ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Одуванчик


 

Мы гуляли, загорали…

 

Мы гуляли, загорали,
Возле озера играли.
На скамейку сели,
Две котлеты съели.
Лягушонка принесли
И немного подросли.
Э.Успенский

Иногда даже прогулка с ребенком становится привычным ритуалом. Песочница возле дома, посиделки с другими мамочками, бесконечные разговоры о детских болезнях, кашах. Бесспорно, куличики из песка – занятие полезное и интересное. Да и общение необходимо вам и малышу. Но… попробуйте изменить своим привычкам. Оглянитесь вокруг. С приходом весны природа изменяется до неузнаваемости. И птицы поют иначе, и небо становится высоким и пронзительно-синим. Всё живое выползает из своих нор и норок навстречу солнцу, теплу… Вот спешит муравей своей дорогой. Серьёзный, деловой. Для нас, взрослых – ничем не примечательная песчинка в круговороте забот и проблем, для маленького человечка – целый мир, полный ежедневных открытий и увлекательнейших приключений. И в наших силах помочь ребёнку полюбить этот мир, заинтересоваться им, узнать много нового о его обитателях, развить наблюдательность, сострадание и бережливость. Давайте отправимся с малышом в мини-поход. Возможно, недалеко от вашего дома есть пруд, овраг или родник, пустырь, парк, сад, любое другое место, которое можно использовать как живой учебник.



Ромашки-лютики

Полевые и садовые цветы – прекрасный объект для изучения. Одними из самых первых появляются мать-и-мачеха. А знаете ли вы, почему народ дал им такое причудливое название? Листочки с двух сторон отличаются цветом и имеют разную фактуру. С одной стороны – светлые и мягкие на ощупь, с другой – тёмные, гладкие и холодные. Об этом и многом другом мне рассказывала бабушка, когда я была совсем маленькой. И воспоминания эти окрашены для меня в самые радужные тона. Постарайтесь и вы сделать так, что бы ваши совместные с малышом прогулки на всю жизнь оставили в его душе ощущение праздника, тепла и прекрасных открытий. Сорвите один цветочек и рассмотрите его вместе с малышом. Покажите маленькому ботанику, где у цветка стебель, корень. Пусть малыш подержит его в ручках, понюхает. Годовалому малышу дайте возможность самому сорвать цветок. Можете даже собрать небольшой букетик и взять домой. Только обязательно, с раннего детства приучайте ребёнка бережно относиться ко всему живому.

Во время прогулки рассказывайте крохе обо всём, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже самой маленькой травинкой. Не задумывайтесь о том, поймёт ли вас ребёнок. Обязательно поймёт и запомнит, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам всё, что вы в него вложили, порой просто шокируя вас своими познаниями.


Очень советую вам готовиться к прогулкам заранее. Найдите интересную информацию, выучите небольшие стишки о растениях, насекомых, птицах, просто о весне. Увидали одуванчики - вспомнили уместный стишок:

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Ещё одно увлекательное занятие – попытаться отыскать на лугу те растения, которые вы с малышом рассматривали дома на картинках. Захватите с собой на прогулку книжку. Вот радости-то будет, когда нарисованный клевер вдруг “превратится ” в настоящий цветок, яркий и ароматный. Соберите гербарий из тех же растений, что и в книжке. Потом можно будет сравнить картинку и засушенный цветок.

Деток постарше заинтересуйте игрой, развивающей воображение. Спросите, каким бы цветком хотел стать ребёнок и почему. Предложите малышу изобразить, например, лютик, на который села пчела. Поинтересуйтесь, а не щекотно ли цветку от лапок насекомого.

-Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!

Вариантов может быть много. Главное – желание и хорошее настроение.


Букашки-таракашки

Возможно, вы были удивлены, когда ваш годовалый малыш, едва научившийся ходить, первый раз заметил жучка. Сколько восторга было в его возгласе! А ведь кроха сейчас почти как лилипут, который путешествует в огромном мире насекомых. Вот над цветами порхают бабочки. Малыш с удовольствием помашет ручками так же, как и они крылышками. Вот, под деревом, маленький муравейник. Присядьте рядом с ребёнком и покажите муравьёв, которые один за другим ныряют в дырочки-дверцы прямо в песке. Попробуйте рассмотреть их в лупу. Возможно, вы даже увидите, как они тащат добычу. А вот, на травинке, горит маленькое солнышко – божья коровка. Помните, как в детстве: “Солнышко, солнышко, полети на небо…” И малыш поднимет вверх ручку с крохотным существом и восторженно захлопает в ладоши, когда божья коровка раскроет крылья и отправится “кормить своих деток”. А сколько их ещё вокруг: ползающих, летающих, прыгающих… Вот паук расставил свои сети (только не забывайте, что паук – не насекомое, он относится к членистоногим):

Паучок приехал на базар:
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
- Кто желает свежей паутинки?

