ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Большая сицилийская авантюра
Декабрь 2016

ЧАСТЬ 2: Катания

5 декабря.Утром проснулись отдохнувшими и готовыми к новым приключениям. В стоимость отеля входил завтрак. Но он был весьма условным, практически, как в хостеле — молоко, хлопья, круассаны, бисквиты и кофе-чай-какао. Мы и дома завтракаем достаточно легко, поэтому такой вариант нас вполне устроил. Тем более что кофе был отменным — из кофемашины. Ну и у нас же еще осталась пицца! Разогрели ее в микроволновке, сварили кофе, открыли круассаны и бисквиты — нормальный получился завтрак. Собрали вещи в машину, выселились из отеля, напомнив, что мы не прощаемся, потому как еще увидимся через пять дней.

Осмотрели машину со всех сторон, новых царапин вроде не добавилось. Улочки здесь такие узкие, что при парковке лучше складывать зеркала.

Но уезжать пока рано, у нас же еще есть дела в Катании! Оставляем машину у отеля и снова идем на центральную площадь хорошо знакомой дорогой. Топать минут 15. По пути смотрим не только по сторонам, а и заглядываем внутрь двориков. И еще совсем чуть-чуть в магазинчики.

…С утра площадь смотрится совсем иначе, чем вчера. Вот что значит разное освещение!

Заходим в собор, он наконец-то открыт! Нынешний собор был построен в 1711 году. А предыдущие постоянно разрушались от землетрясений. Храм посвящен святой Агате, покровительнице Катании. Вообще, по всей Катании можно заметить статуэтки святой, ее здесь весьма почитают…

Интерьер собора довольно сдержанный и даже чуть-чуть строгий, но цвета алтарной росписи очень приятные.

Как и в любом другом соборе в преддверии Рождества, здесь стоит вертеп. Много мы вертепов видели и наших, и европейских, но на Сицилии они весьма своеобразные: очень детализированные, со множеством фигурок, словно диорамы в музеях. И рассматривать их можно бесконечно.

Но вот мы снова на улице и наблюдаем, как возле Слона горячо спорят о чем-то сицилийские мужчины. Страсти кипят! Вообще, на центральных площадях городов можно весьма часто заметить группки мужчин, которые общаются между собой, или сидят в кафе, или на лавочках с газетами, или даже играют в шахматы. А вот таких «женских клубов» нам как-то не попадалось…

…Ну, душу порадовали, теперь пора и о теле подумать — идем на рыбный рынок. На самом деле здесь продается не только рыба. Есть и фрукты с овощами, и сыры с колбасами. Но рыба и морепродукты все же самый колоритный товар! У Сицилии есть сразу три побережья, потому на ее рынках можно найти рыбу трех морей. В Ионическом море добывают меч-рыбу, в Тиренском — тунца, окуней, рыбу-пилу, скумбрию, в Средиземном водится зубан. Идем между рядами, шалея от буйства красок…

…Апельсины на Сицилии безумно вкусные, мы ими там просто объедались. Декабрь — самый сезон для апельсинов. И очень красиво они смотрятся на лотках вместе с зелеными листочками, которые как бы говорят, что фрукты — прямо с дерева. А вот знаменитых красных сицилийских апельсинов мы так и не увидели. Может, они вызревают в другое время?

Оливки — это вообще что-то невероятное! Я их очень люблю, даже почти безвкусные баночные. А там — несколько видов в разных маринадах и с разными добавками, крупные, маслянистые, на развес. Конечно, набрали их разных.

А вот и плоды кактуса. На Сицилии повсеместно растет кактус опунция. Его довольно крупные плоды съедобны. Их и в сыром виде едят, и всякие варенья-джемы варят. Взяли один на пробу.

А сыры, а колбасы! Божественные! На одном из особо приглянувшихся лотков взяли салями, которую нам нарезали тонкими, светящимися кусочками и завернули в бумагу (здесь все упаковывают в бумагу или в бумажные пакеты). Она так пахла, что можно было сойти с ума от одного только запаха. Ну и еще вина нам нужно, а то как это — в Италии и не пить вино? Купили бутылку Марсалы (с ударением на втором «а»), очень нам хотелось это чисто сицилийское вино попробовать.

А потом дело дошло и до рыбы. Когда я собиралась на Сицилию, я мечтала о том, что обязательно приготовлю какое-нибудь местное рыбное блюдо для семейного ужина. Особенно, мне хотелось сделать пасту с ванголе — небольшими моллюсками. Ну, или на крайний случай приготовить мидий в вине. Но купить рыбы или моллюсков, или креветок у нас сейчас не поучалось. Впереди целый день путешествия, в апартаменты мы попадем только к вечеру, и не сложно представить, во что превратятся за день эти дары моря. Поэтому мы просто смотрим на колоритных торговцев и их товар.

