ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Занимаемся по Доману


 


Чудо в самом ребенке или
Развиваемся по Доману.

 

Вы решили, что раннее развитие – это именно то, что нужно вам и вашему малышу. Но существующих методик так много, а времени на внимательное изучение их всех так мало, что в пору опустить руки. Но не отчаивайтесь раньше времени. Надеемся, что серия публикаций о плюсах и минусах самых популярных методик раннего развития поможет сориентироваться в потоке информации и выбрать варианты наиболее приемлемые именно для вас и вашего малыша.

Начнем с методики Г. Домана. Три года назад она буквально перевернула мое представление о малышах, и именно по ней (внеся свои коррективы) я некоторое время занималась с младшей дочкой.


О Глене Домане

Он говорил о себе, о сотрудниках Института Развития Человеческого Потенциала(Филадельфия, США), о малышах и их родителях как о “революционерах”, свершивших “тихую революцию” в педагогике. Цель этой революции - снабдить всех родителей знаниями, которые позволят им воспитывать своих детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно способными и яркими людьми. И тем самым создать гуманный и здоровый мир.Его книга “Гармоничное развитие ребенка” заставила многих родителей по-иному взглянуть на своих детей. Именно ему принадлежат слова, которые можно сделать главным девизом раннего развития: “Чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо”.

Американский военный врач Глен Доман с 1940 года занимался лечением детей с травмами мозга. В процессе работы он сделал поразительное открытие: если стимулировать один из органов чувств, то это влияет на развитие мозга в целом. Больных детей учили читать, показывая им карточки со словами и произнося эти слова громко вслух.В результате, многие парализованные дети начали ходить, лучше слышать, разговаривать. Постепенно они догнали, а некоторые и перегнали своих сверстников по показателям умственного и физического развития. Чем лучше дети читали, разговаривали, двигались, тем больше они получали информации, а значит - успешнее учились и, соответственно, рос их коэффициент интеллекта. И это оказалось истиной не только в отношении детей с мозговыми травмами, но и всех детей без исключения. Доман утверждал, что все дети гениальны от природы, но в полной мере развить их способности можно лишь в период интенсивного роста мозга, а именно от рождения до шести-семи лет. Самым большим потенциалом обладают малыши в первые три года жизни, так как в этот период мозг растет наиболее быстро. Вот на этот-то возраст и делается ставка.


Физический интеллект

Доманом и его коллегами разработана целая система физического развития малыша.От рождения и до шести лет ребенок проходит семь важных стадий. Они соответствуют семи стадиям созревания детского мозга.Так, например, умение ползать на четвереньках – переход на третью стадию, когда “включается” средний мозг. А первые самостоятельные шаги – работа первоначального кортекса - соответствуют четвертой стадии. Доман предлагает занятия и упражнения, ускоряющие прохождение этих этапов. Здесь и домашние тренажеры для крохи (трек для ползания, турник, трапеция, рукоход),и специальные упражнения на развитие чувства равновесия, и рекомендации по совершенствованию двигательных навыков. Важное значение отводится поддержанию и развитию врожденных рефлексов малыша (хватательный, ползательный, шагательный), которые угасают к трем месяцам, если их не использовать. Такие занятия становятся своего рода ранним стартом, дающим возможность ребенку в будущем достигнуть значительных высот в спорте. Не следует забывать и еще одно утверждение Домана о том, что физическое развитие стимулирует и умственное. Значит, развивая ребенка физически, увеличиваем и его интеллектуальный потенциал.

Нужно ли это вам и вашему ребенку? Здесь каждый должен решать сам. Но, бесспорно, физическое развитие – это то, что должно стоять на первом месте в воспитании любого малыша. Ведь движение – такая же необходимость для него, как и потребность дышать. И именно у Домана можно почерпнуть множество здоровых и интересных идей по этому поводу. А призыв предоставить малышу максимум свободы с рождения, думаю, ни у кого не вызовет возражений…

Я прочитала “Гармоничное развитие ребенка”, когда младшей дочери Маше было 4 месяца, и очень сожалела, что не наткнулась на книгу раньше. Врожденные рефлексы были утрачены, а значит, безвозвратно упущен момент их развития и стимулирования. И первое, что я сделала – это выпустила Машу из кроватки на пол. С этого дня кровать стала для нас лишь местом сна, а все остальное “свободное” время малышка проводила на полу. Через 2 недели она встала на четвереньки, а к пяти месяцам научилась на четвереньках ползать, изо дня в день совершенствуясь в этом навыке, укрепляя маленькую спинку и исследуя удивительный мир вокруг…


Биты знаний

“Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем”. Доман призывает родителей как можно больше общаться со своими детьми,снабжать их фактами и информацией из различных областей знаний. Вот пример того, как с пользой или абсолютно бесполезно можно потратить 30 секунд времени общения с ребенком.“Кто это?” – спрашивает малыш, увидевший собаку. На вопрос мама может ответить так: “Отстань, я занята”. Или так: “Это ав-ав”. Или так: “Это - собака”. А может и так: “Это собака породы сенбернар”. А еще мама может показать малышу 10 карточек с разными породами собак,да еще и добавить, что собака – млекопитающее. И на любой вариант уйдет не более 30 секунд… Каждую подобную карточку с картинкой Доман называет “битом интеллекта”. Чем больше таких “битов” мы предоставим в распоряжение малыша, тем большее количество комбинаций он сможет из них составить, тем выше будет его интеллект.

