Наши дети… Какими мы хотим видеть их? Всесторонне развитыми, смышлёными, грамотными. Мы с удовольствием возимся с ними, превращая любые занятия в весёлую игру, стараясь перевести довольно сложные понятия на детский язык. И в этом удивительном путешествии из страны Обыкновении в страну Всезнанию нам не обойтись без вспомогательных средств. Сейчас на прилавках магазинов появляется всё больше развивающих игр. Яркие, красочные. Глаза разбегаются. Но, когда дело доходит до покупки такой игры своему малышу, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на деток постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы, что бы она соответствовала интересам именно нашего ребёнка. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны далеко не всем. А ведь одной игры малышу мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Вывод здесь напрашивается сам собой. Вы вполне сможете и сами в домашних условиях сделать серию развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств. Хочу предложить вам несколько таких игр.
«Кто что ест»
Эта игра подойдёт деткам от полутора лет и старше. Хотя можно начать играть и раньше, если малыш проявит заинтересованность. Подобные игры развивают логическое мышление, мелкую моторику, учат ребёнка сортировать предметы, считать, и, конечно, помагают познавать мир природы. Кроме того, фигурки более наглядны для малыша, чем просто картинки в книге. Он трогает их, берёт в ручки и воспринимает почти как живые.
Для работы вам понадобятся картинки двух видов: с изображением животных и того, что эти животные едят. Где взять картинки? Просмотрите ненужные журналы, почтовые открытки, старые книжки. Вы обязательно найдёте то, что нужно. Если у вас или ваших друзей есть компьютер, можно распечатать подходящие картинки на принтере. Можно специально для этого купить простенькие детские книжки и вырезать картинки оттуда. Если вы хоть немного умеете рисовать, нарисуйте изображения сами. Помимо этого, необходимо нарисовать по 5 маленьких и больших грибочков и морковок. Наклейте заготовки на картон, высушите под прессом (иначе они прогнутся), листы картона сверху оклейте скотчем. Теперь вырежьте изображения, и игра готова. Кстати, таким образом можно “продлить жизнь” и покупным играм, если они выполнены на тонкой бумаге. Тогда даже маленький ребёнок не сможет их порвать, и они прослужат вам очень долго.
Для начала достаточно несколько пар картинок. Например, зайчик – морковка, ёжик – грибок, белка – шишка, цапля – лягушка, и т.д. Лучше начать с тех животных и птиц, которые уже знакомы ребёнку. Потом коллекцию можно будет пополнять. Разложите перед малышом зверюшек и предложите “покормить” их. Возьмите в руки, например, шишку, и спросите: “Кому мы дадим шишку? Кто её скушает?” Если ребёнок затрудняется с ответом, скажите что, шишку (точнее, семена из неё) с удовольствием скушает белка (или дятел). Пусть малыш сам “отдаст” белке шишку. Можно спрашивать наоборот: “Что кушает белка?” Малыш находит шишку и кладёт сверху белочки. Поощряйте ребёнка проговаривать названия животного. Очень полезными для развития речи могут быть звукоподражания. Спрашивайте: “Как цапля хватает лягушку? ЦАП! Как цыплятки клюют зёрнышки? КЛЮ-КЛЮ-КЛЮ! Как зайка грызёт морковку? ХРУСТЬ!” Такая игра обычно очень нравится детям и может надолго стать “хитом”.
Затем можно усложнить игру, объяснив, что мышку может съесть не только кошка, но и лисичка, и ёжик. Медведь, хоть и питается в основном растениями, не откажется от рыбки. Грибочки и морковки разного размера послужат вам дидактическим материалом для обучения счёту и величине. Предложите малышу дать зайчику, например, 2 большие морковки, а ёжику – 3 маленьких грибка. Можно сделать двух зайчиков и придумать сказку о том, что зайченок любит маленькую морковку, а мама-зайчиха – большую. Попросите малыша раздать зайцам их любимое лакомство. Полезным занятием для ребёнка будет и выкладывание последовательностей. Вы выкладываете последовательность морковка-грибок и просите малыша продолжить её. Вариантов может быть много. В этой игре допустимо всё, кроме скуки. Придумывайте новые задания, рассказывайте импровизированные сказки, искренне радуйтесь даже самой маленькой победе малыша. Не всё получится сразу. Наберитесь терпения, просто играйте и результат не заставит себя ждать.
Ближе к трём годам можно поиграть в экологическую игру, которая расширит знания малыша и даст представление о том, что всё в мире взаимосвязано. Составьте вместе с ребёнком пищевые цепочки. Например, колосок – мышь – лиса. Или комар – лягушка – аист. Расскажите, что выпадение хотя бы одного звена этой цепочки приведёт к серьёзной беде. На эту тему существует много сказок. Но вы можете и сами придумать захватывающую и поучительную историю, которую ваш малыш захочет слушать снова и снова.
