ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Мы в дороге не скучаем!


 


Мы в дороге не скучаем!

 

Эх, дороги… Короткие и длинные, гладкие и ухабистые, интересные и скучные… Едем ли мы на юг или к бабушке в другой город, путешествуем ли поездом или автомобилем, но в любом случае сталкиваемся с вопросом: как сделать эту дорогу интересной и полезной для себя и ребенка, как не превратить ее в сплошные капризы и нервотрепку. Часто мамы и папы воспринимают дорогу, как препятствие на пути к отдыху, как некий промежуток времени, который нужно как-то пережить, перетерпеть, что бы потом насладиться отдыхом в полной мере. И это, наверное, самая большая ошибка, которая превращает путешествие с детьми в непростое испытание родительского терпения и нервов. Да и в детских воспоминаниях не остается ничего приятного. А вот закройте на минутку глаза и постарайтесь вспомнить себя в детстве: как будоражило вас предвкушение предстоящего путешествия, как мечтали вы о далеких, неизвестных, таинственных землях, как не могли уснуть накануне поездки. И ведь действительно, любую, даже самую незначительную дорогу можно превратить в увлекательное приключение. Нужно лишь чуточку захотеть этого и включить фантазию. И даже ежедневные однообразные походы в детский сад и обратно могут стать полезными и не скучными мини-уроками. Зачем тратить впустую драгоценные минуты свободного времени? У нас и так не слишком много остается его для общения с малышами, теряется оно в круговороте повседневных дел и проблем. А ведь “дорожных” игр и занятий существует великое множество. И если вам удастся увлечь ребенка в дороге, он не станет баловаться и капризничать. Ведь только скучающие дети ведут себя подобным образом.


Раз словечко, два словечко...

Самое простое в дороге – словесные игры. В них можно играть и ожидая очереди к врачу, и путешествуя за сотни километров. Хороши они тем, что не требуют никакого специального оборудования и будут интересны и для детей, и для взрослых, а в некоторые можно играть даже с двух-трехлетними малышами. Наверняка, вы и сами играли в них в детстве. Давайте вспоминать. Перво-наперво, “города”. Мало кто из крох знает названия городов в нужных количествах, но эту игру можно слегка изменить, оставив неизменными лишь правила: каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего. А категории могут быть самыми разными: звери или птицы, растения или рыбы, имена или, скажем, “все, что нас окружает”. Для самых маленьких можно не ограничиваться никакими рамками, а называть совершенно любые слова. А для умеющих читать детишек во время путешествия в автомобиле предложите называть населенные пункты, используя карту.

Следующая игра из детства “Я знаю пять имен…” В нее совсем не обязательно играть, ударяя мячиком о землю. Можно называть слова на каждый шаг, а если вы сидите – на каждый хлопок в ладоши. “Я знаю пять музыкальных инструментов: скрипка (хлоп!), гитара (хлоп)…” Эта игра поможет ощутимо пополнить словарный запас малыша, ведь можно выбирать самые разные группы предметов от моделей машин до динозавров.

А эта игра научит малыша обобщать. Предложите ему назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. Даже трехлетки хорошо справляются с этой игрой, только для них подбирайте слова попроще. А старшим ребятишкам предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще двумя-тремя словами. Вы говорите: “Береза, клен, липа…”, малыш продолжает: “сосна, каштан, дуб - деревья”.

Можно поиграть в антонимы: вы говорите слово, а малыш называет противоположное по смыслу (день - ночь, горячо - холодно…). Можно вместе порассуждать, чем отличается тигр от кошки, кресло от стула, а море от океана или придумать, что общего у слона и горы или у пылесоса и автомобиля. Можно поиграть в аналогии. Вы говорите: “Стакан – стекло, книга - …” Малыш должен понять закономерность и подобрать подходящее слово. В данном случае – бумага. Вот еще примеры аналогий: белочка – орешки, зайка – морковка; летчик – самолет, моряк – корабль и др.

А словесная игра “Караван” потренирует память. Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюда. Малыш повторяет “верблюд” и добавляет свое животное, например “лошадь”. Мама говорит “верблюд, лошадь” и цепляет к “каравану” еще животное. Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Не забывайте иногда поддаваться малышу. Ребятишкам очень нравится выигрывать у взрослых.


А за окном...

