ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Большая сицилийская авантюра
Декабрь 2016

ЧАСТЬ 7: Монреале, Эриче

10 декабря. Проснулись еще до восхода солнца. Но это не потому, что мы такие ранние пташки. Просто восход в декабре на Сицилии случается довольно поздно. Теперь, при свете утра, можно было подробнее рассмотреть окрестности. С террасы действительно видно море. Правда, оно далековато, но все равно приятно… А еще — горы вдали...

Приготовили завтрак, сварили кофе, поели. Эта вилла оставила после себя очень приятное послевкусие. Особенно она понравилась своею винтажностью. Вот представьте, что вы вдруг вернулись в детство и попали в деревню, в дом своей бабушки или даже прабабушки. Или на дачу, куда 30 лет назад отвезли ваши детские игрушки и разные старые вещи, которые обычно именно на дачах и хранятся. И вы сидите, перебираете все эти милые сердцу мелочи, и эмоции, и воспоминания накатывают волнами и захлестывают с головой. Примерно такие же чувства я испытывала в этом доме. Здесь не было моих старых вещей, но здесь были вещи других людей, реальных, настоящих, которые, наверное, тоже были милы их сердцу — старые открытки, фотографии, афиши, безделушки. Такая особая атмосфера царила в доме. Очень приятная атмосфера. Даже уезжать не хотелось. Пожалуй, я с удовольствием пожила бы летом на такой дачке месяцок…

Но нам предстоит сегодня насыщенный день, времени рассиживаться и предаваться светлой грусти нет. Делаем несколько последних фото на память и выдвигаемся в путь… Настроение отличное!

План на сегодня такой: сначала прогулка у моря к Турецкой лестнице, потом Долина храмов в Агридженто и — обратно в Катанию. Завтра утром у нас самолет на Варшаву…

…В этих краях местность сильно отличается от северной части Сицилии. Здесь все больше степь, холмы, мосты…

…Про Турецкую лестницу я нашла информацию случайно и почти в последний момент. Об этом месте не так много написано, как о более популярных сицилийских красотах. Но в моем рейтинге достопримечательностей я могу смело поставить ее на одно из первых мест. Как же нам всем там понравилось — не передать! И природа (снова, снова, в который раз!) подарила нам совершенно потрясающую погоду — солнечную и очень теплую, градусов 25 было, никак не меньше…

Это место находится в районе городка Реалмонте. От нашей виллы ехать совсем недалеко. Немного покрутились в поисках парковки. Но, как и во многих других местах на Сицилии, в несезон парковка не работает. Припарковались вдоль дороги и пошли к пляжу…

…Море переливалось, искрилось и шумело волнами, а солнце было таким ярким, что трудно было поверить в то, что сейчас зима. И запахи, и мокрый песок, и водоросли, и россыпи ракушек, и мелкая живность в камнях — все это будоражило и просто сводило с ума… Дети сразу полезли собирать какие-то камешки и ракушки. А они здесь красивые!

Турецкая лестница (Scala dei Turchi) — это необычная скала у моря. Она сложена из осадочной породы мергель. Это придает ей ослепительно белый цвет. На ярком солнце смотреть на скалу почти так же тяжело, как на снег в горах. А лестницей ее назвали за ступенчатую поверхность, отшлифованную ветрами и водой на протяжении столетий… Вот она, уже появилась вдалеке…

…Я пока еще не видела океан, но мне кажется, побережье здесь очень похоже на океаническое. Как будто здесь тоже царствуют приливы и отливы. Море отступило немного, оставив после себя песчаные дюны с лужицами воды. И мы пошли бродить по этому полузатопленному пляжу, перепрыгивая с камня на камень…

Если верить легенде, свое имя Турецкая лестница получила в те времена, когда турецкие пираты то ли грабили здесь местное население, то ли прятались в укромных бухтах от шторма. Но лестница для скалы — очень подходящее название. Она действительно спускается к морю плавными ступенями…

Море, пляж и окружающие скалы здесь фотогеничны невероятно! Просто невозможно перестать все это фотографировать…

Прошли мимо какого-то деревянного домика. Вероятно, спасательного пункта в сезон. Но сейчас и здесь все закрыто и безлюдно…

…А море, о Боже, какое здесь море!

