ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

 

Очарованные Италией...
Июнь 2013

 

ЧАСТЬ 6: Пиза, Флоренция

 

День 16. Утром обнаруживаем, что вход на площадь Микеланджело закрыт. С чего бы это? Может потому, что сегодня понедельник? Может, сюда можно только по выходным? Но автобусы исправно привозят сотни туристов к видовой площадке, на которую сейчас попасть нельзя. Причина этого явления разрешилась позже. Но обо всем по порядку…



…Идем уже привычной дорогой на другую сторону Арно. До мостов от кемпинга минут 15-20 бодрого хода.




Первый наш пункт программы на сегодня — базилика Санта-Кроче (Церковь Святого Креста). Здесь, как и практически в каждом итальянском соборе, можно посмотреть значимые произведения искусства. В Санта-Кроче — это фрески Джотто. И этому уже перестаешь удивляться, воспринимая каждый собор, как вполне себе самостоятельный музей искусства. Но большую известность базилика имеет, пожалуй, благодаря находящимся здесь гробницам многих всемирно известных людей.


…Возле собора строят сцену и зрительские трибуны. За ними базилику невозможно рассмотреть. Интересно, что же здесь будет?



     


Внутреннее убранство базилики не так поражает воображение, как, скажем, пизанский собор. Но строгая готика, скульптура, многочисленные средневековые фрески и витражи делают ее настоящим произведением искусства…



     



     



     


     


Но какая же здесь энергетика! Не проходящее ощущение мурашек на коже, почти такое же, как в галерее Уффици… Не начало ли это флорентийского синдрома? Хотя это вряд ли. Не такой уж я фанат и ценитель искусства, чтобы впадать в истерику при виде фресок Джотто или скульптур Донателло… Но все равно поражает и потрясает… А флорентийский синдром — это не миф и не вымысел. Его называют еще синдромом Стендаля. И он отлично известен психиатрам. Сам французский писатель после посещения Флоренции признавался, что пришел в легкое помешательство от увиденной красоты: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…»


А ведь, пожалуй, каждый, побывавший во Флоренции (ди и вообще в Италии), испытывает нечто подобное… Опустошенность — вот как это называется! Слишком велика концентрация красоты на квадратный метр пространства… Слишком серой может показаться потом обыденная жизнь… Кстати, синдром Стендаля может возникать и от природных красот. Вот в Австтрии, на Дахштайне у меня было больше шансов его заработать...


Наверное, особая энергетика этого места связана еще и с тем, что здесь похоронено множество по-настоящему гениальных людей. Галилео Галилей, Россини, Макиавелли, Огинский (тот самый, написавший знаменитый полонез), создатель телеграфа Маркони, великолепный Микеланджело и еще, еще…


А вот имеющаяся здесь могила Данте на самом деле пуста. В свое время флорентийцы изгнали поэта из города за неугодные властям политические высказывания. Данте поселился в Равенне, написал там свою «Божественную комедию» и умер. И тут-то до Флоренции дошло, что она по собственной воле лишилась настоящего гения. Она затребовала тело из Равенны, чтобы упокоить Данте со всеми почестями на его исторической родине. Однако Равенна возмутилась: «Он вам живой не был нужен, не получите и мертвого». Вот и стоит теперь в Санта-Кроче пустой склеп.



     


     



     


     


     


…Вышли во внутренний дворик. Очень симпатичный. Оттуда забрели еще в какие-то залы с фресками и выставкой гравюр. Лично мне очень понравились даже не столько сами гравюры, сколько деревянные «доски», с которых их печатают. Как-то раньше такое видеть не доводилось…



     



     




…В общей сложности пробыли в базилике часа два. Потом пошли к Соборной площади и Кафедральному собору Санта-Мария-дель-Фьоре. Это — бесспорный символ Флоренции, купол собора как будто парит над городом.


     



Кафедральный собор — самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто (эпохи итальянского искусства XVв.). Он огромен! Собор был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек)! Вместе с баптистерием и колокольней Джотто образуется очень красивый архитектурный комплекс. И снова эти нежно-розовые и зеленоватые оттенки, эта ажурная вязь, как на Пизанском соборе… Любоваться можно бесконечно…



     


     



     


     



     



На площади у собора просто тьма народа. И снова складывается впечатление, что основная масса туристов скапливается здесь и на мосту Понте Веккьо. А весь остальной город — полупустой. Как же это хорошо!


Мы пришли к собору в какое-то неудачное время: он закрыт. Ладно, придем попозже… Дальше, ориентируясь по карте, ищем еще одну знаменитую флорентийскую площадь — Сантиссима Аннунциата. Она находится совсем рядом с Дуомо. И (вот чудеса!) эта площадь практически безлюдная! В двух шагах от нее возле собора тысячная толпа, а здесь — только мы, немногочисленная группка туристов, да несколько местных бомжей… Везет же нам на подобные места!


