017

 

…Мы давно уже хотели съездить в полноценный велопоход. Чтобы был маршрут, и велобагажник, и чтобы ехать несколько дней подряд, преодолевая трудности и лишения. Еще в прошлом году я присмотрела маршрут по Полтавщине: Миргород — Большие Сорочинцы — Опошня — Диканька — Полтава. Он очень популярен у велосипедистов и рассчитан на 3-4 дня. Мы прикинули, что длинные выходные на майские праздники — самое подходящее время для такого похода. Еще нет изнуряющей летней жары, все цветет и пахнет, и даже, возможно, удастся увидеть «Бузковий гай» под Диканькой во всей своей красе…

Сначала мы хотели устроить такой себе «лайт-поход»: днем крутить педали, а ночевать не в палатках, а в отелях. Но, оказалось, что в нужных точках ночевок найти отели довольно сложно по причине их полного отсутствия. И выходило, что от палаток нам не отвертеться. Это влекло за собою массу дополнительных сложностей — нужно было покупать Маше багажник и велорюкзак, тщательно продумывать список вещей и искать компанию, потому как у нас совершенно не было опыта многодневных велопоходов. Меня не очень бодрила мысль тащить с собою палатки. За последнее время я устала, и мне хотелось приятного путешествия с умеренной нагрузкой, радостными картинками вокруг и ночевками в цивилизованных условиях с душем. Но к середине апреля я почти убедила себя, что велосипед и палатка — это отлично. Это такое приключение и новый опыт…

…И тут 19 апреля в Харькове случился снег. Нет, это был не тот снег, который потрусил чуть-чуть и растаял. Это был такой снег, которому позавидовал бы даже январь. Сказать, что мы были в шоке — ничего не сказать.


Конечно, я не сомневалась, что до 29 апреля снег растает, хотя, черт возьми, от этой весны уже можно было ожидать чего угодно. Но я очень сомневалась, что земля просохнет и прогреется. А о купании в речке речь вообще не шла, вода наверняка будет слишком холодной. И идея ночевок в палатке перестала радовать окончательно. Но от Полтавщины с велосипедами отказываться совершенно не хотелось. И тогда я стала искать варианты. И нашла очень простой и удобный во всех смыслах вариант: останавливаемся на пару ночей в отеле в Полтаве и оттуда радиально катаемся по окрестностям. Но почти все нормальные места в Полтаве к тому времени уже были забронированы. Совершенно случайно я нашла неплохой ресторанно-гостиничный комплекс на хуторе Веселовка между Полтавой и Диканькой. И там оказался свободный номер на наши даты, что, в общем-то, было большой удачей. И я его забронировала.

Конечно, снег растаял. И даже все просохло, и отошло от мороза, и зазеленело. И погода обещала быть теплой и солнечной. Так что путешествие стало обретать все более реальные очертания. Вместе с нами собирался ехать наш друг Эдик. А чтобы не оставлять его жену Иру на три дня дома, мы решили взять с собою и ее. Хоть она и не катается, но отдохнуть несколько дней на природе все же лучше, чем сидеть дома. Вот так и сложилась наша компания на два апрельских и один майский день…

29 апреля. Загрузка велосипедов на багажник — процесс не быстрый. Так что выехали немного позже, чем планировали…


…Встретились с друзьями и погнали на Полтаву. Доехали быстро, часа два всего ушло на дорогу.


Разгрузили велосипеды и вещи и пошли осматриваться. «Весела садиба» нас приятно удивила: большая ухоженная территория, а наш номер — это отдельно стоящий дом, стилизованный под старину. Персонал вежливый и внимательный.






Солнышко светит, вишни цветут, красота вокруг — что еще нужно путнику? Чтобы не терять времени зря, мы быстренько переоделись, перекусили домашними припасами и выдвинулись в путь. Сегодня наша цель — Диканька.


…Поехали. Правда, вышла маленькая неприятность — в пылу сборов забыли дома мой шлем. Я не люблю в нем ездить, но езжу всегда. Потому что однажды уже испытала шлем на прочность. И точно так же, в случае чего, испытывать на прочность свой лоб желанием не горю. Но делать нечего — поехала без шлема. Все же планируем ездить больше не по трассам, а по проселочным дорогам.

