Стамбул. Перезагрузка
Март 2018
…Стамбул никогда не стоял в списке моих самых сильных «хотелок», хотя мы неоднократно подумывали туда слетать. Тем более что сделать это было крайне просто — у «Пегаса» из Харькова в Стамбул есть прямые и недорогие рейсы. Но, наверное, то, что кажется слишком простым и доступным не так будоражит воображение, как более сложные и дальние маршруты. Каждый раз нам что-то мешало, планы менялись, и Стамбул так и оставался неизведанным городом X. И вот, придумывая мне подарок на очередной день рождения, муж решил взять билеты в Стамбул. Аргумент был железный: сколько можно смотреть Европу, нужно же уже и в Азии побывать. Благодаря этому, нам удалось-таки слетать в этот замечательный город-праздник, о чем мы ни разу не пожалели!
Даты поездки выбирались исходя из стоимости билетов. Иногда их можно взять по совсем смешным ценам — 50-60 дол. в обе стороны. Но ждать акций мы не стали. В результате, купили билеты на начало марта за 100 дол. на человека в обе стороны + одна единица багажа. Что, учитывая вылет из своего города, было совсем неплохо. Сначала мы планировали лететь вдвоем. Но незадолго до вылета ситуация немного изменилась, и мы решили взять и Машу тоже. Без проблем купили билеты на те же рейсы и практически по той же цене… И стали ждать, считая дни до вылета. Потому что душа и тело уже не то, чтобы просили, а энергично требовали отдыха, смены обстановки, новых, приятных впечатлений. Одним словом, перезагрузки…
Правда, за день до вылета пришлось немножко попереживать. Харьков засыпало рекордным количеством снега, который никак не унимался, а все валил и валил. Я с тоской наблюдала за отменой и задержкой рейсов на сайте аэропорта и все думала, что как-то мне везет улетать в снегопады. И так и не решила: то ли в марте мне вообще летать не стОит, то ли в какой месяц не полети — обязательно будет снегопад... Но все устроилось самым лучшим образом: полосы расчистили, самолеты перестали задерживать, и 2 марта мы закинули вещи в багажник машины и отправились в аэропорт.
…Машину оставили на парковке аэропорта, заплатив за 5 дней 300 гр. Прикинули, что такси в аэропорт и обратно выйдет в те же деньги, а то и дороже. Учитывая поздний обратный рейс, хотелось сесть в машину и поскорее добраться домой, а не ждать такси.
…Осталось преодолеть еще чуть-чуть снежных завалов, и, на ближайшие четыре дня со снегом можно будет распрощаться. А когда прилетим, думали мы, уже и снег таять начнет, и весна настоящая наступит. Ну, это мы, конечно, опрометчиво так думали…
…Что мы сделали первым делом, когда зашли в здание аэропорта? Правильно! Пошли пить кофе с вкусняшками. А как же иначе настроить переутомившийся мозг на то, что уже можно расслабиться и не тянуть рабочие проблемы с собою в самолет?
… Без проблем прошли все процедуры проверок и регистраций, осталось только дождаться посадки на рейс — и мы свободны!
Посадку объявили практически без задержки, и вот мы уже плывем над сливочными облаками, наблюдая в иллюминатор, как медленно снаружи меркнет свет, сменяясь полной темнотой…
Долетели без происшествий, прошли паспортный контроль и забрали чемодан. И вот тут начался квест под названием «доберись до отеля от аэропорта Сабихи Гёкчен». Для тех, кто вдруг не знаком с географией Стамбула, я кратенько расскажу. Ни для кого не секрет, что практически вся территория Турции находится на азиатской части континенте. Только часть Стамбула и еще чуть-чуть Турции расположены в Европе. Основные стамбульские достопримечательности и отели находятся как раз в европейской части. Там же расположен и главный международный аэропорт Стамбула имени Ататюрка. Но лоукосты, вроде Пегасуса, туда не прилетают. А приземляются они на азиатской стороне, в дополнительном аэропорте имени первой в истории Турции женщины-военного пилота Сабихи Гёкчен. Добираться из аэропорта довольно долго и, на первый взгляд может показаться, сложно. Поэтому многие туристы пугаются этих сложностей и берут такси, что выливается в немалые деньги. Если же перед вами стоит задача доехать до отеля бюджетно, это можно сделать без проблем. Просто нужно заранее разобраться в алгоритме действий.
