ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Складываем узор


 


Умственная гимнастика Никитина

 

Пожалуй, трудно найти человека, который не слышал бы о русских педагогах-новаторах Борисе Павловиче и Лене Алексеевне Никитиных, вырастивших и воспитавших семерых детей. Их принципиально новая методика физического и интеллектуального развития вызывала и продолжает вызывать споры и обсуждения. Но родилась она не как научная теория, а как опыт всей жизни простых, любящих родителей, стремящихся сделать своих детей здоровыми, умными и счастливыми. Главное в методике – это свобода движения, не ограниченная законами и предписаниями, свобода выбора. Никитины призывали не делать за ребенка то, что он может сделать САМ. Это будет мощным толчком к развитию его интеллектуальных и творческих способностей. И хотя сами Никитины и их дети говорят, что не все в методике было правильно, но, бесспорно, многие идеи и рекомендации стоит взять на вооружение мамам и папам, в семье которых подрастают малыши. Система физического развития и закаливания по Никитиным – тема очень интересная, заслуживающая отдельного рассказа. Но сегодня мы поговорим об интеллектуальном развитии – об умных играх.


Игра по правилам

Нет, не о правилах для малыша здесь пойдет речь. Тем и замечательны игры Никитина, что позволяют не ограничивать ребенка какими-то строгими рамками, а дают простор для творчества и фантазии. Но вот для родителей существуют определенные рекомендации, к которым стоит прислушаться. Они выделены Никитиным, как обязательная составляющая развивающих игр.

- Любые игры только тогда дают результат, когда малыш играет с удовольствием. У ребенка нужно развивать интерес к интеллектуальному напряжению. Именно развивать, так как сам интерес ниоткуда не появляется. А как же это делать? “Первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил”. Хвалить, но не перехваливать, потому что похвала не по заслугам может и навредить.
- Интерес ребенка к игре и совершенствованию очень легко притупить и принуждением, “нажимом”, и пресыщением. Прекращать игру нужно тогда, когда появляются первые признаки потери интереса. Тогда малыш с радостью вернется к игре и в следующий раз. И уж, конечно, любое насилие вызывает сопротивление ребенка и нежелание играть в те игры, в которые заставляют. Во время игры не допускайте обидных для малыша комментариев: “Давай думай быстрее! Какой ты глупый! Не смотри по сторонам!” Они вызовут у ребенка только раздражение, нежелание думать, неверие в свои силы, а умнее от этого никто не станет.
- Любимая японская поговорка Б.Н. Никитина звучит так: “Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”. И это действительно очень мудрая истина. Взрослый не должен выполнять задание за ребенка или указывать на ошибки. Его задача подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.
- Начинать нужно с самых простых заданий, которые малышу легко выполнить. Это даст ему уверенность в собственных силах и заложит позитивное отношение к игре. Задания усложняются постепенно. И иногда стоит сделать “шаг назад”, если на каком-то этапе малыш с заданием не справляется. Это значит, что вы переоценили его уровень подготовки.
- Для игры нужна непринужденная обстановка. Нет ничего плохого, если малыш будет двигаться, а не сидеть на одном месте и выполнять задания. Для малышей любые действия с играми-головоломками нужно обыгрывать, иначе, скорее всего, им будет скучно просто перекладывать кубики с места на место.


