Эх, до чего же это интересное для малышей занятие – купание в ванной! Интересное, веселое, полезное… Полезное не только с точки зрения гигиены. Вода расслабляет и успокаивает, расширяет диапазон тактильных ощущений, дает малышу замечательную возможность поэкспериментировать с разными предметами и приобрести неоценимый опыт. И, конечно, игры в воде – это огромная радость и удовольствие для маленького купальщика, особенно, если мама не побоится вымокнуть с ног до головы и тоже примет в них участие. В конце концов, что такое мокрый пол по сравнению с веселой игрой? А еще во время купания можно организовать самые первые уроки для малышей буквально по всем предметам. Учиться сидя в теплой воде в окружении душистой пены – это ли не мечта любого ученика? Попробуем?
Урок первый: родная речь
Если малыша именно сейчас интересуют буквы и все, что с ними связано, или не очень интересуют, зато они ужасно интересны маме, и она хочет поделиться своим интересом с крохой, организуем изучение алфавита прямо в ванной. Можно купить набор буковок из вспененной резины и купаться вместе с ними. Малыш будет приклеивать их к кафелю на стену ванной комнаты, а мама называть буквы. Так, постепенно, все они и запомнятся. Но есть кое-что поинтереснее. Мама может писать буквы на кафеле при помощи детской зубной пасты. Это удобно делать ватной палочкой. Мама пишет букву и называет ее, а малыш повторяет название и обводить контур пальчиком, стирая буковку. Эффективность обучения возрастает, когда в ход идет тактильная чувствительность. А именно ее и задействует малыш, рисуя букву пальчиком на стене. Затем смываем пасту со стены при помощи душа и губки (это занятие малыши тоже очень любят) и пишем следующие буквы…
Для самых маленьких купальщиков называйте (и не один раз!) все предметы, которые их окружают. Ведь в ванной комнате можно отыскать столько новых, незнакомых слов! Добавляйте прилагательные: пена белая, мягкая, пышная, душистая; водичка прозрачная, теплая, журчащая. Не забывайте и о глаголах: шлепать, брызгать, плавать, булькать, грести, пениться, разливаться, растекаться…
А как насчет всевозможных “купальных” стишков и потешек? Они не только помогут развитию речи малыша, а и придадут вашим водным процедурам особую теплоту и ощущение радостного веселья.
Кто тут будет – куп, куп,
По водичке – хлюп, хлюп,
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг?
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется…
(С.Капутикян)
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!
(Э. Мошковская)
Урок второй: математика
Используя стены вместо доски точно так же можно легко и просто запомнить геометрические фигуры. Мама рисует на стене квадрат или треугольник, а малыш стирает его пальчиком. Посчитайте вместе, сколько углов у этих фигур. А вот у круга углов нет… Геометрические фигурки можно вырезать и из тонкого поролона. Тогда у малыша появится целый выводок обучающих мочалок. Ими можно просто играть, как вздумается, можно рассматривать и изучать, а можно выполнять мамины инструкции: давай помоем животик красным квадратиком, а ножки потрем синим ромбиком…
А затем займемся веселым счетом. Например, сосчитаем, сколько маленьких стаканчиков воды поместится в большую пластиковую бутылку. Или сколько нужно столовых ложек жидкости, что бы наполнить маленький стаканчик. Для того, что бы малышу было удобно наливать воду в узкое горлышко, научите его пользоваться воронкой. Если кроха только осваивается с количественным счетом, поступите следующим образом. Возьмите яркий маркер и после очередного вливания отмечайте уровень воды на стенке бутылки. Когда бутылка заполнится доверху, вместе с малышом сосчитайте деления. Сколько их, столько и стаканов вы налили.
Если у вас отыщутся привезенные с моря ракушки и морские камешки, насыпаем их на дно ванной, а затем вылавливать и складывать в пластиковые коробочки из-под продуктов или в половинки мыльниц. Не забываем сортировать: ракушки отдельно, камешки отдельно. А потом сосчитаем, сколько и чего мы наловили. Вместо ракушек можно использовать крупные пуговицы, игрушки от “киндер-сюрпризов” и прочую “мелочевку”.