Да, за окном действительно масса всего интересного! Еще бы, столько новых мест, людей, пейзажей! И рассматривание всего этого великолепия уже само по себе интересно для малыша, но довольно быстро надоест, если мама будет молча сидеть рядом. В далеком детстве мы с семьей несколько лет подряд отдыхали в доме отдыха в двух часах езды от города. Как же я любила эту автобусную поездку, потому что мама всегда показывала мне гнездо с аистом на крыше одного из деревенских домов. Мгновение – и автобус проносился мимо важной красноносой птицы. Всего мгновение – но радости хватало надолго. Я хорошо усвоила, что именно из таких крошечных разноцветных кирпичиков и складываются счастливые детские воспоминания. И построить такой крепкий домик помогают порой сущие пустяки: маленькая церквушка за окном, затейливый колодец или белый аист на соломенной крыше…

Итак, во что поиграем дальше? А давайте посоревнуемся, кто больше насчитает птичьих гнезд или машин определенного цвета. Затем обозначим какой-нибудь предмет, который может встретиться нам по дороге (река, мост, церковь, определенный дорожный знак, белый Мерседес, трактор, корова или курица, велосипедист и т.д.), и будем терпеливо ждать его появления. Кто первый заметил – тот и победил. Победителю – приз! А теперь будем называть все встречные предметы задуманного цвета, скажем, красного: красная крыша дома, девочка в красной юбке, красные цветы…

Любые передвижения и путешествия можно использовать для изучения географии. Равнины и холмы, поля и леса, реки и озера – чего только не увидишь за окном. И все это заслуживает внимания. А еще в дорогу можно купить компас специально для малыша и научиться по нему определять части света. Пусть ребенок следит, куда вы в данный момент едете: на север или на юг. И пусть сам убедится, сто солнышко встает на востоке, а уходит спать на западе. Маленький штурман будет горд своей важной миссией, если вы дадите ему собственную карту и поручите “следить за дорогой” и отмечать те населенные пункты, которые проезжаете. А для развития творческого мышления и чувства юмора, можно вместе придумывать смешные имена для встречных городов и деревень или переделывать названия, прочитанные на табличках-указателях. У нас, например, Песчаное превратилось в Печальное из-за унылых пейзажей за окном, а Розовка – в Березовку, потому что ни одной розы мы там так и не увидели, зато берез было хоть отбавляй. А еще порассуждайте вместе, почему тому или иному населенному пункту дали именно такое название. Часто они бывают очень характерными: Виноградное, Просторное, Новое, Замостье, Калиновка и др. Это замечательное упражнение по развитию речи.

Ну, если уж учить в дороге географию и родную речь, то почему бы не заняться и английской? Ведь можно называть по-английски встречные предметы. Увидали реку – кричим “river", едем по мосту – вспоминаем слово “bridge”, повстречалась собака – поскорее назовем ее “dog”.

Автомобильное путешествие – прекрасный повод познакомиться с дорожными знаками и правилами движения. Но не спешите сразу пояснять малышу, для чего нужен тот или иной знак. Многие из них настолько красноречивы, что ребенок и сам догадается, для чего на табличке нарисовали вилку и нож или кровать с красным крестом. Предложите малышу придумать свои дорожные знаки и найти на дороге места, где их можно поставить.

А еще в дороге хорошо говорить о профессиях. Ведь за окнами мелькают сотни людей, занятых своими повседневными делами. Проехали мимо сельской больницы или магазина – поговорили о врачах и продавцах, заметили пост ДАИ или пожарную станцию – вспомнили милиционеров и пожарных, промелькнули за окном поле или ферма – обсудили, кто такие агрономы, трактористы, комбайнеры, доярки, ветеринары…


Танцуем и поем

Да-да, не удивляйтесь! В салоне автомобиля вполне можно танцевать… сидя. Включите веселую музыку или детские песенки и подвигайтесь ритмично вместе с малышом. Станцуйте “танец маленьких утят” – там основные движения делаются руками, похлопайте в ладоши, отбивая ритм музыки, потопайте ногами. Такая зарядка будет весьма кстати после долгого сидения, а музыка хорошо поднимает настроение. Можно поиграть в “корову”: малыш загадывает какое-нибудь животное и показывает его маме одними жестами, без слов, а мама отгадывает.

Петь песни – самое, что ни на есть дорожное занятие. Сколько их было перепето в годы далекого детства – ни счесть! И время пролетает быстрее. Можно просто поставить кассету или диск с детскими песенками и подпевать. Можно загадать какое-нибудь слово, желательно из того, что попалось вам на пути, и вспомнить песенки, где это слово встречается. Заодно и спеть их. А вот было бы здорово, если бы мама вспомнила любимые песни своего детства. Малышу будет очень интересно узнать, что пела мама, когда была такой же, как он сейчас. А может быть и папа подпоет? Поющий папа – это будет покруче любого развлечения! Ну, а когда петь надоест, поиграйте в молчанку. У вас будет несколько минут тишины и покоя, а малыш сможет немного успокоиться. Итак:

Чок, чок,
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Молчок!