Итак, первой нашей задачей было купить проездные билеты под названием Истамбул карт (IstanbulKart). Карты продаются в специальных автоматах. Покупаете пластиковую карту за 6 лир, кладете на нее некую сумму денег и потом расплачиваетесь этой картой за весь городской транспорт, включая фуникулеры и паромы. Пополняете по мере необходимости. В некоторых местах картой можно расплатиться даже в туалетах. Такая карта — обязательная вещь в Стамбуле. Конечно, можно покупать жетоны или электронные билеты на транспорт и расплачиваться ими. Но это выйдет в два раза дороже! И еще один важный момент: своя отдельная карта желательна для каждого пассажира. Если каждый будет расплачиваться своей картой, то стоимость проезда почти во всем транспорте обойдется в 2,3 лиры (а каждая последующая пересадка еще дешевле). Если же расплатиться одной картой за всех, то первый проезд будет стоить 2,3 лиры, а все последующие — гораздо дороже. Мы это испытали на себе, потому что при покупке карт, автомат проглотил купюру в 100 лир и кинул все деньги на одну карту. И у нас, в общем, не оставалось выбора: было бессмысленно покупать еще две карты, имея на одной из карт достаточно большую сумму на проезд. Так что очень советую не только поменять часть деньг заранее (мы это сделали в Харькове, в обменнике, и курс оказался очень выгодным), а еще и иметь при себе мелкие купюры и совать в автомат только их.
…Когда мы вышли из здания аэропорта, мы, честно сказать, немного ошалели: столько людей, огней, шума, суеты… Но было чертовски приятно осознавать, что на улице не мороз, и чувствовать, как теплый, плотный вечерний воздух буквально обволакивает и успокаивает…
…Есть два основных способа добраться из аэропорта к отелю. Оба маршрута с двумя пересадками. Первый: автобус — фуникулер — скоростной трамвай, второй: автобус — паром — скоростной трамвай. Мы выбрали первый способ, побоявшись связываться с паромами вечером. Но, как потом оказалось, маршрут с паромом и проще, и приятнее, и быстрее. Вообще, очень советую добираться от аэропорта именно общественным транспортом, а не такси (если, конечно, вы прилетели не ночью). Во-первых, так вы получите массу впечатлений от города в первые же минуты пребывания в нем, пообщаетесь с людьми (потому что, скорее всего, без помощи и подсказок местных вам не обойтись), проедетесь сразу на нескольких видах общественного транспорта и частично разберетесь как с маршрутами, так и со способом оплаты. Иными словами, всего за пару часов приобретете колоссальный опыт. Во-вторых, вы же, скорее всего, приехали в новый город, чтобы его исследовать, изучить, попытаться понять и почувствовать. А разве почувствуешь город, катаясь по нему на такси?
Но вернемся к маршруту. Прямо от здания аэропорта отъезжают автобусы-экспрессы компании HavaBus. Чтобы добраться до них, нужно выйти из аэропорта и немного пройти вперед. Вот так они выглядят.
Автобусов два. Если необходимо ехать, минуя паром, нужен автобус до площади Таксим (Taksim Meydanı). Если же добираться на пароме — до Кадыкёй (Kadıköy). Ошибиться сложно. Билеты на автобус покупать заранее не нужно — они продаются прямо в автобусе и стоят 15 лир. Истамбул карт здесь не действует. Мы стали в очередь на автобус до Таксим. А пока стояли — купили ту злосчастную карту, на которую упали все деньги. Киоск по продаже карт рядом с автобусами, справа.
Автобусы ходят довольно часто. Минут через десять мы уже закинули свой чемодан в багажное отделение и уселись в салоне. В автобусе есть Wi-fi, но смотреть в окно куда интереснее…
Примерно через полтора часа мы вышли из автобуса на площади Таксим. Здесь нам нужно было пересесть на фуникулер, спускающийся на станцию Кабаташ. Мы растерянно глядели по сторонам, отыскивая вход к фуникулеру. Он оказался совсем рядом. Ориентируясь по указателям, мы потопали по длиннющему коридору. А потом коридор сменился движущейся лентой эскалатора, и еще одной. Это было очень непривычно и удобно, особенно, когда ты с вещами. В конце концов, мы добрались до фуникулера, приложили к считывающему устройству свою карту и без проблем прошли на станцию. Фуникулер спускается по тоннелю, так что рассмотреть что-то вокруг не удастся. Всего пара минут — и мы внизу.
Остался заключительный этап поездки — скоростной трамвай. Выйти к трамваю можно прямо от станции фуникулера: внизу турникет, а потом по ступенькам на платформу. Наш трамвай — Т1. Станция Кабаташ — начало его маршрута. Хочется отметить, что, не смотря на поздний вечер (около 10 часов), мы нигде не ждали транспорт больше 2 минут (не считая автобуса-экспресса). Да и в другие дни ситуация была примерно такая же. Транспорт в Стамбуле просто замечательный: огромное количество маршрутов и видов транспорта, понятные схемы, современные машины…
…Внутри трамвая висит электронное табло с названиями станций, плюс станции объявляет диктор. Так что ошибиться и проехать нужную остановку крайне сложно. Единственная проблема — это стоящие у дверей люди. Если вагон переполнен, бывает довольно сложно протиснуться к выходу. Не зная турецкого, сложно попросить людей подвинуться и пропустить тебя, а английский понимают далеко не все.