Урок третий: анатомия
Где же еще, как не ванной, удобнее всего изучать себя и части тела? Наверняка, кроха уже отлично знает, где у него ножки, ручки и пуп. А знает ли он, что такое локоть, колено, голень, бедро, плечо, запястье, щиколотка, затылок, макушка? Дайте малышу мягкую губку и предложите помыть правую пятку, а теперь левый локоть. Разберитесь, что такое лопатки, ключицы, ребра, позвоночник, копчик, где находится печень, а где сердце. Если малышу интересно (еще бы не интересно!), расскажите ему, как устроены суставы, зачем нужен позвоночник и почему сердце все время стучит.
Самым маленьким естествоиспытателям предложите выкупать в ванной любимую куклу, а заодно показать, где у куколки глазки, носик, лобик. Мама намыливает спинку малыша и приговаривает: “Моем Машину спинку. Помой спинку куколке”. На пару с куклой даже нелюбимая процедура мытья головы станет куда приятнее.
Урок четвертый: география
Не так просто отыскать малыша или малышку, которых не интересовала бы тема корабликов и удивительных путешествий к неведомым землям. Увы, заняться таким радостным делом, как пускание корабликов, на улице не всегда удается. Но ведь у нас есть ванна, где воду можно отыскать не только весной, а в любое время года! Покупные пластмассовые лодочки, конечно, хороши, но они быстро надоедают. А вот самодельные кораблики можно мастерить прямо во время купания и тут же проводить их испытание. Например, симпатичные лодочки получаются из кусочков фольги. Кстати сказать, работа с фольгой – отличное творческое упражнение и хорошая тренировка для маленьких пальчиков. Пусть малыш попробует сделать из нее кораблики разных форм и размеров. Такие кораблики не очень устойчивы во время плавания, но их все равно интересно делать и весело запускать.
Любая пластиковая коробочка, обрезанная бутылка, пакетик из-под сока или половинка мыльницы могут играть роль корабля, если прибавить к этому чуть-чуть воображения. А уж этого добра у малышни хоть отбавляй! С кораблями можно придумать множество увлекательнейших игр, а еще они помогут малышу изучить азы географии. Наверняка все из вас видели в продаже недорогие пленки-плакаты, которые можно приклеить на любую гладкую поверхность. Обычно, на них изображены всевозможные кухонные натюрморты и яркие пейзажи. Но есть один удивительный плакат в виде географической карты для детей. Покупаем его и вешаем на стену в ванной комнате. Теперь, играя корабликами во время купания, вы сможете совершать вместе с малышом кругосветные плавания по карте, запоминая названия материков и океанов и “прокладывая” водные маршруты от одной точки до другой. Уважаемый капитан, куда мы сегодня отправимся? На остров Мадагаскар? Есть! Поднять паруса!
Урок пятый: физика
О, здесь простор для экспериментов просто безграничен! Что плавает, а что тонет и почему? Бросаем в воду все подряд (пластмассовые и резиновые игрушки, камешки, пуговицы, зубочистки, листья, пластиковые крышечки, каштаны, чайные ложки, бумажные салфетки, кусочки ткани, мочалки, зубные щетки и т.п.) и наблюдаем, что произойдет. А что случится с водой, если перелить ее из узкой бутылки в широкую банку? Кстати сказать, так любимые малышами игры по переливанию воды из одной емкости в другую, которыми они могут заниматься бесконечно долго, на самом деле очень полезное развивающее занятие. И дело не только в тренировке моторики и координации движений. У малышей-дошкольников очень медленно развиваются количественные представления. И чем больше они будут экспериментировать с водой и всевозможными банками-бутылками-стаканчиками-ковшиками, тем легче и быстрее они освоятся с непростым понятием объема.
В дошкольном детстве для малыша важно накопить практический опыт, а позже на этот стержень, как колечки пирамидки, нанижется понимание физических законов. Так что выдайте маленькому купальщику всевозможные пластиковые баночки, бутылочки, коробочки, стаканчики и прочие подходящие предметы и пусть он проделывает с ними все, что захочет.