Хитрые квадратики

Первая из игр Никитина, с которой я познакомила дочку, была игра “Сложи квадрат”. Она представляет собой задания-головоломки трех уровней сложности, где нужно собирать квадратики из их частей. Интересно, что некоторые задания третьего уровня иногда вызывают затруднения даже у взрослых. В своей книге “Интеллектуальные игры” Никитин подробно описывает, как сделать такую игру самостоятельно. Но “Сложи квадрат” можно и купить. В любом исполнении игра – хороший тренажер для развития логического мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики. Она поможет малышу увидеть часть в целом, освоить цвета и основы классификации. Первый уровень можно осваивать уже с 1,5 лет. Именно в этом возрасте мы с Машей и начали собирать квадратики. На первом этапе мы учились раскладывать кусочки квадратов на кучки по цвету, договариваясь, что красные фрагменты – это лакомство для мишки, а зеленые – для зайки. Второй этап – составление самых простых квадратов. Играя и общаясь с детьми, я сделала для себя один очень важный вывод: часто малыши не справляются с той или иной игрой не потому, что она сложна для них, а потому, что просто не понимают, чего от них хотят. Поэтому важно доходчиво объяснить малышу правила. Возьмите рамку с собранными квадратами, достаньте целый квадрат и на глазах у ребенка положите его обратно. Пусть он сделает то же самое. Теперь выньте половинку другого квадрата и предложите малышу вернуть ее на место. Когда и это получилось, позвольте ребенку самому собрать квадратик из двух половинок. Так, постепенно, малыш освоит первый уровень. Только, памятуя основные правила, не делайте задания за него. Дайте ему возможность подумать и ПОНЯТЬ. Пока Маша была совсем маленькая, я придумывала разные игровые моменты. Например, помещала на дно рамки бумажных цыплят и просила дочку построить для них домики – собрать квадраты. Точно так же мы прятали бумажных зайчиков от злого игрушечного волка. К трем годам Маша собирала почти все квадраты третьего уровня и уже не нуждалась в сказках-рассказках. Ей был интересен сам процесс мыслительной деятельности, она получала от него явное удовольствие. Кстати, кусочки квадратиков можно использовать и в качестве мозаики, составляя из них забавные фигурки.


Умные кубики

Три интересные игры Никитина представлены в виде кубиков: “Сложи узор”, “Уникуб” и “Кубики для всех”. Все эти игры можно купить в магазинах развивающих игрушек, а можно, воспользовавшись описанием из книги, сделать самим. К каждым кубикам существуют по три вида заданий. Сначала узоры и фигуры из кубиков собираются по схеме, затем предлагается обратная задача – срисовать готовые узоры. И третий этап – придумывание своих собственных фигур. Что же это за такие волшебные кубики?

“Сложи узор” сам Б.Н. Никитин предлагает в качестве первой развивающей игры для малыша. Она состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней которых окрашены различно в один или два цвета. Схемы к игреЭто позволяет составлять из них узоры в громадном количестве вариантов. В игре хорошо развивается способность к анализу, синтезу и комбинированию. Малыш учится работать по схеме, узнавать реальные образы в абстрактных узорах, развивает фантазию и творчество. Когда Маше исполнилось 2 года, мы начали играть в “Сложи узор”. Те схемы, которые прилагаются к игре, для малыша плохо подходят. Слишком они мелкие, а нам бы покрупнее, да помасштабней! Поэтому первые, самые простые схемы я рисовала сама. Сначала мы выкладывали одноцветную дорожку для кукол и зверюшек, потом научились чередовать два цвета. Чуть позже стали строить лесенки, а потом и более сложные узоры по схемам.

Вторым этапом знакомства с никитинскими кубикамиСхемы к игре для нас стал “Уникуб” – универсальная игра, которая вводит малыша в мир трехмерного пространства. Говорят, что у детишек, которые в детстве занимались с такими чудо-кубиками, практически не возникает проблем с геометрией в школе.Скажу честно, у меня в них играла вся семья: и старшая дочь с подружками, и муж, и, конечно, я сама под видом занятий с Машей. В набор входит 27 кубиков, каждая грань которых окрашена в один из трех цветов. Они позволяют создавать объемные модели, иногда настолько сложные, что, не допускают ошибки даже в один кубик. Помимо развития пространственного воображения, игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Самые простые модели можно пробовать собирать уже с двухлетними малышами, но мы начали с трех лет.

В игру “Кубики для всех” входит 7 пространственных фигурок разных цветов и форм, напоминающих объемный “Тетрис”. Эти кубики научат малыша мыслить пространственными формами, конструировать. Сначала малыш учится сопоставлять фигурки с чертежами, а потом начинает делать пространственные постройки: “собачку”, “жирафа”, “кроватку”. Как и в других играх, фигуры постепенно усложняются.


