ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Машенька


 

Машуткины игрушки

 

Хрупкая маленькая девочка, с тонкими чертами лица… Карие глазенки смотрят внимательно и пристально. В этом живом взгляде столько заинтересованности, столько глубины и мудрости, что просто диву даешься. И порой даже не верится, что обладательнице этого взгляда еще нет и трех лет. Озорные ямочки на щеках, улыбчивость, открытость замечают все без исключения. Она уже умеет кокетничать. Да-да! Взглянет мельком и быстро отведет глаза в сторону. А потом изредка поглядывает из-под длинных, полуопущенных ресниц…

***

Какими только игрушками мы не играли! Я никогда не ставила перед собой и дочкой иных целей, кроме игры, приятной и понятной нам обоим. Но результатам радовалась всегда. И я всегда говорила об этом Маше. Ведь искренняя заинтересованность близких людей, неподдельная радость и восхищение достижениями маленького человечка – это самый действенный механизм, помогающий малышу добиваться новых побед…


Первые развивающие игрушки

Помимо карточек по Доману, которые мы смотрели с Машей месяцев с семи, нашими первыми развивающими игрушками стали пирамидка и мягкий кубик из вспененной резины с геометрическими фигурками. В связи с пирамидой запомнился один случай.Пирамидка Была она у нас не очень удачной, с тонким стержнем и маленькими дырочками. Ну, никак не для семимесячной малышки. А лучшую купить никак не удавалось. Я брала Машину ручку в свою и помогала нанизывать колечки на пирамиду, приговаривая: “Бери колечко, одевай на палочку…” Смысл действия дочке был понятен, а вот ловкости ручек не хватало… Когда Маше было 9 месяцев, мы пришли в гости к девочке-ровестнице. У нее оказалась замечательная пирамида, с широким конусным стержнем и большими кольцами. Всё это добро валялось в куче прочих игрушек, а девочки воодушевленно ползали вокруг. Ну, я возьми, да и скажи: “Маша, бери колечко, одевай на палочку!” Маша взяла кольцо и с легкостью одела его на стержень! Но поразило меня то, что Маша в свои 9 месяцев провела аналогию между двумя СОВЕРШЕННО РАЗНЫМИ пирамидками, перенеся знакомую просьбу на непохожую игрушку и догадавшись, что, по сути, это одно и то же. Никогда не перестану удивляться этим малышам!

Примерно с этого же возраста я называла Маше геометрические фигурки. А, чуть позже, показала, как вставлять их в рамки. В результате, к году Маша легко различала круг, квадрат, ромб, треугольник, звезду. А еще через месяц без труда вставляла их в нужную грань кубика. Правда, параллельно пробовала мягкие фигурки на зуб…


Книги и настольные игры

Из первых развивающих книжек очень понравилась мне Росмэновская серия “Обучение с пеленок”. Вернее, и не книжки это вовсе, а игровые пособия. Сначала я несколько скептически отнеслась к подобным играм с годовалым малышом. Но решила попробовать. Мы рассаживали цветных бабочек на цветы подходящего цвета, искали парные картинки, перелистывая странички непослушными пальчиками, обобщали и классифицировали, проводили первые линии… А результат такой. В 1,3 года Маша с легкостью играла в игры типа “Парочки”, подбирая одинаковые изображения. В полтора года знала и легко различала основные цвета, умела соединять линией два предмета, с удовольствием играла в настольные игры, многие из которых ориентированы на деток старше 3-х лет: различные лото, детское домино, “Подбери картинку”, “Подбери узор” и др.

Книги ИД “Карапуз”. Уж не сочтите за рекламу, но я вот уже два года не перестаю восхищаться книгами этого издательства. Самая первая наша книжка “Про Зайку” была “хитом” с года, да и сейчас мы частенько к ней возвращаемся, находя всё новые и новые варианты разговора по картинкам. Вся серия “Для самых маленьких” у нас идет на “ура”. Многие книжки читали и рассматривали с года, с дидактическими играми легко справлялись в полтора. Жаль, что мы уже почти выросли из этой серии. Постепенно переходим на серию “Воробышек”.

Энциклопедии. Здесь девиз один: “Больше энциклопедий, У картыхороших и разных!” Конечно, для чтения многих из них мы еще слишком малы. Но вот рассматривать картинки и слушать мои адаптированные объяснения Маша любит. В ход идут и зоология, и ботаника, и география с астрономией, и любые сведения об окружающем мире. На стене у нас висит географическая карта с огромным количеством различных значков. Машутке очень нравится ее рассматривать и задавать вопросы. Такая карта помогает при чтении книг или просмотре мультфильмов, диафильмов. Интересно поискать, где живет Чиполлино, Рикки-Тики-Тави, или как Доктор Айболит плыл через океан в Африку.

