ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Игра


 


Считалки и компания

 

“Эна-бэна-раба, квинтэр-квантэр-жаба”. Кому из взрослых не знакомы подобные считалки далекого детства? Они передавались из поколения в поколение почти в неизменном виде. Их с азартом заучивали и использовали в играх. А сейчас нам, взрослым, они кажутся глупостью, бессмыслицей, пустой забавой. По словам Л.Е.Стрельцовой, автора замечательной книги “Литература и фантазия”, “без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему”. Всевозможные считалки, скороговорки, дразнилки, кричалки и прочие “шумелки” – очень важный и необходимый литературный материал для самых маленьких. Правда, пока он выполняет лишь роль “звуковой игрушки“. Но пройдет немного времени, и кроха станет использовать эти стишки по назначению: дразниться дразнилками, считаться считалками и кричать “кричалки”.


Выходи, тебе водить

Что такое считалки и для чего они нужны малышу? Прежде всего, считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами. Отсюда и “азы, двазы, тризы, ризы…” или “эна-бэна-раба…” Конечно, сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось: на кого выпадет выбор – тому и повезет. К тому же, при пересчитывании принято дотрагиваться рукой до груди игроков в районе солнечного сплетения. Если верить учению йогов, именно там находится одна из важных жизненных чакр. Считалка учит детвору придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества. А касание рукой несет еще и заряд доверия, потому что происходит как бы вторжение в личное пространство.

Но все это будет чуть позже, когда ваш кроха начнет играть со сверстниками в ролевые игры. А пока считалки сослужат хорошую службу в развитии речи малыша. Ведь это самая настоящая игровая поэзия понятная и близкая ребенку. В считалке главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют непонятливых взрослых своей абсурдностью), а ритм, возможность кричать раздельно все слова, скандировать. По ритмичности и звонкости им нет равных. Разучивая с малышом всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у сына или дочурки чувство ритма. Представляя яркие образы считалки, малыш развивает воображение и фантазию. А, может, захочет и свой собственный стишок сочинить.

Познакомить малыша со считалками можно тогда, когда вы соберетесь поиграть вместе, например, в прятки. Для этого и считалка найдется подходящая:

Раз, два, три,
Четыре, пять –
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы –
Ты пойди-ка
Поводи!

Выпало малышу водить? Ничего не поделаешь, все справедливо. Разучите с ребенком считалку, и пусть в следующий раз посчитает он. Следите, что бы кроха соотносил движение рукой с ритмом считалки. Старайтесь подбирать стишки с разным ритмом. А можно и украинскую считалку разучить:

Катилася торба
З високого горба.
В тiй торбi:
Хлiб, поляниця,
З ким хочешь,
З тим подiлися


На золотом крыльце сидели...

Есть множество всевозможных считалок-игр, которые сделают ваши забавы и общение с малышом интереснее и полнее. Например, эта:

>На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Такая считалка – хорошая тренировка внимания маленького игрока. Соберите во дворе у песочницы группку малышей и пересчитайте их. Тот малыш, на ком закончился счет, должен вспомнить, кем назвал его ведущий и откликнуться: “Король!” или “Сапожник!” Будет здорово, если детвора разучит считалку и попробует играть самостоятельно. Можно поиграть и дома с игрушками. Пусть малыш пересчитывает мишек и кукол, отвечая за них “кто они такие будут”.

А вот еще одна игра – считалка с кулачками. Наверняка, вы помните ее из детства. Попросите малыша сжать руки в кулачки и держать их перед собой. Вы произносите текст стишка, поочередно дотрагиваясь кулаком до кулачков малыша:

Шла кукушка мимо сети,
А за нею – малы дети.
Все кричали: “Ку-ку-мак!”
Убирай один кулак!

На какой кулачок попал последний слог, тот прячется за спину, а считалка начинается сначала. Конечно, гораздо интереснее и веселее играть с несколькими малышами. Если сказать в конце считалки не “убирай”, а “разжимай один кулак”, игра станет чуть-чуть иной. Малыши будут развивать пальчики, сжимая и разжимая ладошку, а заодно тренировать внимание. Чем больше считалок вы разучите с малышом, тем лучше будет развиваться его речь, тем легче ему будет завоевать авторитет сверстников в будущем

А еще вместе со считалками можно учиться считать. На то они и считалки. Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, “Котята” С. Михалкова или “Веселый счет” С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Почаще пересчитывайте с малышом все подряд. Глядишь, и количественный счет запомнится сам собой…

Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать.
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит
Сон.
(В.Берестов)


На дворе трава...

