Еще совсем недавно рисование, лепка, аппликация считались занятиями для ребятишек лет с трех, никак не раньше. Мало кому из мам 10-15 лет назад приходило в голову давать краски или пластилин в руки двухлетнему карапузу. Уделом крошек было лишь самозабвенное черкание карандашом или фломастером по бумаге. С тех пор взгляды на детское творчество претерпели множество изменений.
...Двухлетняя Маша с азартом намазывает бумажные цветы клеящим карандашом и лепит их на лист. А там уже зеленеет на пригорке травка, летят в небе облака, резвится на лужайке зайка и светит нарисованными лучами солнышко. Последний критический взгляд... и Маша отдирает неудачный цветок, намазывает его и снова приклеивает. Время от времени она вытирает перемазанные клеем ручонки о платье, ими же поправляет непослушные волосы и высовывает язык, что выражает особую степень сосредоточенности…
В наше время трудно кого-либо удивить художниками в памперсах, а пластилин в свое безраздельное пользование получают даже груднички. И это очень здорово, ведь творчество – это не конечный результат, а процесс. И именно процесс, а не результат важен для двух-трехлетнего творца.
Особенности малышового творчества
Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок – это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество – это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.
В 1,5-3 года каждый малыш - уже уникальная личность. Не забывайте об этом, предлагая своему крохе то или иное занятие. И если соседская девчушка в 2 года создает красочные шедевры и легко управляется с кисточкой, совсем не обязательно, что точно так же будет вести себя с красками и ваш сорванец. Очень важно не ограничивать ребенка в выборе того или иного материала, не ставить перед ним никаких целей, не навязывать ему свое видение мира, а дать возможность почувствовать радость от собственного творчества, выразить СЕБЯ в рисунке или аппликации. А способов для этого самовыражения существует великое множество.
Шлеп, ладошка!
Самые первые инструменты, при помощи которых даже годовалые малыши могут создавать яркие и оригинальные шедевры, – это, конечно, крошечные ладошки. Стоит сказать, что подобное творчество выдерживают далеко не все мамы, зато очень любят большинство малышей. И если вы все-таки не побоитесь брызг краски и перемазанного с ног до головы художника, то сможете подарить себе и ребенку незабываемые минуты радости и новые ощущения. Для рисования ладошками лучше всего подходят специальные пальчиковые краски. Но, если у малыша нет склонности к аллергии, можно воспользоваться обычной гуашью или приготовить краски самостоятельно. Например, по такому рецепту. Сварите густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудите, разделите на несколько частей. В каждую порцию добавьте пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы. А еще в качестве красок для крох хорошо использовать свежеотжатые соки из ярких овощей и фруктов: моркови, свеклы, шпината, помидора, слив.
Прежде всего, позаботьтесь о рабочем месте художника. Самым маленьким будет удобно творить на полу. Застелите пол в комнате или на кухне клеенкой, постелите большой лист бумаги, переоденьте кроху в одежду, которую не жалко будет испачкать, или наденьте на него клеенчатый фартук. Возьмите краску 2-3 цветов, налейте понемногу в пластиковые одноразовые тарелочки, разведите водой до консистенции жидкой сметаны. Приготовьте большую миску с водой, чтобы маленький художник смог помыть ручки. Теперь окуните ладошку малыша в краску и покажите, как можно шлепать ею по бумаге, оставляя яркие, веселые следы.
Ребятишкам постарше лучше поместить лист бумаги на мольберт или обустроить для занятий стол. Если у вас есть такая возможность, прикрепите большой лист бумаги на стену. Это в какой-то мере спасет обои от посягательств художников-экспериментаторов. Ведь, как известно, нет ничего веселее, чем нарисовать разноцветную абракадабру прямо на стене детской. При помощи ладошек можно рисовать не только абстракцию, но и создавать вполне узнаваемые картинки. Например, нарисуйте на большом листе бумаги ствол и ветки дерева, приготовьте желтую и красную краски. Теперь малыш сможет приодеть дерево в осенний наряд, оставляя на ветках желтые и красные отпечатки.