Точка, точка...

Замечательная игра “Точечки” стала нашей первой математической игрой. Она представляет собой 44 картонных квадратика четырех цветов.Точечки На одиннадцати белых квадратах крупно написаны цифры от 0 до 10, на красных, зеленых и желтых – соответствующее количество точек, по-разному расположенных. Игру легко сделать из цветного картона, обклеив его для надежности скотчем. Как и в других играх, здесь существует несколько уровней сложности. И самый простой – выкладывание карточек в порядке возрастания или убывания. Дальше задания усложняются и дополняются различными вопросами и задачами. Здесь одновременно нужно и различать цвета, и считать, и понимать, что "порядок" означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате. Вот сколько важных знаний!

Мы с дочкой начали играть в “Точечки” в полтора года. Мне очень понравилась такая математическая идея. Ведь цифры для малыша – сплошная, ничего не значащая абстракция. И выучить цифры – это еще не значит уметь считать. А “Точечки” постепенно, ненавязчиво, в игре дают возможность малышу понять количество, ощутить реальное значение абстрактных цифр, учат решать простые примеры и задачи. Сначала я просто выкладывала перед дочкой вереницы карточек, озвучивая количество нарисованных на них точек. Это называлось у нас “строить паровозик”. Постепенно малышка начала первые вагончики “цеплять” сама, а к 3 годам легко выстраивала все четыре “состава”, сопоставляя и точки, и цифры. К моей огромной радости, делала она это совершенно осознанно, вдумчиво, легко показывая, где точек больше, а где меньше и на сколько. Она понимала, “чувствовала” количество, а это самая первая ступенька к успешным занятиям математикой в дальнейшем. Для того, что бы лучше запомнить названия чисел, мы придумали такую игру. Когда один ряд точечек выложен, начинаем строить второй. Ноль “подходит” к другому нолю и говорит: “Привет! Я – ноль”. А другая карточка отвечает “Привет! Я тоже ноль. Становись возле меня”. Так проговариваем все числа до десяти. Однажды, вспоминая в очередной раз, сколько у Маши ножек, ручек, носиков, я решила пошутить, а заодно и закрепить понятие “ноль”:
- Маша, а сколько у тебя хвостиков?
- Один! - и с совершенно серьезным видом показывает мне хвост из волос…


Крошки обезьянки

“Обезьянка” - простая, но очень полезная игра, которая не требует никаких специальных приспособлений. Она развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего. Можно играть вдвоем с малышом, но если детишек больше, игра становится интереснее и веселее. Все играющие садятся вокруг стола. Сначала малышу рассказывают сказку о маленькой обезьянке, которая любила все за всеми повторять. Потом ведущий берет в руки два “кирпичика” от строительного набора, поднимает руки вверх, а затем прячет их под стол. Малыш должен повторить все действия. Ведущий достает руки с “кирпичиками” из-под стола и строит какую-нибудь фигурку. “Обезьянка” опять должна точно все скопировать. Игру можно разнообразить постройками из других фигурок, различными жестами и гримасами. Она подойдет для малышей от двух лет.

Поверьте, играть с малышом в такие игры – истинное удовольствие. И не перестаешь удивляться, когда видишь, как легко справляется ребенок со сложными изобретательскими задачами, или как трехлетний карапуз рассуждает: “У этого кубика две грани красные, а нам нужно, что бы было три. Не подходит…” И искренне радуешься, понимая, что ребенку нравится думать, докапываться до сути, открывать свои законы. Конечно, умные игры – это только малая часть процесса познания малышом окружающего мира. Но если вместе с ним играют близкие люди, если они искренни и изобретательны, маленький человечек с детства усвоит, что учиться – это весело и интересно. А именно этого убеждения так не хватает нашим современным школьникам…


Юлия Каспарова
"Мир семьи"
январь 2005