На рынке очень шумно, громко зазывать покупателей — местная традиция. Да еще и каждый торговец норовит устроить из продажи настоящее шоу. Едва ты подходишь, как тебе в руки тут же сунут огромных тигровых креветок или еще каких-нибудь морских тварей. А они же живые. И шевелятся! Нашей Кате пришлось убегать от одного продавца почти через весь рынок, потому что он решил то ли удивить ее, то ли подшутить и протянул ей большущего живого осьминога, который отчаянно шевелил всеми своим щупальцами. Ну, Катя у нас тот еще «гринпис», визжала на весь рынок, и возмущалась потом: «Ну как же это! Он же живой! Как можно?» Ну и все в таком духе…

…Ходить по рынку можно бесконечно, но пора выдвигаться в путь. На сегодня у нас запланировано целых два интересных места: ущелье Алькантара на склонах Этны и высокогорный городок Кастельмола. Нет абсолютной уверенности, что мы успеем все это увидеть, ведь в пять вечера уже почти темно. Все-таки короткий световой день — большой минус зимних поездок. Но мы будем стараться…

…Выехать из Катании оказалось не таким простым делом. Я уже упоминала о непростом движении на Сицилии. На городских улицах плотность машин очень высокая, а сами улицы узкие. Припаркованные по бокам машины делают дорогу еще уже. А некоторые красавцы умудряются парковаться даже вторым рядом. И тогда проехать бывает настолько сложно, что приходится складывать зеркала и высовываться в окна, контролируя габариты машины. Ну и несоблюдение правил добавляет масла в огонь, и бросающиеся под колеса мотоциклы и пешеходы. В центре города образовалась противная тянучка, а я все смотрела по сторонам: ну почему же нигде не видно Этны? Она была так замечательно видна от аэропорта, а в городе ее совсем не видно. А я-то думала, что гуляя по Катании, мы будем ею любоваться…

Размышляя еще дома об Этне, мы на семейном совете приняли решение на нее не подниматься. И хотя мы очень любим горы и при любой возможности стараемся подняться на какую-нибудь мало-мальски достойную вершину, в этот раз решили отойти от привычного положения вещей. Во-первых, зимой на Этне лежит снег, там катаются на лыжах и температура может опускаться до -20 градусов. Тащить с собою на Сицилию зимние куртки ради подъема к кратерам совершенно не хотелось. Во-вторых, больное Катино колено не давало ей возможности много ходить, и грузить его подъемом было ни к чему. В-третьих, это довольно дорогое удовольствие. Сначала ты поднимаешься на машине к станции канатки на высоту около 2000 метров, затем едешь на канатке, дальше — на вездеходах и уже потом пешком. Учитывая, что темнеет рано, такой поход занял бы весь день. А увидеть хотелось многое. Поэтому, решили просто проехать по склону Этны, может быть добраться до нижней станции канатки, а потом ехать гулять в ущелье реки Алькантаре. У меня были какие-то координаты, которые якобы должны были привести нас к канатке, мы вбили их в навигатор и поехали…

…После Катании дорога повела нас через какие-то маленькие горные городки все выше и выше. Погода резко испортилась, было похоже, что мы въехали в дождевое облако, которое висело над верхушками гор. Вокруг потемнело, но мы продолжали упрямо подниматься вверх.

Сначала, если судить по указателям на Этну, мы ехали правильно. Потом указатели куда-то исчезли, навигатор сказал, что мы прибыли в пункт назначения, а на самом деле это был самый настоящий тупик на склоне горы над чьими-то дачами…

Стало понятно, что мы заблудились, причем, весьма глупо. Но делать нечего, вылезли из машины, чтобы хотя бы поглядеть, куда ж мы заехали… Место не очень, но вид потрясающий. Правда, сетка мешает все как следует рассмотреть. И ведь что обидно — там, у моря все хорошо и прекрасно, там тепло и светит солнце, а мы зачем-то забрались в самую тучу, где холодно и дождь…

Ну что делать? Ехать искать канатку? А смысл? Погода здесь, наверху, совершенно не гулятельная. Дети замерзли и уже цокают зубами. Но, похоже, наши сегодняшние виражи никого особо не расстроили. Заблудиться — это же классно! Даже Дима особо не бухтел по поводу моих невнятных координат.