Немного фантазии, несколько дополнительных взмахов кисточкой, - и цветные отпечатки превратятся в забавных зверушек. Например, в ежика: растопыренные пальчики – это иголки, а большой палец – носик. Или в петушка: из отпечатков пальцев получается роскошный хвост, а торчащий вверх большой палец – это шея, на которой нарисуем головку с клювом и гребешком. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится настоящий краб. Восемь пальцев – это восемь ног. Осталось только пририсовать клешни и глаза. Ладошка, перевернутая пальчиками вниз, превратится в медузу или осьминога. Нужно лишь добавить дополнительные щупальца. Сначала волшебным художником, превращающим цветные пятна в узнаваемые рисунки, будете только вы. Но подобные игры непременно разбудят фантазию малыша. И скоро он будет подсказывать вам, на что похож тот или иной отпечаток: на рыбку, бабочку или павлина.
Зелень и ультрамарин...
Пожалуй, ничто не способно более точно отразить настроение юного творца, чем рисование красками. Если у вас достаточно выдержки и терпения, то можете давать кисточку в ручонки даже годовалому карапузу. Но будьте готовы к тому, что самое большое удовольствие ему будет доставлять возможность вылить все краски на бумагу, залить все это водой, залезть в лужу руками, а затем вытереть их об стол, стены, одежду. И в этом нет ничего ненормального. Обычная исследовательская деятельность. А ваша задача - постепенно, ненавязчиво направлять энергию маленького исследователя в творческое русло, обучая малыша основным приемам работы с кистью и краской.
Приготовьте для рисования несколько баночек гуаши, толстые кисточки, бумагу (чем больше формат, тем лучше), бумажные салфетки, стаканчик-непроливайку, палитру для смешивания красок. Во время первых занятий выдавайте малышу не больше четырех баночек с краской (начните с одной). Позже палитру цветов можно будет расширить. Покажите крохе, как обмакнуть кисть в воду, как набрать краску на самый кончик и сделать мазки на бумаге. На первых порах не оставляйте малыша с красками один на один. Ведь вам снова и снова придется повторять ему последовательность действий, напоминать, что лишнюю воду с кисточки нужно убирать, что кисточку погружают в краску только кончиком и обязательно моют перед тем, как набрать новую краску. Некоторые педагоги рекомендуют первое время использовать отдельную кисточку для каждой краски. Но и это вряд ли убережет краски от загрязнения. Не десять, и даже не двадцать раз кисточка, перемазанная синей краской, нырнет в красную, а черная краска перемешается с белилами. Относитесь к этому спокойно. Ведь, в конце концов, гуашь – не сверхдорогие краски. И когда малыш научится более аккуратно с ними обращаться, вы сможете купить ему новый набор. А пока пусть экспериментирует, смешивает их на палитре или просто на бумаге, превращает яркие цвета в серобуромалиновые. Вообще процесс смешивания красок обычно очень привлекает кроху. Покажите ему фокус. Налейте на альбомный лист понемногу желтой и синей краски. Расскажите сказку о том, что в желтой-желтой пустыне совсем не было воды, и не росло там ни одного зеленого растения. Но вот ветер-озорник принес синюю-синюю тучку и пошел из нее синий-синий дождик. При этом смешайте две краски вместе. И случилось чудо: зазеленела в пустыне трава. Теперь предложите крохе смешать синюю и красную, красную и зеленую краски, добавить понемногу белил в синие и красные лужицы. Что получилось? Дайте возможность малышу поэкспериментировать с красками самому.
Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ...» И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ...» И шлепаем кисточкой, изображая маленькие следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад, снег и звездное небо. А теперь попробуем рисовать штрихи-полосочки: это и дождик, и трава, и солнечные лучики, и дорожки. Предлагайте малышу для рисования бумагу разного размера, цвета, фактуры. Угадывайте в расплывчатых пятнах и штрихах знакомые образы и обращайте на это внимание крохи. И хвалите, непременно хвалите! И если малыш нарисовал нечто малиновое и назвал это кошкой, непременно восхититесь и не доказывайте ему, что малиновых кошек не бывает. В стране детских фантазий бывает все! Может, кошка просто наелась малины, как в стихотворении Ю. Мориц. Этим все и объясняется...
Вашему малышу наверняка понравится печатать на бумаге и ткани. Для этого можно использовать покупные штампы, но интереснее изготовить их самостоятельно. Возьмите поролоновую губку и разрежьте ее на кусочки разных форм и размеров. Первые штампы готовы. Покажите малышу, как обмакивать их в разведенную гуашь и оставлять отпечатки на листе бумаги. Понятно, что чем больше будет этот лист, тем масштабнее получится работа. Попробуйте смазать краской листья деревьев, сосновую веточку, расческу и печатать ими. Можно покрасить колеса игрушечной машинки и покатать ее по листу, наблюдая за тем, какой след остается от колес. Сейчас в детских супермаркетах можно приобрести любые краски, в том числе и для росписи ткани. Только представьте, с каким удовольствием будет щеголять малыш в футболке, раскрашенной собственными ладошками или отпечатками листьев! Если такая майка кажется вам чересчур экстравагантной, используйте ее как униформу для занятий творчеством. Новые пятна краски будут на ней практически незаметны...
Бумага, клейся!
Если ваш малыш достиг солидного полуторагодовалого возраста, можно попробовать заняться с ним аппликацией. Конечно, все основные этапы работы пока придется выполнять маме. Вы вырежите для малыша фигурки из бумаги, а он будет клеить их на лист. Так можно приклеивать бумажные листики, яблоки или груши на нарисованное дерево, цветочки, грибы, бабочек на лесную полянку, рыбок в аквариум, игрушки на новогоднюю елку. Нарисуйте картинку-фон, заготовьте бумажные детальки. Покажите малышу, как намазать фигурку клеем и приклеить на картину. Возможно, что первое время наносить клей придется тоже вам, а малыш будет лишь приклеивать. Но очень скоро он и сам поймет, что к чему. Занимаясь аппликацией с малышами, удобно пользоваться клеящим карандашом или самодельным клейстером. Его очень просто приготовить, заварив густой кисель из половины стакана воды и столовой ложки муки. Остудите смесь – и замечательный, безвредный клей для бумаги готов. Его можно наносить кисточкой, а еще лучше – пальцем.
Для аппликации с малышами очень удобна техника коллажей. В ход пойдут картинки, вырезанные из журналов, каталогов, старых книг и открыток, всевозможные наклейки, цветная бумага. Самым маленьким можно предложить просто клеить всю эту красоту на лист белой или цветной бумаги. И не забываем, что пока творчество – это не результат, а процесс. Чуть позже предложите малышу какую-нибудь интересную для него тему и попробуйте создать совместную работу. Например, вы рисуете или делаете из цветной бумаги фон: небо, луг, железная дорога. Вырезанные прямоугольники – вагончики поезда, квадратики – окошки, кружки – колеса. Теперь рассаживаем в вагончики пассажиров (наклейки или вырезанные картинки), дополняем работу всевозможными деталями: солнце, небо, облака, цветы и т.п. Дайте малышу возможность скомпоновать картинку так, как ему хочется, не требуйте от него житейской логики. Нет ничего страшного в том, что вагончики будут отрываться колесами от земли и стремиться в небо, цветы вырастут вверх ногами или пассажиры будут смотреть в окошки кривовато. Не стоит все это отрывать и переклеивать заново. В такой непосредственной детской работе куда больше очарования, чем в строго-логичных и симметричных шаблонных аппликациях. Как сказал однажды сын моих друзей: «Правильным быть скучно...»