А как же быть с вредными, на наш взгляд, насекомыми? С гусеницей, например. Кто-то, не задумываясь, наступит на неё ногой. Но стоит ли учить этому малыша? Жестокость всегда остаётся жестокостью, чем бы мы ее не мотивировали. Убьём гусеницу – одной прекрасной бабочкой станет меньше… Лучше попробуйте сделать домик для гусеницы и понаблюдать, как она превратится сначала в куколку, а потом, возможно, в бабочку. Для этого возьмите обычный целлофановый пакет, сделайте в нём небольшие дырочки. Гусеницу вместе с листьями, на которых она сидела, положите в пакет, завяжите и подвесьте дома на окно.

Долго я следил за ней.
А она с утра до ночи -
То сама себя длинней,
То сама себя короче.


Сестричка-березка

Весна – отличное время для наблюдения за деревьями. Сейчас они изменяются до неузнаваемости. Выберите молодое деревце (например, берёзку) недалеко от дома. Именно берёзу легко узнают даже полуторагодовалые карапузы. Познакомьте малыша с деревом. Пусть он потрогает ручкой кору, рассмотрит замысловатый узор. Не забудьте назвать все части растения: корни, ствол, ветки, почки. Расскажите, что деревья зимой спят, что они сбрасывают листья, что бы тяжелый снег не сломал тоненькие веточки. Приходите сюда время от времени и наблюдайте все изменения, которые произошли с вашей березкой. Можно придумать об этом увлекательную историю.

Очень интересно сравнивать листья и плоды различных деревьев. Обратите внимание на форму, размер и цвет. Спросите малыша, кто ест желуди, ягоды рябины, шишки. Расскажите ему, как плоды деревьев спасают животных и птиц от голода зимой.


Чик-чирик!

Отправляясь на прогулку, не забудьте прихватить с собой угощение для птиц. Наверняка вы встретите воробьёв, синиц, голубей, ворон. Часто с нами по соседству обитают сойки, сороки, трясогузки, дикие утки и другие птицы. Показывая малышу, например, синицу, убедитесь, что он действительно её увидел. Переспросите: “Где синичка? Покажи.” Описывайте птичку: “Синичка маленькая, грудка у неё жёлтенькая. Поёт – пинь-пинь-пинь. Радуется, что весна пришла”. Настаивайте, что бы ребёнок повторял звукоподражания: чик-чирик, кар-кар, пинь-пинь-пинь. Это будет способствовать развитию его речи.

Увлекательнейшее занятие для малыша – кормление птиц. Пусть он сам отщипывает крошечки от куска хлеба и бросает голубям, воробышкам, воронам или уткам. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики. Обращайте внимание малыша на разное поведение птиц. Воробьи – суетливые и быстрые, вороны – важные и неторопливые.

На рябине
воробей
уговаривал друзей:
- Очень нынче жарко, братцы.
Отчего не искупаться?
И - прыг,
и - скок,
и бултых в песок!

Уточки легко достанут пищу даже из-под воды. На примере уток можно проследить развитие птиц. Весной на водоёме плавают и самки и самцы (для малыша – “мама” и “папа” утки). Через некоторое время ребёнок, возможно, и сам заметит, что куда-то пропали “мамы”. Расскажите, что они высиживают птенцов, и только изредка выходят из камышей, что бы покушать. А появление утят – это просто чудесное событие, которое не оставит равнодушным ни одного малыша.

Дома обязательно вспоминайте с малышом всё то, что видели во время прогулки. Стимулируйте и поощряйте попытки рассказать, показать жестами, то, что поразило его больше всего. А ещё можно предложить малышу нарисовать увиденное. И пусть он ещё совсем маленький, и только учится делать свои первые штрихи на бумаге, отнеситесь со всей серьезностью и вниманием, если однажды, почёркав фломастером лист, он скажет, что это бабочка или роза. А вскоре на его рисунках засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил…


Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
май 2003