Красота вокруг сказочная: трава и листва на деревьях свежая, еще не испорченная жарким летним солнцем, цветут и пахнут вишни, груши, яблони и еще какие-то неведомые деревья и кусты. И все это бело-зеленое море то тут, то там разбавляют красные пятна тюльпанов. Все же конец апреля и начало мая — лучшее время для покатушек…








Проехали мимо симпатичной церквушки. Хотели зайти, но она оказалась закрытой.


     


По дороге встречается всякая деревенская живность. И мы, как нормальные городские жители, истосковавшиеся по природе, не упускаем возможности с нею пообщаться…



Местность здесь холмистая. И после ошеломляющего полета вниз с ветерком тебя непременно будет ждать расплата — затяжной подъем с приличным перепадом высоты. В тот день мы накатали совсем не много — всего 36 км. Но общей высоты набрали 840 метров. Не удивительно, что устали…


Доехали до Михайловки и через нее, ориентируясь по карте, решили выехать к Ворскле. Сначала проехали по заливным лугам…





В сосновом лесу на берегу Ворсклы сделали небольшой привал, сжевали по яблоку, полюбовались на быструю, закручивающуюся водоворотами, реку.






И, конечно, всем по очереди непременно нужно было залезть на дерево…



Передохнули и поехали дальше по цветущим холмам…





Сама по себе Диканька ничем особо не примечательна, но Гоголь прославил ее на весь мир в своих «Вечерах». Ученые до сих пор не сошлись во мнении о происхождении названия поселка. Одни считают, что когда-то здесь росли густые и дикие леса. Другие связывают название с фамилией Дикань, которая была у основателя поселения. Эта фамилия и сейчас очень распространена в здешних местах…

Мы уже были здесь однажды — приезжали со старшей дочкой Катей в местный краеведческий музей. Катя тогда училась в 10 классе и писала исследовательскую работу в рамках МАН о Марии Башкирцевой. В этот же раз нам больше хотелось посмотреть природные красоты Диканьки.

Конечно, мы не могли проехать мимо визитной карточки Диканьки — Триумфальной арки 1820 года. Эта арка — все, что осталось от усадьбы Кочубеев. Она была парадным въездом в усадьбу и строилась в честь прибытия в Диканьку императора Александра I.




…Дальше наш путь лежал к Бузковому гаю. Но сначала нужно было подкрепить силы, порядком поизрасходовавшиеся на диканьских холмах. Завернули в магазинчик, где можно было не только пополнить запасы воды, а и выпить кофе за столиком. Вообще, Полтавщина нам очень понравилась. Домики, пусть и не слишком богатые, но аккуратные и ухоженные. Люди — приветливые. А колорит присутствует даже в таком вот придорожном магазинчике…


     


Ну вот, подкрепились, теперь можно и дубы смотреть! Четыре Кочубеевских дуба — это все, что осталось от дубравы, окружавшей усадьбу Кочубеев. Деревьям уже более 800 лет. Первый дуб растет на подъездах к Бузковому гаю (Сиреневой роще).


По легенде, Сиреневая роща была посажена для неизлечимо больной внучки Кочубея Анны, чтобы как-то ее порадовать. Со всех уголков Европы привезли кусты сирени разных сортов и посадили вдоль оврага. Говорят, что во время цветения здесь красиво. Но зацветает сирень, все-таки, не на майские праздники, а ближе к 9 мая. Сейчас даже намека на цветение еще нет. И выглядит все довольно обыденно. Жаль…


Но кататься здесь приятно. Объезжаем овраг и углубляемся в лес…





Дальше — пруды. На деревьях отчетливо видны следы жизнедеятельности бобров.









