… Пятилетняя Катя сидит над букварем, в который раз безуспешно пытаясь прочитать написанные там слова. “Р-о-з-а… К-о-ш-к-а…” Я теряю терпение. Да что ж такое? И буквы дочка давно знает, и девочка не глупая, а вот уже несколько месяцев попытки научить ее читать заканчиваются неудачей. А бывает и слезами… Ну никак не соединяются непослушные буквы в слоги, не образуется из них понятное слово! Многие мамы сталкивались с подобными проблемами. Иной раз ни сил, ни нервов не хватает, и начинаются крики, упреки, давление. А у малышей развивается стойкий отрицательный настрой. И уже ой как не просто убедить их потом, что чтение – штука увлекательная и полезная. У этой истории есть хорошее продолжение. Спустя некоторое время, с Катей раз в неделю начала заниматься молодая учительница. На одном из занятий она пришла с большим пакетом и высыпала на стол самодельные кубики с буквами. Кубики были не совсем обычные, не те, что с рисунком на каждую букву. С бумажных потрепанных граней на Катю смотрели разноцветные, написанные от руки слоги. Чудо случилось уже к концу первого занятия – Катя начала читать по слогам…
Это было мое первое знакомство с кубиками Зайцев. И старшая дочка действительно поняла смысл чтения всего за одно занятие. Для меня это было сродни чуду. С тех пор прошло 8 лет. Кубики Зайцева претерпели множество изменений, методика постоянно дополняется и совершенствуется. И лишь одно остается неизменным: та легкость и естественность, с которой малыши осваивают непростой навык чтения просто… играя в кубики.
В чем секрет?
Н.А. Зайцев, филолог и педагог с большим стажем, придумал уникальный способ обучения малышей чтению. Сказать точнее, не совсем придумал, а построил комплексную систему, основанную на глубоких знаниях языка и понимании психологии малышей. Как традиционно мы учим читать своего ребенка? Сначала изучаем буквы. И здесь допускаем ошибку №1. Запоминая, что буква “М” – это “эм”, малыш в дальнейшем не понимает, почему при чтении ее нужно называть совсем иначе. Начинаем переучивать – запутываем ребенка окончательно. Вторая ошибка – традиционные азбуки с картинками. У малыша возникает стойкая ассоциация между, скажем, буквой “е” и “енотом”. Ему совершенно не понятно, почему “зебра-аист-ящерица-цапля” читается как “заяц”. И это отдаляет момент самостоятельного чтения. Следующий этап – слияние букв в слоги, а слоги – в слова. Малыш, едва начинающий говорить, произносит “ма-ма”, но никогда не произносит раздельно “м-а-м-а”. И если мы разбиваем такие неделимые речевые конструкции на кусочки, это нарушает заложенную в ребенке природную способность овладения чтением. Дальше – больше. Последние исследования установили, что традиционный фонемно-элементный принцип обучения чтению (это “страшное” словосочетание как раз и обозначает дробление слова на буквы) вводит ребенка в состояние психоэмоциональной напряженности. Иными словами, традиционное обучение чтению сродни постоянному стрессу.
В своей методике Зайцев использует складовой принцип. На первый взгляд, склад очень похож на слог. Но, принцип деления на слоги довольно предположительный. Никто не знает точно, как правильно разделить “ко-шка” или “кош-ка”. Понятно лишь, что в этом слове два слога, потому что в нем две гласные. А вот со складами все предельно ясно. Склады – это согласная с гласной, согласная с твердым или мягким знаком, просто гласная или согласная. Разобьем наше слово на склады и получим “ко-ш-ка”. Только так, а не иначе. Именно такое построение слова понятно даже самым маленьким деткам, созвучно их природе.
Что же это за кубики?
На гранях кубиков Зайцева написаны те самые склады, о которых говорилось выше. Например, такие: “БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б”. Или такие: “БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ”. Похоже на песенку? Так и есть! Малыш не просто учит склады или буквы. Он их поет вместе с мамой. Не все кубики одинаковые. Они различаются размером и цветом. Это дает возможность малышу понять разницу между мягкими и твердыми, глухими и звонкими согласными без скучного фонетического анализа. Но, кроме всего этого, кубики издают звук. Гласные, глухие и звонкие согласные звучат по-своему, задействуя разные органы чувств ребенка и, тем самым, повышая эффективность обучения.
“Кубики Зайцева” стало устойчивым словосочетанием, хотя в комплект пособий по обучению чтению входят не только кубики, а еще таблицы и кассета или диск с “Попевками”. На таблицах представлены все “развертки” кубиков. Ребенок одновременно видит перед собой всю систему складов, и это помогает ему понять самую основу принципа чтения. Возможно, сказалось химическое образование, но таблицы Зайцева показались мне сродни периодической системе Менделеева. Только увидев всю таблицу Менделеева, можно систематизировать знания по химии. Только увидев всю таблицу Зайцева, можно составить правильное представление о составе слов. И главный принцип здесь: от частного - к общему, от общего - к частному. Сам Николай Александрович говорит об этом так: “Несистематизированный материал, размазанный по годам, по учебникам, осваивается с большим трудом или не осваивается вовсе. Материал же, приведённый в систему, в сотни раз быстрее запоминается”.
Что со всем этим делать?
Просто играть. Играть в кубики, петь песенки-попевки, писать по таблицам указкой слова. К стати сказать, по методике Зайцева малыши сначала учатся писать, а только потом читать. Писать не ручкой по бумаге, а указкой по таблице или с помощью кубиков. И очень быстро переходят от письма к чтению, практически без каких-либо усилий, как бы между прочим. И нет необходимости выделять специальное время для таких занятий и преподносить их именно как занятия. Даже несколько минут в день дадут больший результат, чем многие часы традиционного обучения.