…Проехав несколько остановок, мы вышли на станции Султанахмет. По карте, отсюда до нашего отеля было около 700 метров. Сначала, когда мы планировали лететь вдвоем, я забронировала хороший недорогой отель в этом же районе. Но потом мне пришлось искать другой вариант, так как теперь нам нужен был трехместный номер. Я нашла отель с противоречивыми отзывами, хотя, в целом, рейтинг его был далеко не самый худший. Подкупало месторасположение (два шага и до Голубой мечети, и до моря), аутентичный район, завтрак на веранде с отличным видом (на Мраморное море и Малую Ай-Софию) и цена (всего 112е за троих за четыре дня с завтраком). Подумав, мы решили, что в отеле будем только ночевать, потому хоромы нам не нужны. И забронировали. Оставалось всего ничего — найти отель и поселиться.
…Первыми, кто встречал нас, когда мы вышли из трамвая, были стамбульские собаки.
Собаки, наряду со стамбульскими кошками, такая себе местная привилегированная каста. Собак в Стамбуле очень много! Они большие, далеко не худые и вальяжные. Ходят по городу совершенно свободно и никого не напрягают. А так как с недавних пор, после 16-ти летнего перерыва, у нас опять появилась собака, все собачьи вопросы стали мною восприниматься очень болезненно. И вот у граждан Турции в этом смысле есть чему поучиться. В первую очередь, милосердию и цивилизованному отношению к животным. Все бродячие собаки здесь под контролем. Они стерилизованы, пролечены, каждая имеет клеймо на ухе. Собаки совершенно не агрессивны, их любят и заботятся о них. Мы не раз видели, как псы спят на матрасиках и подстилочках, заботливо укрытые одеялами. Такие штуки сразу вызывают приязненное отношение и к стране в целом, и к людям в частности. На мой взгляд, это может рассказать о многом…
Мы так подвисли возле этих собак, что забыли о том, что уже довольно поздний час, а нам еще искать отель в узких закоулках. Стамбул определенно нам нравился…
…Наконец мы отлипли от собак и пошли искать отель. Дорога спускалась круто вниз. Вообще, Стамбул стоит на холмах. Поэтому тут везде — или вверх, или вниз. Но то, что к отелю вниз — это хорошо. Утром, пока ты еще полон сил, можно и в горку. Зато вечером, когда возвращаешься назад уставшим, подниматься уже не придется. Минут через десять мы пришли по заявленному адресу, но нужного нам отеля там не оказалось. Мы стали ходить кругами по соседним улицам и переулкам, но отель не находился. Причем, вспоминая фотографии, я понимала, что это точно где-то здесь. Но где? Мы искали, мы спрашивали у немногочисленных в этот поздний час прохожих на улицах, но никто не мог нам помочь. И только спустя двадцать минут блужданий нам повезло: продавец в магазинчике знал этот отель и взялся нас проводить. Отель оказался на одной из соседних улочек. Мы облегченно вздохнули, но, оказалось, радоваться было еще рано. Минут пять мы звонили в дверь, но на звонки никто не отвечал. Хотя накануне я предупредила хозяина о том, что мы будем не раньше 11 вечера, и он ответил, что «no problem». В конце концов, на звонки вышла сонная женщина и махнула рукой на дом на другой стороне улицы, мол, хозяин там. Мы стали туда звонить, и хозяин, в конце концов, отыскался. Как потом выяснилось, он живет в доме напротив отеля. Мы получили ключи от номера и поднялись на второй этаж по винтовой лестнице…
…Номер был, как бы это помягче выразиться, требующий ремонта. Думаю, какое-то время назад, со свежим ремонтом, отель был очень даже не плох для бюджетного варианта. Сейчас же все было несколько обшарпано, сантехника старая, но постель и полотенца белые и чистые. Примерно такое я и ожидала увидеть, поэтому особо не расстроилась. В номере было достаточно душно, но мы открыли окно, запустив в комнату прохладный вечерний воздух, остро пахнущий морем, и все сразу встало на свои места.
…Было уже около 12 ночи. Сегодняшний день выдался нереально длинным. Все-таки в автомобильном путешествии, когда смена картинки происходит постепенно, ты успеваешь осознать все эти изменения. С самолетом иначе. Вот только-только ты еще был дома и вдруг — раз! — уже в Стамбуле. Как-то в голове не очень укладывается. Хорошо это или плохо — даже не знаю. Я подумаю об этом завтра. А сейчас — спать…
…На следующий день мы проснулись около восьми. К девяти нас ждали на завтрак, так что времени было достаточно, чтобы окончательно проснуться и собраться. Погода была непонятная. Прогноз обещал на «наши» четыре дня бесконечные дожди и холод. Но в открытое окно дул совсем не холодный ветерок, а небо было не пасмурным, а всего лишь облачным.
