Поход в музей – и полезное мероприятие, и прекрасная форма семейного досуга. Давайте же сделаем экскурсию настоящим праздником для маленького любознательного человечка!
С какого возраста следует открывать музейный сезон? В принципе, с рождения. Но совсем маленький крошка будет, скорее, пассивным посетителем. Для него экскурсия - лишь прогулкой в новое, непривычное место. А вот для двух-трёхлетки такое путешествие уже достаточно осознанное и интересное, если правильно подойти к этому вопросу.
Самое главное правило – только положительные эмоции! Ребёнку должно быть интересно и понятно то, о чём идёт речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии с экскурсоводом. На какое-то время мама или папа должны стать экскурсоводом для своего малыша. А для этого очень неплохо сначала побывать в выбранном музее самому, возможно, почитать какую-нибудь подходящую литературу, подумать, что будет интересно малышу, с чего лучше начать.
Не нужно превращать каждое посещение музея в ритуал, что бы это ни связывалось у ребёнка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может быть, даже подготовьтесь к ней. Другой раз загляните в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто гуляя по городу, скажите: “А давай-ка зайдём, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?”
Разговор о правилах поведения может быть довольно скучным для малыша, но всё-таки необходимым. И провести его нужно заранее. Не запугивайте, не давите, а просто спокойно объясните, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать руками (если, конечно, это не предусмотрено). Расскажите, что все эти вещи очень дорогие, и будет жаль их испортить (разбить, поломать и т.д.) От крика картины могут обидеться и отвернуться, а животные убежать в лес и малыш не сможет их больше увидеть. Постепенно даже самый подвижный и эмоциональный ребёнок будет осваивать сложный, почти невозможный для него навык спокойного созерцания. Очень важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребёнка на достаточном уровне, и в следующий раз он охотно согласится прийти сюда снова, что бы увидеть что-то уже знакомое, а что-то совершенно новое, необычное, интересное…
На картине нарисована река…
Мама привела двухлетнюю Машу в художественный музей. Девочке очень нравилось море. Она совсем недавно приехала из Крыма и с огромным удовольствием рассматривала дома репродукции картин Айвазовского. В музее малышка была очень серьёзной, даже немного сердитой. Но какой радостью вдруг вспыхнули детские глазёнки при виде знакомой картины Айвазовского: “Мама, смотри, море! Как у Маши дома!” А потом последовал восторженный рассказ о том, как она купалась, играла в песочке, видела кораблик…
Действительно, малыши радуются именно знакомым образам. В описанной ситуации сработало одновременно и узнавание картины, и того, что на ней изображено. Поэтому, самым юным ценителям искусства хорошо бы заранее показать репродукции тех картин, которые вы будете затем смотреть в оригинале. Если такой возможности нет, тоже не беда. Полистайте любой художественный альбом с малышом, а потом предложите пойти посмотреть “красивые картинки”, но “большие-большие”. Пусть кроха знает, что существуют не только мультики и комиксы, но и другие разновидности искусства. Предоставьте вашему будущему Айвазовскому достойную альтернативу покемонам и телепузикам.
Для поддержания интереса ребёнка, обращайте внимание только на хорошо понятные ему сюжеты. Малыши с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком (“как у бабушки в деревне”), фрукты или овощи на столе, море, корабли, лес, играющих детей, сказочные сюжеты и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. Стоя возле приглянувшейся картины, постарайтесь обратить внимание ребёнка и на мелкие, незначительные детали (‘Вон, видишь, собачка бежит за забором, а вдали солнышко садится за розовое облако…”). Это поможет ему лучше рассмотреть рисунок, будет развивать наблюдательность и внимание. Попробуйте вместе порассуждать: день на картине или ночь (темно или светло, в небе луна или солнце?), если день, то пасмурно или ясно, какое время года изображено. Пусть малыш попробует объяснить, почему он так думает. Такие игры будут развивать логическое мышление, речь, расширят знания об окружающем мире.
Чем старше становится ребёнок, тем сильнее расширяйте круг охватываемых тем. Четырёх-пятилетнему малышу уже можно показать и исторические картины, и картины на библейские или мифологические темы. Ведь это прекрасный способ ненавязчиво познакомить его с историей, религией, мифологией. Только непременно переложите изображённый сюжет на понятный ребёнку язык. Пусть ваш рассказ звучит для него как сказка: “Давным-давно в далёкой стране Греции жили очень сильные и отважные люди…” Можно взять с собой Библию для детей или книгу с греческими мифами, сесть и почитать прямо в музее возле рассматриваемой картины. А дома обязательно закрепить полученные знания. Для этого можно вместе посмотреть мультик или фильм по “теме”, найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию, прочитать подходящую художественную литературу.
Пятилетнему ребенку уже можно объяснить, что картины различаются по жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д. Очень весело это показано в мультике “Пластилиновая ворона”. Помните? “Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас…” А в музее можно поучиться эти жанры различать. Интересно делать это по очереди, особенно, если мама случайно “ошибётся” и даст возможность малышу ее исправить. Если вы разбираетесь в технике рисования и в художественных стилях, обязательно заинтересуйте этим и кроху. Еще лучше попытаться создать свой собственный художественный шедевр, сидя на музейной банкетке.
