ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Долгий путь к Северному морю

Словакия, Польша, Германия, Северная Голландия
Август 2017

ЧАСТЬ 8: Потсдам на велосипедах.

День десятый. Кто рано встает — тому Бог дает… Мне вот, например, подарил чудесный рассвет и фотографии. Восход солнца в то утро был так хорош, что снова укладываться спать было преступлением. Так что я взяла фотоаппарат и отправилась бродить по кемпингу. Над каналом висел легкий туман, лучи солнца просачивались сквозь него, рассеиваясь в нежной дымке. И мир казался совершенно волшебным. И даже самолеты не взлетали, а тишину нарушали только трели птиц да покрякивания уток... В тот момент мне хотелось сидеть в лодке, которая медленно плывет сквозь эту дымку, и эти лучи по зеркальной водной глади…






Разве живя в гостинице увидишь такие рассветы? Да ну…







Во время завтрака к нам снова прилетела утка. Ну, мы уже и не особо удивлялись…


…Сегодня нам предстоял довольно продолжительный велопробег в Потсдам и обратно. Погода этому вовсю благоприятствовала. Когда еще дома я составляла маршрут путешествия, я искала идеи велопрогулок по зеленой зоне в окрестностях Берлина. Изучая карту, обратила внимание, что Потсдам, в общем-то, находится от Берлина недалеко. От нашего кемпинга до парка Сан-Суси по карте выходило 56 км туда и обратно. Плюс дорога шла через лес, мимо озера, по относительно ровной местности и обещала быть приятной. Нашей целью было проехать через Шпандау, увидеть легендарный Глиникский мост, поколесить по Потсдаму, доехать до парка и дворца Сан Суси, погулять там немного и вернуться обратно. Все примерно так и получилось. Правда, накрутили мы гораздо больше, чем планировали…

...Наш путь лежит через Шпандау. Когда-то он был самостоятельным городом, но сейчас — это один из 12 округов Берлина. Шпандау известен своей тюрьмой для немецких военных преступников, которая была здесь с 1947 по 1987 годы и цитаделью. По велодорожкам, которые идут и отдельно от проезжей части и прямо по ней, мы очень быстро докатили до Шпандау и уткнулись в ворота цитадели.


Мы не планировали ее осматривать, но, увидев массивные стены, загорелись желанием заглянуть хоть ненадолго. Все же цитадель считается одной из лучше всего сохранившихся крепостей эпохи Возрождения в Европе.



Пошли к кассам, а крепость, оказывается, еще закрыта. Она открывается в десять, а на часах только начало десятого. Ждать сорок минут нам показалось нерациональным — впереди неблизкий путь и масса всего интересного. Поэтому развернулись и поехали дальше. Хотя и не без сожаления.



Ну ладно, с крепостью не получилось, так хоть по улочкам Шпандау прогуляемся. Очень милый район и выглядит ну совершенно не как Берлин…




     



…Хотели зайти в собор, но он оказался закрытым. Вообще, в эту поездку нам катастрофически не везло с соборами. И с немецкими, и с голландскими. Как-то мы оказывались возле них не в то время.


     


Шпандау мил, очень-очень мил. Прогулялись по нему с огромным удовольствием. Кофе решили пока не пить, хотя цены в кафе были очень приятными. Доберемся до Потсдама — там и кофе будет!









Почти всю дорогу до Потсдама мы ехали по зеленой зоне — через лес вдоль реки Хафель. Это — зона отдыха и местами сюда запрещен въезд транспорта. В одном месте в лесу мы встретили полицейскую машину, и полицейские расспрашивали, не попадались ли нам где-нибудь по пути автомобили. Видимо, патрулируют парк и ищут нарушителей… Места здесь для велосипедистов идеальные. И, главное, почти не встречается людей…






