Развивающие игры для пятилетних
Кажется, что еще вчера ваш малыш лежал в кроватке и умилял розовыми пяточками, трогательной беззубой улыбкой, восторженным “агу”. А сегодня серьезный человечек задувает на именинном торте целых пять свечей! Остался всего год беззаботного детства, и даже те мамы и папы, которые не были сторонниками раннего развития малышей, начинают задумываться о подготовке своих пятилеток к учебе. Ведь сейчас во многих школах при зачислении настойчиво намекают, что видят своего будущего ученика-шестилетку читающим, считающим и пишущим.
К школе готов?
Нашим малышам учиться сложнее, чем когда-то нам. В большинстве своем, мы приходили в школу семилетками, не умея ни читать, ни писать. И терпеливые учителя обучали нас этим премудростям весь первый класс, растягивая на пол года один только процесс изучения букв. Но окружающая действительность меняется стремительно, расширяется объем знаний и умений, необходимых современному человеку для жизненного успеха. Сейчас к малышам предъявляют совсем иные требования. Для зачисления во многие школы будущий ученик должен уметь читать, считать, обладать рядом довольно сложных навыков. Новая школьная реформа, усадившая за парты шестилеток, имела, безусловно, благие намерения облегчить адаптацию малышей к школе, “растянуть” трехлетнюю программу обучения на четыре года, тем самым, снизив информационную нагрузку на ребенка. Но, в результате, период ролевых игр, приходящийся как раз на возраст пяти-шести лет, когда малыш переживает в игре многие “взрослые” ситуации выпадает из жизни ребенка. И возникают все те же проблемы адаптации, которых так хотелось избежать. Обучение шестилеток, не нарушающее естественные периоды детства, возможно только через игру. А мы, современные родители, тоже кинулись в этот водоворот, таская малышей без меры по развивающим группам и спортивным секциям, изостудиям и музыкальным школам, забывая и не замечая за своими родительскими амбициями, что лишаем детей обычного детства, беззаботного и светлого, которого у нас самих было достаточно. Так что же, получается, что малыша-дошкольника нужно оставить в покое, пустить все на самотек и полностью переложить заботу о подготовке к школе на плечи воспитателей детского сада? Ни в коем случае! Готовить малыша к школе нужно, и готовить серьезно, планомерно. Но все свои усилия направлять не на вбивание в детскую головку огромного количества знаний, обучение письму или скорочтению. Любой психолог подтвердит, что обученный (т.е. умеющий писать, читать, считать) ребенок и ребенок готовый к школе – это не одно и то же. Гораздо важнее для успешного обучения развитие речи, творческих и интеллектуальных способностей малыша (памяти, внимания, мышления), самостоятельности, социальных навыков. Но помните, что такое обучение должно проходить только в игровой форме и доставлять радость как малышу, так и вам. Ведь самое важное для дошкольника – это игра. И ее не заменят никакие, даже самые нужные и полезные занятия.
Учимся думать и запоминать
Для тренировки внимания и памяти существует множество очень простых, но эффективных упражнений. Вот играете вы, например, игрушками. Посадите в ряд четыре-пять игрушечных зверей и попросите малыша внимательно на них посмотреть. Теперь пусть ребенок закроет глаза, а вы спрячьте одну из игрушек за спину. Кто спрятался? Задание постепенно усложняйте, прячьте несколько игрушек, меняйте игрушки местами, заменяйте одних зверей другими и каждый раз просите малыша сказать, что изменилось. В эту игру удобно играть фигурками от киндер-сюрпризов, использовать картинки или карточки от детских лото.
Детки очень любят находить отличия у двух, очень похожих между собой, картинок. Подобные задания часто встречаются в детских журналах и газетах или во взрослых, на специальной детской страничке. Если вырезать такие задания из газет и вставлять в обычный фотоальбом, то очень скоро у вас получится целая книга полезных и забавных упражнений. Хороши для развития внимания и картинки, где художник “случайно” что-то перепутал. Такие картинки несложно нарисовать и самим. Вот рядом со снеговиком растут цветы, у девочки на руки надеты туфельки, а на ноги – рукавички, месяц и солнышко светят в небе одновременно, дождик идет “вверх”, на елке растут яблоки… Чем смешнее и нелепее рисунок, тем лучше. Просите кроху не только указать несоответствия, но и объяснить, почему он так решил.
