ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Очарованные Италией...
Июнь 2013

 

ЧАСТЬ 4: Генуя, Параджи, Портофино

 

День 14. Утром встаем пораньше и начинаем собирать вещи. В этом кемпинге мы пробыли дольше всего и уже как-то совсем привыкли. Как и в большинстве кемпингов, по соседству с нами стояли самые разные люди, говорящие на самых разных языках. И это очень весело здороваться с ними каждый день по-итальянски, а в ответ слышать и «хай», и «дэй», и «гуттенморген», и «бонжорно» конечно… Но пора прощаться и с этим кемпингом, и со всеми этими людьми, и с гостеприимными хозяевами…


К нам подходит попрощаться пожилая немка. Спрашивает, куда мы теперь. Отвечаем, что во Флоренцию. Она говорит, что там есть кемпинг «Микеланджело» под старыми оливами. Отвечаем, что мы как раз туда и отправляемся. Немка уточняет, что там много молодежи, Маше понравится…


На прощание Анжела дарит нам две бутылки вина, приглашает приезжать еще и привозить друзей. Этот ее жест, конечно же, очень и очень нам приятен…


…А дальше — выезжаем на автостраду и проносимся мимо всех этих милых лигурийских курортных городков, которые два дня назад проезжали на электричке по пути в Чинква Терра: Лаванья, Сестри Леванте, Дейва Марина...


А вот и новый итальянский регион — великолепная Тоскана. И даже если ты ни разу здесь не был, при слове «Тоскана» воображение сразу рисует зеленые холмы и виноградники, дороги-зигзаги и свечки кипарисов на обочинах… Откуда эти знания? Из фильмов? С картин флорентийских художников? Или из забытых светлых снов? И оказывается, что настоящая Тоскана именно так и выглядит! Ну вот точно так, как ты себе ее представлял. Только еще лучше! И это, пожалуй, самая-самая итальянская область. Потому что именно с Тосканой у меня теперь больше всего ассоциируется Италия…


…Пиза лежит у нас практически по пути. И не заехать в нее будет просто преступлением. И пусть пизанские чудеса растиражированы на миллионах открыток и фотографий, пусть у каждого, кто здесь побывал, фото на фоне Пизанской башни почти наверняка стоит главной фотографией «ВКонтакте» или «Одноклассниках», пусть Площадь Чудес затерта ногами туристов до дыр… Все равно увидеть пизанские красоты хочется своими глазами…


На окраине Пизы замечаем супермаркет. Нам просто необходимо пополнить запас продуктов. Так что, духовная пища подождет… Супермаркет оказывается просто огромным, для итальянцев, а не для туристов, с очень-очень приятными ценами. Наконец-то можно особо не смотреть на ценники, а выбирать то, что душе угодно! Ну, и мы, признаюсь, набрали… Великолепная салями в шкурке с плесенью, так остро пахнущая настоящим мясом, прошутто, горгонзола, моцарелла и еще несколько сортов сыра, конечно, маскарпоне для Машки, овощи, маринованные оливки, тунец, свежайшая выпечка, разные печеньки, соусы, макароны со шпинатом… Ах! И напоследок прихватили пиццы и фокаччо на развес, чтобы перекусить где-нибудь по пути. И снова я была безумно горда собой, что смогла сказать по-итальянски «дайте, пожалуйста, пол килограмма» и меня даже сразу поняли. Не зря, все-таки, учила…


… В навигатор вбиваем координаты церкви Санта Мария дела Спина, которая находится на набережной Арно. Наверное, можно припарковаться и где-нибудь поближе к центру, но очень жаль увидеть в Пизе, некогда одной из четырех великих морских республик, только Площадь Чудес. Хочется немного пройтись и по улочкам города. Тем более что и набережная, и улочки — практически пустынны. Организованным туристам их не показывают…


Место под парковку находим с большим трудом — вся набережная уставлена машинами.