…Веранда для завтраков оказалась просто зачетной! Уютно и вид замечательный! Завтрак — скромный шведский стол: колбаса, сыр типа феты (очень вкусный!), огурцы, помидоры, черные и зеленые оливки, отварные яйца, апельсины, масло, мед, шоколадный крем, сладкая выпечка, чай, кофе. Вроде и не густо, но голодными ни разу не остались. А что еще нужно для завтрака?
…Подкрепившись, выдвигаемся на первую прогулку по легендарному городу. Планы на сегодня такие: обойти все, на что хватит времен и сил, в пешеходной доступности от отеля. На улице тепло совсем по-весеннему, что особенно приятно после харьковских морозов. Улочка, на которой расположен наш отель, мне ужасно нравится…
Идем по направлению к Голубой мечете. Это совсем близко, правда, на этот раз вверх. Смотрим вокруг во все глаза. Райончик очень милый…
…Вышли к Египетскому обелиску. Его привезли из Египта в Константинополь в 390 году н.э. по приказу императора Римской империи Феодосия Великого. А в самом Египте он был установлен и того раньше — в 1460 году до н.э.
…К нам без конца пристают зазывалы, предлагая всевозможные экскурсии. Мы отбиваемся, как можем, потому что намерены гулять по городу самостоятельно. А вокруг — огромное количество русскоговорящих туристов и группами, и поодиночке…
…Первым делом идем в Голубую мечеть или, иначе, мечеть Султанахмет. Это не только самая значимая мечеть Стамбула, выдающийся образец исламской и мировой архитектуры, а и символ города. Так получилось, что раньше нам не доводилось бывать в мечетях. Да и видеть их вблизи особо не приходилось. Разве только в Бахчисарае. Мечети произвели неизгладимое впечатление. Очень понравились! Мы старались по возможности в них заглядывать. А вот с Голубой мечетью не сложилось — она оказалась закрытой на реставрацию. И внутрь совсем не пускали. Но походить вокруг, поглядеть внутренний двор тоже было интересно…
Голубая мечеть была построена султаном Ахмедом I в период с 1609 по 1616 год. Таким образом он хотел умилостивить Аллаха и поднять авторитет Турции. Ведь в тот исторический период Османская империя терпела поражение за поражением в войнах с Австрией и Ираном.
…После мечети решили заглянуть в Ай-Софию. Перед ней раскинулся симпатичный сквер: пальмы, трава зеленая, цветы на газонах… А тут еще и солнышко стало понемногу проглядывать сквозь облака… Так классно, что хочется петь. А все оставленные дома проблемы стали какими-то бледными и незначительными…
…А вы замечали, что каждый город пахнет по-особенному? Львов пахнет кофе, румынский Брашов навсегда врезался в память запахом чисто вымытых мощеных улиц, ну, а Амстердам — сами знаете чем… Стамбул же пахнет жареными каштанами. И еще рыбой. Но рыбой — это на Эминёню. А каштанами — повсеместно. Каштанам больше всего радовалась Машка — очень уж любит их. И кукурузу любит. Поэтому ей тоже радовалась. Где продают жареные каштаны, там же продают и жареную кукурузу. Она дразнит взгляд своими вызывающе-желтыми боками. И ты понимаешь: разве можно не ощущать всепоглощающего счастья в городе, где так много желтого цвета…
Но наша цель — Ай-София. Идем к ней...
Чтобы зайти в музей, нужно выстоять очередь. Очередь не слишком большая, но минут на 20, пожалуй. Боюсь даже представить, сколько здесь туристов летом. Для посещения музеев Стамбула можно обзавестись музейной картой. При условии, конечно, что вы планируете посетить те музеи, которые в нее входят. С музейной картой в очередях можно не стоять. Причем, говорят, карту можно заказать через сайт и указать адрес отеля. К вашему приезду она уже будет вас там ждать. Нам не удалось это проверить. Сначала я твердо собиралась покупать музейные карты. Но с начала 2018 года они подорожали с 85 лир до 125 и стали как-то уж не очень и выгодными. Особенно если учесть, что в Стамбуле сейчас многие объекты закрыты на реставрацию. Так что решили обойтись без карт…
…Почти сразу к нам прилип бойкий экскурсовод, довольно хорошо говорящий на русском, настоятельно рекомендуя отправиться с ним на экскурсию. Мы отказались раз, отказались второй. Потом он снова к нам подошел, сказав, что нашел еще двух человек, и экскурсия будет стоить по 15 лир с человека. Прикинув, что это недорого, мы согласились. Тем более что стоять в очереди уже было не нужно — экскурсовод вручил нам билеты и провел внутрь музея…
…Ай-София — это действительно музей, как собор он давно не действует. Вход, как и во все другие музеи и общественные места, включая и торговые центры, через рамку металлоискателя. Да еще и вещи просвечивают. Это и понятно: Стамбул — город повышенной террористической угрозы. Мы думали, что у нас, как обычно в подобных случаях, отберут перочинный нож. Но нож никого не испугал, зато охрану заинтересовала фляга с коньяком. Ее открыли, понюхали содержимое и таки забрали в камеру хранения.
