Раннее развитие: ошибки и заблуждения
Раннее развитие…. Какую картинку рисует ваше воображение при этих словах? Наверное, несчастный, бледный младенец в комнате, увешанной географическими картами, азбуками, периодической системой элементов Менделеева, и мама, рассказывающая ему перед сном таблицу умножения вместо колыбельной песенки? Похоже, этому крохе действительно не повезло. Я же вижу совсем иное: трехлетняя девчушка, крепенькая и загорелая, хохотушка и всеобщая любимица, вместе с мамой склонилась над божьей коровкой на травинке и считает точечки у нее на крылышках…
Что это такое?
Тема раннего развития малышей неоднократно освещалась на страницах прессы, об этом сняты телепрограммы, за круглыми столами спорят специалисты, родители доказывают друг другу нужность-ненужность ранних занятий с детьми… В чем причина таких жарких дебатов, почему диапазон мнений разнится от восторженных отзывов до полного неприятия? Основная проблема заключается в том, что многие оппоненты плохо ориентируются в предмете, о котором спорят: в словосочетание “раннее развитие” каждый из них вкладывает свой смысл, который часто отличается от реальности. И для того, что бы в дальнейшем у нас с вами не возникало разночтений одного и того же термина, необходимо сразу расставить все точки над “i”.
Давайте определимся
Формально под ранним развитием понимают обучение малыша чему-либо от рождения до трех лет. На практике все несколько иначе. Обучение у многих из нас ассоциируется со школьной партой, “вбиванием” знаний, зубрежкой и прочими неприятными моментами классической общеобразовательной школы. Часто именно этим мотивируют вред раннего развития. Дескать, сажают малышей за парты, навязывают им знания, а в будущем у них развивается стойкое отвращение к школе в частности и любой учебе вообще. Все верно: от такого обучения больше вреда, чем пользы. Однако мы забыли, что говорим о раннем РАЗВИТИИ, а не об ОБУЧЕНИИ. Проблема в том, что мы часто отождествляем эти понятия. Но на самом деле они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Раннее развитие – это не только раннее чтение и счет, как думают многие. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной ребячьей головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам. Однако нельзя забывать и об эмоциональном, социальном и физическом развитии. В идеале малыш должен развиваться всесторонне.
А что значит ранее развитие для меня? Это ежедневные маленькие и большие открытия, это удивление и восхищение способностями крошечного человечка, это огромный мир детства - такой забытый и близкий одновременно. Это доброта, чуткость, внимание и понимание. Это букашки на цветах, которые становятся большими, как когда-то в детстве, если лечь на траву и рассматривать их вместе с малышом. Это альбомы гербариев и звонкий голосок: “Папа, это же цикорий! Разве ты не знаешь?” Это звездное небо с огромной, таинственной луной и сказки о созвездиях. Это неумелые рисунки гуашью и акварелью, мелками и темперой. Это старые выгоревшие диафильмы в луче проектора и завораживающая темнота вокруг. Это первые опыты с водой и “вулкан” из соды и уксуса. Это походы в музеи и планетарий, прогулки по городу с рассказами о том, как жили люди раньше. Это то, что сближает родителей и детей, помогает им учиться друг у друга, делает их лучше и духовнее…
Мифы
А вот те заблуждения, которые часто отпугивают родителей от ранних занятий с малышами. Нет ли среди них и ваших?
1. Раннее развитие – модное новшество поэтому, как
все новое, имеет множество неизученных негативных последствий.
Идеи раннего развития отнюдь не новы - некоторым
методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Япония, США, Россия,
Италия, Германия, Франция и др.) постоянно изучают это явление. Детское раннее развитие уже давно существует в
Кении и Перу. А, например, в Ливане и других арабских странах, школьное
обучение начинается с трех лет и никого это не удивляет.
2. Малыши, с которыми занимаются ранним развитием,
развиваются быстрее своих сверстников-“неучей”.
Нет, такие дети развиваются быстрее, чем могли бы, если
бы с ними не занимались! Для каждого конкретного ребенка свои сроки развития.