Вдоль реки монтируют трибуны. Плакаты сообщают, что завтра, в честь дня города, здесь состоится историческая регата. Вот кто бы знал, а? Могли ведь и на день позже в Пизу попасть. Посмотреть праздник было бы занятно… Ну да ладно, нельзя объять необъятное…


На набережной практически нет людей. И вообще нигде не видно людей. Возникает какое-то странное ощущение от этих средневековых, несколько обветшалых домиков, башен, памятников и мостов… Как будто люди вовсе их покинули… В Италии так повсеместно: одни места просто пищат от натиска туристов, и тут же, рядом, в двух шагах от «туристической Мекки» может быть абсолютно пустынно… Мы находили такие места везде, даже в переполненных туристами Флоренции и Риме. И это прекрасно! Потому что только в таких местах живет истинный дух города…


     



     




     



…Идем по прекрасным улочкам, смотрим по сторонам. Чем ближе к центру, тем больше попадается туристов. Но все-таки их по-прежнему мало.


     




На одной из улочек решаем перекусить. Сначала традиционно усаживаемся на ступеньках какого-то здания с купленными в супермаркете фокаччо. Потом находим уютное кафе с очень демократичными ценами на пироженки.


     





…Идем дальше. И вот из-за ничем не примечательных домиков вдруг показывается та, чье изображение видел на картинках с детства сотни раз. Машка кричит: «Я первая увидела!» и несется вперед…




… На фоне зеленой травы площади Кампо дей Мираколи и синего неба, Дуомо, Баптистерий и колокольня (она же Пизанская башня) смотрятся завораживающе. Весь романско-готический комплекс настолько необычен, что начинаешь верить: название этого места — площадь Чудес — дано ему заслуженно!



     




Элегантная башня, как ей и положено, падает. А многочисленные туристы стараются ее кто поддержать, а кто толкнуть. Очень весело за ними наблюдать. Ну и мы тоже не смогли удержаться от традиционной фотографии. Точнее, Маша.




     



Вход в Дуомо свободный. Рассматриваем его сначала снаружи, а потом уже идем внутрь. Больше всего поражают наружные декоративные элементы, вся эта ажурная вязь, арки, колонны, мозаики и мрамор, везде мрамор... И солидный возраст в почти тыщу лет, конечно, тоже…



     




     




Кафедральный собор Пизы, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии, был начат в 1064 году архитектором Бускето, который к традиционному романскому стилю добавил элементы норманнской, византийской, раннехристианской и даже арабской архитектуры, стараясь этим оригинальным смешением подчеркнуть масштаб торговых отношений и величие Пизанской морской республики, и одновременно пытаясь превзойти «конкурентов»-венецианцев, строивших в этот же самый период собор святого Марка.


     



     



     


     



     



Очень долго простояли мы возле кафедры Джованни Пизано. Это просто настоящий шедевр скульптуры! Каждую фигуру можно рассматривать бесконечно, настолько они выразительные и «живые»…


     


     


Уже когда выходили на улицу, заметили под самым потолком улетевший у кого-то шарик…



После Дуомо пошли в Баптистерий. Если кто не знает, Баптистерий — это помещение для крещения. Сооружение строилось в течение двух веков. И это отразилось на его внешнем виде, сочетающем разные стили. Одна из версий предполагает, что пизанцы, которые обязаны были ежемесячно сдавать некоторую сумму денег на строительство Баптистерия, решили сэкономить на его крыше, поэтому половина ее так и осталась белой. Согласно другой версии, Пиза, будучи приморским городом, использовала крыши и здания, облицованные белым мрамором, как маяки: отсвечивавшая Луна делала город заметным на многие морские мили.