А для того, что бы было ещё интересней и веселее, поиграйте в нехитрые, но полезные игры. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует ответить на ваши вопросы, например: “Сколько яблок лежит на столе?” или “Какого цвета платье у девочки?” Затем поменяйтесь ролями. Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с малышом подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чём разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ. Пусть малыш придумает, что было до того или произойдёт после. Такие игры и воображение развивают, и подготовят малыша к школе, где сочинение по картине – задание нередкое. А ещё развитию фантазии и воображения способствует абстрактная живопись. Спросите ребёнка: “Что ты здесь видишь?” И, возможно, вы будете удивлены его ответом...
Динозавры и компания
Пожалуй, начать знакомство с музеями нужно именно с музея живой природы. Здесь малыш любого возраста найдёт для себя что-то интересное. Задержитесь подольше у панорам. На них смоделирована среда обитания животных, которая очень наглядна для ребёнка. Поговорите о том, кто где живёт, кто что ест. И пусть не приводят вас в ужас сцены поедания одними животными других. Это – жизнь, простая и естественная. Совсем крошки, обычно, не реагируют болезненно на подобные вещи. У них ещё не развита эмоциональность до уровня сострадания. А вот четырёх-пятилетний ребёнок вполне может расстроиться. Будьте к этому готовы. Посочувствуйте вместе с малышом “жертвам” и объясните, что существуют хищники, которые должны есть мясо.
Но не только животных и птиц можно увидеть в музее природы. Любителей жуков и бабочек заинтересуют коллекции насекомых, юных ботаников – гербарии. Думаете, что камни и минералы – удел взрослых? А вот и нет! Покажите любому мальчишке осколок метеорита, расскажите о далёком космосе и увидите, как загорятся его глазёнки. Вообще, посещение музея может стать толчком к развитию нового увлечения вашего малыша. Кто-то заинтересуется акулами и китами, кто-то – планетами и галактиками… А уж динозавры – вообще существа феноменальные, которые будоражат воображение почти всех маленьких любознательных Почемучек. Поэтому, даже у трёхлетнего малыша посещение палеонтологического музея оставит неизгладимые впечатления. И вполне вероятно, что по дороге домой вы купите энциклопедию динозавров, а в ближайшее время, на полке в детской появится и будет расти коллекция резиновых ящеров. Созерцание скелетов вымерших существ может породить у ребёнка и интерес и к собственному телу (“А у меня тоже такие косточки внутри?”). Тогда в вашей книжной коллекции появится ещё и анатомия человека для детей.
Путешествие на машине времени
Когда вы последний раз были в историческом музее? Давно? Значит, самое время отправиться туда с ребёнком. Организуйте прогулку как фантастическое путешествие на машине времени: “Много сотен лет назад наш город выглядел совсем по-другому. Здесь тоже жили люди, но жили они не так, как мы. У них не было машин и электричества, компьютеров и телевизоров… Сейчас мы откроем эту дверь и узнаем, как они жили и чем занимались…” Рассказывайте малышу абсолютно всё, что знаете сами. Мальчишкам наверняка понравится древнее оружие и конская упряжь, а девочкам – украшения и предметы домашнего обихода. Расскажите о раскопках, древних рукописях и других источниках исторической информации, и к словарному запасу малыша добавится ещё одно новое слово – археолог. Помогите ребёнку полюбить увлекательнейшую науку историю, полную романтических и трагических событий, но именно потому такую интересную…
Не менее полезным может стать и посещение краеведческого музея и музея народного творчества. Они, как ни что другое, подходят для воспитания в маленьком человечке уважения и любви к истории и культуре своей страны. К тому же, народное творчество близко и понятно малышу своей простотой и незамысловатостью, единением с природой, добротой, духовностью. А ещё в историю можно поиграть. Расскажите крохе о быте наших предков, а дома, при активном участии малыша, приготовьте ужин, используя рецепты старинных блюд, разучите народные песни, почитайте сказки…
Прогулка по городу
Если за окном сухой и солнечный осенний денёк, можно отправиться на прогулку по городу. Любой, даже небольшой городок, с его старинной архитектурой и парками, мостами и площадями, соборами и церквушками, может стать интереснейшим объектом для маленького любознательного исследователя. Пройдитесь по историческому центру, обратите внимание на фасады домов и их украшение, на колонны и ступени. Расскажите, что за люди здесь жили. Возможно, что вы и сами будете поражены красотой своего города. Мы отправляемся путешествовать по новым местам, но часто даже не представляем, сколько всего интересного можно отыскать рядом. И если вы не знаете, что рассказать малышу о том или ином историческом памятнике, то вам обязательно поможет путеводитель по городу. И это на самом деле очень здорово – учиться вместе с ребёнком, делать ежедневные маленькие открытия.
Загляните с малышом в одну из церквей. Ведь для него это тоже почти музей. Музей икон и мозаики, древней архитектуры и старинной одежды, народных обычаев и обрядов. Яркие цвета и оттенки, богатое убранство и торжественность – всё это позитивно и с интересом воспринимается детьми. При желании, можно поговорить с ребёнком о нравственных понятиях или рассказать одну из библейских историй...
А дома обязательно обсудите с сыном или дочуркой увиденное. Спросите, что понравилось, запомнилось. Возможно, малыш захочет порисовать или сделать витраж. А можно и музей домашний устроить, красиво оформив коллекцию собранных на море камешков и ракушек, или создать свою картинную галерею. Будьте уверены, ваш труд не пропадёт даром. И кто знает, может детские увлечения малыша, зародившиеся во время экскурсии, перерастут в смысл всей жизни. И именно ваш кроха в будущем найдёт точный ответ на вопрос, почему же вымерли динозавры, или откроет новую галактику, или нарисует великие полотна, которыми будет любоваться весь мир…
Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
октябрь 2003