Если в пластиковой бутылке сделать несколько отверстий, исследовать ее поведение в воде станет еще интереснее. Сначала проделайте отверстие в стенке бутылки чуть выше дна. Наберите в бутылку воду и понаблюдайте вместе с малышом, как она выливается. Затем проткните еще несколько дырочек, расположенных одна над другой. Как теперь будет литься вода? Заметит ли малыш, что чем ниже отверстие, тем более мощный фонтанчик из него пробивается? Пусть малыши экспериментируют с напорами струй в свое удовольствие, а ребятишкам постарше можно объяснить, что с глубиной давление воды увеличивается. Потому то нижний фонтанчик и бьет сильнее всех.
А почему пустая бутылка плавает, а полная тонет? И что это за смешные пузырьки выскакивают из горлышка пустой бутылки, если снять с нее крышку и опустить под воду? А что станет с водой, если сначала налить ее в стаканчик, потом в бутылку, а потом перелить в резиновую перчатку? Обратите внимание малыша на то, что вода принимает форму того сосуда, в который ее налили.
А ваш малыш уже определяет температуру воды на ощупь? Отлично, если, опуская ручку в воду, он может сказать теплая это вода, холодная или горячая. Но не все так просто, ручки можно легко обмануть. Для этого фокуса вам понадобятся три мисочки. В первую наливаем воду очень холодную, во вторую – горячую (но такую, что бы в нее можно было опустить руку), в третью – воду комнатной температуры. Теперь предложите малышу опустить одну руку в миску с горячей водой, другую – в миску с холодной. Пусть он подержит там руки около минуты, а затем погрузит их в третью мисочку, где вода комнатная. Спросите ребенка, что он чувствует. Хотя руки находятся в одной миске, ощущения будут совершенно разные. Теперь уже и не скажешь однозначно горячая это вода или холодная.
Формочки для заморозки льда есть практически в любом доме. Предварительно заморозьте в них воду и вытряхните получившиеся кубики в ванную, где купается малыш. Это наверняка приведет ребенка в восторг. Предложите малышу поскорее спасти льдинки – выловить их руками и сложить в мисочку. Все ли льдинки удалось выловить? Куда они делись?
Урок шестой: химия
Правда, растворение – это не совсем химия. Это явление физико-химическое. Но от этого оно не становится менее интересным. Растворять можно не только соль и сахар. Если у вас в хозяйстве найдется цветная соль для ванной, очень интересно сыпать ее по чуть-чуть в воду ванной и наблюдать, как она исчезает, оставляя за собой цветные зигзаги. Объясните малышу, что в воде соль распадается на множество очень маленьких кусочков. Таких маленьких, что мы не можем их видеть. Но они никуда не исчезли, они “разбежались” по всей ванной, и поэтому вода стала цветной. Красивое получается зрелище, если в небольшую пластиковую бутылку насыпать слоями соль для ванны разных цветов. Проделываем в крышке бутылки небольшое отверстие, переворачиваем бутылку, потихонечку высыпаем соль в воду и наслаждаемся, наблюдая, как яркие крупинки падают на дно ванной, оставляя за собой цветной след.
Урок седьмой: музыка
Во время купания можно петь. В ванной это особенно интересно – звук получается необычный. Как вам песенка о резиновом ежике, который с дырочкой в правом боку? Очень подходящая “купальная” песенка! А заодно можно и “посвистеть” в воду резиновой игрушкой, аккомпанируя пению и наблюдая за смешными пузырьками воздуха.
А еще можно взять пластмассовые барабанные палочки от детского барабана или ксилофона и барабанить ими по плавающим в воде пустым и полным бутылкам, краям ванной, стенам, водопроводному крану – звуки будут очень разные. Здорово, если к этому занятию присоединится и мама с маракасами из флакончиков от шампуня, наполненных горохом или крупой. Тогда у вас получится отличный шумовой дуэт.