Настольные игры.В какой-то момент мне стало сложно подобрать для Маши новую игру. Все те, что рекомендуются на ее возраст, мы переросли, а игры для пятилетних малышей остаются еще слишком сложными. Сейчас играем в “Аналогии”, “Классификации”, “Последовательности” “Логический поезд”. Конечно, Машина логика еще довольно проста, но мы совершенствуемся. Учу ее не просто подобрать нужную картинку, а и объяснить, почему именно эту. Недавно дочь, уплетая бутерброд с икрой, зацепила на пальчик одну икринку, поглядела на нее глубокомысленно и говорит:
- Из каждой икринки получается лягушка!
- Почему лягушка? Это же рыбкина икра!
- Если икру откладывает рыбка – получается рыбка. А если откладывает лягушка – то лягушка!
Вот такая логика….

Пазлы. О, про пазлы рассказ особый. Год назад,Собираем пазлы когда Машуне было 1,9, нам достались “по наследству” американские пазлики, в которых было три картинки, каждая по 6 элементов. Картинки были связаны по смыслу. Их можно было расположить по порядку и придумать сказку. Я дала одну из картинок Маше, показав, как нужно соединять пазл-замОк. Через три дня Маша собирала одновременно все три картинки, сортируя нужные элементы. Сказать честно, тогда это просто поразило меня. Да и не одну меня… Я завороженно наблюдала за Машкиными ручками. Движения четкие, отлаженные, умелые… Вскоре я купила ей несколько новых пазлов из 12, 16 и 24 элементов. Она достаточно легко освоила и их. Месяца 3 у нас это было любимое занятие, а потом интерес немного угас. Сейчас время от времени возвращаемся к старым картинкам и осваиваем новые.


Игры Никитиных и Лены Даниловой

Любим, любим мы это дело. Любая “зарядка для ума” Машутку вдохновляет. Особенно всё, что связано с геометрическими фигурами. Мы уже давно знаем их все, и плоские, и объемные, включая тор и параллелепипед. А строительный набор, помимо прямого назначения, для нас еще и хороший тренажер. Ведь кубики можно сортировать по форме, цвету, величине, выкладывать из них последовательности, изучать свойства фигур и т.д.

Первый уровень никитинских квадратов мы освоили около полутора лет. Причем, практически без моей помощи. Занимаясь с Машуткой, я сделала для себя один важный вывод. Многие малыши не справляются с заданием не потому, что оно им не по силам. Причина зачастую в том, что родители не могут объяснить малышу “правила игры”. Кроха просто не понимает, что от него хотят. А как только поймет – сразу дело идет на лад. Конечно, важен и игровой момент. Например, играем мы в квадраты Никитина. Я кладу на дно пустой рамки вырезанного из бумаги цыпленка и предлагаю сделать для него домик – сложить квадрат. Второй уровень игры я купила Маше недавно, в 2.6. И опять никаких затруднений. Сначала она выбирает все кусочки одного цвета, а потом собирает из них квадрат. Подумываю о третьем уровне, да сомневаюсь, что осилим. Может, зря сомневаюсь?

Сложи узорНедавно начали играть и в кубики “Сложи узор”. Собираем дорожки, квадратики и другие простенькие фигурки по образцу. Занятие это оказалось для Маши увлекательным. Уже пытается и сама какие-то узоры выдумывать.

Есть у нас и самодельные “Точечки”. Когда Машуня была совсем маленькой, мы строили из карточек “паровозики” определенного цвета. Сейчас уже пытаемся выкладывать точки по порядку. До пяти получается хорошо, дальше Маша начинает путаться. Для того, что бы лучше запомнить названия чисел, мы придумали такую игру. Когда один ряд точечек выложен, начинаем строить второй. Ноль “подходит” к другому нолю и говорит: “Привет! Я – ноль”. А другая карточка отвечает “Привет! Я тоже ноль. Становись возле меня”. Так проговариваем все числа до десяти. Однажды, вспоминая в очередной раз, сколько у Маши ножек, ручек, носиков, я решила подшутить, а заодно и закрепить понятие “ноль”:
- Маша, а сколько у тебя хвостиков?
- Один! - и с совершенно серьезным видом показывает мне хвост из волос…

