Моя старшая дочь никогда не страдала отсутствием аппетита, и я искренне недоумевала, когда кто-нибудь из подруг рассказывал, что ее ребенок “абсолютно ничего не ест”. Для меня было совершенно логичным в такой ситуации пропустить обед и подождать, пока малыш проголодается и попросит есть сам. Но оказалось, что действительно существуют на свете “малоежки”, которые могут проголодать целый день, а аппетит так и не появится.
К этой категории относится и моя младшенькая. В противовес старшей сестре она может довольствоваться лишь обедом и полдником, категорически не желая завтракать и ужинать. При этом она жизнерадостная, здоровая и крепкая девчушка. Вывод: инстинкту ребенка касательно определения количества пищи нужно доверять.
Другое дело, если малыш категорически не ест, например, мясо, молочные продукты или фрукты и овощи в ущерб собственному развитию и здоровью. Вот здесь и пригодятся некоторые хитрости, накопленные мною за двенадцать лет материнского стажа. Возможно, детские диетологи и психологи упрекнут меня в том, что некоторые советы и методы не педагогичны. Но любая мама маленького привереды согласится: для достижения цели все средства хороши.
Простые правила
Наверняка, вы уже не раз слышали подобные рекомендации. Но напомнить о них еще раз вполне уместно. В большинстве случаев простых мер достаточно, что бы отыскать потерявшийся аппетит.
Правило первое: не кормите малыша насильно. Это может привести к серьезным психологическим последствиям от рефлекторной рвоты до полного отвращения к еде. Правило второе: не создавайте ажиотажа вокруг приема пищи. Чем меньше вы будете акцентировать внимание на еде, чем безразличнее будет ваше отношение к аппетиту ребенка, тем охотнее малыш согласится поесть. Лучше всего сажать ребенка за стол вместе со взрослыми и с удовольствием кушать. Собственный пример лучше всяких просьб и уговоров. Правило третье: не злоупотребляйте любимыми блюдами ребенка. Даже самое вкусное и любимое приедается, если кушать его ежедневно. Правило четвертое: никаких перекусов между приемами пищи. Не забывайте, что сок и молоко – далеко не вода и их не стоит давать малышу, если он просит пить. Эти напитки сами по себе могут даже заменить полдник, настолько они калорийны. И если кроха выпивает в день литр фруктового сока, нет ничего удивительного в том, что он отказывается от еды. То же касается печенья, конфет, бананов. А вот яблоко – замечательное исключение. Его, свежее или печеное, безбоязненно можно предложить малышу за час до еды. Правило пятое: длительные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Ничто так не повышает аппетит, как физическая нагрузка и свежий воздух. На природу, в лес, в парк, к реке с мячиками-скакалками и друзьями-приятелями! Разве вы не замечали, какой аппетит появляется у ребенка на загородном пикнике, и с каким удовольствием он “сметает” блюда, на которые дома и смотреть не хочет? Если все это не помогает, пускаем в бой “тяжелую артиллерию”.
Новые старые блюда
Самые обычные блюда могут выглядеть абсолютно необычно, если внести в приготовление пищи элемент творчества. Например, украсить оладьи ягодными глазками, из ломтиков огурцов и помидоров соорудить автомобиль, а горка картофельного пюре может превратиться в вулкан или даже средневековый замок.
Нелюбимая молочная каша наверняка заинтересует маленького гурмана, если добавить в нее варенье (“каша Карлсона”), мед (“пчелкина каша”), свежие ягоды (“медвежкина каша”) или орешки (“белочкина каша”).
Если кроха не ест творог, попробуйте готовить с ним различные блюда. Например, обычные или ленивые вареники, запеканки, сочники, блинчики. Редкий ребенок откажется от сырников или ватрушек, особенно если он помогал маме месить тесто.
Не менее вкусными могут быть и блюда из молока. Например, забытый молочный кисель – полезный и сытный напиток, который хорошо подойдет для полдника. Или такой десерт: варите очень густой фруктовый кисель, выкладываете в тарелку и заливаете молоком. Вкуснота!
А вот еще одно блюдо, которое любят мои дети: “Лебеди”. Для него взбиваем в крепкую пену яичный белок с сахаром. Затем наливаем в тарелку молоко (“озеро”) и выкладываем сверху несколько ложек белка (“лебеди”). Если во взбитые белки добавить варенье, вместо белых “лебедей” получим розовых “фламинго”.
А вот еще один способ, изобретенный моей сестрой. Ее сын, эрудированный трехлетний человечек, ел исключительно “крылышки альбатросика” и “акульи плавнички”. Экзотические блюда на поверку оказывались отварной курятиной и жареной рыбой
Отправьтесь вместе с малышом в магазин, и пусть он сам выберет себе посуду. Сейчас появилось множество детских наборов с героями мультфильмов, симпатичными зверюшками и прочими веселыми картинками. Еда должна доставлять ребенку удовольствие. Памятуя о страстной любви дочки к морю и всему, что с ним связано, я купила ей пластиковую салфетку с китами, рыбами и прочими радостями, на которую она теперь ставит свою тарелку. Яркие бумажные салфетки с рисунками тоже положительно сказываются на аппетите. Ведь ими так приятно вытереть руки или лицо после еды. Кстати, не забывайте и об этикете поговорить, и о сервировке стола. Ведь кушать красиво – это тоже непростая наука.
