ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

Почти идеальное путешествие
Австрия, Италия, Хорватия, Словения
Июль 2015

ЧАСТЬ 10: Tre Cime di Lavareda.

День 15. Сегодня мы покидаем Доломиты и любимую Италию и едем к морю в Хорватию. Жаль, что в эту поездку Италии у нас было непростительно мало. Точнее сказать, ее вообще практически не было. Все же горы — это горы. И здесь не ощущается праздничная кутерьма итальянских городков, нет этой бесшабашной атмосферы легкости бытия, за которую мы полюбили Италию. Но так уж сложился наш маршрут с двумя основными приоритетами: Австрия и море. Хотя изначальна в нем была еще и Венеция. Но потом решили пожертвовать ею в счет лишнего дня на море. Возможно, я не права, возможно, это мои предубеждения, но мы осознанно объезжаем Венецию уже вторую поездку подряд. Пожалуй, я даже не смогу точно сформулировать причину такого неуважения к культовому городу. Думаю, что я просто боюсь разочароваться. Этот город для меня окутан неким ореолом таинственной романтики, это город незабвенного Труффальдино в исполнении гениального Райкина. Ну да, Труффальдино — он из Бергамо, но события-то происходят в Венеции… Пусть лучше Венеция пока остается для меня городом на воде из детских грез, прекрасным городом. Когда-нибудь мы с ней обязательно встретимся…

Но чтобы хоть чуть-чуть захватить итальянских эмоций, задумали завернуть на несколько часов в какой-нибудь городок по пути. Просто погулять, посмотреть, и заодно купить продуктов домой и на ближайшие дни в Хорватии. Сначала наш выбор пал на Триест. Он как раз по пути. Но потом я посмотрела картинки, отчеты — и передумала. Наверное, Триест вполне заслуживает внимания, но он показался немного скучным. Хотелось чего-нибудь поколоритнее. Перелопатила сайт самых красивых деревень Италии — и тоже не нашла ничего подходящего. Нет, удивительно-прекрасных деревень в Италии хоть отбавляй, да только все они лежали вдалеке от нашего маршрута. В конце концов, остановились на Удине. И по пути, и интересный, и Lidl имеется.

…Сборы закончили довольно рано. Пока Дима ждал администратора на ресепшене, в последний раз прошлась по кемпингу с фотоаппаратом. Потрясающее-потрясающее-потрясающее место! Если мы еще выберемся в Доломиты, (а я уверена, что выберемся, потому что у меня появилась очередная безумная идея пройтись по несложным «виа феррата», да и просто прогулочных маршрутов здесь еще превеликое множество), без сомнений снова выберу этот кемпинг. Отчего-то мне было здесь чертовски уютно.

…Итак, мы выдвинулись из кемпинга и покатили в сторону Удине. Весь дневной маршрут будет выглядеть вот так.

…Едем особо не торопясь, наслаждаемся дорогой. Горы сменяются совершенно нетуристическими городками, и хочется спонтанно остановиться в каком-нибудь из них и просто побродить по улицам, вглядываясь в витрины магазинов, окна домов, лица случайных прохожих. Но у нас, к сожалению, не так много времени. И, глядя в окно, я в который раз думала о том, что нашим путешествиям не хватает спонтанности. План, мистер Фикс, это, конечно, хорошо и правильно, это уменьшает количество неприятностей на единицу времени, но иногда, черт возьми, бывает так скучно! Вот точно психану как-нибудь и организую неорганизованную поездку, чтобы ограничением было только общее время путешествия ну и, может быть, еще примерный километраж. А так — полная свобода передвижений! Будет ли это классно? Трудно сказать. Но непредсказуемо и ново — это уж 100%!

…Около 12 дня приехали в Удине. Сначала завернули в Lidl. Его адрес я нашла заранее, чтобы был по пути к центру. Провели там часа полтора, набрали непортящихся продуктов и вина домой и всяких вкусностей и полезностей для предстоящей жизни в хорватском кемпинге. О боги, как же я люблю эти итальянские магазины!!!