Все замолчали, а кто первым откроет рот – тому щелчок. Конечно, чисто символический…


Дорожный мешочек

Эта замечательная вещь поможет надолго увлечь малыша и сделает интересной любую дорогу. О чем же пойдет речь? Об обыкновенном тканевом мешочке. Мешочек то обыкновенный, а вот лежать в нем могут самые удивительные вещи. И достаются они оттуда мамой будто по волшебству. Итак, номер первый – рулончик обычной пищевой фольги. Из такой фольги можно… лепить. Это занятие любят практически все ребятишки, но вот обычный пластилин в дорогу не возьмешь. А фольга – совсем другое дело. И забавные скульптурки из нее получаются, и “окружающую среду” она не загрязняет. “Лепить” можно все, что угодно, например, тех животных, которые попадаются по пути. А еще можно делать бусы, браслеты, колечки.

Следующий номер нашей программы – разные шнурки, веревочки, шерстяные ниточки. Из них можно плести косички, делать бубенчики, учиться вязать различные узлы. А еще в мешочке могут лежать мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Их можно доставать оттуда с закрытыми глазами и определять на ощупь. А можно сочинить сказку, поступая следующим образом. Вы достаете из мешочка одну игрушку, например, бегемотика, и придумываете первое предложение: “Жил-был в Африке маленький бегемотик”. Малыш вытаскивает, скажем, машинку и продолжает сказку: “Решил он поехать покататься на машине” и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь и творческое мышление. Кстати, для нее не обязательно нужны конкретные предметы. Можно вставлять в историю все то, что мелькает за окном или окружает вас во время прогулки.


Жили-были пальчики

Десять маминых пальчиков и десять пальчиков малыша – это настоящее сокровище! С ними можно играть во множество занятных и полезных игр. Самое простое – пальчиковая гимнастика. А если вы положите в уже известный нам волшебный мешочек несколько фломастеров, то сможете устроить пальчиковый театр. Для этого достаточно нарисовать на пальцах мордочки животных с носиками, глазками и усиками или лица людей. Так можно разыграть в ролях целую сказку. А можно сделать кукол для дорожного спектакля из подручных материалов, которые нужно приготовить заранее и сложить все в тот же мешочек. Это могут быть пластиковые стаканчики и бутылочки от йогуртов, соломинки, кусочки ткани, салфетки и прочие “отходы”. Что бы из всего этого великолепия получились необычные куклы, нужно лишь включить фантазию.

Наверняка вы хорошо помните игру из детства с хлопками по ладоням. Удивительно просто, но настолько затягивает, что невозможно оторваться. Поиграйте в нее с малышом. Это потренирует внимание и быстроту реакции. Есть несколько разновидностей игры: можно хлопать ладонями по ладошкам, а можно хватать рукой пальчики. Протяните руку ладонью вниз, а малыш пусть держит пальцы под вашей ладонью. Что бы было веселее, поможет такая прибаутка:

На горе стояли зайцы
И кричали: “Прячьте пальцы!”
Хвать!

Малыш старается убрать ручку, а вы – схватить его за пальцы. Если получилось – меняемся ролями.


Отгадай загадку

Отгадывание загадок – полезное и интересное дорожное занятие. Если вы запасетесь книжкой с загадками, то скучать вам не придется. Если же такой книжки нет – не беда. Загадки можно сочинять. Например, я придумываю такие загадки-рифмовки буквально на ходу, и в этом нет совсем ничего сложного. Вот смотрите:

Ча-ча-ча!
Мы были у… (врача)

От-от-от
Мурлычет рыжий… (кот)

А еще “самодельные” загадки могут быть такими: “Маленькая, серенькая, живет в норке и пищит” или “Скачет и в сумке детенышей носит”. Но самые необычные загадки придумывают сами малыши. Предложите им попробовать, и вы сами в этом убедитесь. Ох, как не просто бывает отгадать детскую загадку!

Все это – капля в море интересных игр и занятий, в которые можно играть по пути. А сколько еще их можно придумать! И пусть дорога для вас и малыша будет веселой и интересной, без томительной скуки и однообразия!


Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
июнь 2005