…История Святой Софии, безусловно, поражает. На протяжении 916 лет она была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. Кроме всего прочего, она, до постройки собора святого Петра в Риме, была еще и самой большой! А потом в одночасье превратилась в мечеть: 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, лично совершил в нем первую молитву и церковь стала мечетью. К собору пристроили четыре минарета, и он стал называться Айя-София. Христианские мозаики внутри собора замазали, сверху нанесли исламские орнаменты. Вся христианская символика была уничтожена: даже сейчас то тут, то там на внутренних стенах собора можно увидеть места, где когда-то были кресты, а потом от них остались только углубления характерной формы. Музеем Ай-София стала в 1935 году благодаря первому президенту Турецкой республики Ататюрку. Интересно, что при реставрации часть христианских мозаик была открыта, другая же часть так и осталась прятаться под слоем орнаментов. Ведь этот исторический памятник в равной степени принадлежит и христианам и мусульманам…
…Внутри довольно темно и мрачно. Немного портят впечатление строительные леса в центре собора. Говорят, что они стоят здесь уже несколько лет — идет реставрация. Я не ощутила никаких особых эмоций вроде холодка внутри и мурашек на коже, какие бывают у меня в некоторых, богатых энергетикой, местах. Возможно, все дело в большом количестве туристов. Возможно, сюда стоит приходить к самому открытию, когда людей немного. И тогда, может быть, получится ощутить на себе всю мощь веков и значимость этого места. Но, тем не менее, Ай-София мне понравилась. Есть в ней какая-то мистическая мощь. А, может, это «Инферно» наложил свой отпечаток…
…Мы были бесконечно рады, что согласились-таки на гида. Конечно, можно почитать про историю собора и в путеводителе. Но множество мелких деталей, конечно же, остались бы за пределами нашего внимания. А их здесь не мало: мозаики, какие-то особые знаки и орнаменты, исторические события и личности…
Вот, например, не узнали бы, что в соборе есть место исполнения желаний. Ну, если бы мы не узнали — не велика беда. А вот Маша бы расстроилась. Ей, конечно, было крайне необходимо выстоять очередь, чтобы загадать желание, засунуть в отверстие большой палец и прокрутить ладонь на 360º.
Помните, я уже упоминала вскользь стамбульских кошек? Так вот они, во всей своей красе! Кошкам здесь можно везде! Они повсеместно: на улицах, в магазинах, в кафе и даже вот здесь, внутри мировой святыни! Практически священное животное...
Вышли на улицу. Очередь стала раза в два больше…
…А погода-то какая сегодня сказочная! И вот все эти цветы, и зеленая трава радуют невероятно!
Купили пакетик жареных каштанов и пошли в сторону дворца Топкапы, надеясь где-то по пути выпить по чашке кофе. Мне очень нравилась эта часть Стамула. Узкие, мощеные, яркие, чистенькие улочки — все, как я люблю…
Дворец Топкапы находится совсем рядом в Ай-Софией, с противоположной ее стороны. Вообще, в Стамбуле все основные достопримечательности находятся довольно близко друг от друга, даже транспорт не нужен.
Возле кассы висит плакат с перечнем комнат и залов, которые закрыты на реставрацию. Из списка получается, что закрыта бОльшая часть дворца и, вероятно, самое интересное: гарем, сокровищница, библиотека и некоторые залы. Причем, цена билета от этого меньше не становится. Но мы уже настроились, потому решили смотреть, что есть. Все-таки Топкапы был главным дворцом Османской империи…
Взяли аудиогид и пошли бродить по дворцу.
…Сначала мы забрели во дворцовые кухни. Это серия довольно мрачных помещений с немногочисленной коллекцией посуды и разной кухонной утвари. Внутри дворца фотографировать нельзя. Я сделала несколько фотографий, но потом убрала фотоаппарат. Нельзя — значит, нельзя…
…Пока мы рассматривали очередную посуду, погода за окном резко изменилась. В одно мгновение набежали тучи, и из них повалил довольно крупный град. И похолодало сразу градусов на десять по ощущениям… У нас был зонт, но выходить на улицу в такую погоду было бессмысленно: град сменился стеной холодного дождя. Вот тебе и весна!
