ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Долгий путь к Северному морю

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

ЧАСТЬ 1: Дорога. Кошице

 

День третий. Просыпаюсь утром, выглядываю из спальни палатки в тамбур, а там такое сидит… )))


Все эти кошко-собаки местные так и липнут всегда к нам. Чувствуют, наверное, что пожалеют и накормят. Но — все на улицу! Нечего в палатке сидеть! Правда, коту было глубоко на это плевать. И каждое утро я видела при пробуждении его наглую морду…

…Как замечательно просыпаться в кемпинге на рассвете. Особенно, когда он находится в горах. Еще все спят, на улице ни души. И солнце только-только взошло и раскрашивает облака нежными красками. Так приятно не спеша сходить в душ, потом сварить кофе и наслаждаться его запахом пополам с утренней прохладой, сидя в шезлонге…





…Из четырех дней в Закопане у нас были запланированы три очень активных дня, требующие хорошей погоды, и один, запасной, для прогулки по Закопане, если вдруг день будет совсем непригодным для горных прогулок. Погода с утра была отличная, прогноз тоже не предвещал дождя, поэтому решили в первый день, в качестве разминки, отправиться на велосипедные покатушки. Тем более что я обещала своему семейству «легкую прогулку вдоль Дунайца». Забегая вперед, скажу что фраза «легкая прогулка» стала девизом этого путешествия. Почти мэмом. Как-то так выходило, что мы умудрялись любую «легкую прогулку» превратить в… немножко напряженную. У нас так часто бывает. И всякий раз при моих словах «сегодня у нас будет легкая прогулка», семейство начинало нервно смеяться…

…Итак, на сегодня намечалась «легкая прогулка» вдоль реки Дунаец из польского городка Щавница, через кусочек Словакии, к польскому замку Недзица и обратно. Описание веломаршрута вдоль Дунайца я нашла в отчетах путешественников. Он очень популярен в здешних местах и действительно прост. Но мне он показался слишком коротким для целого дня, поэтому я прикинула по карте, что мы легко сможем доехать до замка на Дунайце, посмотреть его и вернуться назад. После завтрака мы собрали в рюкзаки флиски, дождевики, перекус и прочие нужные в велопоходе вещи, загрузили велы на багажник и выдвинулись в сторону Щавницы.


…Ехать до Щавницы от Закопане недалеко, чуть больше 50 км. Но ехали мы очень долго! Часа два, не меньше. Сначала попали в пробку на выезде из Закопане. В этих пробках мы за четыре дня потеряли уйму времени. Практически каждое утро и каждый вечер стояли от 30 минут до часа. Поляки надумали массово заняться ремонтом дорог. По большому счету, это хорошо. Но очень затрудняет движение. Узкие дороги просто не справляются с потоком, особенно там, где из-за ремонта, машины пускают только в одну сторону попеременно. Одним словом, добирались мы гораздо дольше, чем планировали, и в Щавницу приехали уже часов в 11. Машину оставили возле Бедронки, сняли велы и покатили к началу велодорожки.


…Но, конечно, перед стартом хочется выпить кофе. Свернули к кафе прямо на набережной Дунайца. Сидим, пьем кофе, любуемся пейзажами… И хотя сейчас Дунаец выглядит совершенно мирным, это очень неспокойная река. Уровень воды в ней сильно колеблется и меняется очень быстро, что приводит к страшным наводнениям.








…Долина реки Дунаец — наверное, самый популярный велосипедный маршрут в здешних краях. Вдоль дороги — сплошные пункты проката велосипедов. А людей — тьма-тьмущая. В основном — организованные группы на прокатных велах. Много семей с детками самых разных возрастов, на самых разных велосипедах: от раздолбанных городских до хороших горных.