     


     


После богатого убранства Пизанского собора Баптистерий в первые мгновения кажется совершенно пустым. Но побыв немного внутри, замечаешь, насколько правильна его форма, насколько все здесь симметрично. И ни в каких других красотах он не нуждается… Пизанский Баптистерий — самый большой в Италии. И, говорят, здесь потрясающая акустика…



     



     


     


     


     



…На башню подниматься не стали. Походили еще немного по площади и не без сожаления потопали обратно к машине. Красивое место, впечатлило…



Гуляя по Пизе, я вот все думала: как Пиза могла быть великой морской республикой, если морем здесь и не пахнет? А потом прочитала в одном путеводителе, что в древние времена река Арно имела другое течение. И корабли из Средиземного моря могли по реке попадать в Пизу…


На набережной Арно стоит очень маленькая и милая готическая церковь Санта Мария дела Спина. Мы хотели заглянуть в нее перед отъездом из Пизы, но она оказалась закрытой.




Еще немного дороги — и мы во Флоренции. Даже не верится. Кемпинг «Микеланджело» находим очень быстро по координатам. Это единственный кемпинг во Флоренции. К тому же, расположенный практически в центре города. Собственно, на этом его достоинства и заканчиваются. Кемпинг большой, территория какая-то не облагороженная, возможно из-за большого количества молодежи и студентов, в местах общего пользования грязновато. И при этом цена гораздо выше, чем на все прежние кемпинги. Но выбора у нас нет. Остаемся…


     


Находим более-менее уютное место, ставим лагерь, готовим легкий ужин: салатик с помидорками и моцареллой, салями, сыр, оливки, вино…


     



Долго рассиживаться не хочется. Еще чуть-чуть — и солнце начнет садиться. А наблюдать закат во Флоренции лучше всего с площади Микеланджело, которая находится в пяти минутах ходьбы от кемпинга… Берем фотоаппарат, штатив и идем туда.




Сверху хорошо видны старые оливы и наш кемпинг под ними…



…С площади Микеланджело открывается лучший панорамный вид на Флоренцию. И мне совершенно не верится, что именно я, именно сейчас, нахожусь именно здесь… Фантастика…



     



Площадь Микеланджело — очень людное место. Сюда автобусами привозят туристов. Здесь продают всевозможные сувениры, картины, безделушки, сумки и очки. Здесь обнимаются и целуются, фотографируются и смотрят, как на город опускается вечер… И еще здесь стоит Давид. Не оригинал, копия. Но смотрится он эффектно…







     


Это удивительное место, теплый флорентийский вечер, необычные закатные краски и потрясающий вид на Дуомо, Арно и мосты навсегда впечатались в память…



     







…Чем сильнее сгущались сумерки, тем больше появлялось на площади фотографов со штативами и огромными объективами. И если бы я не заняла заранее хорошую стратегическую позицию, потом уже, пожалуй, было бы сквозь них и не протиснуться. И пусть мой объектив не так велик, как их, но кое-что все-таки получилось…






…Вечер заканчивался, уходить спать было жаль. Но впереди у нас еще два полных дня во Флоренции…


День 15. С утра встаем, неспешно завтракаем и пьем кофе. Торопиться особо некуда. Погода что-то не очень шепчет — солнца нет. Но, может оно и к лучшему — не будет жары. С утра в наших планах прогулка по садам Боболи. По пути туда проходим сначала через небольшой городской парк. Он такой уютный-уютный, со скамеечками, фонтанами, прудиком, лотосами, рыбками, всяческими скульптурами и замечательными видами на черепичные крыши… Все-таки Флоренция невероятно фотогенична...



     



     




Дальше, чтобы попасть в сады Боболи, нужно подняться наверх по средневековой улочке. Вокруг сплошные коричневые указатели на достопримечательности: какие-то соборы, башни, городские стены… Кажется, что здесь каждый камень имеет свою историю… И, что особенно радует, вокруг почти нет людей…


     



     


Сады Боболи примыкают ко дворцу Питти — резиденции семьи Медичи. Здесь находится коллекция произведений искусства Медичи и Галерея современного искусства.