Минут через пятнадцать дождь слегка утих, но не прекратился. Выбрались из своего убежища и короткими перебежками пошли дальше. Дворцовый парк красивый, но гулять в такую погоду — сомнительное удовольствие.
…Если честно, Топкапы нас совершенно не впечатлил. Вероятно, дело в том, что увидеть мы смогли не весь дворец и далеко не самые интересные места. Или, может, все потому, мы не фанаты Роксоланы и «Великолепного века». Или дело в толпах туристов. Вот заходишь ты в какой-то зал, а там столько людей, что невозможно протолкнуться. И ты медленно движешься в толпе вдоль стен, и искренне не понимаешь: а что все эти люди здесь рассматривают? Жалею, что мы не попали во дворец Долмабахче. Многие считают его красивее Топкапов. В любом случае, пока Топкапы не заработает в полном объеме, делать здесь, увы, особо нечего…
С территории дворца открывается неплохой вид на Мраморное море. Это место мне до боли напомнило Воронцовский дворец. Там тоже есть похожая смотровая площадка. Но погодка, конечно, не для любования морем…
…Досматриваем то, что еще не посмотрели, и идем к выходу, не забыв забрать свою флягу. Погода быстро налаживается: выглядывает солнце, земля почти мгновенно высыхает, становится ощутимо теплее. И это очень быстро развеивает некоторую неудовлетворенность…
…Но пора бы уже и пообедать. Идем искать заведение под названием «Балкан Локантаси» (Balkan Lokantasi). «Локантаси» или «локанты» — это своего рода столовые. Их, самых разных, в Стамбуле очень много. Но именно «Балкан Локантаси» встречается едва ли не в каждом втором отчете по Стамбулу. Говорят, там вкусно и недорого. Решили и мы там пообедать. Тем более что по карте одно из этих заведений находится недалеко от Топкапов (Hoca Paşa Sk. No:12).
…В столовую стоит очередь. Правда, небольшая и двигается быстро. Со свободными столиками проблемы, но персонал любезно помогает найти места. Очень много всякой разной еды. Без изысков, обычная повседневная турецкая кухня. Относительно недорого и сытно. А вот насчет вкусно — тут на любителя. И, наверное, зависит от выбора блюд. Пообедали нормально, но почему-то еще раз приходить не захотелось. Все-таки в отпуске иногда хочется забыть о здоровом питании и наесться вдоволь пусть и не полезной, но невероятно вкусной местной уличной еды…
…Неспешно идем гулять дальше. Ноги сами собой выносят нас к морю, на площадь Эминёню, откуда отчаливают паромы сразу по нескольким направлениям, включая азиатский район Кадыкёй и Принцевы острова (Адалары). На Адалары мы плыть не собирались: все-таки четыре дня для Стамбула слишком мало да и немного не сезон. А вот в более теплое время года сплавать туда, говорят, стОит.
Площадь Эминёню расположена на одной из сторон залива Золотой Рог, через который перекинут знаменитый Галатский мост. Залив разделяет европейскую часть Стамбула на северную и южную половины и соединяется с Босфором. Т.е. Эминёню находится на южной половине, а на другой, северной стороне — район Каракёй. От пристани открывается красивый вид на холм и район Галата и Галатскую башню, один из символов Стамбула.
Побродили немного у причала, рассматривая паромы и сотни медуз в воде, вдыхая острый запах моря и водорослей, любуясь видами на Золотой Рог и ощущая на лице теплый южный ветер…
Возле Галатского моста запахи совсем иные. Здесь так аппетитно пахнет жареной рыбой, что хочется идти за этим запахом, куда бы он тебя не повел. Под мостом — десятки рыбных ресторанчиков, где можно поесть как дорого и основательно, так и весьма демократично: балык экмек стоит всего 10 лир. Балык экмек — это большая, разрезанная вдоль булка («экмек» — хлеб), внутри которой находится жареное филе свежайшей ставридки («балык» — рыба) и салат. Это безумно вкусно! Куда там той локанте! Это то, что обязательно нужно есть в Стамбуле, если вы любите рыбу! И хотя на тот момент мы были абсолютно сыты, все же купили одну порцию на пробу и влюбились в эту еду по уши. Кушать балык экмек лучше всего сидя на ступеньках и любуясь Галатской башней…
А покупать его лучше всего вот на этих лодочках…
Галатский мост и Эминёню, как по мне,— одно из самых приятных мест для прогулок в Стамбуле. Здесь есть все, что радует глаз неисправимого романтика: море, корабли, чайки, рыбаки, влюбленные парочки, веселая кутерьма… Все это вместе взятое делает это место живым и настоящим. Вроде и полно туристов, а все-равно приятно…
… Особенно занятно наблюдать, стоя под мостом, за рыбаками, которые ловят рыбу сверху. То тут, то там мимо тебя по воздуху пролетают серебристые ставридки.