Карточки представляют собой белые листы формата А4 Карточки по Доманус наклеенными (или нарисованными) картинками. Картинки должны быть четкими и посвящаться только одному факту. Так, если наша карточка называется “ворона”, то на ней должна быть изображена именно ворона, без посторонних деталей и элементов пейзажа. Карточки готовятся заранее и показываются блоками по 10 штук. В каждом блоке должны быть подобраны картинки на одну тему (птицы, растения, музыкальные инструменты, змеи и т.д.). Постепенно число блоков и показов увеличивается, старые карточки регулярно заменяются новыми. В дальнейшем к картинкам добавляется и краткая информация об объекте, что дает возможность малышу запоминать множество самых разнообразных знаний. Что может быть изображено на карточках? Все, что угодно: животные и растения, портреты композиторов и архитектурные шедевры, картины знаменитых художников и флаги разных стран…

И все бы хорошо. Да вот только не все мамы могут ежедневно изготавливать все новые и новые карточки жадному до знаний карапузу. Сразу скажу, что я – изготавливала, Делаем карточкии занималась этим довольно долго. Но я уменьшила размер карточек вдвое, наклеивая картинки на половину альбомного листа. Основной трудностью стал поиск картинок. В ход шли старые книги и журналы, наборы тематических открыток и списанные библиотечные учебники, специально купленные недорогие детские энциклопедии и рекламные проспекты. Карточки мы смотрели тогда, когда этого хотелось дочке и мне, часто совмещая приятное с полезным (например, сидя на горшке). С небольшими перерывами это продолжалось месяцев 8, а потом постепенно сошло на нет, вытесненное изучением живых объектов вместо нарисованных. И лишь один раз, вопреки предостережениям Домана, я протестировала Машины познания. Разложив перед девятимесячной малышкой три карточки с мудреными растениями, я попросила показать календулу. И дочка, не раздумывая, ткнула пальчиком в нужную картинку. Перетасовала картинки, разложила вновь. Тот же результат…

В свои 3 года Маша легко, практически с первого раза запоминает новые названия животных и растений. Расскажу один случай. Сидим у моря и наблюдаем за маленькими, слегка похожими на чаек, птичками, которые раз по десять подряд бросаются головой вниз в поисках рыбешек:
- Какие забавные птички! Как же они называются?
Маша сидит чуть в стороне, занята своим делом и, похоже, не вникает в наши разговоры. Вдруг она поднимает голову и отчетливо поясняет:
- Зуёк! – и снова возвращается к перекладыванию ракушек с места на место.
Минута молчания… Месяц назад мы с Машей пару раз собрали паззлы “На море”, изучая изображенную там живность. Но я и предположить не могла, что дочь не только запомнит новые названия птиц, но еще и сопоставит картинку с живой пернатой…

Не думайте, что если у вас нет возможности во всем следовать методике, то не стоит и начинать. Говоря словами самого Домана, “как бы плохо вы ни учили своего ребенка читать, считать и усваивать энциклопедические знания, это окажется более полезным, чем если вообще ничего не делать. И надо очень постараться, чтобы не получить вообще никакого результата”. Лишь от одного хочется предостеречь родителей, решивших заниматься с малышом по карточкам Домана: не зацикливайтесь только на них. Учите малыша активно пользоваться своими знаниями, самому докапываться до сути, думать, а иначе можно свести обучение лишь к пассивному получению информации. Отправляясь гулять, найдите на лугу выученные по картинкам растения, а в музее – знакомые по репродукциям картины. Уделяйте достаточно внимания развитию эмоциональной сферы малыша, не лишайте его простых детских радостей.И не забывайте о самом главном правиле обучения, отмеченном Доманом: если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.


Читаем и считаем по Доману

Сразу скажу, что читать по Доману я свою дочь не учила. Причин тому две. Во-первых, мне милей совсем иная методика, а, во-вторых, то, что хорошо американцам совсем не обязательно хорошо и для нас. Доман разрабатывал свою систему применительно к английскому языку. Но английская и русская грамматики настолько не похожи друг на друга, что целесообразность чтения по-русски сразу целыми словами вызывает большие сомнения.

Так в чем же суть методики? Доман утверждает: “Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал "а". Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м". Следовательно, слова читать легче, чем буквы”. Доман предлагает писать слова крупными красными буквами на полосках бумаги и показывать ребенку по несколько раз в день по аналогии с “битами знаний”. Постепенно от слов переходить к словосочетаниям и предложениям, а шрифт уменьшать. И, конечно, все это должно доставлять радость и малышу и маме, а иначе теряется весь смысл обучения.

Математикой по Доману мы тоже не занимались, хотя в методике и есть рациональное зерно. Для малыша цифра является лишь абстрактным, ничего не выражающим символом, а методика Домана дает ребенку понятие о действительном Учимся считатьколичестве предметов. Числа изображаются в виде больших красных точек от 1 до 100 на белых картонных карточках и показываются малышу по определенной схеме. Позже, при помощи этих же карточек малыша учат решать примеры и задачи. Мне нравится идея изображать числа через количество предметов (точек), но я так и не смогла убедить себя, что малыш сможет уловить разницу, скажем, между 76 и 77 точками. К тому же, мне гораздо интересней заниматься с дочкой “классической” математикой, наблюдая, как она сама докапывается до непростых вещей и как искренне радуется своим маленьким открытиям. А с точками мы с удовольствием играем в игры Никитиных, хотя это уже совсем другая история…

Бесспорно,книги Домана захватывают и завораживают. Они изобилуют множеством примеров тех вершин, которых может достичь маленький спортсмен, математик, эрудит. Его слова вселяют доверие и уважение. И даже если вы не сторонник методики Домана, эти книги стоит прочесть. Хотя бы для того, что бы еще раз убедиться, что ваш малыш – настоящее чудо из чудес и его обязательно нужно любить, лелеять, развивать и уважать,как маленькую, но уже вполне сформировавшуюся личность.


Юлия Каспарова
"Мир семьи"
ноябрь 2004