Плывет кораблик-ложка…
“Когда я ем, я глух и нем”. В этой мудрости все верно, кроме одного: порой у нас есть единственная возможность, собравшись всей семьей за ужином пообщаться друг с другом, поговорить о прошедшем дне, своих делах и заботах. Как уж тут быть глухим и немым? Так почему же не педагогично рассказать малышу за обедом сказку или потешку? Зачем терять впустую так много драгоценного времени? Например, моя Маша ела кашу гораздо охотнее после того, как мы с ней вместе, с выражением рассказывали наш традиционный утренний стишок:
Вот это хорошая девочка,
Зовут эту девочку Маша.
А это – ее тарелочка,
А в этой тарелочке…
Нет, не каша, нет, не каша!
И не угадали!
Села Маша, съела кашу
Всю, сколько дали!
А замечательный детский поэт и педагог Вадим Левин написал стихотворение для кормления дочки картофельным супом. Вы тоже можете им воспользоваться. А также придумать свои “аппетитные” стихи, благодаря которым ваши малыши станут кушать гораздо охотнее.
Стоял кораблик-ложка
В картофельном порту.
Ушел кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам…
Плывет кораблик-ложка,
А Лёшка его:
- АМ!
Рассказ о подвигах Геракла поможет малышу полюбить овсяную кашу. Ведь Геракла иначе называют Геркулесом. Расскажите крохе, что все свои подвиги Геракл смог совершить потому, что в детстве очень любил геркулесовую кашу. Это принесет двойную пользу: и с мифологией познакомитесь, и позавтракаете с удовольствием.
Часто накормить малыша помогает рассказ о том, из каких продуктов состоит блюдо, и как вы его готовили. А еще более захватывающим будет повествование о полезных витаминах и их приключениях в организме человека. Возможно, сначала вам самим придется изучить основы биохимии. Зато потом вы сможете со всей компетентностью заявить, что вождь индейцев Орлиный Глаз ест много морковки и поэтому-то его зрение в полном порядке. Часто такие рассказы о реальной пользе тех или иных продуктов способны буквально творить чудеса и кардинально менять отношение к ним маленького привереды. Точно так же история о коварных микробах, разрушающих зубы, помогает подружить малыша с зубной щеткой.
Помните рассказ М. Пришвина “Лисичкин хлеб”? Вернувшись с работы или из магазина, достаньте с таинственным видом из сумки кусочек сыра, детский творожок или йогурт и сообщите малышу по секрету, что вам его дал… зайчик (Колобок, Доктор Айболит, Карлсон, динозавр, синий кит, далее по списку) и спросил: “Вы Машина (Сашина, Настина, Ванина…) мама? Тогда передайте ей это от меня. Пусть обязательно скушает”. Такая нехитрая уловка обычно срабатывает. Главное, что бы встреченный вами персонаж был для ребенка авторитетом.
Спасение коровы
А как вам нравится идея поиска клада в тарелке с картофельным пюре? Это должно быть что-то такое, что ребенок любит. “Кладом” могут быть кусочки соленого огурца, селедки, мяса или, например, икринки, спрятанные под картошкой. Сначала клад отыщем, а там, глядишь, и пюре поедим…
Иногда можно позволить малышу кушать руками. Расскажите ему, что в некоторых странах, например, в Индии, многие блюда едят без ложек и вилок. Руками можно есть макароны, нарезанные овощи (отварные картофель и свеклу, огурец, помидор и др.), фрукты, горошек, кубики сыра, кусочки мяса и рыбы. А можно и палочками кушать попытаться. Сразу убиваем множество зайцев: поели, узнали что-то новое, потренировали мелкую моторику.
Когда моей Маше было 2 года, меня выручали детские тарелочки с рисунком на дне: желание узнать “кто же у нас спрятался под супом” побеждало вредничание во время обеда. Но прошло время, и прием перестал работать, так как все тарелки были досконально изучены. Тогда на помощь пришла новая хитрость. Однажды, когда дочь в очередной раз отворачивалась от порции супа, я озабоченно покачала головой и сказала: “Ой-ой-ой! Не хочет Маша кушать, а на дне тарелки сидит корова и тонет! Давай поедим суп и спасем корову!” Ложка звякала о дно пустой тарелки, корова была спасена, Маша абсолютно счастлива. Этот запрещенный прием еще и сейчас иногда решает обеденные трудности, но все чаще Маша находит нестандартные решения проблем. Например, спасти корову переливанием супа в другую тарелку…
Юлия Каспарова
"Мир семьи" июль 2004