Еще немного через лес — и мы выезжаем к Николаевской церкви. Рядышком стоит старая мельница. Дима тут же наплел Маше, что в этой мельнице снимался «Вий». И она, к моему удивлению, поверила. Как будто первый год своего папу знает ))))




Николаевская церковь — родовой храм-усыпальница семьи Кочубеев. Саркофаги с телами нескольких поколений и сейчас находятся в склепе подвала. Церковь была построена в 1794 году на территории графской усадьбы и имеет форму ротонды, что не очень характерно для наших храмов. На фотографиях в Инете я видела эту церковь в те времена, когда возле нее не было березовой аллеи, и тогда, когда березки только-только высадил. Сейчас они подросли, образовав невероятно красивую и уютную аллею. Да и вся территория собора выглядит приятно и ухоженно…






     





В соборе шла служба. Мы постояли внутри минут 10, да и поехали дальше… Николаевская церковь произвела очень приятное впечатление, хорошее место…

…Теперь наш путь лежит через аллею с тремя Кочубеевскими дубами. Когда-то эта аллея была въездом в имение со стороны Полтавы, а дубов было не три, а 68.

     




У самого толстого дуба традиционно фотографируются велосипедисты, проходящие маршрут от Миргорода до Полтавы (или в обратном направлении). Если просмотреть фотоотчеты о таких походах, там обязательно отыщется фотография туристов, пытающихся обхватить дерево. Наверное, я бы тоже не стала нарушать традиции и выстроила бы своих попутчиков в круг вокруг дуба для фотосессии, но они уже укатили далеко вперед…




…Солнце клонилось к закату, пора было возвращаться. Дорога через поля, зеленые от озимых и черные, свежевспаханные, была восхитительной. Так бы ехал и ехал, смотрел, дышал…







Уф, добрались наконец… Наша садыба в лучах закатного солнца невероятно фотогенична.









Да и мы ничего. Семечек только не хватает для завершения образа…



Пока мы мылись и переодевались, время незаметно подползло к ужину. К нам прибежала девочка из ресторана с меню, чтобы мы заказали еду. Оказывается, кухня работает до восьми вечера, и мы рисковал остаться без ужина. А после катания аппетит такой, что хочется заказать сразу все пункты меню. Тут, главное, держать себя в руках )))) Пока готовилась еда, мы выпили бутылку фраголино, ознаменовав шампанским первый удачный день покатушек.


…Ужин нам накрыли в шинке. Вообще, в садыбе несколько залов. Основной — шинок, две маленькие комнатки с одним столом на компанию — юшкарни, и большой банкетный зал с танцплощадкой, где проводятся свадьбы и юбилеи. Кстати, оба вечера, что мы провели в отеле, здесь гуляли свадьбы, а днем — банкеты. Судя по всему, место очень популярное.


…Заказали вареники, драники с мясом, крученики, соления и всякие разные салаты. Все было вкусно. Разве только в варениках на пару тесто оказалось немного толстовато…




…После ужина прошлись по окрестностям, убегая в тишину от шума свадьбы. Справедливости ради стоит отметить, что свадьбы как-то нам особо не досаждали. В доме музыки вообще не было слышно. Да и на улице все было не слишком громко и очень культурно. Но все-таки очень хотелось послушать деревенскую тишину и темноту. Тишину, звенящую комарами и пролетающим где-то над грушей хрущом. Темноту, в которой светят лишь звезды, да тонкий молодой месяц…






…Когда мы уже улеглись спать, в комнату пришел Дима и стал восторженно рассказывать, что в одной из хат организован целый музей народного быта. И начал настаивать, что нужно идти все это смотреть прямо сейчас. Ну, мы немного посопротивлялись, а потом пошли все-таки. Представляю, как в камерах наблюдения смотрелась наша процессия — в тапках и чуть ли не в пижамах… Но это место тем нам и понравилось, что было здесь все очень душевно, ненавязчиво и по-домашнему, как у бабушки в деревне. Так что домашняя одежда была вполне уместна…

…Музей действительно очень интересный. Небольшой, всего одна комната. Но всяких разных старинных штук здесь много. Особенно поразил вышитый крестиком ковер. Это же сколько времени на него ушло! В комнате было очень темно, так что фотографии получались совсем тусклыми. И я решила, что завтра с утра еще сюда приду пофотографировать.









30 апреля. С утра чувствовали себя прекрасно, вчерашний велопробег прошел без отрицательных последствий.

Перед завтраком еще немного побродила по нашей садыбе.




     







     





…Сегодня освещение в мини-музее действительно было получше.