Еще одна словесная забава, которая очень нравится малышам – скороговорки. Практически все из них – веселые стишки и фразы с труднопроизносимыми сочетаниями слов. И повторять их нужно непременно быстро. Помню, как в детстве мы устраивали настоящие соревнования, кто быстрее и правильнее повторит какую-нибудь “заковыристую” скороговорку. Ясно, что побеждали те, у кого с речевой артикуляцией был полный порядок. В свою очередь, скороговорки как раз и помогают развитию этой самой артикуляции, делают речевой аппарат малыша более подвижным и совершенным. А как весело посмеяться над собственными ошибками, когда простая, казалось бы, фраза никак не хочет правильно произноситься. И как хочется все-таки научиться говорить ее правильно. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Она учит малыша осмысленному употреблению частей речи и частей слова, помогает усвоить сложнейшие смысловые оттенки языка. Попробуй-ка разобраться в такой фразе: “Пошла Поля полоть в поле”. Для малыша слова этой скороговорки звучать почти одинаково или вовсе сливаются. И как, оказывается, интересно выяснить, кто же и куда на самом деле пошел.

Начните знакомиться со скороговорками с самых простых фраз. Пусть малыш сначала попробует проговорить скороговорку медленно и четко, понять ее смысл, разделить на отдельные слова. Можете проговаривать слова по очереди: слово – вы, слово – малыш.

Саня в лесу поймал лису
У ежа – ежата, у ужа – ужата
Из-под топота копыт пыль по полю летит
В нашей покупке – крупы и крупки
Мама мыла мылом Милу
Носит Сеня в сени сено
Проворонила ворона вороненка

А когда с произношением дела пойдут на лад, пусть малыш попробует ускорить темп. А там, глядишь, и до более сложных скороговорок доберетесь и сможете без ошибок сказать, где трава, а где дрова. Даже семейный турнир можно устроить на звание лучшего “скороговорильщика”. А играть в скороговорки можно до бесконечности, потому что их существует великое множество. Даже народная мудрость гласит: “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”.


Чисто-начисто

В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко малышу правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Например, малышу плохо дается твердый звук “с”. Составим список слогов с этим звуком и сочиним вот такие стишки-чистоговорки:

Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы.
Со-со-со – катилось колесо.

Видите, как просто. Почаще повторяйте с малышом те чистоговорки, в которых есть сложные звуки. Важно, что бы малыш старался правильно их воспроизводить, четко произносил слова и слоги. Попросите кроху рассказать стишок громко, затем тише, а потом и вовсе шепотом, проговаривая слова вам на ушко или на ухо плюшевому другу-медведю. Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, “забыв” закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Вот еще примеры чистоговорок:

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу.
От-от-от – мурлычет рыжий кот.
Ча-ча-ча – мы были у врача.
Ра-ра-ра – дождь идет с утра.
Ри-ри-ри – в окна посмотри.
Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа.
Цо-цо-цо – вымыли лицо
Ом-ом-ом – мы построим дом.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Чи-чи-чи - мы любим калачи


Кричи громче!

Ну, кто из малышей не любит побаловаться, похохотать заливисто или покричать погромче? Уж точно не ваш карапуз! А что бы дать волю его чувствам, что бы направить неуемную энергию в мирное русло, разучите с крохой веселые стишки-кричалки. Это особый жанр детской литературы, это эмоции и переживания малыша, запечатленные в слове. Такие стишки не нужно рассказывать выразительно. Их нужно кричать или петь, с ними можно прыгать и танцевать. Пусть малыш выразит через незамысловатые строки свою радость, счастье, восторг.

Лейся, лейся,
Дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар,
Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
(В.Левин)

Попробуйте прокричать погромче это стихотворение вместе с малышом. И настроение само собой станет лучше. А вот “Утренний приказ” Э.Мошковой. С ним и просыпаться легче, и умываться приятнее:

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!

Веселых вам игр вместе со считалками, кричалками, скороговорками!


Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребенок" Украина
июнь 2006