ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Зоопарк


 

Ура! Мы идём в зоопарк!

 

Трудно найти на свете малыша, равнодушного к животным. Редкий ребёнок спокойно пройдёт мимо котенка или дворняги на улице. Малыш инстинктивно ощущает себя единым целым со всем живым вокруг. И очень важно не нарушить, а укрепить эту незримую связь. Возможно, дети гораздо лучше нас, взрослых, понимают язык животных. Их радость от общения с мохнатыми друзьями неподдельна и искренна. Рядом с ними и мы становимся чуточку добрее, возвращаясь в своё детство…

Именно поэтому, поход в зоопарк – всегда праздник для малыша. Но… Вероятно, вы не раз сталкивались с подобной проблемой: ребёнок быстро теряет интерес к осмотру самого зоопарка, начинает обращать внимание исключительно на лотки с шариками и сладостями. Вы нервничаете, одёргиваете его… В результате, идеальная в мечтах прогулка всей семьи, превращается в очередной “разбор полётов”. А давайте всё-таки попробуем воплотить мечту в жизнь и превратить посещение зоопарка в увлекательное развивающее путешествие в мир живой природы.


Здравствуйте, зверики!

Для того, что бы воплотить в жизнь наше идеальное путешествие, проведём небольшую подготовку. Сообщите ребёнку заранее о предстоящей прогулке. Можно сделать календарь и предложить малышу наклеить изображение какого-нибудь животного под названием запланированного дня недели. Это один из вариантов знакомства с календарём. Кроме того, малыш сможет сам считать, сколько дней осталось до прогулки.

Предложите ребёнку выучить или просто почитайте ему стишки про животных. Например, “Детки в клетке” и “Где обедал воробей?” Маршака. Полистайте вместе энциклопедию животного мира. Подумайте, каких животных вы можете встретить в зоопарке

Перед походом в зоопарк нелишне будет рассказать малышу о правилах поведения. Мы и сами с детства хорошо помним плакаты, запрещающие кормить животных. Вызваны такие запреты вполне объективными причинами. У каждого животного свой рацион. И наши легкомысленные конфеты, чипсы или печенье могут нанести серьёзный вред здоровью мохнатых и пернатых друзей. Объясните ребёнку, что зверей в зоопарке хорошо кормят. Ведь он же не хочет, что бы у мишки разболелись зубки от сладкого, а у обезьянки - живот от чипсов? Тогда к ним придётся вызывать доктора Айболита…


Мы одной крови

И вот наступил долгожданный день. Вы вместе с малышом переступили порог волшебного мира. Начните с изучения схемы зоопарка. Расскажите ребёнку, для чего она нужна, какие на ней есть условные обозначения, как с ее помощью найти нужное место. Пусть малыш выберет, какое животное ему хочется увидеть первым. Помогите ему сориентироваться по карте и предложите самому найти дорогу.

Прогуливаясь по зоопарку, не ограничивайтесь только названиями животных. Называйте и те классы, к которым они принадлежат (млекопитающие, рептилии, земноводные). Обращайте внимание малыша на место обитания зверей и птиц. Расскажите о травоядных и хищниках. Вспомните подходящие стишки. Заинтересуйте ребёнка любопытными фактами из жизни того или иного животного. “А ты знаешь, кто быстрее всех бегает? Гепард. Он может развить скорость до 112 км/ч. Почти как скорый поезд.” Или: “Представляешь, когда медведь зимой спит, он 6 месяцев подряд ничего не ест! ”

В зоопарке уместно поговорить о Красной книге. Объясните ребёнку, почему некоторых животных осталось на земле так мало. Причины этого, в первую очередь, - уничтожение среды обитания (вырубка лесов) и браконьерство. Очень показательна история со слонами, когда человек убивает огромное животное всего лишь из-за модной слоновой кости (бивней). Подумайте вместе, как скучно стало бы на земле, если бы исчезли вдруг многие любимые животные малыша.

Одно из интереснейших мест в зоопарке – площадка Мы с тобой одной кровимолодняка. Человеческие детёныши могут очень долго с восторгом наблюдать за играми детёнышей звериных. В этом нет ничего удивительного. Они близки друг другу, они находятся в том возрасте радостного детства, когда всё понятно без слов. “Мы с тобой одной крови”. Не торопите малыша. Пусть он вдоволь посмеётся над проделками мохнатых детишек. Попробуйте провести аналогию между зверятами и малышами во дворе или в детском саду. Покажите ребёнку, как много между ними общего. А возникающие время от времени драки и попытки отнять что-то друг у друга, послужат прекрасной иллюстрацией плохого поведения, помогут, возможно, кому-то из малышей увидеть себя со стороны.