     



     



     






…Завтрак нам накрыли в юшкарне — небольшой, уютной комнатке. Блинчики с творогом и черничным джемом были отменными! Ну и вся обстановка под стать — льняная скатерть, вязанные из тряпочек коврики, вышитые подушки…





…Подкрепились — и в путь. Сегодня планировали доехать до Полтавы, покататься по городу и, может быть, сходить в краеведческий музей. Очень его хвалят. Но это оказалось не так просто. Самый короткий и простой путь попасть в город — ехать по трассе. Дорога не близкая — больше 20 км. И малоприятная — машины, пыль, скука и потенциальная опасность. А я еще и без шлема. Решили ехать по более живописному, но и более долгому и пересеченному маршруту — вдоль Ворсклы. Все же мы приехали не галочки на карте ставить, а отдыхать, наслаждаясь местными красотами. Куда доедем — туда и доедем.



…На подступах к реке нас ждало небольшое приключение. По карте в этом месте должен был быть мост. Спускаясь с горки, я четко видела машину, которая сначала была на нашем берегу, а потом уже взбиралась на холм на противоположном. Но когда мы подъехали к реке, моста не оказалось. Мы пришли в некоторое замешательство, пока не увидели машину, которая подъехала к воде и без раздумий стала спускаться в воду. А потом поехала прямо по воде… Чудо!



…Оказалось, что мост есть. Просто его затопило. Рыбачащий рядом паренек сказал, что вода недавно доходила до середины горки, но уже частично сошла. Пришлось разуваться и переходить реку вброд. Вода была ужасно холодной, а плиты — скользкими. Тот еще аттракцион. Но, по-моему, никто особо не расстроился…







…Дальше мы какое-то время ехали вдоль реки то по заливным лугам, то по малолюдным проселочным дорогам. И везде эти горки-горки-горки… Перебравшись через Ворсклу по подвесному мосту, передохнули немного возле местного магазина и съели по мороженому.




…Дальше, чтобы попасть к Полю Полтавской битвы, нам нужно было выбираться на трассу. А это — затяжной подъем со стометровым набором высоты.


…В конце концов, докрутили до историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы». У нас не было слишком много времени на осмотр всей территории, но, передохнув немного на лавочке, в музей решили сходить. Нас заметил проходивший мимо полицейский, и предложил оставить велы на охраняемой территории с обратной стороны здания музея. Что мы и сделали.





Музей небольшой, но посмотреть интересно. В нем хранятся экспонаты времен Северной войны: холодное и огнестрельное оружие, портреты, иконы, медали, монеты, книги, карты и масса других предметов. Причем, как российские, так и шведские, турецкие, польские и датские. До посещения этого места я не знала, что заповедник находится под эгидой ЮНЕСКО.


…Сначала пришлось провести короткий ликбез Маше. Она, конечно, что-то там такое про Полтавскую битву учила, но ничего не помнит. Ох уж эти современные дети!


Потом походили по залам, поразглядывали, почитали. Ну и диораму битвы посмотрели, конечно.







…Вышли из музея, забрали велосипеды. Время давно перевалило за полдень, есть хотелось невероятно. Оно ведь как обычно бывает: когда крутишь педали, да по жаре, да в горку, есть вообще не хочется. Но только чуть передохнул в тенечке, воды попил, как тут же появляется зверский аппетит. Оно и понятно — энергию потраченную нужно восполнять. Поразмысливши мудро, решили в Полтаву сегодня уже не ехать. До нее еще крутить не близко, по трассе, и в самой Полтаве по улицам да по горкам, а потом еще 25 км возвращаться обратно, и вот тут уже точно всю дорогу по трассе… Поступило предложение прокатиться по полтавскому дендропарку (карта подсказывала, что он совсем рядом), перекусить там в тенечке на травке, а потом возвращаться домой, сделав крюк через полтавский военный аэродром. Там, вроде, и музей какой-то есть. А в Полтаву к ротонде заехать уже завтра, машинами, на обратном пути домой.