Кто-то без всякого обучения начал бы читать в 3 года, кто-то в - 7. Так что и темпы раннего развития для этих
малышей различны.
3. Я
не хочу иметь ребенка-вундеркинда. Таким детям тяжело в обществе, они редко находят свое место в
жизни.
При помощи раннего развития этого и не
получится. Раннее развитие – не метод выращивания гениев. Вундеркинды
(“чудо-дети”) имеют врожденные особенности строения мозга. Как правило, они
проявляют свои таланты и без специального обучения.
4. Раннее
развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Мозг маленького непоседы надежно защищен от
перегрузок. Еще бы, ежедневно кроха получает из разных источников такое
огромное количество информации, что, не будь этой естественной защиты, и впрямь
не далеко до беды. А так, только устал малыш – сразу начинает
капризничать, отвлекаться, зевать. Это верный
признак того, что пора отдыхать.
5. Раннее развитие – это обычные программы
обучения, которые предлагают детям
более раннего возраста.
Основа раннего развития – стимулирование
познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с
классическими системами обучения. Вокруг
ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для
изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет
возможность интенсивно изучать окружающий мир, удовлетворять свой
исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное
условие - заинтересованность самого
ребенка.
6. Мамы, занимающиеся с малышом ранним развитием –
фанатки, полностью посвятившие
себя ребенку.
Отнюдь, если речь идет об истинном раннем развитии. Как
правило, это образованные женщины, с интересами, выходящими далеко за рамки
одних лишь занятий с ребенком. Они много читают, увлеченно учатся, имеют
широкий кругозор. Таким мамам приходится освежать в памяти весь школьный курс:
вместе с малышом они заново проходят зоологию и ботанику, географию и историю.
В результате они становятся более интересными людьми как для себя, так и для
окружающих. В их действиях присутствует не фанатизм, а увлеченность,
способствующая творческому и духовному росту. Иногда такие мамы свою дальнейшую
трудовую деятельность так или иначе связывают с детьми.
7. Раннее развитие “крадет” у ребенка беззаботное
детство.
Конечно, куда лучше, когда ребенок до 5 лет
только и делает, что ковыряет совком в песочнице. Вот оно, счастливое,безоблачное детство! А если не утрировать?
Для малыша желание учиться, познавать что-то новое необходимо, как воздух. Это,
если хотите, его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной
способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не
поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе
интересную информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее
всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной
игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут
украденное детство? А вот отсутствие внимания как раз и делает ребенка глубоко
несчастным.
8. Зачем учить чему-то с рождения, если можно в 5
лет научить ребенка читать и подготовить к школе.
Раннее развитие – не способ подготовки к школе.
Повторюсь: чтение и математика – не первостепенная задача раннего развития.
Цель - воспитание всесторонне развитой
личности. А если мы начнем воспитывать ребенка в 5 лет, значит, мы опоздаем на
5 лет!
9. А как же сказки, обычные игрушки и игры? Может, для малыша это
важнее, чем карточки с цифрами и буквами?
А разве это взаимоисключающие вещи? И сказки, и
колыбельные, и нежные мамины руки, и ролевые игры со сверстниками, и
куклы-машинки и все то, что необходимо любому малышу…
Здоровые принципы
Если вы сделали выбор в пользу раннего развития, помните об основных его правилах:
♦ Самый главный принцип – никакого насилия над
ребенком. Любые занятия должны проводиться в игровой, интересной форме и только
тогда, когда малыш в них заинтересован.
♦ Важно научиться определять момент, когда малышу
стало не интересно и прекращать занятия за минуту до этого.
♦ Прежде, чем отдать предпочтение той или иной
методике, внимательно прочитайте книги самих авторов, а не отрывочные статьи в
журналах. Проанализируйте методику и подумайте, подойдет ли она вам и вашему
малышу.
♦ Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее
развитие конкретного ребенка. Поэтому, методика, подошедшая, например,
соседскому Саше, может “не сработать” с вашим малышом.
