Слово “паззл” от английского “puzzle” - загадка, головоломка. Существует несколько версий создания первой такой игры. По одной из них, в 1767 году английский картограф Джон Спилсбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на картон карту Европы и разрезал ее на части. Вскоре появились и другие разрезные картинки, которые носили уже не только образовательный, но и развлекательный характер. Они изготовлялись из дорогих сортов дерева. На картинках изображались различные исторические и библейские события, портреты, пейзажи. Фрагменты головоломки еще не скреплялись между собой привычными для нас “puzzle-замками”. Стоили такие мозаики очень дорого, и только богатые люди могли позволить себе подобное развлечение. В 1909 году американец Б. Паркер придумал, как можно соединять кусочки паззлов между собой и создал фабрику, изготовляющую только паззлы. Бум популярности пришелся на 30-е годы. Но и сейчас интерес к ним не ослабевает.
Для чего они нужны?
Традиционно, паззлы считались головоломкой для деток, старше трех лет. Причин тому несколько. Во-первых, именно это указано почти на всех упаковках паззлов. И дело здесь вовсе не в возрастных способностях крохи, как думают многие, а в отраслевых стандартах, регламентирующих выпуск подобной продукции. По существующим ГОСТам, детальки головоломки для деток младшего возраста должны быть не меньше определенного размера. И даже паззлы с достаточно крупными фрагментами под этот стандарт не подходят. Во-вторых, до недавнего времени на нашем рынке практически не было мозаик, рассчитанных на крох. И, в-третьих, мы часто недооцениваем своих малышей, считая, что то или иное задание будет им не по силам. На самом деле даже полуторагодовалые крохи уже могут справиться с простенькими головоломками. Нужно лишь подобрать подходящую картинку и показать маленькому умнику, как из разрозненных частей получается единое целое.
Иногда можно услышать мнение мам, что паззлы – занятие бесполезное и ненужное. Но это далеко от истины: головоломка развивает интеллект малыша сразу во многих направлениях, причем весело и без напряжения. Собирая головоломку, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие. Для того, что бы картинка получилась, маленькому творцу необходимо научиться переворачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. А развитие мелкой моторики, сенсорики, координации движений – вообще первостепенные задачи в раннем возрасте, и в этом смысле паззл может оказать малышу неоценимую услугу. Вы сами с удивлением заметите, как после небольшого периода игры с мозаикой, непослушнные пальчики малыша станут более умелыми и научатся выполнять сложные действия.
Учимся играть
Паззлы – не та игрушка, которую ребенок сможет освоить самостоятельно. Если вы не научите его основам, не покажете, как подбирать и соединять детальки между собой, то через пять минут безуспешных попыток кроха забросит игру и вряд ли захочет вернуться к ней в ближайшее время. Поэтому, наберитесь терпения, отнеситесь к малышу с пониманием, не ждите и не требуйте от него быстрых результатов, а просто играйте и искренне радуйтесь даже самым маленьким победам.
Начните с самого простого. Сначала сами соберите картинку на глазах у малыша, попутно комментируя свои действия. Затем рассмотрите вместе с крохой изображение, обратите внимание на детали, придумайте маленькую сказочку, окрасив ее положительными эмоциями. А теперь можно приступить к обучению. Достаньте из собранной картинки 1-2 фрагмента, положите их рядом и предложите ребенку найти место, где они стояли. Если он затрудняется, подскажите ему. Например: “Посмотри, у собачки ушка не хватает! Плачет собачка. Давай поможем ей, найдем ушко и поставим на место!” Когда нужный фрагмент найден, покажите малышу, как правильно повернуть и соединить кусочки между собой. Пусть он держит фрагмент в ручке, а вы своей рукой помогите ему, сначала соединив выпуклую часть с отверстием, а затем опустив на место и весь фрагмент. Этот важный момент нельзя упускать из виду. Не научившись соединять элементы, малыш не сможет двигаться дальше. Потренируйтесь немного, и навык будет освоен. Можно на первых порах подобрать паззлы без скрепляющих “замков”, но для развития мелкой моторики хороши именно классические мозаики. Когда ваш сын или дочурка будут уверенно справляться с заданием, предложите собрать всю картинку целиком. Помогайте малышу в случае затруднения. Он должен чувствовать, что у него получается, должен слышать вашу похвалу и одобрение (“Ура! Молодец!”). Не беда, если, выучив порядок сборки наизусть, ребенок собирает одну и ту же картинку несколько раз подряд. Это очень важно для его самооценки, дает ощущение уверенности в собственных силах.
Если же малыш отказывается играть новой игрушкой, разбрасывает фрагменты или вовсе не интересуется ими, расстраиваться не стоит. Отложите игру на время, а потом снова попробуйте заинтересовать ею кроху. Не беда, что соседская девочка уже давно собирает сложные картинки, а вашего неугомонного карапуза хватает лишь на то, что бы высыпать кусочки головоломки из коробки. Все малыши разные. Один может очень долго заниматься кропотливой работой, рисовать, лепить, а другой и минуты на месте не усидит. Но мы ведь все равно любим их - и тихонь, и непосед. Возможно, время паззлов для вас придет чуть позже. Ведь главное здесь не результат, а то удовольствие, которое получает малыш от созидания. А созидать можно только с желанием и любовью…
Идем в магазин!