Еще одной возможностью для самовыражения крохи станет коробка со всевозможным «мусором»: кусочками бумаги, синтепона, меха, кожи, нитками, тряпочками, конфетными фантиками, вырезанными картинками, макаронинами разных форм, пуговицами. Добавьте к этому ватные шарики и диски, которые обычно используют в косметических целях. Цветной лист картона обильно смажьте клеем (можно ПВА) и предложите малышу наклеить на него все, что ему захочется. Сначала это будет просто разномастная абракадабра. Зато какой бесценный опыт приобретет ваш кроха, ощупывая и приклеивая разные материалы.
В качестве основы для аппликации можно использовать не только стандартный лист бумаги. Интересно, например, украсить узорами вырезанную рукавичку или бумажную одноразовую тарелочку. Для этого нарежьте цветную бумагу на кусочки неправильной формы, намажьте основу клеем и предложите малышу создать свой неповторимый орнамент. Если у него уже получается самостоятельно отрывать маленькие кусочки бумаги, можно заниматься обрывной аппликацией: клеить пятнышки и полоски нарисованным зверушкам, звезды на небо, снежинки, солнечные лучики. Покажите крохе, как пальчиками сделать бахрому на полоске зеленой бумаги. Вот и получилась замечательная травка! Точно так же можно делать водоросли, роскошные рыбьи хвосты и другие неповторимые аксессуары для малышовых работ.
Занимаясь с малышом аппликацией, удобно сочетать бумагу и пластилин: кроха отщипывает маленькие кусочки пластилина и дополняет ими аппликацию. Например, так можно сделать пятнышки на спинке божьей коровки, точечки на мухоморе, ягодки, серединки цветочков, игрушки на новогодней елке, конфеты, глазки и носики всевозможных существ.
И, конечно, не забываем о природном творческом материале – засушенных листьях и цветах, каштанах и желудях, птичьих перьях и кусочках мха, сосновых иголках и веточках, всевозможных крупах и семенах. Тогда холодными зимними вечерами у вас с крохой будет замечательная возможность пофантазировать и создать теплые и радостные композиции.
Хранить детские работы можно в картонных папках или папках с файлами, а самые удачные и любимые время от времени выставляйте на всеобщее обозрение. Можно при помощи магнитов прикрепить к холодильнику пару прозрачных файлов и помещать туда рисунки и аппликации, чтобы вернувшийся с работы папа мог увидеть, чем малыш сегодня занимался. И, пожалуйста, если есть необходимость выбрасывать листы с детским творчеством, делайте это втайне от ребенка. Малыши очень трепетно относятся к своим работам. И таким неуважительным отношением вы можете глубоко обидеть маленького творца.
Лепим вместе
Пластилин, тесто, глина – великолепные материалы для детского творчества. Но, как и в случае с рисованием, речь пока не идет о создании каких-то узнаваемых образов. Самостоятельно лепить собачек, самолеты и другие шедевры скульптуры детишки начинают обычно годам к 3-4. А до этого возраста лепка сводится скорее к играм с пластилином, нежели к созданию серьезных поделок. Но это нисколько не умаляет роли пластилина, даже наоборот. Игра с пластичными материалами - это процесс познания окружающего мира и свойств веществ, способ снять негативную энергию, полезный тренажер для маленьких пальчиков и, наконец, возможность провести множество веселых минут с близкими и любимыми людьми.
Заниматься лепкой с ребенком лучше тогда, когда этого хотят и мама и малыш. Для одного занятия достаточно всего 5-10 минут. Если вы заметили, что малыш начал отвлекаться, прервите занятие. И наоборот, если есть желание и интерес – можно повозиться подольше. Для самых маленьких скульпторов лучше всего подойдет специальная масса для моделирования, самодельное тесто или мягкий пластилин, которые не нужно предварительно разогревать и разминать в руках. Когда кроха подрастет и наберется силенок, можно использовать и обычный пластилин.