Я катила по тропинке вдоль реки с яхтами и лодочками, и завидовала берлинцам белой завистью. Вот, казалось бы, столица, бетонный мешок, мегаполис и все такое прочее. Но можно сесть на велик прямо в городе, проехать совсем чуть-чуть — и вот ты уже в уютном пригороде, в лесу, в парке, у реки… И можно накручивать по велодорожкам и лесным тропинкам многие десятки километров, даже можно объехать вокруг Берлина, или укатить куда-нибудь в сторону и съездить в соседний городок, или устроить себе экскурсию вдоль бывшей Берлинской стены, или… или… И все это комфортно и, главное, безопасно, абсолютно безопасно… И, с одной стороны, я получала от возможности хоть чуть-чуть прикоснуться к этому европейскому счастью велосипедиста непередаваемое удовольствие, внутри все пело и вибрировало от красоты природы, свежего воздуха и легкой гордости собой, что нам таки удалось осуществить давнюю мечту. С другой, возвращение в свою реальность из этой дивной сказки навевало грусть своей неизбежностью… Ну ладно, это будет еще не скоро, это будет потом. А пока — наслаждаемся по полной…








…Замечаем небольшой пляж, где загорают немногочисленные отдыхающие и прямо тут же, рядышком, плавают лебеди. Не смогли просто проехать мимо, пошли любоваться…



…Во время интенсивной велопрогулки приходится подкреплять силы несколько чаще, чем обычно. И делать это нужно даже если кушать не сильно хочется, потому что в какой-то момент ресурс исчерпается, и наступит усталость, с которой трудно будет совладать. Ну, мою семейку уговаривать поесть не приходится. Это мне обычно не хочется. Отыскали симпатичное местечко для отдыха у реки и устроили обед (или поздний завтрак?)






Парк закончился, начались городские улицы. Но ехать по ним не менее приятно: везде ж велодорожки! Ну и возможность поглазеть по сторонам. Очень симпатичный город: машин и людей не много, от окружающего пейзажа исходит аура спокойствия и стабильности… Вообще, по Берлину нужно обязательно прокатиться на велосипеде! Это дает возможность хоть на короткое время побыть «своим среди чужих», увидеть город изнутри, лучше его почувствовать. Ты на время как бы тоже становишься частью всей этой кутерьмы, приобщаешься к местным правилам и законам, теснее соприкасаешься с жизнью города и людей. Впрочем, это относится не только к Берлину…



     



Перед Глиникским мостом начинается затяжной подъем. Он не слишком крутой, ехать вполне можно, но о-о-о-чень долгий. К концу мы уже порядком подустали. Зато потом примерно такой же кусок летишь вниз с ветерком, да еще по гладкому-прегладкому покрытию, да еще по красивой дороге. Главное — поглядывать на спидометр. А то можно разогнаться до опасной скорости и не почувствовать…

А вот и Глиникский мост через реку Хафель, которая разделяет Берлин с Потсдамом. Но это сейчас. В недалекой и трагической истории река разделяла не просто два берега, а две политические системы — Западный Берлин и ГДР. «Шпионский мост» — так называли Глиникский мост с начала 60-х годов прошлого века. Потому что именно здесь регулярно проводился обмен арестованными разведчиками между противоборствующими сторонами. Сам по себе он — мост, как мост, ничего особенного. Но мне было очень интересно на него посмотреть…





…Ну вот, а теперь пришло время выпить кофе. Замечаем по пути небольшую кондитерскую и делаем короткую остановку для подзаправки. Как же здорово: припарковать велики рядом со столиком и выпить чашку капучино с сырником…



После кофе отправляемся колесить по Потсдаму. Особых целей не преследовали, но ноги сами собой вынесли нас на старую рыночную площадь — сердце исторической части города.



     



Пристегнули велосипеды с краю площади на велопарковке и отправились немного размять ноги. На Рыночной площади находится несколько исторических зданий. Потсдам является столицей федеральной земли Бранденбург, один из символов которой — Старая ратуша, построенная в 1755 году.


Здесь же находится гигантский евангелический собор Святого Николая. Его огромный изумрудный купол видно из многих частей города. Как и очень многие исторические здания в Германии, собор был разрушен в конце войны. А восстановили его в 1981 в полном соответствии со старыми чертежами.




Зашли внутрь — собор просто поражает своими размерами!




