Что может быть дороже для нас, родителей, наших любимых малышей? Вопрос банальный и имеет один единственный ответ, но его стоит задать себе для того, что бы глубже понять, о какой важной теме пойдет речь. Возможно, все эти правила и советы покажутся кому-то простыми и понятными. Но именно эти простые и понятные правила безопасности “писаны кровью”, и от их соблюдения или не соблюдения зависит здоровье, а иногда и жизнь ребенка. У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что лучше малышу учить азы ОБЖ на собственном опыте, падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая и охраняя ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать. А вторая делает ребенка совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Поэтому, возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим свою “золотую середину”.
Жизнь по правилам
Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и при условии, что он твердо знает и выполняет необходимые правила безопасности. Практически все малыши любят различные ритуалы и следят за их неукоснительным выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о необходимых мероприятиях. Подобным образом нужно позиционировать и правила безопасности, именно как ритуал, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ребенок охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно, дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, что бы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать, не рассказывать “страшилки” вроде стишков о “маленьком мальчике”, а давать четкую, правдивую информацию, обязательно поясняя, что подобного несчастья никогда бы не случилось, если бы мальчик или девочка поступили так-то и так-то… Ребенок должен знать как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже “пройденным” темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию, из-за того, что мы вовремя не напомнили им простые правила…
Кто стучится в дверь ко мне?
Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, “никому не открывай дверь”. Но подобные слова для ребенка - пустые слова. Он поймет их совершенно по-своему. Например, так: “Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…” Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. И уж тем более знакомый человек никак не может им оказаться. Но, по статистике, наибольшее число насилия над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: “Кто?” Вы должны четко объяснить малышу, что “никому не открывать дверь” – это значит НИКОМУ, кем бы человек не представлялся и что бы ни говорил. Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: “Кто там?” девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь тут же распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого журнала. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. А вы объясните своему малышу, что никакие соблазны не должны лишать его рассудительности. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: “Папа сейчас в ванной, когда выйдет – он вам откроет”.
Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: “Мама сейчас занята. Перезвоните позже”.
Бусины и К°
Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые врач ухогорлонос достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать “ай-ай-ай”? Далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Одна моя подруга обнаружила у четырехлетней дочери в носу крупную бусину, которую она засунула туда из чистого любопытства: “А что произойдет с моим носом, если я так сделаю? Сможет ли он дышать?” К счастью, ничего произойти не успело… Эта же девочка, играя в больницу, складывала в рот пуговицы “как будто таблетки”. И чем развитей воображение, тем более изобретательными могут стать поступки ребенка. И бесполезно прятать все мелкие предметы в доме (да это и не возможно). Это обезопасит грудничка, но не спасет шустрого, вездесущего пятилетку. Способ борьбы с горе-экспериментаторами есть только один. Это четкое и понятное объяснение ребенку возможных последствий таких экспериментов, но не путем запугивания, а на основе знаний о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Даже трехлетний малыш способен на своем уровне понять основы физиологии. Но объясняйте не тогда, когда “гром уже грянул”, а в качестве профилактики. Это касается не только инородных тел, а и абсолютно всех остальных правил безопасности. Ведь отступление от любого из них ведет к нарушению работы отдельных органов или всего организма. Для этого нужна детская энциклопедия о человеке с хорошими реалистичными картинками. Но подойдет даже взрослый медицинский атлас (именно по нему мы с детьми и изучаем устройство нашего тела). Расскажите малышу о дыхательной системе, о том, как мы дышим, как важно, что бы дыхательные пути оставались свободными для прохождения воздуха и к каким печальным последствиям может привести остановка дыхания. Это относится не только к бусинам и пуговицам, а и к всевозможным играм с одеванием кульков на голову и ремней или поясов на шею (“я собачка и буду ходить на поводке”). То же относится и к органу слуха. Рассмотрите устройство уха и поговорите о том, как печально не слышать пение птиц, шум ветра и дождя, прекрасную музыку, голоса близких людей. А именно к этому может привести засовывание в уши палочек, спичек, горошин и других предметов. Аналогично рассказывайте и о последствиях других необдуманных поступков.
Есть одна у летчика мечта…
Следующая опасность – окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет – риск снижается. Но, до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже понимает, что высота – это опасно, но, вместе с тем, она притягивает его будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Моя подруга детства недавно вспоминала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на… девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапочек. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), подруга побежала вниз за тапком и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно “тапочков” полет подействовал на нее отрезвляюще. Когда мы учились в первом классе, то частенько играли вместе у подруги дома. Родители ее были на работе, а мы иногда развлекались тем, что залазили… на шкаф. Сооружали хлипкую конструкцию из стульев и табуретов, затаскивали наверх яблоки и прочую снедь и сидели там, воображая себя какими-нибудь зверьками. Сейчас страшно даже вспоминать… И разве мы не знали и не понимали, что это опасно? Знать-то знали, но понимали ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию. Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького “летчика” все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести “шоковую” терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое запугивание – крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.
Загадочный ток
Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.
Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше
пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство,
ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и
постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы,
особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых
разных возрастов. Научите ребенка правильно вставлять вилки электроприборов в
розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться
руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми
руками. Важно, что бы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас
возможный неприятный инцидент. Иногда электротравмы имеют отдаленные негативные
последствия. Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям./P>
Притягательные баночки и бутылочки
Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах. Знать-то знаем, но выполняем ли? Я тоже частенько пренебрегала подобным правилом, пока не попала на занятия по токсикологической химии и не наслушалась страшных историй из практики судебной медицины. По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому, очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они “съедобно” пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных “дегустаций”
Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства – штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки (даже “безобидные” витамины) – не конфеты и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже самому сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем. Так, шестилетняя дочь подруги должна была каждое утро съедать по шесть гомеопатических крупок. Она несколько дней делала это очень ответственно, а потом увлеклась и съела сразу всю пачку сладких гранул…
Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах, пока ему не исполнится хотя бы лет 8-9. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет…
Сказки-помощники
Сказки – верные родительские помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если вы будете не просто читать малышу на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить крохе, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Вот волк и на маму-козу стал похож, и на бедную маленькую овечку, только бы обмануть доверчивых козлят и поросят. А цель-то понятна – съесть их всех. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот… Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые “Три поросенка” и “Волк и семеро козлят”, и “Красная Шапочка”, и даже “Колобок”. У А. Усачева в книге “Маленькая собачка Соня” есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен “Малыш и Карлсон” – это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон… В общем, побольше вам, дорогие родители, изобретательности, понимания и здравого смысла. И тогда с вами и вашими малышами никогда ничего не случится…
Юлия Каспарова
"Мир семьи"
апрель 2005