Потихоньку сползаем по грунтовке с крутого подъема. «Куда вас, сударь, к черту занесло?» Да уж занесло… Наконец выехали на более менее нормальную дорогу и покатили в сторону ущелья. Но по пути нам очень хочется отыскать видовую площадку, чтобы полюбоваться на море с высоты. Останавливаемся в каком-то городке где, как нам кажется, может быть красивый вид.

Но, увы, отсюда ничего не видно. Но сам городок очень симпатичный. И небо — просто зачетное!

Едем дальше. Дороги на Сицилии очень хорошие. Одна беда — много ремонтов. А в силу особенностей горной местности, объехать все это безобразие порой бывает не так-то просто — приходится делать приличный крюк. Да и навигатор часто не может достойно найти подходящие объезды. Эти ремонты много крови нам попортили… А так — красота! И пейзажи за окном радуют невероятно!

Впереди показался городок, прилепившийся домиками к скале. Это — Кастельмола. Мы сюда сегодня еще вернемся. А сейчас — к ущелью.

Но до ущелья не помешает перекусить. Все уже порядком проголодались. У нас полный пакет всяких итальянских деликатесов, а вот хлеба нет. Останавливаемся где-то по пути и покупаем хлеб…

Теперь у нас было все необходимое для пикника. Оставалось только найти подходящее место. И мы его нашли — небольшая площадка для отдыха у дороги. Место оказалось очень живописным, с кактусами и апельсиновыми деревьями.

Быстренько вытащили из машины пакеты с едой, приспособили в качестве стола желтый почтовый ящик, открыли марсалу и приступили к обеду. Марсала — это крепкое десертное вино родом из сицилийского городка с одноименным названием. Оно слегка напоминает мадеру своим «дубовым» привкусом. Как и мадеру, марсалу выдерживают в дубовых бочках по особой технологии. Хорошее вино: очень крепкое и очень сладкое, но без приторности, с чуть вяжущим вкусом.

…Пока народ доедал салями, я перешла через дорогу, чтобы немного пофотографировать кактусы. И тут я заметила на них плоды. Практически такие же, как продавались на базаре. Не долго думая, я сорвала несколько «шишек» и пошла показывать «улов» семье. Увидев плоды у меня в руках, Катя схватилась за голову: «Их нельзя голыми руками! Там колючки!» Оказывается, она умудрилась исколоться даже через бумажный пакет. Колючки опунции оказались крайне коварными. Сначала ты их совершенно не ощущаешь, но минут через пять приходит чувство, как будто подержал в руках стекловату. Колючки, тонкие, как волоски, впиваются в ладони и почти сразу обламываются, лишая тебя возможности поддеть их за «хвостик». Они сидят в ладонях и покалывают при прикосновении. Но достать занозы крайне сложно — их совершенно не видно, приходится вслепую ковырять иголкой кожу, ориентируясь только на покалывание. Часть колючек я достала сразу, остальные засели в ладонях всерьез и надолго. И длинными сицилийскими вечерами у меня теперь было увлекательнейшее занятие — доставать из кожи занозы. Даже домой еще несколько штук привезла. Ну, кто ж знал…

…Наконец добрались до ботанического парка «Ущелье Алькантара». Оставили машину на парковке, взяли на всякий случай зонты (погода вызывала очень большие опасения) и пошли покупать билеты.

Взяли с собою кофе в картонных стаканчиках, да и пошли гулять. Погода пасмурная, вот-вот может пойти дождь, но достаточно тепло.

Ущелье реки Алькантара, одной из основных рек Сицилии, сформировалось около 300 тысяч лет назад в результате вулканической деятельности. Стены ущелья сложены из вулканического камня, у них очень необычный вид. Насколько я знала, вниз, к реке, можно было спуститься. Но, видимо, только в сезон. Сейчас лестница была закрыта. Мы немного расстроились. Река внизу смотрелась очень живописно. Зато людей нигде не было — ну вот просто ни одного человека! А летом, судя по фотографиям, на пляжике у реки яблоку негде упасть. Поэтому, мы в очередной раз порадовались, что сейчас не лето, и двинулись по тропинке вглубь парка.

На склонах ущелья разбит ботанический сад с огромными кактусами, агавами и апельсиновыми деревьями. И гуляли мы там совершенно одни. Невероятное удовольствие!

Ущелье очень красивое и впечатляющее! Стены достигают высоты 25 метров. Но фотографиям, увы, не дано этого передать… В пасмурную погоду оно смотрится особенно выразительно. Мне кажется, солнце просто бы все испортило…

Кактусы — просто невероятных размеров, настоящие деревья!