♦ Совсем необязательно следовать
одной-единственной методике от корки до корки. Можно взять у нескольких авторов
лучшее - то, что будет интересно вам и крохе. В результате у вас получится
своя, совершенно оригинальная система.
♦ Не составляйте графиков занятий, не ставьте
перед собой и ребенком никаких целей.
♦ Уделяйте больше внимания тому, что особенно
понравилось малышу. Старайтесь подавать материал комплексно: картинки
посмотрели, книжку почитали, в музей сходили, просмотрели фильм или мультик по
теме, слепили из пластилина, нарисовали, сочинили историю…
♦ Старайтесь, что бы ваши занятия были
разносторонними. Не злоупотребляйте интеллектуальным развитием в ущерб
эмоциональному.
♦ Искренне радуйтесь даже самой маленькой победе
малыша.
♦ Не стремитесь вырастить из ребенка банкира или
президента.Постарайтесь просто
воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.
Так в чем проблема?
А проблема, в первую очередь, в нас с вами, дорогие родители. В наших неуемных амбициях, в нашем родительском тщеславии, в желании доказать всем и вся, что наш ребенок самый лучший, а, следовательно, мы – хорошие родители. Мы пытаемся самореализоваться за счет ребенка, воплотить в крохе то, чего не удалось когда-то нам самим. Хотим вырастить гения, стремимся к каким-то немыслимым планкам и результатам, взваливаем на хрупкие детские плечики непосильный груз. Бездумно следуем методикам, даже не прочитав внимательно первоисточник, и искажаем главный девиз раннего развития, который гласит: “Чудо - в самом ребенке”.
И если все это сказано не о вас – прекрасно! Значит, вы на верном пути. Для вас и малыша раннее развитие станет тем, чем оно и должно быть: радостью познания огромного и прекрасного мира, восторгом от взаимного общения, жаждой новых открытий.
К счастью, я вовремя поняла все это. И мои амбиции рассыпались, едва зародившись. Каюсь, покупая 6-месячной дочке кубики Зайцева, я представляла, как к двум годам она будет читать вывески на улицах, удивляя и умиляя прохожих. Но Машка категорически отказывалась даже слышать о буквах. Она с удовольствием слушала чтение любых книг, кроме… азбук в стихах. Не помогали никакие ухищрения. Плакаты сиротливо висели на стенах, холодильник пестрел невостребованной магнитной азбукой, под кроватью пылились буквы-паззлы и кубики Зайцева…
Но вот мы отпраздновали трехлетие, и ситуация в корне изменилась: чтение осваивается семимильными шагами, и Маша уже с удовольствием читает названия журналов и книг… И страшно даже представить, каких дров я могла наломать в стремлении доказать, что мой ребенок самый умный. Наверное, Маша зачитала бы в 2 года, но ценою чего? И, возможно, никогда не было бы сказки, рассказанной мне доверительно на ушко: “Жила была коза с козлятами. Но волка там не было… Просто мама очень любила своих козлят…”
На мой взгляд, существует лишь одна реальная проблема – дальнейшее школьное обучение. Поэтому подойти к выбору школы для маленького умницы нужно со всей ответственностью. К счастью, сейчас существуют специализированные школы с углубленным изучением того или иного предмета, нестандартным подходом к обучению, где развитому малышу скучать не придется. Кроме того, родители хорошо знают, как сложно школьникам выкроить время для занятий спортом, танцами, да просто для прогулок и игр со сверстниками. А вот ребенок, которому учиться легко и интересно здесь в явном выигрыше. Без проблем справляясь со школьной программой, он имеет возможность уделять больше времени дополнительному образованию, посещать интересные кружки и секции, рисовать, моделировать, творить…
И напоследок самое важное: только искренняя любовь к ребенку должна быть главным двигателем в любых ваших начинаниях и тогда все подводные камни раннего развития будут вам не страшны.
Юлия Каспарова
"Мир семьи"
октябрь 2004