“Дроби” мы тоже пытались обыграть, устроив День рождения розового зайца. Сервировали стол кукольной посудой, рассадили “гостей”. Когда в гости приходила только одна игрушка, “пирог” делили на две части. Если четыре – использовали в качестве пирога круг с четвертинками и т.д. Говорить о результатах рано. Всё-таки, часть целого - понятие сложное для малыша. Но игра эта достаточно наглядная, и рано или поздно понимание придет…

“Радужное лукошко” хотя и считается довольно сложной головоломкой для малышей, мы осилили за пару дней. Здесь нам опять пригодились бумажные цыплята, которых мы сажали в пустые рамки, а затем прятали их в “яичко”. Маша как-то интуитивно определяет нужный фрагмент головоломки и ставит его на место. И даже то, что большое и маленькое яйцо одинакового цвета, ее не смущает…


Кубики Зайцева

А вот к самостоятельному чтению Маша пока особого интереса не проявляет. Кубики Зайцева у нас появились, когда Машуне было 5 месяцев. В год она с удовольствием играла ими, гремела, пыталась строить башенки и дорожки, слушала, как я пела ей склады. Но потом наступил момент, когда кубики и всё, что было связано с буквами, перестало Машу интересовать. Она категорически отказывалась играть кубиками, мы не прочитали ни одной азбуки в стихах. Естественно, я не настаивала. Убирала всё это добро подальше, и доставала с периодичностью раз в месяц. Желания играть и собирать слова хватало минут на 10, а потом снова перерыв на месяц. Самым любимым словом, почему-то, было мое имя. Когда я выкладывала его из кубиков, Маша кидалась меня обнимать и кричала: “Вот Юля моя любимая!” В редкие минуты занятий с кубиками, Маша не переставала удивлять меня своей феноменальной способностью понимать самую суть вещей. Не зная практически ни одной буквы, она умудрялась читать незнакомые слова с одинаковыми слогами (“дядя”, “ляля”, “баба” и т.д.) Мне достаточно было только показать и назвать один склад, например “дя”, и слово “дядя” тут же было прочитано. Да, Маша не знала буквы, но она знала, как сложить слово! В этом, наверное, и есть уникальность методики Зайцева. Она очень симпатична мне. И особенно я доверяю ей потому, что старшая дочь в пять лет зачитала по зайцевским кубикам за два занятия. А до этого я целый год безуспешно пыталась научить ее читать.

Но сейчас интерес к буквам вспыхнул у нас с новой силой. По-видимому, время пришло. Трудно передать мое удивление, когда я совершенно случайно узнала, что Маша, оказывается, знает буквы. И, скорее всего, знает давно, но тщательно это скрывала. А выяснилось это так. Я купила ей игру “Мои первые буквы” фирмы “Step”. Игра представляет собой картонные карточки, разрубленные на две части по принципу пазлов. На одной части карточки нарисована буква, на другой – картинка, название которой с этой буквы начинается. И что вы думаете? Маша самостоятельно назвала почти все буквы и подобрала к ним картинки! Не удивлюсь, если окажется, что она уже и читать умеет… Собираюсь повесить на стену зайцевские таблицы и, если у дочки будет желание, заняться чтением более основательно…

***

Конечно, это только малая часть того, чем мы занимаемся с Машуткой. Ведь развивающие игрушки, какими бы важными и полезными они не были – это далеко не всё, что нужно малышу для гармоничного развития.Весело! Гораздо важнее для маленького человечка ежедневное общение, а общения много не бывает. Мы используем прогулку, как экскурсию, обязательно находя каждый раз возможность для маленьких открытий. Мы читаем добрые книжки, смотрим хорошие мультфильмы и диафильмы, а потом обсуждаем сюжет, учимся сопереживать и сочувствовать. Мы рисуем карандашами, восковыми мелками, фломастерами, гуашью, клеим аппликации, делаем простенькие, посильные нам по возрасту поделки. Мы играем в ролевые игры, лечим друг друга, празднуем Дни рождения игрушек, строим “домики” из подручных средств. И здесь на помощь приходит старшая сестра Катя, которая тоже еще, в сущности, ребенок и устроить “холобуду” для сестры ей не менее интересно, чем самой Маше. Играем в компьютерные игры… Перечислять можно до бесконечности. Любые из этих занятий стоят отдельного рассказа. И, возможно, эти рассказы будут написаны…


© Юлия Каспарова. 2004