…Потрясающе-белая скала на фоне синего моря и неба. Завораживающее зрелище. Просто глаз не оторвать. И ужасно интересно: почему эта скала здесь всего одна? Как так получилось, что только она сложена из белого известняка, а весь остальной берег — весьма заурядный?

В воде, то тут, то там можно заметить весьма необычную живность. Вот такую, например…

…Чем ближе мы подходим к скале, тем более необычной она нам кажется. Просто какой-то космической… Ничего подобного мы еще не видели…

…Начинаем не спеша взбираться наверх. А солнце-то печет, как летом…

…Сверху море смотрится еще более искрящимся. А вид на окрестности просто завораживает.

…Я не могу сказать точно, сколько мы просидели на скале. Наверное, часа полтора. У нас была с собою шоколадка, которая изрядно подтаяла от не зимнего солнца и бутылка неизменного фраголино. И мы, конечно, выпили земляничное игристое вино, и заели его шоколадкой. В тот день и в том месте мы чувствовали себя абсолютно счастливыми…

Я не любитель селфи, но на скале мы сфотографировались все вместе. И это было лучшее селфи, и, может быть, даже лучшая фотография всей нашей поездки… Самая-самая счастливая…

…Потом мы бросали в море монетки, мечтая еще когда-нибудь сюда вернуться.

…Как же не хотелось уходить, как не хотелось прощаться с той волшебной сказкой. Все-таки гулять по городам — это прекрасно. Но ничего не сравнится с природными красотами. Такие моменты остаются в сердце навсегда…

…Мы приехали к Турецкой лестнице достаточно рано, и сначала были вообще одни на огромном пляже. Но шли медленно, тормозя возле каждой лужицы, ракушки, губки и краба. И постепенно нас стали обгонять люди, но немного, всего несколько человек. Это дало нам возможность насладиться простором и почти полным одиночеством. А вот на обратном пути мы стали встречать людей, которые шли в сторону скалы. И было их уже немало. Страшно подумать, что здесь творится летом…

…Нужно топать, у нас еще Долина храмов и не близкий путь в Катанию. Однако быстро идти не получается. Мы по-прежнему тормозим возле каждой лужицы, ракушки, губки и краба. Ну не возможно же иначе!

Несколько прощальных взглядов на скалу…

…Песок приятно холодит босые ноги, на солнце жарко так, что хочется надеть легкий сарафанчик, в воздухе кружит запах моря и водорослей. Это рай…

…Не без сожаления покидаем это чудесное место и держим путь к Долине храмов в Агридженто. Город был основан греками с острова Родос в 581 году до н.э. Акрагант (так называли город греки) стал одним из значительных и процветающих городов древнего мира. В то же время была построена Долина Храмов, и город стали называть «самым красивым городом смертных».

Мы далеко не сразу нашли место, где можно припарковаться. Платить за паркинг не хотелось, а дорога там слишком узкая, чтобы просто бросить на ней машину. Но потом мы отыскали небольшую площадку у неработающего кафе, где и припарковались.

По непонятной причине мы не разобрались сразу, где находится вход на территорию археологического парка и вышли к его выходу. Пришлось возвращаться обратно вдоль дороги. По пути я оступилась с бордюра и упала, разбив ладонь и грохнув об асфальт висевшим на шее фотоаппаратом. Все бросились ко мне с вопросом, все ли у меня в порядке. А я не знала, все ли у меня в порядке, да и мне это было совершенно безразлично: я осматривала фотоаппарат и объектив с полной уверенностью, что после такого удара не выживают… Но как-то все обошлось, фотоаппарат был вроде цел, и объектив тоже. Только сбоку на пластмассе появился небольшой скол… Вот уже после этого я немного успокоилась и вспомнила о своей ладони. Вытерли ее влажными салфетками. Больше ничего под рукой не было, а возвращаться к машине не хотелось. Неприятно, но ничего, не смертельно…

