В последний год, оставшийся Катрусе до школы, мы переехали на новую квартиру. Менять детский сад не хотелось. Дочка до слез любила воспитательницу, да и мы как-то привыкли… Пол часа ходьбы – пустяк, но…
Работающей маме дорога каждая минута. Кто же из нас не ощущал этого постоянного, ежедневного цейтнота? Подъем, горячий кофе впопыхах, минутный макияж, чадо, слишком медленно натягивающее куртку и ботинки… Работа, работа, работа… Дорога в детский сад, опять слишком медленно одевающееся чадо… Быстрей, быстрей… Еще готовить ужин, убирать, мыть, стирать, выгуливать собаку… И вот, наконец, сделаны все дела… Ой, девять часов! А ну, быстро, мыться и спать! А на следующий день опять подъем… Замкнутый круг…
И в этом водовороте так хочется, что бы детский сад был рядом с домом, что бы не тратить драгоценное время на дорогу… И забываем мы порой, что эта самая дорога – отличная возможность для нас, загнанных современных родителей, пообщаться со своим любимым малышом, узнать в доверительном разговоре о его бедах и радостях, заняться его обучением и развитием, наконец. Пол часа утром, пол часа вечером… И выходит целый час в день! Час общения и час прогулки в любую погоду! В этом-то и есть неоспоримое преимущество отдаленности детского садика от дома. Это я для себя усвоила четко…
С чего начинаются туфли
Сегодня такой чудный осенний денек! Бабье лето… Листья вспыхивают под ногами красно-желтым ковром. Солнце взошло совсем недавно и светит ярко, но так обманчиво. Нет уже от него тепла, но все равно радостно на душе…
Катя, насупившись, плетется сзади, загребая носками новеньких туфель опавшую листву. Вот уже вечно недовольное жизнью создание! Внутри меня начинает закипать что-то, похожее на турку с кофе. Поднимается вверх темная пена, вот-вот брызнет
в разные стороны… Делаю несколько глубоких вдохов, и пена оседает, не выплеснувшись через край.
- А ты знаешь, сколько людей потратили кучу времени и сил на то, что бы у тебя были такие красивые туфли?
В глазах появляются первые проблески заинтересованности, но упрямый характер зануды-стрельца всё еще берет верх. Не обращая на это внимание, начинаю свой рассказ о сложностях технологического процесса. К концу рассказа от Катиного равнодушия не остается и следа:
- А что, всю обувь делают из свиной кожи?
- Нет, конечно. И из натуральной кожи делают, и из ткани, и из специального материала, похожего на кожу, но искусственного. А давай поиграем в игру “Что из чего?” Я буду называть какой-нибудь предмет, а ты говорить, из чего он сделан…
Так постепенно осваиваем хлопок и шерсть, лен и дерево, железо и медь, песок и глину, сталь и чугун… Говорим о физике, химии, медицине, кулинарии, в общем, обо всем, что приходится к месту и теме…
Вечером туфли вымыты, бережно натерты салфеткой, которой я обычно вытираю пыль с мебели, и красуются на обувной полке. Сил уже нет давать разгон за салфетку. И надо ли? Катруся задумчиво рассматривает итоги своей работы:
- Мам, а ты еще забыла сказать, что вы с папой потратили много времени и сил, что бы денег мне на туфли заработать…
Вам барыня прислала…
Не так то просто придумать что-то новенькое для наших ежедневных пеших походов в детский сад. А вот старенького вспоминается, хоть отбавляй.
- Я знаю десять названий животных: тигр, белка, слон…
- Я знаю десять птиц: ворона, голубь…
А вот с птицами уже загвоздка. Пять называется легко, дальше уже с трудом вспоминает по одной. Предлагаю отгадать загадку:
- Угадай, что за птица
Света белого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова. Это...
- Сова! Еще филин!
В общем, дотягиваем до десяти. Играем в эту игру долго, называя фрукты, овощи, деревья, цветы, транспорт, мебель, марки автомобилей… Потом чуть усложняем, говоря не просто “животные”, а “парнокопытные”, “грызуны”, “змеи”, не просто “птицы”, а “водоплавающие” или “живущие на севере”.
Через несколько дней словарный запас заметно расширяется, да и голова начинает соображать чуть быстрее…
Играем мы, конечно, и в “города”. Только не города называем, а всё тех же животных. Слон – н – носорог – г – гиббон… Стараюсь подбирать названия зверей, что бы последняя буква всегда была “а”. Очень скоро у Катруси исчерпываются знания зоологии, она злится:
- Мама! Ты специально так делаешь!
А вечером дома листает энциклопедию, стараясь запомнить всех животных на “а”
А больше всего мы любим игру на развитие воображения и внимания, в которую еще мама со мной в детстве играла.
- Вам барыня прислала сто копеек, сто рублей
И сказала: “Не смеяться, не улыбаться,
Черное, белое не надевать,
Да и нет не говорить.”
Вы поедите на бал?
- Да!