По пути встречаются смотровые площадки, с которых можно заглянуть в русло реки и поближе рассмотреть стены ущелья. Их слоистая поверхность и цвета просто завораживает…

На склонах растут апельсиновые деревья. Много-много апельсиновых деревьев. А на них — много-много апельсинов. Никому не нужных апельсинов. Они падают на землю и лежат там оранжевым ковром и гниют, ну просто как у нас яблоки. Так жалко. Хочется их спасти. И съесть…

…Мы дошли до конца тропинки и уперлись в забор. Дальше прохода не было, нужно было возвращаться назад. Но внизу, за забором, так призывно журчала по камням веселая горная речка. И было ужасно обидно побывать в ущелье и хотя бы не потрогать рукой воду. Недолго думая, мы перелезли через забор и спустились вниз по каменистому склону. Антон, как самый законопослушный, немного попереживал по этому поводу и сначала было сказал, что постоит с вещами за забором. Но потом тоже перемахнул через него и присоединился к нам. Наша семейка кого угодно научит плохому…

Местечко было чудо как хорошо. Мы походили по камням у воды, немного посидели-помедетировали. Маша пошла собирать какие-то камни в свою коллекцию, надеясь, что попадется кусочек лавы, Катя делала бесконечные селфи. И, не смотря на пасмурную погоду и горы, было очень тепло. Хорошо, одним словом, было…

Но пора было возвращаться. У нас еще по плану сегодня Кастельмола. Перелезли через забор обратно, забрали вещи и пошли к выходу.

Вдоль дорожек притаились какие-то звери и динозавры…

Вокруг тропинки растут апельсиновые деревья… Знаете, какими вкусными бывают апельсины, сорванные прямо с ветки?

Приятный парк, и ущелье красивое. Особенно, когда не жарко и, кроме нас, из людей только кошка…

…Едем дальше. Точнее, возвращаемся немного назад, чтобы попасть в Кастельмолу, одну из самых красивых и старых деревушек Сицилии. Нам туда, наверх…

…Подъемчик был тот еще. Вроде и высота небольшая, всего 550 м над уровнем моря, а подъем непростой — очень узко, круто и «серпантинисто». Нам опыта езды по горным дорогам не занимать, да и машина — зверь… Однако понимаем, что спускаться нужно будет до наступления темноты, дорога не из простых…

Поднялись почти на самый верх, оставили машину на парковке…

Подошли к краю дороги, чтобы оглядеться. Мама мия, да это же материковая Италия там виднеется! Невероятно!

Поднялись еще немного вверх по дороге, и попали на центральную, совершенно игрушечную главную площадь Кастельмоло — Пьяцца Сан-Антонио.

И вроде бы, по логике вещей, пасмурная погода должна меня расстраивать: фотографии получаются смазанные, темные и зернистые, ярких цветов не хватает. Но вот не расстраивает она меня ни капельки! Наоборот, мне кажется, что солнце совершенно не подходит для этого места. Видела я солнечные фотографии Кастельмолы. Ну, городок, ну виды на залив и черепичные крыши… Не выразительно как-то… А вот эти драматические тучи и отблески солнца на горизонте — самое то! Ощущения невероятные!

С Пьяцца Сан-Антонио открывается чудесный вид на Ионическое море, залив Наксос и лежащую внизу Таормину. И, конечно, на материковую Италию, до которой, кажется, рукой подать… Да и сама площадь очень милая. Мы ходили, смотрели, и не могли насмотреться…

В давние времена Кастельмола строилась как крепость для защиты со стороны моря. Остатки крепости и сейчас сохранились на самой высшей точке скалы. Собственно, название городка можно расшифровать как «Кастел Мола»: «кастел» — замок, «Мола» — первое название поселения, которое возникло здесь еще в 8 веке до н.э. Поднимаемся к руинам замка…

Ощущения от необъятности пространства под тобой невозможно передать словами. Во все стороны, сколько видит глаз, простираются сине-зеленые холмы с крошечными домиками и уютными черепичными крышами. И светлое море, и темное небо, и сосны, и кактусы, и иллюзия совершенной нереальности нахождения тебя здесь и сейчас, в этом волшебном месте…

Наверное, подглядывать через объектив фотоаппарата за чужой жизнью не очень этично. Но мы же туристы, и нам невероятно хочется узнать, как живут люди в таких сказочных местах. Замечают ли они всю эту красоту, море, горы, закаты и рассветы? Или слишком заняты повседневными делами и настолько привыкли, что уже не замечают? Вот мне сложно поверить, что совсем не замечают… Я уже 17 лет живу на седьмом этаже многоэтажки с красивым видом на частный сектор и церковь. И с мая по август на моем, не загороженном домами кусочке горизонта, каждый вечер случаются закаты. И вот я их замечаю, до сих пор. И даже иногда фотографирую, когда удается заметить, и они особенно красивы. И не перестаю удивляться…

А это — место для медитации. Мечта…

Погуляли еще немного наверху…

…И пошли вниз по каменным ступенькам, среди узких средневековых улиц городка, в котором живет чуть больше 1000 жителей.