…Налюбовавшись Галатой, вновь возвращаемся к причалу. Здесь сразу несколько зазывал, перекрикивая друг друга, предлагают прогулку на кораблике по Босфору. Мы, конечно же, планировали покататься, но не сегодня. Пройдя чуть дальше, увидели будку какого-то очередного агентства и табличку, что ближайший рейс в 17-00, т.е. через 15 минут. И я предложила плыть. Прямо сейчас. Потому что погода разительно поменялась, и низкое солнце заливало море мягким светом. А начнется закат — будет еще красивее. И не известно, когда мы снова сюда попадем. И погоду на ближайшие дни обещали не очень. Одним словом, спонтанность — наше все! Мы взяли билеты (15 лир с человека) и пошли на кораблик. И хорошо сделали! Потому что, вероятнее всего, в оставшиеся три дня с морской прогулкой у нас бы не получилось…
… Пролив Босфор протянулся на 30 километров, соединяет Черное и Мраморное моря и разделяет Европу и Азию. Я ожидала, что он пошире. Но со стороны Мраморного моря Босфор довольно узкий — всего 700 м. А вот к Черному морю расширяется до 3700 м. Сначала кораблик идет вдоль европейского берега, и можно бесконечно рассматривать мечети и дворцы, дома и отели на берегу… Вот проплываем мимо мечети и дворца Долмабахче. Очень красиво дворец смотрится со стороны моря. Мы планировали туда попасть, но не хватило времени. Можно было бы сходить в день отлета, но это был вторник, а во вторник в Долмабахче выходной. Четверг, кстати, тоже…
…Одно из главных развлечений во время прогулки по Босфору — кормление чаек. Маша немного расстроилась, что мы поплыли совершенно не подготовленными — без хлеба. У нас оставался только небольшой кусок булки от балык экмек. Так что больше наблюдали, как это делают другие. Птицы сотнями летят за катерами и паромами, галдят и ловят хлеб прямо в воздухе.
…На берегу можно увидеть самые разные строения — от небольших домиков до современных небоскребов…
…Подплываем к мечете Ортакёй, которая примостилась прямо у моря. На берегу — вездесущие рыбаки и туристы. А над мечетью нависает Босфорский мост. Хотя, это старое название. После событий 15 июля 2016 года он был переименован в «Мост мучеников 15 июля». Босфорский мост — первый подвесной мост через Босфор, он выполняет функцию основного транспортного моста. Раньше он был и пешеходным тоже. Но с связи с большим количеством самоубийств, движение пешеходов по мосту запретили.
…По Босфору туда-сюда бегает огромное количество корабликов самых разных видов и размеров. Наверное, морская прогулка — самое популярное развлечение в Стамбуле. На палубах стоят веселые люди, машут руками, фотографируют. И мы им помахали.
…Проплывая мимо милых цветных домиков и особнячков, приютившихся по берегам Босфора, я думала о том, что неплохо, наверное, жить в одном из них. И вспоминала трогательный и до боли правильный монолог Веры Полозковой: «Надо жить у моря, мама, надо делать, что нравится, и по возможности ничего не усложнять…..Господи, это так просто, от этого такое хмельное ощущение всемогущества — не понимаю, почему это не всем так очевидно, как мне; все на свете просто вопрос выбора, не более того; не существует никаких заданностей, предопределенностей, недостижимых вершин; ты сам себе гвоздь в сапоге и дурная примета; это ты выбрал быть жалким, никчемным и одиноким — или счастливым и нужным, никто за тебя не решил, никто не способен за тебя решить, если ты против»… Может, и впрямь, нужно жить у моря?..
…Добрались до крепости Румели Хисары, построенной в 1452 году по приказу султана Махмеда Фатиха для осады Константинополя. Чтобы полностью контролировать проход кораблей из Черного моря в Босфор. После падения Константинополя крепость долго служила таможенным контрольно-пропускным пунктом. Говорят, с башен открывается чудесный вид на Босфор. Изначально мы планировали побывать в крепости. Но перед самым отъездом я узнала, что часть ее закрыта на реставрацию, и на башни посетителей не пускают. Было как-то обидно потратить полдня (а добираться сюда не так уж и близко) и в конечном итоге ничего толком не увидеть. Поэтому, полюбовались Румельской крепостью только с моря… А заодно и Вторым Босфорским мостом, который носит имя султана Махмеда Фатиха.
…А на другой стороне Босфора, который, кстати, в этом месте самый узкий (именно по этой причине место было выбрано для строительства Румельской крепости), виднеется Анатолийская крепость. Это самое старое архитектурное сооружение Стамбула.