Фигурки животных можно использовать и при изучении географии. Если у вас есть большая карта мира, найдите на ней вместе с малышом дом для каждого зверька или птицы. Особенно уместным это будет, когда вы читаете сказку или стихотворение. Очень интересно найти местожительство героя этой сказки или, скажем, проследить по карте путь доктора айболита в Африку. Для наглядности приколите фигурки булавками к карте и оставьте на некоторое время, пока малыш проявляет к ним интерес.
«Семья»
Эта игра очень похожа на предыдущую и изготавливается практически так же. Помогает малышу освоить понятия “мама”, “папа”, “ребёнок”, выучить названия животных и их детёнышей. Нам понадобятся фигурки домашних животных и птиц. Каждого вида должно быть по три (самец, самка, детёныш). Не забудьте про фотографии самого малыша, его мамы и папы. С такими картинками можно придумать большое количество игр. Предложите малышу собрать вместе семью уточек или лошадок, постройте для них дом из кубиков или нарисуйте его вместе с малышом на листе бумаги. Можно сортировать картинки иначе. Пусть ребёнок попробует выбрать только детёнышей или их “мам”. Почаще повторяйте названия: “Петушок – это папа, курочка – мама, цыплёнок – их ребёнок”. Придумывайте вместе с малышом сказки про семьи животных. Так он легче запомнит новые слова.
«Мемори»
Название игры идёт от английского слова memory, что значит “память”. И действительно, эта игра развивает у детей память, усидчивость и умение концентрировать внимание. Для неё вам понадобятся небольшие парные карточки. Самый простой способ – купить простенькие книжки со сказками, например, “Теремок”, “Репка” в двух экземплярах и разрезать их на картинки. Заготовьте картонные карточки размером 6 x 6 см. Вырезанные картинки наклейте по одной на карточку. Парные карточки должны быть абсолютно одинаковые.
Смысл игры заключается в следующем. Пары картинок перемешивают и раскладывают перед ребёнком в несколько рядов изображением вниз. Теперь переворачиваем одну карточку, показываем малышу и снова кладём на место. Переворачиваем следующую, и так до тех пор, пока не встретим уже виденную. Малыш должен вспомнить, где лежит такая же карточка и открыть её. Если угадал – оставляем обе картинки открытыми. Если нет – обе картинки опять закрываем. Продолжаем игру до тех пор, пока не отыщем все парные картинки. Начните обучение малыша всего с одной пары, что бы он понял смысл игры. Постепенно увеличивайте количество пар, усложняйте картинки. Полуторагодовалый малыш после небольшой тренировки вполне справится с шестью парами, т.е. с двенадцатью картинками. А может, ваш осилит и больше?
Геометрическая мозаика
Когда-то в детстве у меня была замечательная немецкая мозаика. Представляла она собой пластиковые геометрические фигурки, из которых нужно было складывать узор по схеме. Но что нам мешает сделать такую же для своего малыша? Возьмём цветной картон, предварительно оклеенный скотчем, и вырежем из него разноцветные фигурки одинаковых и разных размеров: круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, трапеции и ромбы. Такая игра очень полезна для нашего юного всезнайки. Она поможет развить пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику и, что особенно важно, умение концентрировать внимание и работать по образцу. Последний навык вполне по силам двухлетним малышам.
Итак, возьмите несколько фигурок и выложите перед ребёнком несложный узор. Лучше, если это будет знакомый предмет. Например, ёлочка из трёх треугольников. Не забывайте при этом называть фигуры, которые используете и их цвет. Попросите малыша “посадить” рядом такую же ёлочку или даже изобразить целый лес. Постепенно усложняйте задания, придумывая новые узоры: тележка, человечек, цветок, собачка и др. Можно заготовить карточки с нарисованными (или наклеенными из того же картона) рисунками и предлагать их малышу в качестве образца. Очень уместным будет обыгрывание картинки с помощью подходящих стишков. Это внесёт в игру разнообразие и поможет заинтересовать маленького непоседу. Чуть позже покажите малышу, что можно не только выкладывать картинки по образцу, но и придумывать свои. Обязательно поощряйте любые попытки творить самостоятельно. Эти первые шаги юного конструктора станут основой для развития многих полезных умений в будущем.
Всё перечисленное выше, только капля в море того, что любящая мама может сделать своими золотыми руками. Не секрет, что часто малыши очень привязываются к самодельной собачке или куколке и любят их больше дорогих покупных игрушек. Творите, фантазируйте, не бойтесь ошибок! Возможно, что именно ваши игры станут для малыша любимыми и принесут ему огромную пользу. Ведь они хранят тепло ваших рук, любовь ваших сердец, частичку вас самих…
Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
апрель 2003