Сады Боболи — это ренессансный парк с террасами, фонтанами, рощами, аллеями. Пошли бродить по нему, стараясь заглянуть во все уголки. Сделать это не так просто, потому что парк огромный…


     



     


     


     



На территории парка есть несколько небольших музеев. Заглянули в музей фарфора…



     



     


     


…Всевозможные фонтаны и фонтанчики попадаются в самых разных местах. И везде плавают рыбки! Очень понравился целый ряд водостоков, в которых каждая фигурка уникальна. С удовольствием их рассматриваем…



     


     


     





     


И даже самые обычные фонтанчики с питьевой водой выглядят здесь совсем необычно. Причем, как и в случае с водостоками, человечки внутри каждого фонтанчика разные. Так смешно: пьешь воду, а они на тебя смотрят…


     


В садах Боболи много всевозможных видовых площадок — парк расположен на холме…






Людей совсем мало. Большинство аллеек и вовсе безлюдные… Местами парк выглядит запущенным. Но в этом есть свое очарование. Так приятно побродить по таким местам. Сколько же самых разных историй могли бы рассказать эти аллеи и позеленевшие от времени статуи, если бы могли говорить… Сколько тайн они хранят…


     



     



     



     



     


     


Заглядываем в музей костюма. Интересно, что здесь не просто показаны старинные наряды, а проводится аналогия с современными деталями одежды. Ну, скажем, как трансформировалось вечернее платье со средних веков и до современности. Занятно… Фотографировать здесь почему-то нельзя. Ноя успеваю сделать несколько кадров до того, как меня просят убрать фотоаппарат.


     


     


     



     



Грот Буонталенти отыскали не сразу. Пришлось немного побродить по лабиринтам парка. Но оно того стоило… Очень и очень необычное и впечатляющее место: искусственные сталактиты, копии статуй рабов Микеланджело, статуя Венеры в глубине грота и множество «призрачных» фигур на стенах… Говорят, что из грота потайной ход ведет к мосту Понте Веккьо...



     




     


     



Рядом с гротом обнаружилась странноватая статуя толстого голого карлика верхом на черепахе. По легенде, это — Пьетро Барби, придворный шут Козимо I Медичи.



Изначально мы планировали посмотреть и Палаццо Питти. Но часов после 11 солнце решило-таки нас счастливить. И проходив пол дня по парку под солнцем, мы поняли, что немного подустали и дворец будет уже не в радость. А зачем смотреть такое интересное место ради галочки? Нужно ведь удовольствие получать, а не просто бегать по музеям. Так ведь? И потому мы отправились обратно в кемпинг. Чтобы пообедать и немного передохнуть…



     


     



     


По пути идем и любуемся на машинки на итальянских улицах. С машинами тут вообще интересная штука! Каких только не увидишь: и дорогущие ламборджини и феррари, и раритетные автомобили, и смарты, конечно! Дестяки самых разных смартов! Вообще, в Италии очень мало больших машин. В основном, малолитражки (фиаты, а что же еще?) и смарты. Последние бывают самые-самые разные, такие чудные порой, что даже и машиной это трудно назвать. И еще одно интересное наблюдение: небитые машины в Италии, наверное, только в автосалонах. Я это еще в весеннюю поездку в Болонью заприметила. Сначала просто не можешь понять как же так: что ни машина — то или с вмятиной, или с царапиной. А потом убеждаешься: ОНИ ВСЕ ТАКИЕ!!! Во-первых, здесь так ездят и паркуются, что царапины выглядят штукой вполне обыденной. А, во-вторых, итальянцы в принципе машины не ремонтируют. Стукнули слегка, поцарапали — так и ездят. Уж и не знаю почему…



     



Проходя через уже знакомую площадь Микеланджело, снова полюбовались чуть-чуть на Флоренцию. Теперь полуденную…





…Ну что ж, сиеста, так сиеста. Нужно уважать обычаи страны, так сказать ))) Притопали в кемпинг, приготовили легкий обед, покушали и завалились спать…