…До входа в дендропарк прокатились по полтавской велодорожке. Отличная дорожка, жаль, совсем коротенькая. А дендропарк — такой приятный и бесплатный заросший парк, с тропинками, горками и прудами. Найти уединенное местечко было крайне сложно. Судя по всему, дендропарк — излюбленное у полтавчан место пикников. Но что убило наповал, так это костры без мангалов, прямо на земле, рядом с тропинками. Причем, у входа висит огромный плакат, что костры запрещены. Но далеко не для всех, увы, это понятно…

В конце концов, мы упали под какой-то тенистый куст, достали припасы и стали есть. Потому что держаться не было больше сил…



…К прудам нужно было спускаться куда-то вниз. И мы решили их проигнорировать, потому что времени было уже довольно много. На выходе из дендропарка попили кофе, и теперь полностью были готовы ехать дальше.




…А дальше мы попытались проехать в сторону аэродрома, но уперлись в закрытые ворота. Местные не могли подсказать ничего вразумительного, кроме того, что здесь мы точно не проедем. Якобы, можно попробовать в объезд, но по карте выходил огромный крюк. И не факт еще, что мы на этот аэродром попадем. Возвращаться домой вроде было рановато — по трассе мы доедем часа за полтора. Решили вернуться в дендропарк и посмотреть пруды. Сказано — сделано. Что-то немного бестолковый день у нас получился сегодня. Но, в конце концов, мы просто катаемся, а не ставим галочки на карте…

…Пруды оказались очень симпатичными. Еще и с лебедями. Хорошо, что вернулись…







Посидели у пруда, посмотрели на птиц. Солнце стало клониться к закату, пора было возвращаться. Теперь «рысцой и не стонать»: 15 км по трассе и еще 4 км от поворота с трассы до нашего хутора. Самыми приятными были последние два километра — вниз, вниз, вниз… Накрутили за день 56 км, набрали 1050 метров общей высоты… Нормально так…


…Вечером — сытный и вкусный ужин в так полюбившейся нам юшкарне. Только что-то счет вышел в полтора раза больше, чем вчера. Ну что ж: кто работает, тот ест…



1 мая. Сегодня — последний день нашего небольшого путешествия. И он обещает быть очень насыщенным — мы едем в Опошню, в музей украинского гончарства. Сегодня не на велосипедах, а на машине.

Последний раз позавтракали в так полюбившейся нам юшкарне, собрали вещи, загрузили велики и поехали…


Опошня — это старинный казацкий поселок, раскинувшийся на холмах над Ворсклой. Его не зря называют столицей украинского гончарства. На протяжении трех тысячелетий на этой территории интенсивно развивалось гончарство. В конце XIX — начале XX веков здесь работало около 1000 гончаров, изделия которых экспортировали на все континенты мира. Опошнянская керамика — своеобразный символ украинской культуры и мировой бренд. С 2001 года здесь действует Национальный музей-заповедник. В комплекс входит скансен, информационный центр и несколько музеев-садыб известных династий гончаров, разбросанных по поселку.


     


Есть билеты только для осмотра музея-скансена, есть комплексные, куда входит посещение садыб. Мы остановились на скансене плюс взяли экскурсовода. И очень правильно сделали! Если бы не увлекательный рассказ, наша прогулка была бы простым созерцанием: ну походили, ну посмотрели на красоту, ничего толком не поняли и поехали дальше. А ведь каждая скульптура на большой открытой территории музея — это целая история. Причем, история невероятно интересная…





Как обычно и бывает, музей живет и развивается благодаря настоящим энтузиастам своего дела, которые любовно собирают мировой опыт и расширяют территорию музея, добавляя все новые и новые экспонаты. Сейчас в свободном доступе их уже более 2000. К слову сказать, подобных музеев в мире всего три. На территории заповедника постоянно проходят семинары и фестивали по керамике, всевозможные конкурсы и, конечно же, обучения и мастер-классы, куда съезжаются профессионалы и любители со всего мира. А рассказывает экспозиция не только про опошнянскую керамику, а про глиняные изделия со всей Украины.



…Каждая скульптура несет в себе какую-то идею. Вот, например, аисты. По какой-то непонятной причине в этих краях они не селятся. Но зато есть такая милая керамическая семейка.