…Нам не очень хочется ехать в толпе, но выхода нет. На самом деле, хоть людей на маршруте и много, они не сильно мешают — велодорожка достаточно широкая, можно и разогнаться. Гораздо хуже — фотографирование с колес. В этой поездке, из-за того, что мы много передвигались на велосипедах, из некоторых мест получилось совсем мало фотографий. И зачастую они не отражают того, что хотелось передать. Это и понятно. Чтобы что-то сфотографировать, нужно, как минимум, остановиться и достать фотоаппарат. Этим ты задерживаешь всех остальных участников велопрогулки и мешаешь тем, кто едет сзади. То есть нужно не просто остановиться, а сойти в сторону с дороги. Ну и чтобы сделать хорошую фотографию, необходимо выбрать верный ракурс. С велосипедом это сложно. Нужно его где-то пристроить и начать ходить с фотоаппаратом. Это отъедает много времени. И после нескольких таких остановок начинает немного раздражать. Ведь ты приехал кататься, и тебе хочется кататься, а приходится все время останавливаться. Внутри происходит борьба двух желаний, и, в конце, концов, дух велосипедиста побеждает дух фотографа. И ты останавливаешься реже, и делаешь снимки с того места, в котором стал, а это, понятно, далеко не всегда лучшее место. Ну и часто классные места ты просто проскакиваешь мимо, не успевая вовремя осознать и остановиться. А возвращаться, за редким исключением, лень…

…Сначала мы едем по отличной велодорожке на набережной Щавницы.



Потом долина реки немного сужается, появляются поросшие лесом скалы — начинается Пенинский национальный парк. Пенины — это горный массив в Польше и Словакии, часть Восточных Бескид. Горы здесь невысокие, но довольно живописные.




     



…Самый главный туристический аттракцион Дунайца — сплав на плотах, рафтах, каноэ и прочих лодках. Плакатами, приглашающими на экскурсии, оклеен весь Закопане и окрестные городки. Вдоль реки масса контор, организующих сплавы на любой вкус. Наверное, это приятное развлечение. Но нам на велосипедах как-то веселее…






Мы так и не поняли, в каком месте пересекли границу Польши и Словакии. Но, судя по стендам, где-то это произошло…


…Погода просто отличная для велосипеда — легкая облачность. И места здесь красивые. И воздух дивный. Я ехала и не могла надышаться — как здОрово перемешались в нем запахи леса и реки. Дорога почти везде ровная, с несколькими довольно крутыми, но короткими подъемами… Ехать одно удовольствие…






В какой-то момент солнце спряталось окончательно, небо потемнело, начал моросить дождь. Надели дождевики и поехали под дождем дальше. Часть дороги идет через лес, так что дождь не сильно напрягал. К тому же, он скоро кончился. Интересно, а как в дождь на плотах? Или им уже все рано — они и так мокрые?



…Проехали мимо кемпинга. Хорошее местечко — горы, река…


…А вот и Červený Kláštor — Красный Монастырь. Здесь заканчивается велодорожка и, собственно, сам маршрут. От Щавницы до него около 12 км. Большинство вело-групп здесь отдыхают, кушают и едут обратно. Но сколько же их здесь! Мы тоже решили немного передохнуть, перекусить и выпить кофе. Изначально я хотела заглянуть в этот монастырь, который был основан в 1319 году. Но толпы людей это желание напрочь отбили… Все-таки август — не лучшее время для путешествий по Татрам. Мы эту фразу потом будем много-много раз повторять…






…Оставили велосипеды, прогулялись к реке. В этом месте есть небольшой пляжик, где вполне можно искупаться.





…Ну ладно, весь народ поедет назад, а нам-то что делать? Велодорожка — все, закончилась. А нам-то нужно к замку. Поизучали схемы и карты, да и решили ехать. Можно подумать, мы дома по велодорожкам ездим…


…Сначала дорога по-прежнему идет вдоль Дунайца. Здесь уже нет каньона, долина становится шире, течение — спокойнее…





…Потом мы уходим от реки и едем по узкой обочине через поля, холмы и крошечные поселки. Дорога почти все время идет вверх: где-то уклон совсем небольшой, где-то посерьезнее. Но, к счастью, нет жары и дорога почти совсем пустая…







…А вот и бывшая граница — мы въезжаем из Словакии в Польшу.