Вот, кстати, по поводу «покушать». К тому моменту, безуспешно потыкавшись по газовым заправкам, мы окончательно поняли, что здесь, в Италии, нам наш газовый баллон никто не заправит. Это вам не наши суперумельцы… В принципе даже связываться никто не станет… Оценить масштабы бедствия мы никак не могли, потому как первый раз путешествовали с баллоном такого объема. И совершенно не представляли, на сколько времени нам хватит запасов газа. Поэтому, было решено газ экономить и там, где возможно, пользоваться электрочайником. В каждом кемпинге свои условия пользования электричеством. Оно может уже входить в стоимость кемпинга и отдельно его оплачивать не нужно. А может стоить дополнительно 2-5 евро в день. Вот в «Микеланджело» электричество уже входило в стоимость. Вы думаете, что это классно? Отнюдь! Платить-то за него не нужно. Но и кроме как телефон зарядить, больше ничего не получается. А включаешь электрочайник — сразу выбивает рубильник! В общем, чтобы закипятись маленький полулитровый чайник приходилось дежурить у щитка. Вырубило — включил, вырубило — включил… И так десять раз… Уж лучше пусть электричество будет платным…


…Проснулись часа в четыре. Ах, опять нужно идти гулять по этой Флоренции! ))) Причем, очень-очень быстро, потому что возник план попасть в галерею Уффици без очереди. Обычно очереди туда огромные, чуть ли не на пол дня. Но, говорят, что если прийти часа за два до закрытия, может повезти, и очередь окажется небольшой. В общем, решили попытаться. Галерея находится на другом берегу Арно. Перейти можно по любому мосту, но мы выбираем Понте Веккьо и идем к нему.


Деревянный мост на этом месте существовал еще при римлянах, а в 1345 году соорудили каменный. Здесь всегда были лавки торговцев. Но в средние века торговали мясом, а сейчас — ювелирными изделиями. Интересно, что Понте Веккьо — единственный мост во Флоренции, который уцелел во Вторую мировую войну. Его просто обожал Гитлер. И потому запретил взрывать мост во время отступления фашистских войск из Италии.


Ну, что сказать… Со стороны мост смотрится красиво и необычно. Очень древним он смотрится… А вот на самом мосту… Ну, не знаю… Не впечатляют меня подобные туристические аттракционы…



     





     


На мосту заметили группу людей с прокатными велосипедами. Оказалось — велосипедная экскурсия по Флоренции…



Надолго здесь не задерживаемся — нас ждет одно из самых впечатляющих в мире собраний произведений искусства. Димка пошел чуть быстрее, чтобы занять очередь. А мы с Машей шли не спеша…


Очередь действительно оказалась совсем небольшой. Постояли буквально минут десять…



     


     


Описывать галерею Уффици — совершенно бессмысленное занятие. Не могу отнести себя к большим знатокам искусства, но даже мне понравилось необычайно! Вот ходишь, смотришь и вдруг узнаешь статую, знакомую с детства по учебнику истории. Или картину, репродукцию которой видел десятки раз… Такое количество шедевров не так-то просто переварить… Больше всего поразил Боттичелли с его «Рождением Венеры». Эту картину мне больше всего хотелось увидеть. И вот именно возле нее я отчетливо ощущала мурашки на коже. Позже подобное ощущение я испытала еще дважды — в базилике Санта-Кроче и возле Пьеты Микеланджело в соборе св. Петра. Уж очень высока энергетика подобных произведений искусства и подобных мест…


Фотографировать в галерее нельзя. Но репродукцию «Рождения Венеры» из Инета я все же добавлю…  В реале цветовая гамма у картины гораздо нежнее: розовые и бирюзовые оттенки просто потрясающие…



Маше тоже очень понравилась галерея. Особенно, картины на тему древнегреческих мифов. Она неплохо знает мифологию и многие сюжеты легко угадывала. Особенно интересно сравнивать несколько картин на одну и ту же тему (хоть мифологическую, хоть библейскую): каждый мастер видит историю по-своему…