Нужно ли учить малыша лепить из пластилина конкретные предметы? Вопрос спорный. С одной стороны, навязанные образы губят в подрастающем человечке творческое начало. По словам замечательной писательницы, педагога, скульптора Елены Макаровой, если однажды вылепить для ребенка стоящую собаку, он уже никогда не слепит собаку сидящую. С другой стороны, сложно освоить какой-либо навык без знания основных технических приемов. Выход здесь простой: нужно научить ребенка пользоваться пластилином, а вот что и как из него лепить – пусть решает сам. Для малышей лепку, как и любые другие занятия нужно обыгрывать. Например, сегодня учимся катать шарики. Мама слепила Лисичку и просит кроху смастерить для нее Колобка, чтобы можно было посадить его Лисичке на «носок». Катаем колобок вместе, «рисуем» зубочисткой ему глазки, носик, ротик. А теперь можно накатать шариков-яблочек, помидоров или апельсинов, чтобы угостить игрушечных зверят. Или изготовить разноцветные мячики. Сначала шарики получатся угловатые и вовсе не круглые, но постепенно их форма будет совершенствоваться. А когда навык будет освоен, можно и что-нибудь поконкретнее слепить. Например, снеговика. Зимой катаем во дворе шары из снега, а дома – из пластилина. Три шарика – снеговик готов. Осталось только нос добавить и «ведро» на голову надеть. А какая замечательная гусеница получается из разноцветных шариков! И ее вполне по силам смастерить даже двух-трехлетнему малышу.
Делать «колбаски» тоже несложно. Нужно придавить слегка кусочек пластилина к дощечке и катать ладошкой взад-вперед. Это может быть и веревочка, и сосиски для кошки, и змея, и червячок. Если потом расплющить эту «колбаску» пальчиком и скатать в рулетик, получится улитка, розочка или плюшка для кукольного сладкого стола. А потом попытаемся делать пластилиновые блинчики. Шлеп ладошкой по кусочку пластилина, придавили чуть-чуть – вот и блинчик. На что он похож? На пиццу, на тарелочку, на панцирь черепахи, на шляпку гриба… Из таких блинчиков легко получается симпатичный пластилиновый тортик. Нужно лишь положить несколько разноцветных блинчиков один на другой, а затем дополнить пластилиновыми свечками и «вишенками» или украсить зернышками риса. Хорошо, если мама и малыш будут творить вместе. Например, мама слепила тигра, а кроха стеком нарисовал у него на спине полоски или сделал их из пластилиновых колбасок. Или мама вылепила собачку, а ребенок приклеил ей пластилиновые пятнышки, слепил тарелочку, косточки, мячик. Когда малыш немного подрастет, интересно придумывать вместе и воплощать в жизнь целые пластилиновые проекты, которые создаются на протяжении многих дней: лепить мебель и обставлять кукольный дом из коробки, создавать лес или пруд с растениями и животными, зоопарк, далекую планету и все, что подскажет фантазия ваша и ребенка. Ведь пластилин – самый замечательный материал для создания собственных, оригинальных и неповторимых фантастических миров.
Напоследок хочется пожелать всем родителям и малышам увлекательных и радостных минут совместного творчества и уберечь от самой распространенной родительской ошибки: никогда не критикуйте детские работы! Даже если рисунок совсем не вписывается в ваше представление о рисунке. Даже если грязных клеевых пятен на аппликации больше, чем самой аппликации. Даже если колобок скорее похож на бочонок, нежели на румяный шарик. Критика заглушит в детской душе радость от самого процесса творчества. А регулярный «разбор полетов» и вовсе убьет желание творить. Будьте терпимее к своим маленьким художникам и скульпторам, не сравнивайте их с ребятишками друзей и знакомых, любите их и восхищайтесь ими даже тогда, когда восхищаться особо нечем. Это непременно даст свои результаты. И пусть работы крохи никогда не станут шедеврами, зато они будут яркими, оригинальными, по-настоящему творческими.
Юлия Каспарова
Журнал "Мама и малыш"
февраль 2007