…Или вот еще классная штука: «Диалог». Композиция львовского мастера. Львовскую школу керамики можно сразу узнать по тяготению к «кубизму» — скульптура обязательно будет иметь в своей основе геометрические фигуры. Так вот, эти головы можно повернуть друг к другу или друг от друга отвернуть — они вращаются. Так и в жизни: диалог возможен только тогда, когда мы повернуты друг к другу…


Много скульптур юмористического характера. Вот Галя пасет гусей. Но вместе с гусями там же затесался и муж, за которым глаз да глаз нужен…


Это — рыбаки. Смысл сразу понятен…


Вот это — самая известная опошнянская композиция. Называется она «Дама из города». Туристы как только с ней не фотографируются: и ложатся рядом с дамой, и сквозь забор подглядывают…


Здесь много, очень много самых разных фигур, и больших, и маленьких…

     



     



Некоторые персонажи потрясающе выразительны. Например, вот этот хитрый украинец и его мудрая ворона!



Или этот птенец, размышляющий, кто же вылупится из яйца — братик или сестричка…


Эта композиция рассказывает о том, как гончары возили свои изделия на ярмарку. Нелегкая это была робота — лепить и обжигать глиняную посуду. Обычно, при деле была вся семья. И чтобы прокормиться, приходилось работать не покладая рук. Готовые изделия грузили в арбы, перекладывая их для сохранности соломой, и везли на ярмарку. Как тут не вспомнить «Сорочинскую ярмарку» Гоголя: «Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь миска или макитра хвастливо высказывалась… и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Многие прохожие поглядывали с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей».





Очень интересно было узнать о видах керамики, которые получаются в результате разных видов обжига. О том, как изделия расписывают, как покрывают глазурью, как получают чернодымленые горшки… И еще о том, какая посуда и для чего пригодна. Например, посуда, подвергшаяся обжигу один раз, очень пористая и легко вбирает в себя запахи. Из таких чашек можно пить только один вид напитков. Либо только чай. Либо только кофе. А если в чашку хоть раз налить молоко, после этого ее придется просто выбросить… Обычно, после первого обжига посуду обжигают вторично, предварительно окунув в «поливу» (глазурь). После этого поры закрываются, и в такой посуде можно готовить пищу и наливать все, что угодно…


     


А вот эта композиция называется «Влюбленный кентавр». Предыстория ее такова. В начале двухтысячных в Опошню на практику приехали студенты харьковской академии культуры. Среди них была чернокожая девушка. Она просто бредила керамикой и хотела освоить гончарное мастерство. Один из местных гончаров-корифеев без памяти в нее влюбился. Но девушка не отвечала ему взаимностью, потому что в голове у нее была одна керамика. Тогда мастер изобразил себя в виде влюбленного кентавра. И девушку. С горшками в голове…

     


История этого двухголового льва тоже весьма интересна. Его автор — старейший гончар Украины Василий Омельяненко. Он всегда лепил из глины только малые формы. Когда его попросили слепить скульптуру для коллекции музея, он сделал этого льва. Сделал, как умел. Лев оказался таким огромным, что не влезал в горн. Пришлось разрезать его пополам, обжигать по частям, а потом опять соединять вместе.



     


Автор этих веселых котиков — крымчанин и большой патриот. Он и сейчас остался верен своей работе — обучает детей рукоделию и любви к родине. И говорит исключительно по-украински. Своих учеников он изобразил в виде котиков. Едва они соберутся небольшой группкой, как сразу начинают озорничать. Поющие коты — хит Опошни. Конечно, мы не могли не сфотографироваться с ними...





…У этого старика-гончара грустная история. Скульптура много лет простояла у входа в Будянский фаянсовый завод, что в Харьковской области. Завод выпускал керамику для домашнего хозяйства (всевозможную посуду) и декоративные изделия. Но в 2006 году завод, проработавший почти 120 лет, обанкротился и закрылся. А старого гончара выкинули на свалку. Спасли его жители Буд, которые позвонили сотрудникам музея и попросили приехать и забрать скульптуру. Так старик оказался среди прочих опошнянских экспонатов. Пожалуй, эта скульптура тронула меня больше всего…


А вот это — печь для обжига, именуемая горном. Именно в этой печи и обжигается вся та керамика, которая производится на территории музея…


Дальше наша экскурсия продолжалась уже под крышей, в информационном центре. Здесь тоже есть, на что посмотреть. На полочках представлены все основные виды керамической посуды: горшки, кухоли, макитры, куманцы, баклаги, двойнята и др.