При выборе паззла для малыша обращайте внимание на количество и размер элементов, на качество игры, учитывайте симпатию ребенка к тем или иным сказочным персонажам.
Самые первые пазлы должны содержать максимум 6 достаточно крупных элементов. Лучше, если они будут выкладываться в рамке-планшете. Обратите внимание на материал, из которого сделана игра. Картон должен быть толстым, не гнуться. На боковых срезах деревянных пазлов не должно быть зазубрин. Рисунок подбирайте крупный, яркий и понятный, с минимумом мелких деталей, обязательно добрый, вызывающий эмоциональный отклик у малыша. Для совсем маленьких это могут быть изображения игрушек, для старших деток – герои любимых мультфильмов и сказок. Когда кроха будет легко справляться с такими головоломками, увеличивайте число элементов, усложняйте рисунок. К 2,5-3 годам многие детки, с которыми рано начали собирать разрезные картинки, осваивают пазлы из 24 элементов…
Так какие же паззлы предпочесть? На мой взгляд, стоит обратить внимание на следующих производителей.
Отличные паззлы для деток разного возраста выпускает “Московская мозаика”. Выполнены они из плотного картона, имеют крупные детали и рамку-планшет. Количество фрагментов начинается от шести. Картинки яркие и красочные: Винни-Пух и Пятачок, Машенька и Медведь, красавица Барби и другие, добрые и понятные малышу сюжеты.
У издательства “Дрофа” есть неплохие пазлы для малышей. Здесь изображение разрезано на несколько крупных, неодинаковых частей. Фрагменты имеют гладкие боковые поверхности. Картинка собирается в рамке-планшете. Девочкам наверняка понравится веселый щенок или зайка, а мальчишкам – забавный автомобильчик или самолет. Это же издательство выпустило серию паззлов “От простого к сложному”. Здесь вся картинка поделена на четыре независимых фрагмента, а каждый фрагмент – это паззл из шести элементов. Такую головоломку можно предложить деткам от двух лет, сначала собирая отдельные фрагменты, а потом усложняя задачу.
Издательство “Олма-Пресс” предлагает малышам не просто собрать паззл, а еще и посчитать изображенных зверушек. Эта головоломка называется “Сложи и сосчитай”. Она представляет собой картонный планшет с четырьмя картинками, состоящими из 2-5 фрагментов. Такая забава подойдет крохам от полутора лет.А паззл-мозаика “У меня дома” поможет ребенку пополнить словарный запас и послужит прекрасным пособием по развитию речи. “Продвинутым” малышам, которые легко справляются с простыми головоломками, наверняка понравятся классические паззлы этого же издательства из серии “Обучающая бумага”.Они представлены картинками из 24 довольно крупных элементов на планшете. Рисунки симпатичные и добрые, хорошо прорисованные, но содержат много мелких деталей, что заставит маленького эрудита немного подумать. А вот головоломки “Чудо-луг”, “Чудо-озеро” и “Чудо-дерево” будут еще и прекрасным пособием для изучения окружающего мира и освоения навыков счета. Ведь нужно не просто собрать довольно сложную картинку, а еще найти и сосчитать притаившихся в траве насекомых или спрятавшихся в ветвях птиц. Рассматривая картинки, малыш познакомится со многими растениями и животными.
Оригинальный вариант паззлов выпустило издательство “Ранок”. Это не просто головоломка, а настоящий трансформер, книга-паззл. После прочтения веселых стишков, картонные страницы книги превращаются в отдельные фрагменты, из которых можно сложить большую, яркую картинку. А затем паззл опять превращается в книжку. Выпускаются такие книги на русском и украинском языках.
Волшебные сказки
Из представителей дальнего зарубежья хочется отметить немецкую фирму Ravensburger и норвежскую – Larsen. Их мозаики отличаются плотными, негнущимися детальками, качественной полиграфией, большим разнообразием сюжетов. Паззлы для малышей этих производителей, как правило, не имеют классических “puzzle-замков”. Но есть и недостаток: эти головоломки существенно превосходят по стоимости отечественные.>
Кроме классических паззлов, появилось много развивающих игр для малышей, основанных на puzzl-технологии. Самые удачные из них - серия “Играя, учись” от российской фирмы Step. Игры состоят из плотных картонных карточек, разрубленных на 2 элемента. Например, в игре “Чей домик?” на одних половинках карточек изображены различные животные, а на других – места их обитания. Если малыш подобрал картинки неправильно, они не соединятся между собой. Игры рассчитаны на деток от двух лет и охватывают большое количество тем: “Ассоциации”, “Цвета”, “Фигуры”, “Волшебные сказки”, “Чей малыш?”, “Мои первые буквы”, “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Профессии” и др.
Думаю, не стоит забывать, что паззлы, прежде всего, прекрасная возможность для игры и общения с любимым крохой. Малыш будет взрослеть, собираемые им картинки станут сложнее. И, возможно, однажды, в дождливый выходной, уже вся ваша семья будет колдовать над бесчисленной россыпью пестрых кусочков, создавая общий шедевр…
Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
апрель 2004