С превеликим трудом распихав продукты в машину, поехали искать центр Удине, чтобы где-нибудь припарковаться. Поглядели по навигатору — вроде недалеко до центра. Припарковались, заплатили за парковку (0,75 е час — просто шара). Только собрались уходить — а стекло в машине не закрывается. Видимо от жары (а жара знатная!) случился с датчиком какой-то глюк: стекло поднимается до верха, затем опускается на половину и замирает. Ну, что делать? Минут 15 потеряли, пытаясь побороть электронику. В конце концов, окно закрылось. Мы вздохнули с облегчением, и пошли обедать. Поели пиццы в недорогом кафе, заполировали все это кофе, слопали, конечно, по мороженому. О, этот божественный вкус итальянского мороженого, после которого я категорически перестала есть мороженое у нас! Ну и пошли потихоньку к центру. Оказалось, что припарковались мы довольно далеко. А на улице ОЧЕНЬ жарко, и самый солнцепек, и еще сиеста к тому же. Даже дорогу спросить не у кого — город как будто вымер… В общем, потеряли кучу времени на бессмысленные и утомительные телодвижения, но до центра таки дошли…

Обошли вокруг закрытый кафедральный собор. В путеводителе написано, что особого интереса собор не представляет, но в такую жару посидеть в его прохладе было бы очень даже интересно…

Вот они, вот — такие любимые итальянские улочки, арки и площади… Мы по вас скучали…

Удине — городок с очень интересной историей. Здесь говорят на двух языках: итальянском и фриульском. Носителей фриульского языка всего около 700 тыс. человек, но, тем не менее, язык остается самодостаточным.

На архитектуру города, как и на постройки многих других средиземноморских городов (и не только итальянских), оказала заметное влияние Венецианская республика. Вот и венецианский крылатый лев святого Марка тут, как тут!

Piazza della Liberta (Площадь Свободы) считается одной из самых красивых в мире площадей в венецианском стиле. И она действительно хороша — самая настоящая, хорошо сохранившаяся средневековая площадь! Побродили по ней немного. Вот только если бы еще было не так жарко…

Еще мне очень хотелось подняться на холм, к замку венецианских правителей Удине. Но у нас уже не оставалось времени на эту прогулку. А подъем начинается прямо с площади Свободы — через арку и вверх…

Время поджимает, нужно возвращаться…

До машины добрались без приключений, сели, погнали дальше…

…Наш путь лежит в Хорватию, на крошечный выступ на самом крою Истринского полуострова — Медулин. Информации об этом месте в Интернете не много. Почему же выбор пал именно на него? Это довольно долгая история поисков и выбора. После Австрии и Доломитов мы хотели побыть несколько дней на море (точнее, сначала была Австрия и море, Доломиты добавились в маршрут позже). Изначально маршрут выглядел, как путешествие по Австрии и Словении, т.е. на море мы хотели побыть именно в Словении и потом еще несколько дней по ней покататься. Но довольно быстро я поняла, что Словенские пляжи нас не устроят. Морское побережье у Словении крошечное, кемпинги там есть, но пляжи — это, в основном, плиты. А нам хотелось натурального пляжа, уютной бухты, с камнями, соснами, чтобы можно было вдоволь наплаваться, наныряться с маской в прозрачной воде. И, конечно, чтобы еще и людей не слишком много было… Этим характеристикам Словения не очень соответствовала. На итальянской Адриатике мне тоже ничего не приглянулось (да и не понравилась она нам с прошлого итальянского путешествия), и тогда я переключилась на Хорватию. В какой-то момент мы даже подумывали поехать в Черногорию, в знакомый с 2011 года кемпинг Црвена Главица. Вот где точно было бы замечательно, но дорога прилично удлиннялась.