Одно жаль — маловато времени получилось на осмотр. Галерея закрывается в 7 вечера, и где-то в половине седьмого народ потихоньку начинают выживать наружу. Некоторые залы посмотрели очень бегло. По хорошему, на осмотр нужно часа четыре, не меньше… И, конечно, очень стоит сюда вернуться еще раз… В книжной лавке при галерее купили интересную книгу о семье Медичи и шикарный фотоальбом о городах и достопримечательностях Италии. В общем, остались походом очень довольны…





…На остаток вечера у нас никаких особых планов не было. Поэтому, пошли просто куда глаза глядят. Пожалуй, это самое увлекательное — ходить по незнакомому прекрасному городу безо всякой цели и карты. Ноги непременно принесут тебя в самые разные интересные места. Как, например, вот этот волшебный магазинчик деревянных игрушек и разных вещичек для интерьера детской. Мы зависли здесь надолго, чтобы все как следует рассмотреть. Насколько же душевно выглядят все эти милые штучки….



     



     


… Как-то незаметно вышли на самую известную флорентийскую площадь — площадь Синьории. И вот тут заметили еще одну занятную итальянскую штуку: колонки для зарядки электромобилей. Вот просто подъехал, припарковался и заряжайся…



Площадь получила свое название от «синьории» — так именовалось правительство Флорентийской республики, которое здесь располагалось. Базировалось оно во дворце Синьории, который больше известен под именем Палаццо Веккьо. Площадь — настоящий музей под открытым небом! И особенно здорово смотрится она на закате… Сначала мы пошли рассматривать фонтан Нептуна…



     



     


…Потом пошли любоваться Давидом. Когда-то на площади Синьории стоял оригинал статуи. Но потом его перенесли в Академию изящных искусств, а на площади поставили копию…



     


…Возле Палаццо Веккьо есть еще одна интересная статуя — Геркулес, победивший Какуса. По легенде людоед Какус украл у Геркулеса четырёх быков и четырёх телиц из Герионова стада. Геркулес нашел Какуса и убил его дубиной…


     



Лоджия Ланци была построена в период с 1376 по 1382 гг. и предназначалась для собраний и приёмов Флорентийской республики. Сейчас здесь собраны великолепные копии скульптур, оригиналы которых находятся в галерее Уффици.



     



     


Вот, например, Персей с головой Медузы Горгоны...


     


А вот Геркулес и Кентавр. Это иллюстрация одного из подвигов Геркулеса…


     


     


А это — «Похищение сабинянок». Композиция изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин.


     


И еще одно похищение. Теперь уже Поликсены. И львы... И много еще всякой дуругой красоты...


     



     


     



В одном отчете как-то читала, что Флоренция показалась путешественникам холодной и бездушной в сиянии своих шедевров. Нет, мне она такой не показалась. Напротив, она была теплой и душевной, уютной и трогательной, освещенной мягким закатным солнцем, такой очень-очень харизматичной… Нет, ну разве не удивительно, когда даже фонарные столбы сплошь и рядом на львиных лапах…


Назад возвращались уже по другому мосту, Санта-Тринита, который считается самым изящным мостом Флоренции. С моста открывается красивый вид на Понте Веккьо. А фигурка шагающего вниз человечка привела в некоторое недоумение. Но что это за человечек и чего решил прыгать с моста, я так и не разобралась… Может, кто знает?


     



     




… А дальше — вдоль Арно и вверх, вверх по узеньким улочкам в сторону кемпинга. Ух, пока на эту горку взберешься…



     



     


Нет, ну вот разве такое оформление витрины не чудо? А ведь всего-навсего раскрашенный упаковочный картон…



… В кемпинге все спокойно. Ужинаем и идем в кафе у ресепшена: только здесь работает Wi-fi.



     


Все-таки хорошо, когда прямо из кемпинга можно каждый вечер любоваться вот таким вот видом… И хорошо, что завтра нас ждет еще один день во Флоренции. Два дня во Флоренции — это мало, очень мало. Но все же лучше, чем заезд на пару часов экскурсионным автобусом в рамках тура «Десять европейских городов за пять дней» )))