Заглянули в собор святого Николая — небольшую церковь XVI века, втиснувшуюся между домов. Здесь все так — компактно…

На город опустились сумерки. Очень хотелось побродить еще по этим совершенно пустым, таинственным улочкам, наблюдая, как меняются в темноте их очертания. Но нам еще предстояло спуститься по крутому серпантину на трассу и добраться до Мессины.

Совсем на чуть-чуть притормозили у сувенирных лавок, рассматривая картины и знаменитую сицилийскую керамику. Вот это странное трехногое существо — Трискелион или Тринакрия, символ Сицилии. В центре символа — голова медузы Горгоны. Ведь по легенде она жила именно здесь, на Сицилии. Когда древние греки в VIII веке до н.э. основали на Сицилии свои колонии, они назвали остров Тринакрией, что значит «треугольник». И действительно, три мыса острова придают ему сходство с треугольником. Есть и другие трактовки символа: три ноги — это основные положения солнца (восход, зенит и закат) или же просто бег времени, постоянное вращение небесных светил.

Бросаем последний взгляд на погружающийся в темноту городок — и снова в дорогу…

…До Мессины доехали без приключений. Проезжая порт, заметили в темноте огни круизного лайнера. И не удивительно — они в Мессине останавливаются регулярно. Лайнер был огромный, просто, как многоэтажный дом. Жаль, что на следующий день он уже отправился в плавание, и мы не успели его рассмотреть...

…Поиски квартиры опять превратились в квест. Мы предупредили хозяев смс о том, что скоро будем на месте. И вот, казалось бы, что может быть проще: есть адрес, есть навигатор, приезжаешь и встречаешься с хозяевами. А вот нет! Навигатор привел нас на нужную улицу, но дома с таким номером там не оказалось. Мы припарковались на неосвещенной улице и стали прочесывать ее в поисках нужного адреса. На углу работала автомастерская. Мы заглянули туда, пытаясь объяснить рабочим свою проблему. Они очень хотели нам помочь, но ни слова не понимали по-английски. В конце концов, нужный номер дома нашелся совсем не там, где мы ожидали его увидеть. Но по этому адресу оказался… госпиталь. И хозяев нигде не было видно. А деньги за апартаменты уже были уплачены. Правда, с букингом у нас никогда не было проблем, но все же когда-то случается в первый раз…

В конце концов, мы поймали каких-то двух девчушек, мало-мальски понимающих английский, и попросили, чтобы они позвонили со своего телефона и пообщались с хозяевами. Они стали звонить, и, оказалось, что хозяева уже на подходе и радостно машут нам руками. Очень темпераментная семья, муж с женой, не переставая говорить, пожали нам всем руки (итальянцы любят здороваться за руку, не только мужчины, а и женщины) и повели в квартиру. Она действительно оказалась в том же дворе, где мы ее и искали, но не в госпитале, а рядом. Поднялись на второй этаж, вошли. Квартирка небольшая, но все необходимое есть: две спальни, кухонька, ванная. Обставлена довольно стильно. В целом, приятно. Еще какое-то время пообщались с хозяйкой, выясняя разные нюансы: пароль от wi-fi, где оставить ключи, когда будем уезжать и т.п. В Мессине был еще один нюанс — отключение воды. Там она подается как-то по графику, и потому у всех хозяев стоят специальные автоматические емкости для запасов воды. И вот в определенное время нужно было переключать тумблер, чтобы вода шла не из общей сети, а из бака-накопителя, а потом переключать обратно, чтобы она успела закачаться в бак. Мы так до конца и не разобрались в этих нюансах, но с водой перебоев не было.

Еще одним приятным бонусом стал обширный набор продуктов в кухонных шкафчиках и холодильнике. Хозяйка сказала, чтобы мы этим без стеснения пользовались, она специально приготовила все это для нас. И чтобы вино выпили обязательно — в холодильнике стояла бутылка белого вина. Мы основательно проголодались, но есть всухомятку уже надоело. Сходили в супермаркет, набрали продуктов, сварили суп и пасту с ветчиной и песто, приготовили салат с помидорами и моцареллой, и все это заточили с остатками марсалы и белым сухим вином. Помню, что усталость вперемешку с вином расслабила нас окончательно, мы с чего-то все дружно смеялись, прямо до слез, но сейчас я уже совершенно не помню с чего…