…Сразу от польской границы начинается прекрасная велодорожка до самого замка Недзицу. Через какое-то время он показался на горе над плотиной… Однако, мы постоянно набираем высоту. И это уже стало сказываться — тело нещадно просит отдыха… Решили добраться до замка и там уже передохнуть



Замок Недзица — средневековая крепость на правом берегу Чорштинського водохранилища. Стоит на высоте 566 метров и считается одним из самых живописных польских замков. Отчасти, этому способствуют красочные окрестности.




Ближе к замку подъем усиливается, выглядывает солнце, и становится достаточно жарко. Машка начинает стонать…




…Как прекрасно-безлюден был участок дороги до замка, и как же многолюдно возле замка и внутри! Маша требует отдыха, еды и холодной колы. Меня тоже немного утомил подъем и навалившаяся жара, поэтому решили отдышаться, а потом уже гулять по замку. Дима увидел у мальчика какой-то дикого размера бутерброд и сказал, что он тоже это хочет. Купил и съел вместе с Машей. Я же ограничилась водой — не люблю во время покатушек плотно есть…



Посидели в тени, полюбовались на озеро и потопали в замок. Для велосипедов есть велопарковка возле музея карет. Привязали велы и пошли сначала поглядеть на кареты.


Вход в музей карет и в замок по одному билету. Впрочем, музей карет — это очень громкое название. Помещение совсем небольшое и экспонатов немного. Но посмотреть занятно…











… Замок Недзицу был построен в начале XIV века на месте бывших оборонительных сооружений и являлся важным центром польско-венгерских отношений. Здесь решались финансовые вопросы между польским и венгерским королями. Замок неоднократно менял владельцев. Последним его хозяином был венгерский дворянский род Саламон, который проживал здесь до 1943 года. В 1945 крепость была национализирована польским правительством.

     







Для осмотра доступен не весь замок. Часть его занята Обществом историков и гостиницей. Что ж, побываем там, где можно… Сразу у входа — гербы всех владельцев Дунайца: от рода Берзевици до Саламона.


В «комнатах Саламона» с мебелью XVI-XIX веков можно увидеть, как жили прежние владельцы замка.






Потом по деревянной лестнице мы выбрались на смотровую площадку. Замечательное место — виды красивенные!














Потом мы спустились вниз, в подземелье. Отсюда есть коридор, который ведет в подземный ход, а через него — за пределы замка. В средневековье его главное назначение заключалось в том, чтобы в случае, если крепость обложат извне, отряд обороняющихся мог неожиданно для врагов выбраться наружу и атаковать осаждающих. Также коридором можно было воспользоваться для попытки бегства в ситуации, когда взятие замка неприятелем было неизбежным. Сейчас этот коридор закрыт. А вот подземелье можно осмотреть…



     


     


…В зале с колодцем полно людей, большая экскурсионная группа. И вообще экскурсий — полный замок. И все время приходится как-то напрягаться, чтобы или успеть проскочить раньше очередного наплыва людей, или дождаться, чтобы они прошли. Но это мало помогает: за ушедшей группой тут же придет следующая… И мы с грустью вспоминали, как ходили когда-то по немецкому замку Шлоссбург в полном одиночестве…


…Выбираемся из замка и топаем к своим велосипедам.





…Такой формат осмотра достопримечательностей, в рамках велопохода, мне все больше и больше нравится. С одной стороны, ты катаешь по красивым местам, получая свою порцию нагрузки и адреналина, с другой — знакомишься с историей и культурой страны, осматриваешь достопримечательности, развиваешься… Ты гораздо больше замечаешь, чем если бы ехал машиной или автобусом, и успеваешь за день гораздо больше, чем если бы путешествовал пешком. Как не крути, а велосипед — лучший способ путешествия. Правда, нам еще нужно докатить назад. А это ни много, ни мало — 25 км.