Особый колорит площади придают три здания с открытыми арочными галереями: церковь Сантиссима Аннунциата (Благовещения Девы Марии), портик Ордена сервитов (монашеский орден служителей Девы Марии) и Воспитательный дом для подкидышей, выстроенный по проекту Брунеллески. Посередине стоит конная статуя Фердинанда I Медичи, а с двух сторон площади, симметрично, расположены два фонтана с морскими чудовищами. Очень классное место эта площадь — тихая и уютная. Походили, позаглядывали везде. Потом уселись в тени на каменных ступеньках и отлично пообедали салями, прошутто, сыром и овощами…



     



     




И здесь собор закрыт! Что за невезуха? Но мы даем слово и сюда вернуться чуть попозже. Церковь Сантиссима Аннунциата входила в мою обязательную программу по Флоренции. Читала во многих отзывах, что по ощущениям это очень светлое место и здесь непременно стоит побывать…


После площади отправляемся на поиски Нового рынка, где стоит знаменитая бронзовая скульптура кабанчика. Порчеллино, как ласково называют его итальянцы. Поросенок известный, хотелось его повидать. Кроме того, у меня к нему было дело… Но вот искать свинтуса пришлось долго. Уж и не знаю почему, но мы всякий раз выходили куда-то не туда. В результате покружили сначала по старому центру, потом по новому, потом забрели на улицу крутых отелей, ресторанов и бутиков… В общем, полюбовались на Флоренцию самую разную… С перерывами на кофе...



     




     




… В книге Генри Мортона «От Рима до Милана. Прогулки по Северной Италии» есть замечательные слова: «В первое свое утро во Флоренции я решил не посещать музей или галерею, а просто походить по городу, чтобы узнать знакомые по фотографиям места. Флоренция — это город, который большинство людей знает всю свою жизнь». И это воистину так! И бронзового кабанчика я многократно видела на фото и, когда мы все-таки разыскали Сенной рынок, узнала сразу, как будто уже не раз здесь бывала…


     


Фонтану 400 лет, и он является бронзовой копией с античной статуи, которая хранится в галерее Уффици. Милый Порчеллино окутан ореолом легенд. Даже у Г.Х.Андерсена есть сказка-быль о нем. «Бронзовый кабан». «Во Флоренции неподалеку от пьяцца дель Грандукка есть переулочек под названием, если не запамятовал, Порта-Росса. Там перед овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел дочерна, только морда блестит, как полированная». В сказке рассказывается о бедном мальчике, который как-то ночью забрался кабану на спину, и тот умчал его в далекое путешествие… А в путеводителе упомянутого мною Генри Мортона есть еще одна занятная легенда. Будто бы кабан с наступлением темноты превращался в юношу, «такого же красивого, как только что нарисованный святой Себастьян». Однажды он в таком обличий влюбился в девушку. Открыв ей свою тайну, он предупредил, что если она кому-нибудь об этом расскажет, то он никогда уже не сможет больше ее увидеть, а навсегда превратится в бронзовую скульптуру. Она пообещала хранить тайну, однако почувствовала, что должна рассказать об этом своей матери. Несмотря на данную дочери клятву, мать не удержалась и посвятила в тайну лучшую подругу. В результате не прошло и часа, как вся Флоренция обо всем узнала. С тех пор и стоит здесь бронзовый кабан. А что же девушка? Она превратилась в лягушку: ведь каждый знает, что лягушки — бывшие люди, не умеющие держать язык за зубами… Как будто в подтверждение этой истории, вокруг кабана действительно сидят самые разные лягушки. А также прочие земноводные…


     


Существует поверье: у кабанчика можно попросить исполнения какого-нибудь материального желания. Для этого необходимо положить монетку ему в пасть таким образом, чтобы, соскользнув вниз, она проскочила в решетку водостока. Если это произошло, можно тереть блестящий пятачок и обращаться с просьбой. Мне очень нужно было кое-что попросить у Порчеллино. И, конечно, я не отказала себе в удовольствии это сделать. Исполняет ли кабан желания? Думаю, исполняем их мы сами, запуская внутри себя какие-то скрытые механизмы и отыскивая ранее неведомые возможности. А блестящий пятачок — всего лишь отправная точка на этом пути. Что ж, пока полет нормальный…



     


     


Наигравшись с поросенком и монетками, идем гулять дальше. И почти рядом с рынком обнаруживаем целое шествие в исторических костюмах. Вот это мы удачно попали! И снова возникает вопрос: в честь чего это все? Сегодня ведь даже не выходной, а вообще понедельник. Хотя, во Флоренции, наверное, слова понедельник не существует. Здесь каждый день воскресенье…