Изначально мы не очень хотели ехать в Хорватию из-за ее дороговизны. Здесь даже кемпинги не стоят дешевле 40 е! Но потом я нашла прелестный кемпинг на полуострове Медулин. Посмотрели фотографии — нам понравилось. К тому же и цена, если верить расчетам с сайта кемпинга, выходила очень демократичная, значительно дешевле других кемпингов (с ценой я, правда, ошиблась, но прозрение наступит потом… ). А пока мы едем в Медулин…

… Дорога бежала легко. Сначала. Но в Копере мы стали в пробке. В хорошей такой, плотной пробке. И практически перестали двигаться. Сначала мы надеялись, что пробка рассосется, как только мы покинем город. Но не тут-то было. На трассе все стало еще хуже. И в голову закралось неприятное подозрение: это безобразие тянется до самой границы. А это еще порядка 25 км. И все бы ничего — в пробках мы, что ли не стояли? Но на улице очень жарко. Градусов под 40, пожалуй. И кондиционером не очень воспользуешься. И движение такое: 10 метров проехал, на 2 минуты стал… Просто всем срочно понадобилось на море — вот и забили узкую однополосную трассу… Ну, мы постарались не раздражаться: изменить-то ничего не изменишь. Так и ползли часа 3 до границы с Хорватией. А там — все машины резко куда-то делись, и дальше мы за час долетели до нашего кемпинга…

…Итак, приехали к кемпингу. Стали на парковке, пошли на ресепшен. Честно сказать, то, что я увидела, повергло меня в легкий шок: куча кафешек, людей, гремит музыка, какие-то детские батуты-аттракционы, суета… Ну, как-то не так я себе наш отдых в Хорватии представляла. Взяли карту кемпинга, поехали искать место. Когда зарулили в сосновый лес, все оказалось намного приятнее, чем у входа. Кемпинг очень большой, занимает весь полуостров. Места размечены линиями и обозначены номерами. Есть три вида мест под палатки: маленькие, средние и большие. И еще есть vip-места — вдоль моря. Выбрали для себя среднее — ну что ютиться-то? Разбили лагерь. Вот так это все выглядело.

Пока закончили ставить палатку, пока ужин приготовили, пока поели — стало уже совсем темно. Прогулялись немного вдоль моря, чтобы хоть немного разобраться с инфраструктурой, да и легли спать, оставив купание на завтра…

День 16-20. Расписывать отдых в Хорватии по дням смысла нет. Каждый день был очень похож на предыдущий: мы просто никуда не спешили, не бежали, а занимались блаженным ничегонеделанием на камнях у моря. С каждым днем кемпинг нравился нам все больше. Он напоминал такую добротную базу отдыха. Или пионерский лагерь из детства. Как и в любом кемпинге, здесь есть все необходимые удобства в виде туалетов, душей, моек для посуды и стирки, стиральных машин и т.п. Есть питьевая вода. Но все это расположено частично на улице. Из неудобств — очередь в душ. Правда, случалась она только в моменты, когда основная масса людей возвращается с пляжа и начинает готовиться к ужину — примерно в районе 6-7 часов вечера.

В основном люди приезжают сюда на кемперах. Но много и легковых машин с палатками. Не смотря на большое количество людей, они как-то не мешают — палатки расположены не вплотную друг к другу.

Если нет палатки или кемпера — можно поселиться в домик. И эти домики особенно усиливают схожесть с базой отдыха.

Пляжей здесь много. Практически, весь берег полуострова — один большой пляж. Но пляжи весьма своеобразные. В основном — это большие камни у берега и в воде с довольно острой поверхностью. И морские ежи. Так что купаться без обуви довольно тяжело. Есть пляж, где заход в воду чуть получше. Там довольно много взрослых и детворы.

Сначала мы ходили к морю рядом с местом нашей дислокации. Потом облюбовали для себя пляж в стороне от людей, на больших камнях, почти на самом «носу» полуострова. Дорога к нему лежит сначала через кемпинг, а потом вдоль моря.

С нашего пляжа хорошо виден городок Медулин, по имени которого назван кемпинг. Мы так и не выбрали времени туда сходить. Или просто желания не было?