Мастера делали и керамическую плитку ручной работы. Она была очень дорогой, и позволить себе такую плитку могли только очень состоятельные люди.


Вот эта композиция, «Тройственные музыканты», сделана из горшков…



А это — всевозможные орнаменты росписи тарелок, которые встречаются в разных регионах Украины.





     


Керамические игрушки считались в старые времена роскошью. Бедняки не могли купить их для своих детей. Но, конечно, гончары мастерили игрушки. И самой популярной была свистулька. Кстати, всем посетителям музея дарят глиняные свистульки — петушков.



Глина — удивительный материал. Если она попадает в руки мастеру, он делает из нее не только посуду, а целые картины!





     







Вот эта глиняная дева — подарок музею от дагестанских мастеров. Конечно, Дима не мог не сфотографироваться с землячкой…


…Посмотрели небольшой фильм о том, как делается керамика, и экскурсия закончилась. Дальше мы пошли бродить по территории музея самостоятельно…

     






     




     




     




C воссозданного казацкого наблюдательного пункта можно рассмотреть окрестности.






Территория скансена довольно большая, с разными смотровыми площадками, качелями, прудом, мостиками и конечно, самыми разными керамическими скульптурами. Есть где перекусить и выпить кофе. И вообще, гулять здесь очень приятно…


     




     




     







…Но в наши билеты входил еще один приятный бонус — изготовление своего собственного керамического изделия на гончарном круге. Это громко называлось мастер-классом. На самом деле это всего лишь маленькая возможность прикоснуться к глине — удивительному материалу. С помощью мастера, который помогал ставить пальцы в нужное место и делать правильный нажим, мы вылепили по маленькому кувшинчику, которые потом забрали с собой. В старину такие миниатюрные копии больших глиняных изделий были очень популярными и назывались «монетками». Гончары на ярмарку часто давали их покупателям на сдачу вместо мелких денег. Использовали их, в основном, как детские игрушки. А лепили «монетки» часто дети гончаров. Таким образом они обучались гончарному мастерству.




…Но пора было ехать дальше. Бросаем напоследок еще один взгляд на замечательное и светлое место, которое очень понравилось и оставило приятное послевкусие.


     








…Мы изрядно проголодались. Поэтому по пути свернули к берегу Ворсклы и устроили небольшой пикник — поели, сварили на газовой плитке и выпили кофе, отдохнули в тени после не по майски жаркого солнца…


…А теперь — в Полтаву и домой. Побывать в этих краях и не сфотографироваться с галушками — не простительное преступление )))) Если мы не смогли доехать на Иванову гору на велосипедах, нужно доехать хотя бы на машине…

Иванова гора — историческое ядро Полтавы, лучшая видовая площадка города. Более 11 веков назад здесь стоял детинец летописного города Лтава. Сейчас здесь раскинулся живописный сквер с основными полтавскими достопримечательностями: Белой альтанкой (беседкой), памятником полтавской галушке, Успенским собором, реконструированной деревянной башней и домом-музеем Котляревского.

Старинный Успенский собор, первое каменное сооружение Полтавы, сейчас закрыт на реставрацию, так что зайти в него не удалось.



На Ивановой горе уже вовсю цветет сирень. И почему бы ей не цвести в Бузковом гаю?




Вид отсюда действительно очень красивый. На город и на Крестовоздвиженский монастырь.








Белая беседка — один из символов города. Оригинальная ротонда была построена в 1909 году в честь 200-летия Полтавской битвы. В годы немецкой оккупации беседка была уничтожена, на ее месте немцами был устроен артиллерийский наблюдательный пункт. Современная арка была построена на том же месте в 1954 году. Сейчас на арке написаны слова Котляревского: «Де згода в сімействі, де мир і тишина, щасливі там люди, блаженна сторона…»



Ну и полтавские галушки, конечно. Куда ж без них…


Неспешно возвращаемся к машине, по пути заглядывая через забор на дом Котляревского. Музей уже закрыт. В этот раз он остался у нас за кадром, как и многие другие интересные места Полтавы. Но это не страшно, будет повод приехать еще раз.



…Меньше чем через два часа мы были уже дома. Хороший уик-энд получился. Вот, правда, галушек мы так и не поели…

 


© Юлия Каспарова. 2017