     



     



     



     


А какая здесь полиция классная! Дети просто загладили и затискали лошадок. А полицейские только знай улыбаются…



Посмотрели шествие и пошли опять к Кафедральному собору. Чтобы все-таки попасть внутрь. Путь снова через площадь Синьории. Но сегодня она смотрится совсем иначе. Людей тьма, да и небо что-то хмурится. Не то что вчера на закате…



В собор огроменная очередь. Но движется быстро. Постояли минут 10…


     


…Насколько Санта-Мария-дель-Фьоре поражает своим внешним обликом, настолько же он разочаровывает внутри. Да, он огромен. Да, классная мозаика на полу. Да, необычные часы, которые идут в обратную сторону… Но вот как-то не впечатляет… Наверное, это еще и оттого, что пересмотрели уже до него множество соборов-шедевров. Глаз притомился… А впереди ведь еще Рим… О-хо-хо…



     



     



После Санта-Мария-дель-Фьоре снова возвращаемся на площадь Сантиссима Аннунциата. Мы же пообещали себе вернуться сюда, чтобы заглянуть в базилику Благовещения Девы Марии. И не пожалели. Собор практически пустой и очень темный. Но не мрачный! Напротив, он какой-то необыкновенно уютный и праздничный. Очень хочется сесть в уголке и посидеть, послушать тишину. Что мы, собственно с удовольствием и сделали… Базилика оставила очень и очень приятное впечатление!




     



     



     



Дело близилось к вечеру. И можно было бы спокойно гулять по Флоренции до самой темноты. Но… На небе стали с такой быстротой сгущаться тучи, что стало понятно: совсем скоро начнется гроза… И еще какая! А до кемпинга идти и идти… Решили возвращаться… Придем, приготовим ужин, винцо откроем... А потом можно прогуляться вверх от площади Микеланджело...


     





…Дождь накрыл нас прямо за мостом. И что это был за дождь! Просто стена воды. Мы укрылись под какую-то историческую арку и пытались с полчаса переждать там непогоду. Потом плюнули и пошли в лагерь. В конце концов, дождь — это всего лишь вода.


…В кемпинге пришлось срочно окапывать палатку. Не были мы готовы к такой непогоде. Потом забрались внутрь и сидели еще наверное с час в надежде, что дождь все-таки закончится и можно будет нормально приготовить еду. Но дождь не прекращался, а кушать очень хотелось. Пришлось доставать всякие остатки продуктов и есть это прямо в палатке. И я хочу сказать: не так уж все и плохо на самом деле… Как может быть плохо, когда есть салями, сыр, тунец и вино, а вокруг — Флоренция?..



Наконец, дождь закончился. Вылезли на свет Божий — вокруг грязи по колено, полотенца на веревке насквозь мокрые… Зато радуга! Даже две!



Куда-либо идти уже перехотелось. Нужно было собираться, переодеваться в сухую одежду, а дело уже шло к вечеру. Решили, что лучше мы ляжем спать пораньше, а завтра пораньше выедем. Но не тут-то было! Едва стемнело, начался фейерверк. Вот, оказывается, почему площадь Микеланджело была сегодня закрыта — там устанавливали пиротехнику. Мы, конечно, были рады невероятно: фейерверк во Флоренции, это мы классно зашли! Да еще какой красивый! Но вот как вы думаете, сколько может длиться фейерверк? Ну, 15 минут. Ну, пол часа. А вот и нет! Почти целый час! Сначала это было весело: все вышли из своих палаток и автодомов, подтянулись на открытое место и дружно радовались. Потом из-за очень низких туч дым от пиротехники перестал рассеиваться, постепенно затягивая все воздушное пространство. За дымом уже почти не было видно красоты. Потом клочьями полетела копоть и ошметки несгоревшей бумаги. Но это все ерунда по сравнению со звуком! Мы же находились буквально в пяти минутах ходьбы от площади, и это делало грохот просто невероятным. К тому же, его усиливали тучи. Через пол часа фейерверка мы, да и другие обитатели кемпинга, уже просто не знали, куда деваться от грома. А под конец, вместе с финальными залпами, он стал просто невыносимым. Я заткнула уши и наклонила голову, и чувствовала уже легкую контузию… Вот такой он, фейерверк во Флоренции!



     



     


Уже потом, дома, я узнала, что 24 июня Флоренция отмечает День города. Вот откуда все эти шествия, трибуны, сцены и фейерверки. Совершенно случайно нам так повезло! Оказывается, в этот день на Базарной площади проходит футбольный матч в исторических костюмах и всякие другие мероприятия. Если бы знать заранее! Хотя не известно, не помешал ли празднику дождь…


…Да уж, и денек сегодня выдался! Впечатления зашкаливают… Пора спать. Завтра мы едем в Рим!