А теперь нужно немного подвигаться! Делайте различные движения, а кроха пусть повторяет за вами, стараясь точно скопировать ваши действия. Еще можно поиграть в “великана” и “карлика”. По команде “карлик” ребенок приседает, а по команде “великан” – встает и поднимает руки вверх. Ваша задача – запутать ребенка. Говорите: “великан”, а сами приседаете. Задача ребенка: выполнять все без ошибок. Хороша и известная с детства игра с мячом “Съедобное - не съедобное”, которая, помимо внимания, учит малыша координировать движения.
Для развития речи полезно составлять рассказы по картинке или серии картинок, описывать какую-нибудь игрушку или предмет, придумывая как можно больше признаков. Разучивайте вместе с крохой стихи, стараясь рассказывать их с выражением. Почаще выбирайтесь в детские театры, а потом просите малыша пересказать увиденный спектакль. Полезно инсценировать с игрушками прочитанную книгу, устраивать домашние кукольные представления. Если у малыша проблемы с произношением каких-то звуков, проконсультируйтесь с логопедом, подберите стишки-чистоговорки, направленные на коррекцию.
Играйте с малышом в настольные игры, отдавая предпочтение развивающим. Особенно хороши шахматы. Они как нельзя лучше тренируют мышление и логику, развивают память и умение концентрировать внимание. Пригодится и “Уникуб” Никитина, а также разные лото, паззлы, головоломки, подходящие крохе по возрасту.
Уверенные пальчики
Нужно ли учить дошкольника писать прописными буквами? Большинство педагогов ответит: нет. У каждого учителя свой метод обучения детей письму. И всегда легче учить, чем переучивать. А вот подготовить непослушные пальчики к сложной работе можно и нужно. Здесь в ход пойдет и пальчиковая гимнастика, которая полезна не только грудничкам, и нанизывание бус из макаронин разной формы, и вышивание, аппликация, лепка, словом все то, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений.
Научите малыша пришивать пуговицы. Помимо бытовой пользы, это занятие прекрасно укрепляет пальцы и дает крохам ощущение взрослости, значимости. Пусть малыш помогает вам вешать белье на прищепки. Завязывание шнурков, заплетание косичек куклам, изготовление различных бубончиков из ниток, простые вышивки крестом и “стебельком” – интересно и полезно одновременно. Не на последнем месте стоят аппликации из различных материалов. Очень важно как можно раньше научить ребенка пользоваться ножницами. Вырезание – незаменимый помощник в развитии моторики. Купите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну – машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что “без ножниц и клея”, а именно с необходимостью вырезать по контуру. Отдайте детям “на растерзание” старые журналы, пусть вырезают картинки в свое удовольствие. Занимайтесь вместе с крохами оригами, делайте разные поделки из бумаги.
Пластилин – ваш незаменимый помощник. Он многогранен в своей пользе. Здесь и творчество, и усидчивость, и, конечно, моторика. Не пожалейте денег на хороший восковой пластилин, эластичный и яркий. Стимулируйте желание малыша лепить. Вносите игровой момент в занятия, иначе детские порывы могут быстро угаснуть. Лепите вместе с крохой тематические работы: пруд, аквариум, комнату для куклы, поверхность загадочной планеты, эпоху динозавров, героев мультфильмов, все, что будоражит детское воображение. Вырезайте пластилин формочками. Соревнуйтесь: кто быстрее или кто лучше. Сочиняйте: а что если… Малыш будет рад помочь вам и на кухне, когда вы лепите вареники или печете пироги. Дайте ему кусочек теста, пусть тоже слепит пирог. Может, не очень красиво, но зато как вкусно!
Для укрепления пальчиков очень важно рисовать и раскрашивать карандашами. Именно карандашами, а не фломастерами, которые не требуют особого нажима для получения штриха. Малышу, привыкшему к фломастерам, будет сложно писать ручкой. В этом смысле хороши раскраски, ведь в них нужно еще и координировать движения, что бы не выступать за контур рисунка. Для тренировки пальцев полезны и различные трафареты. Можно обводить формочки для печенья или пластилина, стаканы, засушенные листья деревьев, любые другие подходящие предметы. Пусть малыш учится аккуратно штриховать под разным углом, стараясь делать одинаковые расстояния между линиями. Не забудьте и про палочки-крючечки, которые являются элементами прописных букв. Полезно соединять точки, получая рисунок или обводить рисунки по контуру. Таких заданий много в различных прописях, рассчитанных на дошкольников, но можно сделать подобные игры-занятия и самостоятельно.