…Собираясь в поездку в какую-то новую страну, я всегда стараюсь разузнать заранее, что там вкусного можно попробовать. И хотя Турция не была для нас новой страной (в эпоху «до самостоятельных путешествий» мы три раза съездили в турецкие отели на «все включено», но, правда, сидеть на месте не смогли, и катались по окрестностям на арендованной машине и общественном транспорте), все же она сильно отличается от Европы, да и Стамбул — это не совсем Анталия или, скажем, Кемер. И вот в списке того, что обязательно нужно попробовать в Стамбуле, у меня значился салеп. А на кораблике постоянно разносят горячие напитки (чай, кофе) и закуски в виде печенек и снеков. Мне предложили чай. И тут я увидела на подносе чашечку с чем-то белым, по описанию похожем на салеп. «Салеп?» — спрашиваю. Говорят, да. Вот его-то мне и нужно! Я, правда, подумала, что напитки на прогулочном катере будут стоить бешеных денег (по крайней мере, так было бы у нас), но устоять не смогла. Гулять, так гулять! ))) Тем более, салеп — зимний напиток и, по описанию, должен хорошо согревать. А мы к тому времени уже порядком подмерзли. Вяли, стали все по очереди пробовать. Маша тоже запросил. Взяли и ей. Салеп — это молочный напиток из порошка, приготовляемого из корней дикой орхидеи — ятрышника. Этот корень, помимо витаминов и минеральных солей, имеет в своем составе большое количество крахмала и слизи. Благодаря этому, из него получается такой себе очень питательный и приятный на вкус молочный кисель. В салеп, обычно, добавляют корицу, что делает вкус еще более приятным. И он действительно очень хорошо согревает! Мне этот салеп так понравился, что я потом его везде заказывала. И еще домой порошок купила на Египетском базаре. Правда, говорять, что ятрышника осталось очень мало, и сейчас салеп часто делают из искусственного порошка. Кстати, за салеп на катере мы заплатили совсем небольшие деньги, ну, может, на лиру дороже, чем он стоил бы на берегу. И на промах цены на напитки и закуски совсем не высокие, чем мы потом с удовольствием не раз пользовались…
…Проплыли мимо берега, усеянного чайками. В Стамбуле очень много чаек, бакланов и других водоплавающих птиц! Пожалуй, столько я еще нигде не видела.
…После салепа плыть стало повеселее. Все-таки прохладный сегодня день для морской прогулки. Но зато какое солнышко!
На обратном пути Дима с Машей ушли греться в салон, а я, как самая стойкая, осталась у борта, любуясь Двичьей башней на закате. Она стоит на небольшом островке у азиатской части Стамбула и является одним из символов города. Существует несколько версий строительства башни. По одной из них башня была построена во время правления императора Константина Великого в качестве сторожевой вышки. Башня выглядит настолько романтично, что, конечно, не обошлось без легенд. Одна из многочисленных легенд рассказывает, что турецкий султан безумно любил свою дочь. Однажды ясновидец напророчил, что его дочь умрёт, когда ей исполнится 18 лет. Султан отдал приказ, чтоб до тех пор, пока его дочери не исполнится 18 лет, построить башню. После того, как башня была построена, султан приказал перевести его дочь в башню, чтобы уберечь её от возможной смерти. Когда дочери султана исполнилось 18 лет, султан подарил ей горшок с фруктами. Когда именинница открыла горшок, в фруктах оказалась ядовитая змея, которая укусила девушку, вследствие чего она умерла, как и было предсказано. По другой легенде — девушка осталась жива, её спас принц, высосав яд змеи. Отсюда и название — Девичья башня. Сейчас в башне работает ресторан и смотровая площадка, а возят туда корабликами от причалов Кабаташ (европейская часть) и Юскюдар (азиатская часть).
…Прогулка подходила к концу, наш катер повернул к причалу.
…Времени было около семи вечера. Возвращаться в отель не хотелось. И мы, хоть и устали за день, решили съездить в один из торговых центров «для местных». Потому что, как не крути, а шопинг — тоже штука довольно приятная. От Эминёню на автобусе №93 мы доехали до Зейтинбурну. Ехали довольно долго, минут 30, наверное. А дальше чуть-чуть пешком до торгового центра «Оливиум». Там представлены, в основном, турецкие марки одежды, обуви, постельного белья и т.п. Погуляли там еще часа два, сделав массу приятных покупок. Добираясь обратно, перепутали автобусы и доехали вместо Эминёню до Таксима и даже дальше. Так что быстро добраться в отель не получилось. Вернулись пешком до Таксима, там на фуникулер до Кабаташ и уже оттуда на скоростном трамвае до Султанахмета. Пока шли к фуникулеру, сделала несколько фотографий оформления подземного перехода. Очень здОрово!
От Султанахмета — знакомой дорогой вниз. По пути в каком-то магазинчике купили сыр, ветчину, хлеб и айран и поели уже в отеле. Ужин в тот день получился поздний…