…Назад ехать, конечно, приятнее — все вниз да вниз. Вот и снова пересекаем границу. На этот раз в обратном направлении — из Польши в Словакию.


Велодорожка здесь заканчивается, и мы снова катим вдоль дороги, наслаждаясь пасторальными пейзажами. И прямо сейчас стоит сделать небольшое лирическое отступление и рассказать, как автомобилисты здесь относятся к велосипедистам. В некотором смысле нам повезло: мы катались на велосипедах по европейским странам, увеличивая градус «велосипедности» страны от меньшего к большему. Сначала была Польша, с ее активно развивающейся велосипедной инфраструктурой. Затем — Германия, которая уже очень-очень велосипедная. И на закуску — Нидерланды. Здесь вообще пока без комментариев. И вместе с этим рос градус нашего восторга и восхищения тем, как же у них здесь все классно продумано и организовано. Велодорожки в Европе всегда приводили меня в восторг. Но, одно дело на них смотреть, и совсем другое — по ним кататься. Дима и Маша уехали немного вперед, потому что я периодически останавливалась, пытаясь что-то сфотографировать. И я могла наблюдать поведение догоняющих их машин. Машина будет держаться сзади велосипедиста на почтительном расстоянии до тех пор, пока не освободится встречная полоса. Водитель никогда не поедет обгонять по твоей же полосе — он полноценно выедет на встречную, объехав тебя десятой дорогой, словно ты не на велосипеде, а на обычной машине. И он будет медленно плестись за тобою столько, сколько будет нужно… И это просто невероятно! То, что для европейца — в порядке вещей, нам кажется верхом культуры. Что тут поделаешь? Не избалованы мы в своей стране водительской толерантностью. А ведь это — просто нормальные человеческие отношения, только и всего… И ты, даже передвигаясь по проезжей части без велодорожек, чувствуешь себя в абсолютной безопасности. С тобой здесь ничего не может случиться…




…Возле Красного монастыря снова сделали привал, решив искупаться. Солнце пекло, мы подустали, а холодная вода горной речки — лучшее средство от усталости. Вода действительно была бодрящей, а дно — в острых камнях. Но удовольствие получили непередаваемое…


…Солнышко потихоньку клонилось к закату, превращая реку в искрящийся поток. Ехать было приятно, да и людей поменьше, чем с утра…









А велосипедисты здесь встречаются очень разные… И такие тоже…


     


Уже дома я нашла информацию, что вдоль Дунайца расположена цепочка из 13 средневековых замков, служивших для защиты границы с Венгрией. И Недзицу — лишь один из них. Вот бы устроить велопоход вдоль всех этих замков, исследуя по пути каждый! Ну, может когда-нибудь… А пока — последний взгляд на Пенины и каньон. Нужно спешить — путь к кемпингу не близкий...




…В Бедронке, возле которой оставляли машину, купили колбасок и пива на ужин. Но снова попали в пробку, простояли час, и приехали в кемпинг, когда уже начинало вечереть. А надеялись, что будет время спокойно пожарить колбаски и насладиться неторопливым ужином. Конечно, мы успели и пожарить, и насладиться, но было это уже в сгущающейся темноте. А ведь такие вечера — одни из лучших моментов поездки. И хочется растянуть их во времени…




За этот день накрутили 59 км с хорошим набором высоты. Я чувствовала себя хорошо, а Дима и Маша сказали, что устали. Ну, мол, такая себе «легкая прогулка». Я предложила на следующий день идти в долину Косцелиско, потому что это уж точно легкая прогулка. На что они ответили, что утро вечера мудренее, и завтра все решим. На том и заснули…