Но какое же замечательное здесь море! Просто не передать. Лучшее из всего, что мы видели. Ради такого моря можно потерпеть камни под ногами… Познакомились на пляже с немецкими украинцами. Живут в Германии уже лет 20. И каждый год, снова и снова, возвращаются в Медулин. Говорят, много разных мест объездили, и все Хорватское побережье, но такого моря, как здесь, нет больше нигде. Проверить их слова не могу, но охотно верю…

Совершенно непуганые бакланы охотно соглашаются на фотосессию. А пара наглых чаек каждый день прилетали к одному и тому же кемперу в ожидании обеда…

Многие туристы приезжают не только с уже привычными велосипедами, а и с лодками. Здесь этот вид отдыха весьма развит. Небольшая марина заполнена лодочками…

Одна вещь немного напрягала — очень уж жаркие стояли дни. Но переносить жару у моря и под соснами все же куда приятнее, чем в раскаленных каменных городах. Лишь один день выдался облачным… Да и то только с утра...

…Когда я планировала путешествие, я думала, что живя в Медулине, мы обкатаем все окрестные города. Ну, так я думала грустными зимними вечерами, задолго до того, как мы проехали первую тысячу километров этого путешествия. Ведь когда планируешь, тебе всего мало. Хочется сюда, и сюда, и вот сюда и еще вот в эту точечку на карте. Так всегда бывает. На практике же, когда ты путешествуешь третью неделю и каждый день у тебя насыщеннее месяца обычной домашней жизни, желание объять необъятное немного притупляется, успокаивается, словно довольно урчащий кот, объевшийся сметаны. В общем, запланировала я для осмотра и Пулу, и Ровинь и Пореч, но, оказалось, что ехать никуда не хочется. А хочется просто наслаждаться морем. Так что из всех этих милых городков мы съездили только в Пулу, потому что ехать до нее было всего ничего.

Хотели отправиться после обеда, но это было просто невозможно из-за жары. Пришлось ждать вечера, чтобы солнце хоть чуть-чуть перестало палить так немилосердно. Припарковались чуть в стороне от центра и дальше пошли пешком, по пути купив и съев килограмм персиков...

Попав в центр Пулы, я мгновенно вспомнила о том, что я таки интроверт. Я почти забыла об этом в Альпах и на полупустых пляжах кемпинга. А тут: люди, люди, люди… Много людей. Очень много людей. И очень много сувенирных лавок, кафе и прочей туристической инфраструктуры. И вот тут-то понимаешь, что не нужны тебе эти курортные городки. Что ты мгновенно устаешь от этой суеты, шума и толчеи. Эти средневековые улочки были бы просто прекрасны, будь они безлюдны. И ты думаешь: что я вообще здесь делаю? Быстрей, быстрей свернуть куда-нибудь на узкие улочки, убежать от этой толчеи. И (о счастье!) чуть в сторону от центра — и Пула становится почти безлюдной!

То, что сегодня зовется главной площадью города, в Средневековье было римским форумом — центральной точкой с важными административными зданиями, тут кипела общественная жизнь и выступали ораторы. А еще раньше на месте форумов были рынки. Сегодня о форуме напоминают Храм Августа, Ратуша и тот факт, что здесь по-прежнему находятся административные учреждения.

Хорошо, что здесь не так много людей, как на торговых улицах. И хотя бы не так явно слышно русскую речь, которая в Пуле повсюду. Походили по площади, посидели на прохладных каменных ступенях. Хотя город основали древние греки, в архитектуре явно прослеживаются венецианские нотки — с 1150 года Пулой стала владеть Венеция.

Рядышком — большой порт.

Пошли бродить по старым, тихим улочкам…

Незаметно для себя вышли к собору и монастырю святого Франциска.