Не менее важно
Малыши, посещающие детский сад, гораздо легче адаптируются к школе. Это и понятно. Они уже привыкли подолгу находиться без мамы, более самостоятельны и уверены в себе, и, главное, умеют жить в коллективе. Коммуникативность – важное качество будущего маленького школьника. Если малыш не ходит в детский сад, в последний год до школы поводите его в развивающую группу, занятия в которой направлены не столько на изучение чего-либо, сколько на социализацию малышей, т.е. на умение гармонично сосуществовать в коллективе. Возможно, даже стоит отдать малыша в подготовительную группу детского сада. Здесь малыш привыкнет к режиму и научится общаться со сверстниками.
Уделите максимум внимания и здоровью карапуза. Если у малыша есть какие-то хронические заболевания, самое время обследоваться и, при необходимости, провести курс лечения. Максимально оздоровите малыша летом. Если нет возможности съездить к морю или в деревню, постарайтесь хотя бы выходные проводить на природе: у реки, в лесу, в парке… Приветствуются подвижные игры и велосипед. Неплохо в последний год перед школой поводить кроху в бассейн. Плавание, помимо физической нагрузки, укрепит организм и иммунную систему.
Где же найти время?
Постоянная нехватка времени – основная наша проблема. Где же взять его для систематических игр-занятий с малышами? Часто нам кажется, что для занятий нужно непременно усадить ребенка за стол или на диван и самому находиться рядом. Иногда нужно и так. Но чаще можно найти массу способов заниматься между делом, не создавая для занятий особых условий. Не прогоняйте малыша с кухни, когда вы готовите ужин. Он может устроиться за кухонным столом с прописью или альбомом для рисования, а вы будете время от времени наблюдать за его работой.Дорога в детский сад и обратно – прекрасная возможность поиграть в различные словесные игры, развивающие речь, воображение, наблюдательность. Предложите малышу называть все встреченные по пути предметы определенного цвета или формы. Поиграйте в рифму, придумайте сказку о каком-нибудь скучном предмете, валяющемся под ногами (например, консервной банке), изучайте попадающиеся на пути деревья и цветы, разучивайте наизусть песенки и стихи (на этот случай всегда держите в кармане или сумке маленький сборник стихотворений детских поэтов). Вспомните забытые игры своего детства: “Города”, “Вам барыня прислала…”, “Я знаю десять названий птиц” и др. Попросите малыша подумать, чем похожи и чем отличаются волк и собака, кактус и елка, телевизор и компьютер… Подбирайте к словам синонимы и антонимы, пересказывайте просмотренный накануне мультфильм или прочитанную книгу, придумывайте новое продолжение старой сказки, сочиняйте по очереди загадки…
Возьмите за правило уделять малышу пол часа перед сном. Какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку. Читать перед сном – замечательная традиция. Лучше всего подойдут длинные детские книжки. Ведь так интересно ждать до вечера продолжения и фантазировать о том, что же произойдет дальше. Познакомьте малыша с произведениями таких авторов, как: А. Линдгрен, Н. Носов, С. Прокофьева, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев, Б. Житков, Р. Киплинг, Л. Толстой, В. Осеева, А. Волков и др. Читайте русские волшебные сказки, сказки народов мира, мифы Древней Греции. Даже если кроха уже и сам умеет читать, это не заменит такие вечерние “посиделки”. Ведь для маленькой детской души они значат гораздо больше, чем простое знакомство с классиками литературы…
“Учеба в радость!” – пусть это будет главным девизом. Посмотрите: вот они, наши дети… Радостные, смешные, яркие, непосредственные, мудрые и наивные одновременно… Не погасите случайно искру их жизнерадостности, помогите вступить во взрослый мир легко и без страха, тогда многие школьные проблемы обойдут ваших любимых крох стороной.
Юлия Каспарова
"Мир семьи" май 2004