Дети дошкольного возраста довольно быстро устают, внимание у них рассеивается. Поэтому совсем необязательно осматривать весь зоопарк за один раз. Лучше задержитесь подольше у вольера с понравившимся животным. Поговорите о нём с ребёнком, понаблюдайте за его поведением и повадками. Предложите малышу описать животное. Спросите: шерсть короткая или длинная, какого цвета, есть ли рога, копыта и т.д. Если ваш ребёнок любит рисовать, захватите с собой альбом и карандаши или восковые мелки. Пусть малыш попробует сделать наброски с натуры, подчеркнуть характерные повадки животного. Это непростое и интересное занятие, которое, кроме творческих способностей, поможет развить ещё и наблюдательность. Можно попросить малыша вспомнить сказки (мультфильмы, фильмы, песни), где речь идёт, скажем, о медведе. Ещё лучше, если вспоминать вы будете по очереди, превратив всё в весёлую игру. Предложите ребёнку вопросы, требующие умения логически мыслить. Например, спросите, зачем жирафу длинная шея, а обезьяне сильный, гибкий хвост. Пусть малыш попробует объяснить, почему лев, тигр, рысь относятся к семейству кошачьих, что у них общего.

Дети – народ любознательный. Порой они могут поставить нас в тупик своими вопросами. Не беда, если вы чего-то не знаете. Не стесняйтесь признаться в этом малышу, только не обманывайте его и не оставляйте вопрос без ответа. Это прекрасный повод показать ребёнку, что не знать чего-то не стыдно. Стыдно не стремиться узнавать новое, не докапываться до истины. Расскажите маленькому почемучке то, что знаете, а дома возьмите энциклопедию и найдите вместе с ним нужную информацию. Постепенно малыш научится работать с литературой и сможет самостоятельно искать ответы на многие вопросы.


Слон и львица

Какому маленькому выдумщику не понравится идея сделать свой собственный фотоальбом о животных? Ребёнок 4-5 лет вполне справится с простым фотоаппаратом. После вашего обучения и небольшой тренировки, он сможет делать неплохие снимки. Малыш будет чувствовать себя настоящим фотографом, охотником за редкими кадрами. Пусть он сам сфотографирует понравившихся животных и птиц.

Когда фотографии будут готовы, возьмите альбом для рисования с плотными листами. Вместе с малышом вклейте снимки в альбом по одному на лист. Помогите ребёнку оформить страницы. Их можно разрисовать или украсить аппликацией. Сделайте крупные подписи к фотографиям. Можно просто написать название животного, можно добавить класс и отряд, к которым оно относится. А ещё лучше придумать познавательный рассказ в несколько предложений. Например, такой. “Это верблюд. Он живёт в пустыне. Верблюд может не пить несколько дней. Когда он добирается до воды, то выпивает 120 литров”. Если вы учите малыша читать, то такая самодельная книжка будет лучшим учебником. Кроме того, фотоальбом с собственными снимками может надолго стать предметом гордости ребёнка. И малыш с удовольствием будет показывать его родственникам и друзьям, удивляя всех своими познаниями.

Если же ребёнок ещё мал и не может фотографировать сам, сделайте это за него. Только, в этом случае, обязательно фотографируйте и малыша на фоне животных. В остальном поступаем так же, только подписи делаем попроще. Например, такие. “Лебедь плавает в пруду”, “Маша смотрит на слоника”, “Бегемот открыл рот”… Малышам очень нравятся книги про себя, любимых. Рассматривая альбом, они долго будут помнить прогулку и в меру сил рассказывать по картинкам кто это и что делает. Такой фотоальбом станет для вас прекрасным пособием по развитию речи и первой книгой малыша для самостоятельного чтения.

Посещение зоопарка может стать основой для большого количества развивающих игр. Например, такой. Нарисуйте на листе бумаги квадраты-клетки, сделайте крупные надписи над каждой: “Зебра”, “Лисица” и т.д. Теперь заготовьте карточки с животными и предложите малышу расселить зверюшек по “домикам”. Один из вариантов – нарисовать в каждой клетке нужное животное или птицу. Если ребёнок еще не умеет читать, немного модифицируйте игру. Раскрасьте каждую клетку в разные цвета (или сделайте их из цветной бумаги) и попросите малыша посадить, скажем, зайчика в красный “домик”, а павлина – в голубой… Можно сделать несколько клеток одинаковых цветов, что бы ребёнок разложил птичек в зелёные клетки, а животных – в синие. Можно использовать и более сложную сортировку: группировать по классам и семействам, по месту обитания, делить на хищников и травоядных, на тех, у которых есть рога, и у которых их нет… Каждый раз добавляйте новых животных, усложняйте условия. Такие игры помогут надолго сохранить в памяти ребёнка воспоминания о прекрасной прогулке.

И не важно на самом деле, сколько лет вашему любимому малышу. Возможно, ему всего год, а может, он уже серьёзный пятилетний человечек. Чаще дарите ему радость общения с “братьями нашими меньшими”. Пусть наши дети становятся лучше и чище от такого общения. Пусть подрастут и сделают этот мир хоть чуточку добрее…


Юлия Каспарова
"Лиза. Мой ребёнок" Украина
июнь 2003