У методики есть и другие преимущества перед традиционной. Во-первых, это отсутствие какой-либо нагрузки на неокрепшие глазки малыша и необходимости длительно просиживать за партой или столом. Ведь многие игры с использованием кубиков основаны на подвижных занятиях, и малыш может даже лазить по лесенке и одновременно учиться читать. Во-вторых, кубики и таблицы помогают малышу в дальнейшем грамотно писать. Доказано, что если ребенок пять раз написал слово, то он запоминает его правописание, а по таблицам слова прописываются многократно. Кроме того, малыш никогда не напишет, скажем “жЫзнь”, потому что кубика со складом “жы” просто не существует. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, ребенку не нужна никакая мотивация, никакие стимулы. Он учится читать с радостью, без негативных эмоций, и это залог успешного обучения и в дальнейшем. Кроме того, по наблюдениям учителей и родителей, дети становятся более самостоятельными, любознательными, оптимистичными, творчески открытыми, музыкальными.
Сам Зайцев рекомендует свою методику для малышей от трех лет. Но многие методисты-новаторы пробуют адаптировать ее и к более раннему возрасту. Есть ли в этом смысл и необходимость – решать только самим родителям. Здесь на первое место должны ставиться интересы малыша. Если ему интересно, если он хочет играть – в добрый час. Если же нет, подождите немного, и это время обязательно придет. Главный девиз здесь: “никогда не поздно и никогда не рано”. И даже для младших школьников таблицы Зайцева могут оказать неоценимую услугу, сократив до минимума сидение за партами. Ведь по ним можно писать диктанты и даже изучить всю грамматику языка. И не только русского. Методика Зайцева разработана также для украинского, белорусского, английского, татарского, казахского языков.
Не только чтение
“Родной язык и математика в наибольшей мере формируют логическое мышление. Не случайно именно эти два предмета забирают львиную долю часов в начальной и средней школе. Если с ними всё в порядке, остальное легко прикладывается: природоведение, география, история, химия, физика...” Изучать математику по Зайцеву не менее интересно. Кто сказал, что трех-четырехлетний ребенок не может перешагнуть через десяток? Точно не Зайцев! Пособие “Тысяча+” помогает малышу освоить счет в пределах тысячи, легко чувствовать разницу между четными и нечетными числами, понимать состав числа. Пособие учит складывать и умножать, вычитать и делить, причем малыш начинает делать все это в рекордно короткие сроки. Вспомним математика Софью Ковалевскую. С одиннадцати лет она изучала дифференциальное исчисление по конспектам лекций, которыми вместо обоев были оклеены стены ее комнаты. Подобный комплексный “настенный” способ подачи материала лежит и в основе пособий Н.А. Зайцева. И пусть не все малыши станут великими математиками, но то, что большинство из них добьется удивительных результатов не вызывает сомнения.
А еще есть методика “Читай и пой”, где навыки чтения совершенствуются с помощью песен-плакатов. И “Пишу красиво” тоже есть. Это для постановки каллиграфического почерка. И складовые картинки, и игры, и пособия по грамматике, и обучение рисованию…
Из собственного опыта
Стараясь не повторять своих педагогических ошибок, я сразу решила, что вторую дочь буду учить читать только по методике Зайцева. И Маша уже в восемь месяцев стала обладательницей гремящих и звенящих кубиков. Это сейчас в комплект входят не только картонные развертки самих кубиков, а и материал для их “укрепления” и наполнения. Три года назад мне пришлось собрать две сотни бутылочных крышек для “железных” кубиков, нарезать кучу жести для “золотых” и извести множество карандашей для “деревянных”. А папа потратил не один вечер на их склеивание, “укрепление” и оклейку скотчем, что бы маленькая разбойница Маша не смогла их сразу сгрызть или растоптать. Перечитав массу методической литературы, я пела Машке попевки, гремела кубиками, строила лесенки и башенки, но дочь не проявляла к чтению абсолютно никакого интереса. Скорее наоборот. Все, что было связано с буквами, вызывало у нее стойкое неприятие. И я сдалась, отложив чтение до лучших времен. Когда Маше исполнилось три года, она начала проявлять живой интерес к словотворчеству. И я решила попробовать снова. В это время и появились на стенах детской таблицы со складами. Пол дня, в промежутках между играми и домашними делами мы подходили к таблицам и пели попевки. К вечеру Маша, которая до этого практически не знала букв, начала читать. Конечно, назвать это настоящим чтением было бы не совсем правильно, но она поняла главный принцип построения слов и могла пропеть любую складовую песенку. Сказать, что я была поражена – это ничего не сказать. Уже через три дня Маша легко читала трехбуквенные слова…
Потом в ход пошло чтение вывесок на улицах, этикеток на продуктах и ценников в магазинах. По собственной инициативе Маша прочитывает названия книг, журналов и любые мало-мальски крупные надписи. Постепенно добираемся до простеньких фраз. И как приятно видеть радостный блеск в глазенках дочки и понимать, что чтение для нее не скучная “обязаловка”, а настоящее удовольствие. Я так боюсь ненароком погасить этот блеск и не устраиваю никаких специальных уроков. Вполне достаточно и того, что дочь прочитывает за день по собственной инициативе. Да и куда нам спешить? Машке всего 3,8…
Юлия Каспарова
"Мир семьи"
март 2005