На сегодняшний день Долина Храмов — большой археологический парк с остатками греческих храмов, которые считаются лучшими образцами дорического стиля за пределами Греции и находятся под охраной ЮНЕСКО. Полный билет стоит 10е, детям и студентам дешевле. Дима смотреть храмы не пошел, он не любитель подобных исторических развалин, а мне было интересно побродить. К тому же, Маше в школе дали задание написать доклад об археологических памятках Сицилии, и долина была самым подходящим объектом для этого.

…Территория парка действительно очень большая. Если хотите побродить здесь вдумчиво и обойти все, планируйте не меньше трех часов. У нас было очень мало времени, поэтому ходили быстро, почти бегом…

Первыми на нашем пути руины храма Диоскуров (братьев Кастора и Поллукса), сыновей Зевса.

Мне невероятно нравятся здесь даже не столько сами руины, сколько пейзажи вокруг. Такое сочетание не сочетаемого — древние развалины, которым больше 2000 лет, и современный город…

Те колонны, которые были видны с трассы — остатки храма Геркулеса. Он был построен в 510 г до н.э. и олицетворял собой силу и мощь Геркулеса, которого очень любили на Сицилии. Храм был огромным 73,99 м х 27,79 м с 38 колонами. До наших дней сохранилось только 8 колонн. Но даже по ним можно оценить масштабы былого строения.

Лучше всего сохранился храм Согласия. Топаем к нему. На улице сегодня очень жарко, а вся территория парка полностью находится под открытым небом, тени очень мало. Мне даже страшно представить, как туристы ходят здесь летом…

Так, с ветерком, конечно, гораздо приятнее…

Путеводители гласят, что в VII веке античный храм Согласия был перестроен в христианскую церковь Петра и Павла. Именно это спасло его от разрушения, которого не избежали остальные храмы. Так это или нет, но строение выглядит впечатляюще…

С другой стороны храма лежит бронзовая статуя Икара, придавая месту дополнительную фотогеничность…

А пейзажи-то вокруг не хуже… Красивое место все-таки…

А дальше, на холме, виднеются еще одни развалины. Это самый высокостоящий храм Геры и Юноны Лацинии. До наших дней сохранилось 25 колонн. По преданию, в этом храме хранилась знаменитая картина с изображением Юноны, написанная греческим живописцем Зевксисом. Причем для этой картины Зевксис осмотрел в обнаженном виде всех девушек древнего Агридженто и выбрал из них пять, чтобы воспроизвести на картине то, что у каждой из них в отдельности было им одобрено. Интересный храм, но идти к нему у нас уже нет ни времени, ни сил…

Может, мы и не спешили бы так назад, ведь ехать в Катанию можно было бы и по темноте. Но ночевали мы сегодня в том же отеле, что и первую ночь. И по правилам, поселиться мы должны были до 17-00, а иначе с нас могли взять немалый штраф. Времени уже часа два, и нужно было двигать к выходу…

На обратном пути заметили вот этих замечательных коз…

…Вышли из парка, Дима нас уже заждался. Сели в машинку и покатили в сторону Катании. Но почти сразу же притормозили, чтобы сделать еще несколько фотографий. Очень уж хороша была аллейка…

…По времени мы, вроде бы, успевали. Но снова попали на ремонт дороги. Навигатор совершенно не мог подсказать нам объезд, он снова и снова требовал, чтобы мы развернулись и ехали по дороге, которая была закрыта. Мы долго крутились, но так и не смогли найти выезд на нужную нам трассу. Пришлось просить помощи. Один из водителей махнул рукой — едьте за мной — и мы поехали…