Потсдамский городской дворец был сооружен в 1662-1669 годах и являлся зимней резиденцией королей Бранденбурга-Пруссии, а позднее и германских императоров. Он был разрушен при бомбардировке Потсдама союзниками 14 апреля 1945 года и снесен по по приказу властей ГДР. В 2002 году были отстроены Ворота Фортуны, а полномасштабная реконструкция закончена только лишь в 2014 году. Так что, можно сказать, что нам повезло. Еще совсем недавно на месте дворца был пустырь…




Дворец красив, но присутствует ощущение какой-то «ненастоящести», как будто находишься внутри декораций к историческому фильму. Но мы с удовольствие прогулялись вокруг, и внутрь заглянули. В настоящее время здесь заседает парламент земли Бранденбург.



     



Но пора было двигаться дальше. Время перевалило за полдень, а мы еще даже не доехали до Сан-Суси. Солнце, которое с утра не слишком баловало нас теплом, к середине дня разгулялось не на шутку. Было очень жарко, и мы немного устали…




До парка Сан-Суси катили по улочкам Потсдама и немного заблудились. В конце концов, выехали к одному из входов в парк в районе Нового дворца. Оказалось, что передвигаться на велосипедах здесь можно только по периметру парка, а вглубь ехать нельзя. Ну, если только мы правильно разобрались в знаках.



Сан-Суси — самый известный дворец Фридриха Великого. Он был возведен по проекту самого короля, который придумал концепцию и создал эскизы вплоть до мельчайших деталей. По задумке короля Фридриха дворец должен был символизировать гармонию человека и природы, именно поэтому перед дворцом были разбиты виноградники. Причем они были посажены на разных уровнях и тем самым образовывали многоэтажную плантацию. Но мы так и не полюбовались ни виноградниками, ни летним дворцом Сан-Суси. Как-то немного не учли мы «масштабов бедствия» — парк, в котором расположено несколько дворцов, просто огромен! И на его осмотр, по-хорошему, нужен целый день. А у нас времени оставалось совсем не много: нужно же было еще крутить педали в обратную сторону. Поэтому, что увидели — то и увидели! Вот, например, садовый павильон — китайский чайный домик с золотым мандарином на крыше.


А вот еще один павильон — Храм дружбы.


И еще беседочка.


И раз уж мы оказались рядом с Новым дворцом, то решили погулять возле него и полюбоваться им, а не метаться по всему парку в поисках основного дворца и виноградных террас.


     



Новый дворец был построен в 1769 году в стиле позднего барокко и был предназначен для официальных приемов. Он просто потрясающий. Да и парк вокруг очень приятный… Если бы мы знали, что нам здесь так понравится, то, возможно, спланировали бы поездку в Потсдам чуть иначе, чтобы времени на прогулку осталось больше. Но, с другой стороны, в тот день мы получили массу разнообразных впечатлений и от велопрогулки по классным местам, и от возможности полюбоваться величественной архитектурой, отмеченной ЮНЕСКО.



     





     


     












     



     










Эх, хорошо здесь, но пора возвращаться… Поехали по периметру парка, а вокруг — сплошные дворцы и прочая красота невероятная. Но чтобы все это сфотографировать, нужно всякий раз останавливаться и с велосипеда слезать. А в какой-то момент наступает такое состояние, когда ехать ты вполне можешь и даже с удовольствием, а вот лишний раз останавливаться не хочется. Поэтому фотографий всей этой красоты у меня не осталось… Но если вы не были в Потсдаме, можете поверить мне на слово: это место однозначно достойно посещения!


Исключение я сделала только на Глиникском мосту — остановилась, чтобы сфотографировать Хафель, плывущий по ней прогулочный кораблик и виднеющийся вдалеке парк Бабельсберг в одноименном районе Потсдама (ну, там где по сценарию жил Штирлиц, помните?)






А за Глиникским мостом снова затяжной подъем, а потом ошеломляющий спуск. И какой бы ровной не казалась местность, а общий набор высоты за день составил 1500м, чему мы были несказанно удивлены. Обратно поехали другой дорогой, по шикарной широкой велодорожке через лес, по которой мы катили, наслаждаясь, наверное, километров 15. Потом кружили по улочкам берлинского пригорода. И усталые, но довольные, около семи вечера приехали в кемпинг, накрутив за день 78 км, что, на сегодняшний день, наш велорекорд.



Ну что ж, вслед за татринской, подошла к концу и берлинская страница нашего путешествия. Мы устали, но мы полны впечатлений и рвемся вперед, где нас ждут еще более яркие впечатления… А сейчас пора спать…