- Ну вот, проиграла сразу. Я же сказала: “Да и нет не говорить”.
- Давай еще раз!
- Вам барыня прислала…
Вы поедите на бал?
- Поеду.
- А что вы оденете?
- Платье
- Оно будет черным?
- Нет. Ой, опять проиграла!..
Постепенно Катруся перестает ошибаться. И мне уже нужно напрягать свою фантазию, придумывать каверзные вопросы, что бы рассмешить ее или вынудить произнести запрещенное слово: “В вашу карету будет запряжена шестерка поросят, да?”
Выдумки-фантазии
Наша дорога проходит через застройки и дворы спальных районов. Банальнее и скучнее этого трудно что либо придумать. Какой уж тут полет фантазии, развитие воображения? Но поднимаем голову вверх и, о чудо, в промежутке
между свечками высотных домов замечаем кусочек светло-голубого неба с взбитой пеной облаков.
- Это облако похоже на кита. Вон у него хвост, а вон – фонтан. А рядом облако – сердитая кошка.
- Почему сердитая?
- У нее спина выгнута, и усы в разные стороны торчат…
Продолжаем фантазировать, перенося внимание уже на более обыденные вещи. Окна домов у нас стали гнездами стрижей, а парадные – входами в сказочные пещеры. Мы сочиняем сказки о попадающихся на
пути невзрачных предметах: пакете от кефира и целофановом кульке. Оказывается, они стали участниками потрясающего и загадочного происшествия…
- Мама, нам вчера в садике рассказывали о писателе Тарасе Шевченко…
- Шевченко был поэтом.
- Ну да, поэтом…
- А ты понимаешь, какая разница между поэтом и писателем?
- Конечно! Поэт сочиняет стихи, а писатель их записывает…
Да, вот так и всплывают огрехи твоих педагогических стараний. Разбираемся с поэтами и писателями, а потом решаем сочинять стихи. Начинаю я:
- По дорожке мы идём
- И на небо мы глядим
- Это не в рифму. – Уточняю я.
- Но я же не могу сказать глядём, такого слова не бывает. – Катерина предельно серьезна.
- Птичка, птичка, помоги! – Продолжаю я.
- Отнеси меня туды...
Видно, поэты из нас никудышные. Лучше уж будем сказки о кульках сочинять…
Разноцветная неделя
Так не бывает, скажете вы? Но у нас-то было… Вот понедельник, например, белый. Белый от самого первого снега, выпавшего ночью. Вот уже
несколько минут безуспешно пытаюсь разбудить брыкающуюся дочку. Конечно, она не выспалась. Вчера допоздна засиделись гости… Мне жаль ее, но вставать-то надо.
- А ты знаешь, что у нас сегодня белый день?
- Как это – белый день? – Весь сон как рукой сняло.
- А ты в окошко выгляни!
Мы любуемся белым снегом, идем на кухню пить белое молоко, надеваем белые колготы и белую кроличью шубку и отправляемся в белый-белый мир…
Сегодня всю дорогу мы отыскиваем белые предметы вокруг себя. Машины, крашенные скамейки, одежда людей – ничего не ускользает от нашего острого глаза. Сегодня мы соревнуемся, сосредоточенно считаем, кто же увидит больше белого. А назавтра запланируем красный день. Сварим кисель из вишневого варенья, наденем красное платье и вновь будем считать подходящие предметы вокруг себя…
- Я вижу что-то красное!
- Что?
- Оно движется.
- Машина!
- Не угадала. Оно с полозьями.
- Санки.
И эту игру мы тоже любим, загадывая окружающие предметы по очереди, стараясь придумать что-нибудь потруднее: “Что это такое деревянное?” или “Я вижу что-то квадратное”.
Вам интересно узнать, во что еще мы играем? Пожалуйста! Мы пытаемся придумать, чем похожи совсем непохожие предметы и явления. Например, холодильник и ракета, роза и сосна, дождь и океан… Мы ищем отличия у вещей очень схожих: речки и озера, божьей коровки и клопа-солдатика, крысы и хомячка, тетради и книги… Мы играем в противоположности: черный-белый, добрый-злой, грустный-веселый, плакать-смеяться… Мы подбираем обобщающее понятие к группе слов, определяя, что чай, кофе и коктейль – это напитки, а пила, молоток и отвертка – это инструменты…
Много, очень много словесных игр, таких простых, но, вместе с тем, таких необыкновенно полезных существует на белом свете. Их можно использовать в поезде или автомобиле, в очереди в поликлинику или по дороге в детский сад. Вот только играть нужно с желанием и любовью, прислушиваясь к своему ребенку и слыша его. Не стремиться к результату, а играть ради самой игры. Тогда любое занятие принесет огромную пользу, развивая творческие способности и воображение, тренируя внимание и логическое мышление, расширяя знания об окружающем мире и пополняя словарный запас...
© Юлия Каспарова. 2003
Рассказ был опубликован в журнале "Игра и дети" № 1 2004