…Дорога вела куда-то вверх, в горы, мы поднимались все выше и выше, проезжали через какие-то горные городки, а расстояние до Катании все никак не уменьшалось. Когда мы уже стали немного нервничать, сицилиец остановился, показал нам, куда ехать дальше, и мы с ним распрощались. Вскоре мы действительно выехали на трассу, потеряв почти час времени и сделав крюк в добрые 50 км. Вот такие они, объезды на Сицилии… Пришлось звонить хозяину, извиняться за опоздание и жаловаться на ремонты дорог и на то, что мы заблудились. Он сказал, что никаких проблем, он будет нас ждать. После этого мы уже больше не торопились, а ехали, наслаждаясь пейзажами за окном…

…За окошком промелькнул городок Энна. Было ужасно жаль проезжать мимо, не взглянув на него хоть одним глазком. Но нельзя объять необъятное. Очень много интересных мест Сицилии в этот раз осталось за кадром…

…Красивые были картинки за окном, но я все страдала, что так толком и не увидела Этну. И словно услышав мои стенания, в какой-то момент она возникла на горизонте и сопровождала нас уже всю оставшуюся дорогу до Катании…

…Солнце уже почти закатилось, отбрасывая свои последние лучи. И тут, за очередным витком дороги, перед нами нарисовалась такая картинка, что впору было вспомнить Сплин: «Мое сердце остановилось, постояло немного, и снова пошло… » Мы стали на обочине и, затаив дыхание, смотрели на это чудо. А у меня еще и слезы катились по щекам. Потому что путешествие подошло к концу. Такое славное и удивительное. И завтра мы улетаем из теплой и ласковой Сицилии в промозглую Варшаву. А впереди еще целая зима…

…Где-то посередине пути дети запросились в Макдональдс, и мы завернули туда, потому как опаздывать нам разрешили. А потом без приключений добрались до нашего отеля. Как будто домой вернулись…

…Нам нужно было перепаковать все вещи, и как-то распихать купленные вкусняшки вроде пармезана и соуса песто по сумкам и рюкзакам, чтобы все влезло и не превышало допустимый вес. Но сначала решили прогуляться напоследок по вечерним сицилийским улочкам. Дети ушли втроем в своем направлении, а мы — в своем…

…Вечерняя Катанья выглядела совсем иначе, чем дневная. Здесь витал дух Рождества, горела иллюминация, работали ярмарки и ходили веселые люди.

Какая-то дальняя родственница Бамбины косила лиловым глазом и хитро нам подмигивала…

Мы зашли в пару церквушек, встретившихся на пути, а потом побродили еще немного по ярмарке, покупая сувениры для друзей и коллег по работе…

…Вернулись в гостиницу и стали впихивать невпихуемое. Хорошо, что еще в Палермо купили небольшие весы, без них мы бы не справились. И вот тут, пакуя вещи, заметили, что где-то посеяли Димкину куртку. Куртка была не новая, Дима ее не любил. Но все равно было немного жаль. Стали восстанавливать в памяти события, пытаясь вспомнить, где же мы ее оставили. Скорее всего, забыли в квартире в Палермо. Сначала нож, теперь вот куртка. Ладно, не страшно… В конце концов, вещи упаковали, поужинали и улеглись спать…

11 декабря. Ранний подъем, завтрак, прекрасный кофе из кофемашины — и мы готовы ехать в аэропорт. Доехали без проблем, оставили машину на парковке, отдали ключи. На машину даже никто не посмотрел…

…Вчера была Этна закатная, а сегодня — рассветная.

…Приехали в аэропорт опять слишком рано. Но заскучать не успели. Сначала полюбовались на всевозможные вертепы. Вот уж просто настоящие произведения искусства. Фигурки такие интересные, в домиках свет горит. Сразу вспомнилось детство, и очень захотелось подвигать эти фигурки, поиграть ими…

…И даже такие вертепы бывают ))))

…А потом еще пошли на улицу фотографировать Этну. Я от нее просто отлипнуть не могла — настолько она магически-прекрасна.