Вход в собор платный, но оно того стоит: красивый готический комплекс с внутренним двориком, каменные стены, таинственный полумрак, необычное убранство, строгая, очаровывающая простота…

Гуляем дальше. Куда глаза глядят, безо всяких карт. Маша заметила плачущего котенка на заборе и пошла его спасать…

…На нашем пути — остатки старинной византийской крепости Каштел. Ворота чем-то напомнили крепость Калемегдан в Белграде. Ну, та тоже византийская…

Смотрим со стен крепости на порт и взлетающий гидросамолет…

Со стен крепости хорошо виден старый город и римский амфитеатр, шестой по величине в мире. К амфитеатру решили уже не идти. Нужно было возвращаться в кемпинг, заехав по пути в магазин. Просто полюбовались со стороны…

На обратном пути заехали в супермаркет, который присмотрели по пути. Цены в Хорватии на продукты довольно высокие. У нас был некоторый запас, но хлеб, молоко, зелень, как не крути, покупать приходится. Но самое главное, что нам было нужно — плескавицы и чевапи, чтобы пожарить их на гриле. Хотя с нашей прошлой поездки на Балканы прошло 4 года, мы все никак не могли забыть вкус черногорского мяса. Вкуснее мяса, чем в Черногории, нигде нет! Ну и в Хорватии тоже вкусное. Как же мы соскучились по этой огромной мясной лепешке, пропахшей дымком костра. Да с красным вином! В общем, купили мы плескавицы. Еще свежеиспеченных лепешек, похожих на грузинский лаваш, и поехали в кемпинг готовить ужин. Мы потом за плескавицами каждый день в этот супермаркет ездили. И каждый вечер ими наслаждались…

Пока вечером жаришь мясо, очень занятно наблюдать за людьми. Так как кемпинг большой, перемещение между разными его точками занимает много времени: в душ сходить, в магазин, в кафе, на пляж, к детской площадке и т.п. Поэтому все, и большие и маленькие, перемещаются на самом разном транспорте.

Велосипедах…

Самокатах…

Скейтах и роликах…

Мини-мотороллерах…

Колесницах…

Паровозиках…

Или просто бегом…

Наблюдая за европейцами, всегда обращаешь внимание, какие хорошие и дружные у них семьи. Вот близится время ужина. По всему кемпингу распространяются умопомрачительные запахи жареного мяса и морепродуктов. Взрослые готовят еду вместе, что-то там мешают на сковороде, улыбаются. А детвора бежит с мисками, полными овощей и зелени к умывальникам, хохочет, моет овощи, брызгается водой — помогает… Детей в кемпинге очень много. Самого разного возраста. Они собираются в группки, носятся по дорожкам на самокатах, роликах, скейтах и велосипедах, играют на детской площадке. Это заблуждение, что в кемпинге с детьми тяжело. В кемпинге с детьми на порядок легче, чем в гостинице. Особенно, если детей много и они не слишком взрослые. Вот представляю себе: номер в гостинице, в который вечером набились родители и, скажем трое (четверо, пятеро…) детей. Это же у родителей крыша может поехать ))) Детей-то нужно чем-то занять. В маленьком, тесном, скучном гостиничном номере. Мультики? Планшет? А им ведь двигаться нужно и хочется… А тут — выпустил на волю и отдыхай себе целый день. В кемпинге безопасно, развлечения дети сами себе найдут, плюс 24 часа в сутки на свежем воздухе.

Если выйти за ворота кемпинга, можно попасть на небольшую набережную со всеми ее атрибутами: лодками, яхтами, кафе, сувенирными лавками, детскими развлекушками. Приятно чуть-чуть прогуляться на закате. Но недолго. Очень уж людно, шумно и утомительно…

Кажется, я уже много раз писала, что больше всего люблю вечер у моря. В Медулине он тихий и ласковый, наполненный запахом морской соли и сосен…

В последний вечер мы хотели приготовить мясо заранее, собрать корзинку и отправиться ужинать к морю, наблюдая, как садится солнце. Но потом замешкались. Пришлось смотреть закат без ужина. Уходить не хотелось. Так и сидели у моря, пока на плечи не опустились плотные, жаркие, южные сумерки…