Урок восьмой: физкультура
В ванной можно активно двигаться, но только не забывать, что это все-таки не море. Пусть малыш представит себя маленькой рыбкой и помашет в воде ручками-плавничками. Покажите ему, как гребет лапками лягушка, научите кроху делать ручками и ножками “лягушачьи” движения. А не побыть ли нам акулами или дельфинами? А как насчет синего кита? Ну-ка, как кит пускает фонтаны? Малыши любят ролевые игры. Они то и дело представляют себя каким-нибудь животным. Вот и пусть перевоплощаются в водоплавающих зверушек в свое удовольствие. “Бултыхание” в ванной – это своего рода очень полезный водный массаж. В ванной можно проводить первые уроки плавания, обучая малыша бесстрашно погружать лицо в воду и “пускать пузыри” – делать в воду выдох. Если малыш не будет бояться воды в ванной, в дальнейшем вам будет куда легче научить его плавать в бассейне или водоеме.
А не попробовать ли нам бросать камешки, ракушки или крупные пуговицы в коробочку или формочку для песка, которые плавают на другом конце ванной. А потом соорудим из флакона от шампуня брызгалку и попробуем попадать в коробочку струей воды. Так тренируем меткость, ловкость, глазомер и веселимся, конечно. Кстати, а ваш малыш знает, почему коробочка, пока была пустая, плавала, а потом, нагрузившись камешками, потонула?
Урок девятый: рисование
Да, много чего интересного можно придумать во время купания! Можно даже творчеством заниматься. А почему нет? Например, выдавить немного папиной пены для бритья на ладошку и попробовать что-нибудь из нее слепить. Конечно, добиться портретного сходства не удастся, но зато можно сделать в белой пышной массе пальчиком дырочки-глазки, нарисовать ротик – и получится привидение, дикое, но симпатичное. Из пены получаются великолепные айсберги, или сугробы снега, или белые облака. Ею можно украшать ножки и ручки, и даже выдавить на волосы, а потом полюбоваться на себя в зеркало. В конце концов, пену просто приятно мять в ручках, обогащая тактильный опыт.
Предложите малышу порисовать пеной на стене ванной. Что у него в результате получится? А еще на кафеле можно рисовать обычными акварельными красками. Только сначала убедитесь, что у малыша нет на них аллергии. Просто сидя в ванной, кроха окунает кисточку в воду, набирает краску и рисует на стене все, что ему захочется от разноцветной абстракции до законченных сюжетов. Еще можно, например, нарисовать на каждой плитке смешную мордашку или зверушку. Или даже придумать для кафеля свой собственный узор, разрисовав его геометрическими фигурками, или цветами, или бабочками. Не беда, если немного краски случайно (или не совсем) попадет и на малыша. Все это безобразие с тела потом не так уж и сложно смыть мылом, а со стен – водой с капелькой чистящего средства. Зато восторг от такого необычного рисования запомнится надолго. И желание рисовать на обоях уже не будет таким острым. А самые удачные рисунки можно и сфотографировать на память.
Есть и еще одно увлекательное творческое занятие. Знаете ли вы, что можно рисовать… мыльными пузырями? Только сначала необходимо провести небольшую подготовку. Возьмите несколько маленьких стаканчиков, на треть заполните их водой и подкрасьте красками разных цветов (краски не жалейте). Подойдет и гуашь, и акварель. Эта операция вполне по силам ребенку. Теперь добавьте в каждый стаканчик приблизительно по столовой ложке шампуня, размешайте, а затем выдайте малышу соломинку для коктейля и пусть он как следует взобьет пену, выдувая воздух в стаканчики с краской. Только не доверяйте эту операцию самым маленьким художникам, которые могут случайно втянуть мыльную пену в себя. Для них взбейте пену сами. Когда пены станет много и она начнет подниматься за край стаканов, возьмите лист бумаги (белой или цветной) и быстро приложите его к пене, а затем уберите. На бумаге останутся фантастические отпечатки. Этот же лист можно приложить к пене другого цвета, что бы добавить красок. Пусть малыш сделает столько отпечатков, сколько захочет. Обычно, такие творческие эксперименты производят на ребятишек большое впечатление. Затем бумагу можно высушить и использовать в дальнейших творческих играх. Например, увидеть в расплывчатых образах что-то конкретное и дорисовать. Это может быть солнышко, или цыпленок, или котик, или волшебный цветок. Можно использовать цветные отпечатки для аппликаций или просто вставить в рамочку и подарить бабушке.
Веселого вам купания, интересных игр и нескучных уроков!
Юлия Каспарова
Журнал "Мир семьи"
июнь 2007