…А потом, потом, мы стали опять говорить о забытой куртке, и вдруг я понимаю, что когда мы перекладывали вещи, не хватало не только куртки, а и Машкиного игрушечного слона Мити. Перед глазами четко встала картинка: Машкина постель в Палермо, Митя, лежащий на подушке. С тех пор я больше его не видела…

— Маша, а Митя где?

Глаза у Машки в первое мгновение расширяются, потом наполняются слезами, и дальше начинается просто поток рыданий и причитаний. Конечно, она забыла его в кровати в Палермо. Я сама почти плачу. Митю жаль гораздо больше куртки, несравнимо больше куртки. Он путешествует с Машей уже семь лет, а дома живет у нее под подушкой. И хотя Машка уже совсем взрослая, она невероятно привязана к этой старой, потрепанной игрушке. Я обнимаю и глажу Машку, и плачу вместе с ней…

…Катя с Антоном ненадолго уходят, потом возвращаются с кучей подарков нам всем. В благодарность за поездку. Диме — сигары, мне — черный кухонный фартук с доном Корлеоне, а Машке — зеленого крокодильчика. Конечно, он не заменит Митю, но со временем, быть может, сумеет стать таким же верным другом в путешествиях…

Маша грустит, а я все думаю, что должен же быть какой-то выход. Мне так жаль Машку, просто сердце разрывается. И тогда я понимаю, что можно же попытаться связаться с хозяевами. Мы еще на Сицилии, а на карте остались неиспользованные минуты. Антон набирает хозяина, объясняет ситуацию и просит прислать нам куртку и слона за наш счет. Хозяин отвечает, что нет проблем. И мы тут же сбросили ему смс-кой наш адрес. Я обещаю Маше, что все получится, и мы обязательно вернем Митю домой, хотя сама не очень в это верю. Она успокаивается, и даже начинает улыбаться, и придумывать крокодилу имя…

…Уже потом, дома, подождав пару недель, я снова стала думать о возможности связаться с палермцами. Звонить было дорого, электронного адреса у меня не было. И тогда я вспомнила о нашем друге Эдике, у которого в Бари живет сестра. Эдик связался с ней и попросил позвонить в Палермо и узнать о судьбе наших вещей. Она выполнила просьбу и оказалось, что хозяева квартиры вещи нашли, все упаковали и ждут, пока мы закажем курьера, который заберет посылку прямо из квартиры. А идти на почту и отправлять сами они не собираются… И откуда я могла это знать? Вот же ж угораздило нам забыть Митю именно в Палермо… Выходило, что нужно было заказывать курьера. В Украину эта услуга стоит порядка 100е, а на юг Италии, в Бари — 30е. От одной только мысли, что Митю, который был рядом с моей девочкой, пока она взрослела, чья плюшевая шубка впитывала ее слезинки, а большие уши слышали не один детский секрет, выбросят на помойку, мне становилось нехорошо. Конечно, Митю нужно было выручать! И мы попросили заказать доставку в Бари. А оттуда уже можно будет переправить вещи к нам в конце лета, когда друзья поедут в гости к сестре…

…Сейчас Митя уже в Бари. И нам даже прислали фотографию с его довольной физиономией. В августе Машка сможет снова прижать его к себе и взять в очередное путешествие. Эта сентиментальная история утвердила меня во мнении: Митя заслуживает, чтобы о его приключениях написали книгу. И я непременно это сделаю. Вот только закончу отчет… Димина куртка тоже в Бари. И очень надеюсь, что в ее карманах отыщутся сицилийские магниты. Потому что их я тоже не нашла ни в одной из сумок по приезду домой…

…Но это еще не конец наших приключений в ту поездку.

Долетели мы благополучно. Но сначала бросили последний взгляд сверху на так полюбившуюся нам Сицилию…

…Погода в Варшаве была преотвратительная. Мы увидели землю только в тот момент, когда коснулись ее шасси. И как пилоты смогли самолет посадить? Было сыро, мокро, а из низких туч лил дождь. От снега, который так порадовал нас неделю назад, не осталось и следа… Мы забрали багаж и набрали номер хозяина нашей парковки. Через 15 минут за нами приехал бусик и отвез к машине. Она уже стояла у входа, подготовленная и прогретая. Вот это сервис!

…Мы перебрались в свою машину. Тут царил полный бедлам, оставленный нами перед полетом. Наваленная зимняя одежда и обувь, какие-то вещи, остатки еды… А с неба лил дождь, было холодно, неуютно и тоскливо. Но делать нечего, всегда приходится возвращаться. Мы переоделись, немного убрали в салоне и покатили к ближайшему Ашану купить продуктов домой. Закупили все необходимое, там же и пообедали. Теперь только вперед. При удачном раскладе, ночевать будем уже в Украине.

Дорога до границы была непростой из-за дождя и плохой видимости. Но нам страшно повезло — на границе было почти совсем пусто. Невиданное дело! Обе границы мы прошли меньше, чем за час.

…Довольно долго искали место для ночлега. В этих краях почему-то очень мало гостиниц. После нескольких неудачных попыток, отель нашелся. С виду очень даже ничего. Но номера оказались ужасными. А у Кати с Антоном было даже не сменено постельное белье. Пришлось искать администрацию. В конце концов, все утряслось, и мы легли спать…

12 декабря. Проснулись, позавтракали в отеле и поехали дальше. Погода не радовала. После вчерашнего дождя с утра подморозило. Дорога в целом была не скользкой, но периодически встречались обледенелые участки. Примерно через час после старта мы поднялись на эстакаду и увидели внизу аварию: водитель въехал в защитное ограждение. А сразу за ним стояла еще одна машина, остановившаяся помочь. Произошла авария, судя по всему, всего несколько минут назад. Поставить бы им знак аварийной остановки вверху, на горке, и все было бы не так печально. Но они поставили его внизу, за машинами. И заметили мы все это безобразие тогда, когда на скользкой дороге (а она была сплошной лед, обледенела эстакада на ветру) поняли, что не затормозим. Можно было бы объехать машины слева, но по встречке неслась фура. Дима инстинктивно сделал единственное, что мог — рванул ручник. Нас крутануло, бросило на встречку, потом обратно, мы дружно сказали «а-а-а-а-а-а» и врезались левым задним фонарем в ограждение, став носом против движения. Несколько секунд молчания, когда понимаешь, что основная опасность миновала, но еще не можешь до конца осознать произошедшее. Все как будто в кино, не с тобой… И тут видим, что сверху, прямо на нас летит фура. И нужно было, конечно, выскакивать из машины. Но мы словно окаменели, приросли к месту, и смотрели на нее, как зачарованные. Дима первым пришел в себя, выскочил, побежал вперед стал махать руками. К счастью, водитель вовремя нас заметил и успел затормозить за десяток метров… Обошлось...

Вышли оценить потери. Меня колотила нервная дрожь. Все оказалось не так плохо: царапина, небольшая вмятина и разбитый фонарь. Отъехали из опасного места, помогли вытащить разбитую машину, немного пришли в себя и поехали дальше. И вот как-то не было потом никакого гнетущего чувства. Наверное, потому, что прекрасно понимали: отделались легким испугом. Ситуация была такой, что все могло закончиться куда хуже… А фара и кузов — ерунда. Отрихтовали и покрасили так, что и не видно ничего…

…Купили скотч, заклеили фару, чтобы внутрь не лилась вода. По пути, как всегда, останавливались на заправках, ели, пили кофе, шутили, смеялись… А за бортом было холодно. И грустный зеленый крокодил Пипин печально глядел на нас, вспоминая свою теплую Сицилию. Мы его прекрасно понимали, нам тоже ее не хватало. Больше никаких происшествий в дороге. Около часа ночи мы были дома…